Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников


Реферат
Структура, функции
и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc446952889 \h 3Нормативно-правовая основа патриотического воспитания школьников PAGEREF _Toc446952890 \h 4Принципы патриотического воспитания PAGEREF _Toc446952891 \h 4Классификация основ патриотического воспитания PAGEREF _Toc446952892 \h 5Характеристики патриотического воспитания PAGEREF _Toc446952893 \h 7Система функций патриотического воспитания школьников PAGEREF _Toc446952894 \h 9Ценностные ориентации в патриотическом воспитании школьников PAGEREF _Toc446952895 \h 11Объект, субъект патриотического воспитания PAGEREF _Toc446952896 \h 12Уровни патриотического воспитания школьников PAGEREF _Toc446952897 \h 14Определение показателей патриотического воспитания школьников PAGEREF _Toc446952898 \h 17Литература: PAGEREF _Toc446952899 \h 19
«В ком нет любви к стране родной,
Те сердцем нищие калеки».
Шевченко Т. Г.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Введение
Патриотизм, как одна из наиболее значимых непреходящих ценностей, является фундаментом государственного здания, идеологической основой его жизнеспособности.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание, идеология.
Поставленная на современном этапе перед школой задача гражданско-патриотического воспитания предполагает не только формирование веры и убеждений, но и претворение теоретических предложений в конкретные дела. В связи с этим, в последнее время активизировался поиск новых методов и форм организации процесса непрерывного воспитания. Непрерывное воспитание учащихся определяет основные условия эффективности гражданско-патриотической работы в учреждении образования: профессионализм, высокий уровень идейной убежденности педагогов. Перед школой стоят следующие цели:
- прививать учащимся любовь к Родине, приобщать их к социальным ценностям – патриотизму, гражданственности, исторической памяти, долгу; формировать основы национального самосознания.
Для достижения цели по гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
изучение истории своего города, области, страны;
воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Зарождаясь из любви к семье, дому, к своей «малой Родине», патриотические чувства при умелом воспитании, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимутся до общегосударственного самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
«Реализация государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы" создала предпосылки по дальнейшему совершенствованию системы патриотического воспитания. В стране действует более 22000 патриотических объединений, клубов и центров, в том числе детских и молодежных».
HYPERLINK \l "_Оглавление" Нормативно-правовая основа патриотического воспитания школьников
Ввиду того, что воспитание является конкретно-историческим и социальным явлением, оно определяется социальным заказом общества информирует и учитывает требования общества к молодому поколению. Этот заказ находит свое отражение в нормативно-правовых документах государства, программах и планах работы различных министерств и ведомств.
Такими документами в области патриотического воспитания, где сформулированы требования государства и общества к идеалу патриота и гражданина являются: Конституция Российской Федерации; Государственная программа «Развитие образования на 2013–2020 годы»; Федеральные законы «Об образовании», «О воинской обязанности и воинской службе», «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений», Федерального закона «Об общественных объединениях»; Указы Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи», «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»; Постановления Правительства «Об утверждении положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», «О военно- патриотических молодёжных и детских объединениях», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного воспитания и развития школьников; образовательный стандарт общего среднего образования,
В содержании вышеназванных документов определены назначение, цели и основополагающие ценности патриотического воспитания школьников в данный период развития общества.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Принципы патриотического воспитания
Рассмотрим основополагающие принципы, руководствоваться которыми необходимо в реализации целей патриотического воспитания.
Принцип или начало (от лат. principium - начало):
Основополагающая истина, закон, положение или движущая сила, лежащая (лежащий) в основе других истин, законов, положений или движущих сил.
Руководящее положение, основное правило, установка для какой-либо деятельности.Внутренняя убежденность в чем-либо, точка зрения на что-либо, норма поведения [3]
Таким образом, принципы - это наиболее общие, основополагающие правила и рекомендации, которыми следует руководствоваться при организации и осуществлении деятельности.
В педагогической теории и практике: принцип - движущая сила; точка зрения на что-либо; внутреннее убеждение, задающее общую установку по отношению к действительности, нормам поведения и деятельности.
Реализация целей патриотического воспитания школьников основывается на совокупности принципов, которые отражают общие закономерности и принципы образовательного процесса как целостного педагогического процесса, и специфику патриотического воспитания школьников.
Представленные в классификации Н.Ф. Харламова [10], универсальные принципы воспитания отражают современное понимание требований к теории и практике воспитательного процесса:
1. Принцип связи воспитания с жизнью, социокультурной средой, который означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективами его развития, отвечать его потребностям; принцип требует определения целей воспитания с учетом государственных и личностных требований.
2. Принцип связи школы с жизнью предполагает такую организацию воспитания (разработку содержания, выбор методов, форм и средств воспитания), чтобы учащиеся не замыкались в школьной среде.
3. Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса. Он означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.
4. Принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности, активности школьников. Это требование опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которой педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.
5. Принцип воспитания в труде, отражает требование вовлечения воспитанников в общественно-полезную деятельность, в том числе организацию различных видов труда школьников, который является обязательным компонентом образования в педагогических системах большинства стран мира.
6. Принцип гуманизма, уважения к личности ребенка в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете учителя, сотрудничестве, любви, доброжелательности. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач и проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.
7. Принцип опоры на положительное в личности ребенка требует от педагога веры в позитивные изменения личности в процессе воспитания, в стремление ребенка быть лучше, поддерживать, развивать это стремление.
8. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив - один из классических принципов советской педагогики, который предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и совместную деятельность, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.
9. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников, что предполагает знание учителем возрастных особенностей и индивидуальных различий школьников, доступных способов их изучения и выбор в соответствии с ними определенных средств и методов работы с конкретными воспитанниками.
10. Принцип единства действий и требований школы, семьи и общественности диктует необходимость обеспечения педагогическим коллективом единых и согласованных действий всех участников воспитательного процесса - семьи школьника и социальных институтов, школы.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Классификация основ патриотического воспитания
Классификация основ патриотического воспитания [5]:
Служения Отечеству. Является интегративным принципом патриотического воспитания. В современных условиях требования принципа распространяются на сферу воспитания патриотизма как в ракурсе созидательной деятельности, так и защиты Родины.
Исторической и социальной памяти. Требование принципа осуществлять связь времён - прошлого, настоящего и будущего, является механизмом закрепления, аккумуляции, сохранения и воспроизведения (восстановления, воссоздания, моделирования) социального опыта и выполняет функцию сохранения духовно-нравственного и культурно-исторического наследия народа и воспроизводит это наследие в реконструированных формах содержания патриотического воспитания.
Межпоколенной преемственности духовного опыта. Данный принцип полагает использование в воспитании укорененную в глубинах народной жизни систему базовых ценностей, которые на протяжении тысячелетий формировали разные поколения, создавая лицо народа и нации, обусловливая совершенно определенный тип личности; отражает единство и многообразие социального и народного компонентов в патриотическом воспитании; ориентирует на сохранение общих черт многовековой бытовой культуры воспитания, этнокультурные, духовные, героические и созидательные традиции, общие факторы воспитания, присущие различным народам.
Социокультурной и национальной идентификации, который определяет действие механизмов отождествления субъекта с социальным миром, воспринимаемым как мир Родины, отчего дома, родства, что позитивно влияет на развертывание жизненных сил личности, снимает уровень напряженности и конфликтности, создает свою, близкую среду. Именно этим определяется смысл поиска идентификационного кода российской культуры, адекватного вызовам современности.
Гордости и великодушия в осмыслении социокультурной реальности исторического прошлого, требующий относиться к ходу отечественной истории и отдельным историческим событиям как данности, рассматривать их в контексте необходимости и оправданности последующим ходом исторического процесса. Мозаичность исторического прошлого предполагает наличие различных взглядов на природу, сущность и механизмы различных процессов, поскольку они как характеристики социокультурного субъекта также не могут быть однородны.
Сакральности символов и смыслов Отечества, который определяет эмоционально-ценностную доминанту воплощения чувства гордости и приверженности памяти предков в дело созидания и защиты Родины. Символы формировали у многих поколений россиян личностный идеал. Поэтому одна из важнейших характеристик патриотического воспитания - eгo ценностно- смысловой характер, на который педагог и воспитанник ориентируются в своей совместной деятельности.
Соборности в воспитании духовных основ патриотизма. Результаты научных обобщений социокультурных, религиозных и философских особенностей российского менталитета позволяют сделать вывод, что одним из принципов идентификации духовной жизни российского социума является соборность, которая обладает коллективистскими, объединяющими началами социокультурной интеграции. Соборность - это этнический архетип в пространстве культуры российского социума, проявляющийся как чувство коллективного синтеза единичного и множественного, реального и сакрального, рационального и иррационального. Чувство патриотизма можно рассматривать как «переживание соборности», имеющей основу событие, т.е. совместно переживаемое бытие как таковое. В патриотическом воспитании данный принцип направлен на формирование духовности, гармонических основ в отношениях личности, коллектива, общества и государства, основ воспроизводства традиций народного единства, благоговения перед предками, гуманизма, толерантности, милосердия, коллективизма.
Опоры на культурные, исторические, боевые и трудовые традиции, которые выступают универсальной формой сохранения и трансляции социокультурного опыта, обеспечивая при этом устойчивую социокультурную преемственность в реалиях повседневности. В традиции как основе патриотического воспитания заложен механизм духовного воспроизводства человека культуры, гражданина, патриота, выступающий особым процессом его самоидентификации и направленности на проявление собственной специфики и самобытности. Традиции существуют как особые «модели» коллективного бытия людей на данной территории, и смена поколений происходит вместе с постоянным переносом этой модели из прошлого в настоящее и будущее.
Импликации традиций и инноваций в патриотическом воспитании. Данный принцип основывается на представлении о патриотизме как феномене, обладающем свойством инверсии в пространстве «прошлое-настоящее- будущее». Прошлое в патриотическом воспитании выступает как ресурсная база духовности, основанная на традициях, настоящее - потенциальная основа консолидирующая общество гармонией традиций и инноваций, будущее - результат преобразовательного внедрения инноваций в пространство традиций. Тем самым, обеспечивается устойчивость социальных отношений в формате: «личность - коллектив - общество - государство», осуществляется своеобразная регенерация прошлых общественных отношений в настоящем и будущем.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Характеристики патриотического воспитания
Опираясь на системный подход рассмотрим такие характеристики патриотического воспитания как: целостность, связь, структура и организация, уровни системы и их иерархия, управление, цель и целесообразное поведение системы, самоорганизация системы, ее функционирование и развитие.
Методологические позиции воспитания:
декларация намерения принять воспитание за нечто целое, выделить в нем составляющие его элементы с последовательным анализом всех этих элементов в нескольких типичных вариантах их взаимодействия;
признание системности за качественную характеристику воспитания с описанием ее качественных системных характеристик: его целостности, структурности, взаимозависимостей системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы и др.
Сущностные характеристики системы патриотического воспитания школьников: многофакторность, длительность, перспективность, комплексность, преобладание организаторских форм педагогической деятельности, ступенчатость.
Кратко охарактеризуем их.
Многофакторность системы - первая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников. Многофакторность данного феномена определяется наличием многочисленных факторов внутренней и внешней среды: семья, школа, формальные и неформальные контакты школьника с другими людьми, его обращение к литературе, искусству, средствам массовой информации, которые разнонаправлено -целенаправленно и стихийно влияют на процесс патриотического воспитания школьников.
Систематичность и длительность - вторая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - предполагает осуществление воспитательных воздействий в определенном порядке и системе:
целеполагание и планирование процесса патриотического воспитания школьников, его основных стадий и этапов его реализации;
отбор содержания процесса патриотического воспитания школьников: форм, методов, средств;
организацию процесса патриотического воспитания школьников;
контроль над ходом процесса патриотического воспитания школьников;
определение основных направлений коррекции процесса патриотического воспитания школьников;
принятие управленческих решений;
прогнозирование дальнейшего хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Длительность как сущностная характеристика патриотического воспитания школьников реализуется как целесообразная, плановая, комплексная реализация процесса патриотического воспитания школьников, с учетом возрастных, индивидуальных, национальных и конфессиональных особенностей школьников в условиях непрерывного изменения личности школьника и образовательной среды, коррекции и прогнозирования хода процесса патриотического воспитания школьников и динамики патриотической воспитанности школьников.
Перспективность - третья сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - определяет возможную успешность развития процесса патриотического воспитания и основные факторы (внутренние и внешние) и условия успешности этого процесса.
Данная характеристика отражает необходимость и возможность ставить отдаленные и близкие цели, планировать процесс патриотического воспитания школьников и прогнозировать его результаты.
Комплексность - четвертая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - позволяет увидеть педагогический процесс как единое целое, объединяющее в себе отдельные направления реализации его воспитательных функций. Эта характеристика отражает взаимоувязанность и полноту различных типов, направлений, форм, методов, средств патриотического воспитания школьников.
Ступенчатость - пятая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует последовательность патриотического воспитания школьников как процесса перехода от элементарных представлений о патриотизме - к высшему ценностно-смысловому проявлению патриотизма: служению Отечеству. В связи с этим происходит последовательное построение процесса патриотического воспитания от знаний о патриотизме и создания мотивации патриотически-ориентированного поведения до формирования опыта собственно патриотической деятельности.
Также можно дополнить перечень сущностных характеристик, такими как целостность.
Целостность - шестая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников - означает завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.
Целостность процесса патриотического воспитания школьников определяется, прежде всего единой целью патриотического воспитания школьников и единством всех целенаправленных воспитательных воздействий. Диалектика отношений внутри целостного процесса патриотического воспитания школьников заключается:
– во-первых, в единстве и самостоятельности процессов (стадий, этапов, ситуаций) его образующих;
– во-вторых, в целостности и соподчиненности входящих в него компонентов;
– в-третьих, в наличии общего и сохранении специфического.
Активность - седьмая сущностная характеристика патриотического воспитания школьников характеризует деятельность педагогов как целенаправленную, мотивированную, осознанную, эмоционально-окрашенную инициативную и ситуативную при высоком уровне владения педагогом способами и приёмами действий. Такая активность означает и активный двусторонний характер взаимодействия педагога и школьников как условие его эффективности. Активно включаемый субъектами в различные виды деятельности школьник сам постепенно становится активным участником и субъектом этого процесса. По словам Э.В. Ильенкова «личность и возникает тогда, когда индивид начинает самостоятельно, как субъект, осуществлять внешнюю деятельность по нормам и эталонам, заданным ему извне - той культурой, в лоне которой он просыпается к человеческой жизни, к человеческой деятельности. Пока же человеческая деятельность обращена на него, а он остается ее объектом, индивидуальность, которой он уже, разумеется, обладает, не есть еще человеческая индивидуальность» [5].
Таким образом, сущностными характеристиками системы процесса патриотического воспитания школьников являются:
– целостность;
– систематичность и длительность,
– перспективность,
– комплексность,
– ступенчатость,
– активность,
– полифункциональный характер.
«Патриотическое воспитание школьников» имеет полифункциональный характер, который проявляется в его многоаспектности, обеспечивающейся единством реализации его функций.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Система функций патриотического воспитания школьников
Функциональные компоненты профессионально - педагогической деятельности применительно к задачам патриотического воспитания школьников.
Перечень функций:
1) ориентирующая функция,
2) мотивационно-мобилизационная функция,
3) информационно- гностическая функция,
4) организационная функция,
5) преобразующая функция,
6) координирующая функция
7) контролирующая функция,
8) прогностическая функция,
9) коррекционная функция
Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания. Эта функция - ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу.
Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности. Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных.
Известно, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально подобранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников, осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности.
Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями, поставленными государством и образовательным учреждением.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и новых стандартов образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.
Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности.
Таким образом, основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ.
Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Ценностные ориентации в патриотическом воспитании школьников
Ценностные ориентации представляют собой элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.
По мнению психологов, ценностные ориентации - важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Наиболее четко они эксплицируются в ситуациях, требующих ответственных решений, влекущих за собой значимые последствия и предопределяющих последующую жизнь индивида. Они обеспечивают целостность и устойчивость личности.
В социологии ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе социализации и являются главным фактором, регулирующим ее мотивацию и поведение.
Именно формирование ценностных ориентаций нередко рассматривается как основная цель и сущность воспитания.
Содержание представленных определений максимально определяет роль ценностей в патриотическом воспитании школьников.
И.А. Зимняя выделяет три группы ценностей [4]:
бытийные ценности (Жизнь, Бытие, Созидание);
нравственные как отношения к высшей реальности (Добро, Истина, Свобода, Вера, Красота);
моральные как отношения между людьми (Достоинство, Честь, Долг, Ответственность, Толерантность).
По мнению ученого, они определяют и стратегии воспитания в зависимости от отношений к этим ценностям:
– стратегии сохранения (когда речь идет о сохранении актуально существующих ценностей);
– стратегии изменений (когда речь идет об изменяющихся ценностях);
– стратегии предотвращения (когда некие ценности не принимаются обществом или противоречат менталитету народа);
– стратегию развития воспитания.
Выявленная на основе методологических подходов структура системы патриотического воспитания представляет собой совокупность следующих составляющих его элементов:
– субъекты и объекты патриотического воспитания школьников;
– цель;
– патриотически-ориентированная деятельность (учебно-познавательная,
– трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно-
ориентировочная, общественная);
– система отношений;
– управление;
– внешняя и внутренняя среда (воспитательное пространство);
– комплекс критериев и показателей.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Объект, субъект патриотического воспитания
В истории философии понятие субъект и объект всегда были в центре внимания исследователей. В настоящее время философы определяют понятие субъекта как носителя субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности объекта. Соответственно объект - это то, что находится в зависимости от субъекта и лишено самостоятельной сущности. При этом субъектом выступает в качестве носителя сознания, познавательных способностей и творческой деятельности.
В теории воспитания различают всеобщих субъектов воспитания, особенных институтам социума и специализированных субъектов воспитания.
Всеобщим субъектом воспитания являются институты социума, в которых функции обучения и воспитания не присутствуют; но деятельность которых серьезно сказывается на формировании убеждений и отношении людей, их поведения, к ним относятся, прежде всего, административные учреждения.
К особенным институтам социума, выступающим в качестве субъекта воспитания, относятся те из них, которым присущи функции обучения и воспитания, но деятельность, которых не исчерпывается только ими. К таким субъектам воспитания относятся учреждения культуры и спорта, средства массовой информации и коммуникации, общественные объединения, религиозные организации и др.
К специализированным субъектам воспитания в качестве институтов социума относятся те учреждения и организации, деятельность которых исчерпывается функциями обучения и воспитания, образования в целом (школа и другие типы образовательных учреждений).
В проекте Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2016-2020 гг.» основным институтом, обеспечивающим организацию и функционирование всей системы патриотического воспитания, названо государство. Далее конкретизирован перечень других субъектов деятельности: научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики в соответствии с Концепцией национальной безопасности Российской Федерации. Главный акцент в воспитании патриотизма делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций. Поэтому институту Школа (Образование), образовательному учреждению (организации) и школьному педагогу как субъектам патриотического воспитания отводится особая роль.
Коллективным субъектом патриотического воспитания школьников на уровне образовательного учреждения является весь педагогический коллектив в целом. Непосредственными субъектами патриотического воспитания школьников ежедневно и ежечасно взаимодействующими с детьми являются: учитель - предметник, классный руководитель, социальный педагог, администрация школы, и (в основном за пределами школы) родители.
Ведущая роль в реализации патриотического воспитания школьников принадлежит учителю-предметнику и классному руководителю, поскольку именно они осуществляют целеполагание, планирование, организацию патриотически-ориентированной деятельности школьников на уровне коллектива, группы, личности по усвоению патриотических знаний, ценностных представлений, формированию убеждений школьников, мотивации их служения Отечеству. Это происходит на уроке, так во внеурочной и внеклассной работе, то есть в целостном образовательном процессе. Именно названные субъекты ежедневно анализируют, контролируют и корректируют свою деятельность с учетом наблюдаемых в поведения детей, отношений к истории, традициям, памятникам, героическому прошлому, настоящему своей страны.
Администрация школы в лице директора и заместителей по учебно- воспитательной работе играет огромную роль в патриотическом воспитании школьников в силу того, что направляет, мобилизует, координирует, контролирует, анализирует деятельность всех субъектов и объектов образовательного процесса в целях создания благоприятных условий внутренней среды образовательного учреждения и установления оптимальных связей с внешней средой для реализации задач патриотического воспитания школьников.
Объектами воспитания в образовательном учреждении являются: каждый отдельный школьник, классный коллектив, группа (члены кружка), что определяет преобладание индивидуальных и групповых форм работы педагогов с детьми. Ребенок (в соответствии с Конвенцией ООН о правах человека, утвержденной Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1989 г., «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее») только осваивает механизмы самовоспитания и саморазвития. Характеризуя субъектов патриотического воспитания школьников, не стоит забывать, что первым и важнейшим социальным институтом, и субъектом воспитания человека является семья, которой принадлежит ведущая роль в формировании личности. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 гг.» семья занимает свое место в перечне субъектов. Именно в семье ребенок получает азы любви к своему микросоциуму, малой родине, именно через семью передается генетическая связь поколений, патриотическая ментальность народов в оригинальном сочетании их этнических и религиозных особенностей. Поэтому в патриотическом воспитании школьников, семья занимает особое место, формируя (или не формируя) его патриотическое мировоззрение, убеждения, отношение к Отечеству, труду, другим людям и самому себе. При условии, что в семье царит дух патриотизма, ребенок легко воспринимает соответствующие идеи и идет на взаимодействие с педагогом в патриотически- ориентированной деятельности.
Отмеченное ранее разнообразие субъектов патриотического воспитания порождает известные противоречия в качестве и направленности целей и задач деятельности и самой деятельности патриотического воспитания, которые принимают форму конфликта ценностей (школа и СМИ, школа и семья, семья и СМИ и др.).
В современных российских условиях регулирование этих противоречий может осуществляться либо формированием и значительным усилением возможностей институтов гражданского общества, которые должны выполнять эту же функцию, либо осуществляться на уровне синергетики, т.е. самоорганизации больших и сложных социальных систем.
Как показывает педагогическая теория и практика по мере взросления число субъектов воспитания увеличивается, все они интегрируются в систему воспитательных факторов, а, субъектом самовоспитания становится сам воспитанник, но на более поздних возрастных этапах развития. По мнению исследователей, такая способность к самовоспитанию является одним из следствий деятельности предыдущих субъектов патриотического воспитания семьи и школы.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Уровни патриотического воспитания школьников
Рассмотрим три уровня целей патриотического воспитания школьников:
Стратегическая цель определяет идеальный результат воспитания - (модель должного), для достижения, которого необходимо выстроить содержание воспитания максимально возможного в реальных условиях практической деятельности педагога по патриотическому воспитанию школьников.
Тактическая цель направляет субъектов патриотического воспитания школьников на непрерывное и поэтапное решение задач патриотического воспитания с учетом динамики изменений объекта.
Оперативная цель, предполагают ежедневное (ежечасное и ежеминутное) действие и взаимодействие по решению педагогических задач (ситуаций), связанных с патриотическим воспитанием школьников.
Цель патриотического воспитания - развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
Цели патриотического воспитания школьников представлены как диагностируемые, то есть, описаны через результат:
– формирование патриотического сознания на основе знания истории, культуры, традиций своего народа в процессе усвоения опыта познавательной деятельности;
– формирование чувства любви, сострадания и гордости за свое Отечество, верности своему Отечеству, готовности заботиться о нем и ценностного отношения человека к Отечеству, развитие мотивов и опыта служения Отечеству в процессе усвоения опыта эмоционально-ценностных отношений;
– создание условий для успешной социализации школьников, саморазвития каждого из них как личности и индивидуальности, как субъекта патриотического поведения и деятельности в процессе усвоения действенно- практического опыта.
Патриотически-ориентированная деятельность - учебно-познавательная, трудовая, художественная, общение, спортивная, ценностно- ориентировочная, общественная - это содержательное поле социального опыта, который усваивает, осваивает и присваивает растущая личность. В условиях осуществления данных видов деятельности организованных субъектами патриотического воспитания школьников, объекты воспитания - школьник, классный коллектив, группа (члены кружка) - изменяются. В процессе усвоения различных видов опыта: познавательной деятельности; эмоционально-ценностных отношений; действенно-практического формируется патриотическая воспитанность школьника.
Высшим проявлением патриотической воспитанности является осознанная мотивированная патриотическая деятельность. Как и любая деятельность, она имеет сложную организацию, включающую информационный (знания), операционный (способы) и мотивационный (ценностные образцы и ориентации) компоненты.
Информационный компонент опыта служения Отечеству объединяет в себе знания о феномене патриотизма, его духовно-ценностной, историко- культурной, психической и социальной природе.
Операционный компонент представляется средствами, методами и формами организации образовательной деятельности, методами планирования и регулирования процесса, формами и методами контроля за формированием опыта служения Отечества.
Мотивационный компонент патриотического воспитания включает в себя образы как основу воспитания мотивов, идеалов и ценностей в сознании, чувствах, действиях, поведении личности, форм и разновидностей самой патриотической деятельности, а также ценностные образцы опыта служения Отечеству.
Содержание каждого из этих компонентов отрабатывается в соответствии с задачами учебного предмета, кружка, системы воспитательной работы классного руководителя и отдельного внеклассного мероприятия решение которых подчиняется реализации общей цели патриотического воспитания учащихся в сфере образования.
Система отношений личности к большой и малой Родине, истории страны, ее трудовому и героическому прошлому, другому человеку - соотечественнику, себе как субъекту патриотических ценностей и деятельности в условиях учебно-познавательной, трудовой, художественной, общении, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной деятельности постоянно изменяется, в связи с этим представляется возможным утверждать, что они выполняют функцию индикатора процесса движения от постановки цели к реализации задач патриотического воспитания. Если система отношений носит гуманистический патриотически-ориентированный характер, то наблюдается гармония в присвоении всех видов социального опыта. И наоборот, дегуманизация отношений системы влечет за собой дисгармонию в присвоении опыта личностью. Наблюдаются проявления антипатриотизма, национализма и космополитизма.
Специфика управления процессом патриотического воспитания школьников заключается в его иерархичности. В целом управление патриотическим воспитанием школьников осуществляет государство, широко используются различные социальные институты, и в частности Образование (Школу).
Механизм управления определяется: законодательными и нормативными актами и документами; учебными программами; сложившимися нормами и правилами, существующими в обществе, образовательном учреждении; условиями жизни и труда; личностными и коллективными стимулами - потребностями и интересами; духовными ценностями и др., что определяет нормативный характер управления.
В рамках образовательного учреждения оно осуществляется на разных уровнях взаимодействия в целях развития патриотической воспитанности личности:
– администрация - учитель - школьники - родители;
– администрация - родители - школьники - учитель;
– учитель - класс - родители - администрация;
– учитель - школьник - класс - администрация;
– самоуправление.
Процесс управления включает в себя:
– анализ, оценку и прогнозирование состояния процесса патриотического воспитания в образовательном учреждении с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды;
– определение и постановку текущих и перспективных задач воспитательной деятельности; научно-обоснованное планирование патриотического воспитания; подбор, обучение, расстановку кадров;
– мониторинг состояния и результативности воспитательной работы;
своевременную корректировку системы воспитательных воздействий;
– научную организацию труда педагогов и вооружение субъектов патриотического воспитания современными методами и технологиями воспитательной работы в данном направлении.
Учитывая, что воспитание протекает и в пространственно-временном и в институциональном ограничении, в целях преодоления этого противоречия исследователи предпринимают попытки описать некое воспитательное пространство, под которым, например, понимается:
окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий (Словарь русского языка).
педагогически целесообразно организованная среда (Л.И. Новикова);
часть среды, в которой господствует определенный педагогически сформированный образ жизни (Ю.С. Мануйлов);
динамическая сеть взаимосвязанных педагогических событий (Д.Б. Григорьев) и т.д.
Воспитательное пространство - «педагогически целесообразно организованная среда» отдельного ребенка или множества детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, города, области и т. п.). [9]
1. Такая педагогически целесообразно организованная среда - внутренняя и внешняя - где реализуется патриотически-ориентированная деятельность, «неизбежно влияет на психику, поведение, принятие решения, восприятие, движение и понимание пространства». Более того, именно в школе становится очевидным, насколько «современный человек в некоторых сторонах своего бытия дегуманизировал свою активность в мире с техническим прогрессом и отвернулся от природы...», насколько «он изменяет свое поведение в зависимости от физических и пространственных структур различной среды».
Образовательная система школы функционирует и развивается в пределах внешней и внутренней социальной среды. Внутренняя среда - образовательная - охватывает всю совокупность факторов и условий образовательного процесса, характеризующих конкретное образовательное учреждение как единую образовательную систему и представляет собой содержательно-деятельностное поле патриотического воспитания. Элементами этой внутренней среды патриотического воспитания школьников являются:
– уровень компетентности субъектов мониторинга;
– традиции образовательного учреждения;
– педагогический стиль взаимодействия с детьми;
– характер и стиль взаимодействия с родителями
– психологический климат и др.
Внешняя образовательная среда отражает связи и взаимодействия образовательной системы с социумом. К элементам внешней среды мы относим:
– экономические, социальные, культурные и этнические факторы;
– систему связи между различными субъектами патриотического воспитания;
– традиции региона;
– социальных партнеров и др.
Внешняя среда оказывает значительное влияние на патриотическое воспитание школьников. Усваиваемые в образовательном процессе - опыт познавательной деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений и действенно-практический опыт способствуют развитию патриотической воспитанности школьников. Этому может по-настоящему способствовать только патриотически-ориентированная гуманистическая образовательная среда, в которой созданы условия, позволяющие каждому школьнику принять участие в разнообразных видах ценностно-ориентировочной патриотической деятельности, в которых он соединить патриотические знания и представления об Отечестве, с освоением опыта конкретной патриотически-ориентированной деятельностью, с целью формирования мотивов самореализации в служении Отечеству. В условиях неблагоприятной образовательной среды патриотическое воспитание школьников в лучшем случае не дает результатов, в худшем оборачивается проявлениями национального экстремизма или космополитизма.
Важным структурным компонентом патриотического воспитания школьников являются критерии и показатели его результативности.
Критерий (от греч. criterion - средство для суждения) - это признак, на основании которого производится оценка, средство проверки, мерило оценки. Понятие «критерий» интерпретируется как мера отражения целостности свойств объекта, обеспечивающая его существование; как методологический инструментарий управления качеством образовании (гносеологический аспект); как основание для оценки реального уровня образовательных достижений (эмпирический аспект). Он, как правило, представляет собой некий оценочный комплекс, который конкретизируется в показателях - совокупности характеристик, позволяющих отразить уровень достижения критерия. Подпоказателем результата принято понимать желаемое действие человека, свидетельствующее о достижении им результата образования.
HYPERLINK \l "_Оглавление" Определение показателей патриотического воспитания школьников
В основу определения показателей патриотического воспитания школьников были положены идеи культурологического, аксиологического, и деятельностного подходов.
С позиции культурологический подхода образование рассматривается как сложный культурный процесс передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопределения, саморазвития и самореализации личности;
Аксиологический подход предполагает рассмотрение личности как центра системы ценностей и главного ее носителя. Он определяет необходимость трансляции субъектами воспитания объектам воспитания и характерной совокупности идей, понятий, ценностей, которые традиционно выступали в роли непреходящего значения стимулов человеческой жизни и деятельности, как ориентиров поведения и деятельности и новых, актуализировавшихся в современных условиях ценностей.
Деятельностный подход позволяет учесть, что для осуществления патриотически-ориентированной деятельности необходимы разносторонние умения и опыт поведения. Для формирования таких умений важна организация различных видов патриотически-ориентированной деятельности школьников: учебно-познавательной, трудовой, художественной, общения, спортивной, ценностно-ориентировочной, общественной. Реализация данного подхода требует такой организации жизнедеятельности школьника, которая формирует опыт его активного участия как субъекта познания, труда и общения, в процессе которой формируется патриотическая воспитанность.
Воспитанность - это умение вести себя в обществе, благовоспитанность. Воспитанный человек характеризуется вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Данное определение отражает рассмотрение понятия в узком смысле. В широком смысле воспитанность означает не только соблюдение правил поведения и общения, принятых в данном обществе, но внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении и по отношению к людям, окружающей природе. [2]
Воспитанность формируется с раннего детства и обусловлена развитием культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, учебном заведении и др.
Воспитанность - это актуальный уровень развития личности и представляет собой не конгломерат частных свойств личности (честность, трудолюбие и пр.), а согласованность между знаниями, убеждениями и поведением воспитанника. [6]
Воспитанность предполагает знание объекта действительности, убежденность в истинности этого знания и выражение этой убежденности определенным образом в поведении человека, в его деятельности. Для достижения ее как результата деятельности субъекта необходимо развивать в объекте каждый компонент структуры: нравственные знания и нормы содержат эталоны, без отношения к которым невозможно осознанное патриотическое поведение, нравственные убеждения являются индивидуальными мотивами этого поведения; а в самом нравственном поведении реализуются, знания и ценности складываются убеждения.
Приведенные выше определения позволяют рассматривать воспитанность как многокомпонентное явление.
Патриотическая воспитанность - это актуальный уровень развития внутренней культуры школьника, обусловленный усвоением им опыта познавательной деятельности, эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, и, проявляющийся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.
Усвоение школьником опыта познавательной деятельности предполагает сформированность патриотических знаний и представлений.
Усвоение школьником опыта эмоционально-ценностных отношений означает сформированность патриотических чувств, ценностей, убеждений.
Усвоение школьником действенно-практического опыта проявляется в реализации патриотических знаний и представлений, ценностей и убеждении в патриотическом поведении и деятельности.
Несмотря на то, что усвоение всех видов опыта происходит не разорванно во времени и пространстве, между ними существует иерархическая связь: усвоение каждого из предыдущих видов опыта является условием усвоения последующего.
Определение уровня воспитанности школьника через усвоение им указанных видов опыта позволяет выявить меру соответствия результатов патриотического воспитания декларируемым в обществе желаемым характеристикам личности патриота и гражданина.
Таким образом, основным критерием, для оценки уровня патриотической воспитанности школьников, является критерий соответствия между декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота (идеал). Показателем указанного соответствия является патриотическая воспитанность как результат усвоения им опыта познавательной деятельности, опыта эмоционально-ценностных отношений и действенно-практического опыта, проявляющихся в способности и готовности реализоваться как личность и индивидуальность в деятельности служения Отечеству.
Критерий, показатель и параметры результативности патриотического воспитания школьников представлены в таблице 1
Таблица 1
Критерий Показатель Параметры
Соответствие между
декларируемыми в обществе желаемыми характеристиками личности патриота и гражданина, и реальным поведением индивида как субъекта деятельности Патриотическая воспитанность Опыт познавательной деятельности
Опыт эмоционально-ценностных отношений
Действенно-практический опыт
HYPERLINK \l "_Оглавление" Литература
http://www.uhlib.ru/psihologija/shpargalka_po_pedagogicheskoi_psihologii/index.php И.Ф. Харламов. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.42
Бим - Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь/ Б.М. Бим - Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. - 528 с.
Вырщиков А. Н., Кусмарцев, М. Б., Лутовинов, В. И. Военно-патриотическое воспитание молодежи[Текст] / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев, В. И. Лутовинов. — Волгоград : ПринТерра, 2008. — С.22.
Зимняя И.А. Стратегиальный подход к воспитанию. Характеристика и компонентный состав общей стратегии воспитания // Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2001. - С.254.
Ильенков Э.В.. Что же такое личность? // «С чего начинается личность». Москва, 984, с. 319-358
Ипполитова Н.В.Патриотическое воспитание: учебное пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. - 2-е изд., доп. - Шадринск: ШГПИ, 2005. - 84 с.
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/ Мусина В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-методическое пособие.ь Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2013. – 156 с. 40-76
Новикова Л.И. Школа и среда. - М.: Знание, 1985. – 80 с.
Харламов И.Ф. Педагогика. [Текст] / И.Ф.Харламов— М.: Гардарики, 1999. - 520 с.