Реферат Структура ,функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.


Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки

Факультет дополнительного профессионального образования
Реферат
по дисциплине: «Педагогическое образование.
Патриотическое воспитание школьников»
по теме «Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников».
Выполнил:
слушатель факультета ДПО
Торопова Лариса Викторовна
г. Москва
2017 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие ..............................................................................................................3
Введение …………………………………………………………………………….4
1. Сущностные характеристики патриотического воспитания…………………..5
2. Понятие патриотизма в педагогике……………………………………………..7
3. Теоретические основы патриотического воспитания школьников ………….9
4. Структура патриотического воспитания школьников………………………..11
5. Функции патриотического воспитания школьников…………………………18
Заключение ..............................................................................................................22

Литература ..............................................................................................................23

«Дело воспитания такое важное
и такое святое, именно святое дело.
Здесь сеются семена благоденствия или
несчастья миллионов соотечественников,
здесь раскрывается завеса будущего
нашей родины».
К.Д. Ушинский
Предисловие

Родина.… Казалось бы, для каждого человека это понятие заключает в
себя простой и понятный смысл. Родина — это мама, место, где ты родился,
большие акации во дворе дома, которые посадил когда-то отец.
За что мы любим еѐ? Для многих такой вопрос покажется странным.
За то, что родились на этой земле. За то, что она дала нам родную речь, с
детства близкие образы родной природы, рассказы о предках и героических
событиях.
Так разве любовь к Родине — не естественное почти генетическое
чувство? И нужно ли воспитывать патриотизм в подрастающих поколениях?
Когда ребенок растет в естественной патриотической среде, с детства
видит проявления патриотических чувств в окружении близких людей,
понимает проблемы своей Родины, осмысливает ее достижения, участвует в ее
созидании, его отношение к Родине — безальтернативно — он растет
патриотом.
А если этого нет? Если среда перестала быть естественно-
патриотической: поруган язык, пересмотрена и осмеяна история, утвердилось
неуважительное отношение к старшим — тем, кто воевал и создавал то, что мы
сегодня эксплуатируем? Если не высокие социальные смыслы служения
Отечеству, а лишь естественно-природные (животные) потребности стали
движущей силой действий большинства сограждан?
Тогда — Отечество в опасности и воспитывать патриотов необходимо!
Великая русская культура, ценности православия и богатая событиями
история серьезная основа для воспитания патриотизма.
Воспитание любви к большой Родине — России начинается с любви к
малой Родине. Значимо не только воспитание уважения к традициям и истории своего края в прошлом, но и сопричастности к его сегодняшним проблемам и свершениям.
Именно педагогу, непосредственно работающему с группой детей
и каждым из них в отдельности по силам воспитывать личность, гражданина и
патриота, включая их в деятельность по преобразованию окружающей
социальной действительности. Это возможно при условии высокого уровня
профессионализма, активности и убежденности в важности деятельности по
патриотическому воспитанию школьников.
Введение
В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.
События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность заметной необходимости обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возросло многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Цель работы: рассмотреть сущность, структуру, принципы патриотического воспитания школьников.
Задачи:
рассмотреть теоретические основы патриотического воспитания;
рассмотреть понятие «патриот», «патриотическое воспитание» и др.;
обозначить сущностные характеристики патриотического воспитания;
выявить основные функции и определить структуру патриотического воспитания школьников;
определить принципы, на которых строится патриотическое воспитание в школах.
1. Сущностные характеристики патриотического воспитания.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Истинный патриотизм по свой сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость»
Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:
чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
уважительное отношение к языку своего народа;
заботу об интересах Родины;
осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Истинный патриотизм предполагает, как видно из его определения, формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой этого развития являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою нераздельность, неразрывность с Отечеством.
Природа, родители, родственники. Родина, народ — не случайно однокоренные слова. По определению А. Н. Вырщикова, это «своеобразное пространство патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, родства, укорененности и солидарности, любви, которая обусловлена на уровне инстинктов. Оно необходимо, ибо мы не выбираем родителей, детей, Родину, место своего рождения».
Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся.

2. Понятие патриотизма в педагогике.
Патриотизм (от гр. patrіotes - родина) - в широком понимании этого термина означает любовь к своей родине, преданность своему народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей.
Как отмечал В.О. Сухомлинский, патриотизм в педагогике выступает как деятельная направленность сознания, воли, чувств диалектически связанная с образованностью, этической, эстетичной и эмоциональной культурой, мировоззренческой стойкостью, творческой работой.
Проблема патриотизма, как мы убедились, была актуальной с древности. Патриотизм проникает во все сферы познавательной деятельности личности, и формируется постепенно под влиянием окружающей среды и других воспитательных факторов. Быть патриотом для ребёнка, школьника - означает любить родной язык, свой дом, родителей и всех людей, природу родного края, обычаи, уважать и приумножать традиции народа.
От того, насколько молодое поколение будет пронизано патриотическим чувством, зависит и прочность Российской Федерации.
Основными характеристикам человека-патриота являются его отношение к общей и правовой культуре Родины, ее богатствам, гражданам, самому себе (рис. 1).
Патриотичное воспитание в наше время - одно из важных звеньев системы воспитательной работы. Целью патриотичного воспитания является: формирование у молодого поколения высокого гражданско-патриотичного сознания, чувства любви к России, уважения к выдающимся отечественным историческим, научным и общественным деятелям, готовности к выполнению гражданских и конституционных обязанностей. Главной составляющей патриотического воспитания выступает наличие у молодого поколения любви к родной стране. Оно осуществляется, в первую очередь, семьёй, непосредственным социальным окружением через передачу определенных культурных традиций, обычаев, обрядов, верований.
Рисунок 1
Характерные черты патриота

Значит, патриотическое воспитание направление на прививание детям веры в историческую роль и силу своего народа. При этом оно должно избегать появления таких негативных проявлений как национальная и расовая нетерпимость, шовинизм, ксенофобия.

3. Теоретические основы патриотического воспитания.
Анализ философской, исторической, социологической и психолого-
педагогической литературы показывает, что проблема патриотизма и
патриотического воспитания является одной из важных проблем
жизнедеятельности общества, государства, личности на протяжении всей
истории человечества. Появление патриотизма как сложнейшего социально-
психологического феномена, было обусловлено возникновением и
становлением древнейших государств, которые нуждались в сохранении своей
территории, природных богатств, языка, традиций, безопасности.
формированием привязанности к родной земле, языку, традициям.
Данная проблема рассматривалась в трудах философов (Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Л.П. Корсавина, Г.В. Плеханова), психологов (И.Б. Котова,
С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского), педагогов (Л.Р. Болотина, Н.К. Крупской,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского), писателей (В.Г. Белинского,
Н.А. Добролюбова, В.В. Маяковского, Н.А. Островского, Н.Г. Чернышевского,
М.А. Шолохова). Дух патриотизма — универсальный нравственный идеал. Его питают
глубокие исторические и социальные корни. Это естественное чувство
самосохранения, стремление защитить свое место обитания от различных
завоевателей, которое формировалось долгим историческим опытом,
выстрадано драматической судьбой Отечества и передается от поколения к
поколению. В статье А.Е. Алямкина приводятся подсчеты исследователей, что
только за период с 1368 по 1893 год, т.е. за 525 лет, россияне воевали. 329 лет. 8
Эти цифры служат печальным подтверждением особенно драматической
судьбы страны.
Патриотизм русской армии питали мощные силы православия. Русская
Православная Церковь имеет вековые традиции патриотического воспитания.
Идеологическую основу патриотического воспитания россиян, армии
составляли идеи православия, самодержавия, народности, воплощенные в
призыве «За Веру, Царя и Отечество!». Патриотизм русских воинов зиждился
на их сознании, на убеждениях, а не вносился в их умы насильственно. Русские
полководцы и военачальники видели силу русского солдата в его душе, сердце
и использовали различные средства, формы, методы патриотического воспитания, главными из которых были — забота о солдате и личный пример
офицера. [1]
Особым историческим типом патриотизма был советский патриотизм,
идеологическим основанием которого был идеи советского патриотизма и
пролетарского интернационализма. Большую работу по патриотическому
воспитанию вели государственные структуры, общественные и армейские
организации, семья и конечно школа. В статье «О комсомольском воспитании»
«Всесоюзный староста» М.И. Калинин так обозначает цели воспитания: «Мы
должны воспитывать всех трудящихся в духе пламенного патриотизма, в духе
безграничной любви к своей родине» [2]
Лучшие образцы советского патриотизма на фронте и в тылу показали россияне в годы Великой Отечественной войны и восстановления народного хозяйства, подтвердив на деле успехи патриотического воспитания.
Обобщая сказанное, заметим, традиционно патриотическое сознание
всегда было основополагающей чертой россиян. Когда же в период реформ 90-
х гг. ХХ века оно испытало на себе множество внешних и внутренних влияний,
стало возможным говорить об утрате этого исконного русского и российского
качества и о проблеме патриотизма и патриотического воспитания в России.
1 Источник: http://www.rae.ru/forum2012/290/2046
2 Источник: http://vault.exmachina.ru/orkns/
4. Структура патриотического воспитания школьников.
Для формирования патриотизма в системе воспитательной работы в школе нужно знать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами, по определению И. Ф. Харламова, являются потребностно – мотивацион- ный, когнитивно - интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.
Потребностно - мотивационный компонент патриотизма. Его формирование осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Богатый материал по этим вопросам содержит учебная программа по истории.
Уроки истории всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу за ее настоящее и будущее, школьник утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на героев Родины. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Уроки истории призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости. В то же время знания о Родине должны вызывать не только гордость за ее достижения, но и сердечную боль, тревогу, озабоченность тем, что у нас не все еще так, как должно быть. История — это могучая и вечная живая сила, которая творит патриота, гражданина.
Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (стихи А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, проза Л. Н. Толстого, Н. В. Гоголя, М. Шолохова, А. Твардовского и др.).
Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.
Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. В этом плане широко используются возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, русскому языку.
Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады, лекции на патриотические темы, литературно-художественные гостиные, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.
Эмоционально-чувственный компонент патриотизма. Этот компонент состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.
Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.
Большое значение имеет в данном компоненте патриотизма создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться своя внутренняя позиция.
Поведенческий и волевой компоненты патриотизма - это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения. Сюда входят различные виды трудовой, спортивной и общественно полезной деятельности, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, связи с воинскими частями, встречи с ветеранами.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Хотя справедливости ради надо сказать, что это направление деятельности никогда не уходило из школы, но в 90-е годы XX в. оно как-то не было востребовано обществом, государством, хотя и общественные, и государственные структуры сетовали на отсутствие системы патриотического воспитания. С принятием Правительством Российской Федерации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» общественные институты, школа получили хорошее подкрепление своей деятельности и активизировали работу по патриотическому воспитанию детей.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что, пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. Воспитывая лодырей, невежд и наркоманов, - значит, своими руками погубить наше государство, наше будущее. Воспитывая патриотов, деловых и здоровых людей, — значит, можно быть уверенным в развитии и становлении стабильного общества. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе выступает ведущей составной частью патриотического воспитания детей в общеобразовательном учреждении как сложного социокультурного и педагогического процесса, ориентированного государством в ряде нормативных документов на решение социально-заказных задач.
В ст. 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, и одной из важнейших задач названа задача патриотической воспитательной направленности — «воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Одновременно в законе отмечается, что содержание образования, ориентированное на воспитание патриотизма и гражданственности, должно обеспечивать: адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Целью и результатом патриотического воспитания детей в учебном процессе служат также патриотические убеждения и установки. Слово «убеждение» в русском языке принадлежит к тому типу многозначных слов, у которых каждое из значений отражает одну из сторон сложного многомерного явления. Известно три значения этого слова. Во-первых, убеждение — важнейший элемент нравственного сознания людей. Во-вторых, убеждения — наиболее стойкие, подтвержденные личным опытом взгляды человека, составляющие основу его мировоззрения и регулирующие поведение личности. Этим термином называется сам процесс формирования убеждений в сознании человека. И, в-третьих, убеждение — важнейший метод воспитания.
Понятие «убеждение» широко применяется в различных областях науки, но определения его содержания весьма разнообразны. Большинство авторов придерживаются позиции, согласно которой убеждение рассматривается как единица мировоззрения личности, придающая ему действенный характер (М.Н. Алексеев, Н.А. Менчинская, Э.И. Моносзон, P.M. Рогова).Патриотические убеждения — устойчивое свойство личности, выражающееся в твердой уверенности человека в правильности освоенных и отстаиваемых им патриотически-ориентированных знаний и взглядов. Готовность следовать патриотическим убеждениям в реальной жизни проявляется в патриотических установках.
Ряд исследователей в своих работах подтверждают, что патриотические качества личности содержат в своей структуре установки (М.Н. Аплетаев, В.И. Руденко, И.В. Редина). Согласно концепции В.И. Руденко, каждый уровень самоидентификации личности (от личного к государственному) сопровождается формированием соответствующих патриотических установок. Именно установки обусловливают не только готовность, предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении; обеспечивают устойчивый целенаправленный характер протекания патриотической деятельности, служат основой целесообразной избирательной активности человека. Степень сформированности установки определяет готовность к предстоящему действию. На базе установки патриотическая деятельность может быть активизирована помимо участия его эмоциональных и волевых актов.
Патриотические чувства — не менее важный предмет воспитательного воздействия в учебном процессе, чем патриотические убеждения и установки.
Чувства — одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности. Они отличаются относительной устойчивостью и постоянством и носят предметный характер. Чувства называют высшими, поскольку они возникают при удовлетворении потребностей более высокого порядка. Их характерные особенности: большая степень обобщенности, которой они могут достигать в своих развитых формах; они всегда связаны с более или менее отчетливым осознанием общественных норм, относящихся к той или иной стороне действительности. Поскольку в высших чувствах раскрывается в известной мере отношение человека в целом к миру и к жизни, их иногда называют мировоззренческими.
Патриотические чувства — а это в первую очередь любовь к Родине, верность ее интересам — высшие, имеют нравственный, интеллектуальный, эстетический и практический контексты, составляют эмоционально-чувственную сторону и в патриотических убеждениях и установках, и патриотических позициях школьников.
В процессе патриотически-воспитывающего обучения в школе осуществляется формирование патриотических позиций учащихся, под которыми понимается совокупность основанных на знаниях патриотических убеждений, установках и чувствах, проявляющихся в позитивном отношении к своему Отечеству, социальных значимых и полезных мотивированных действиях.
Патриотическая позиция предполагает наличие такой характеристики, как динамическая устойчивость, т.е. способность не только сохранять ее (позицию) при возникновении внешних, в том числе и информационных воздействий, но и осуществлять ее развитие. Позиция проявляется в качестве избирательно-предпочтительного отношения как к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности.
Патриотические ценностные ориентации школьника также выступают целью и результатом патриотически-воспитывающего обучения. Под ними подразумевается совокупность основанных на патриотических ценностях и идеалах установок и убеждений личности, определяющих ее направленность на социально значимое поведение и деятельность и являющихся базой нравственного и гражданского самоопределения старшего школьника.
Как уже указывалось, мировоззрение — целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества — основная цель и результат патриотически-воспитывающего обучения. В основе мировоззрения лежит миропонимание, т.е. совокупность определенных знаний о мире. В мировоззрение входит также и мировосприятие, которое выражено в определенных идеалах, моделях и образах реальности, формирующихся в практической жизни, искусстве, литературе, науке, религии.
Патриотическое мировоззрение всегда насыщено патриотическими чувствами любви к Отечеству. Это ощущение гармонии с большой и малой родиной. Оно системно, широко охватывает социальную практику, позволяет глубоко и всесторонне осмысливать жизнь и, как правило, оптимистично, лишено догматизма, основано на позиции разумного критицизма.
Дать человеку ориентиры для самостоятельных действий в сложном и противоречивом мире на основе разумного сочетания личных и общественных интересов (интересов Родины) — главная задача выработки патриотического мировоззрения.
Патриотические знания, убеждения, установки, чувства, ценностные ориентации становятся устойчивыми личностными качествами школьника, если подкрепляются системой активных целенаправленных действий и поступков патриотически-направленного свойства с формированием навыков и умений патриотического поведения.
Содержание патриотического воспитания детей в учебном процессе общеобразовательной школы основывается на реализации поставленных целей, задач и на выдвижении и соблюдении определенных основополагающих установок, т.е. принципов.
Патриотическое воспитание детей в учебном процессе строится на следующих принципах:
Историзма и культуросообразности, предполагающий развитие воспитания в соответствии с отечественными историко-культурными традициями, ценностями и нормами национальной культуры, региональными этническими традициями, гармонично сочетающимися с общечеловеческими ценностями. Он подразумевает подготовку подрастающего поколения к интеграции в мировое сообщество на основе идеалов толерантности, культуры межнационального общения, сотрудничества, диалога культур, мирного сосуществования; гуманизации воспитательного процесса, заключающийся в его ориентации на гуманистические идеалы и реализации представления о воспитаннике как субъекте воспитательного процесса, формирование у детей гуманистического отношения к истории своей страны, объектам культуры, природе, людям и к себе. Он имеет направленность на поддержку стремления ребенка к саморазвитию, стимулирование детской инициативы, самодеятельности, предоставления детям возможности реализации активной гражданской позиции, посильного участия в социально значимой деятельности;
адресного подхода в формировании патриотизма, предполагающий использование особых форм и методов патриотической работы с учетом возраста учащихся, их социокультурной среды;
активности в осуществлении патриотически-воспитывающего обучения;
интеграции патриотического и других видов воспитания в комплексном воздействии на мировоззрение и установки школьников;
учета региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей и др.
        Патриотическое воспитание на макроуровне как составная часть воспитания в качестве социального института обеспечивает сплочение общества путем реализации следующих функций:
планомерное создание условий для относительно целенаправленного патриотически-ориентированного развития членов общества и удовлетворения ими соответствующих потребностей;
подготовка необходимого для развития общества «человеческого капитала», в достаточной мере адекватного общественной культуре, патриотов своей страны;
обеспечение стабильности общественной жизни через трансляцию культуры, патриотических ценностей и др.
5. Функции патриотического воспитания
Цели и функции патриотического воспитания учащихся достигаются и реализуются в содержании целостного учебно-воспитательного процесса. Патриотический воспитательно-образовательный характер имеют все предметы учебного плана.
Одной из главных функций патриотического воспитания является объединяющее начало, стержень деятельности учащейся молодежи, стимулирующий гражданскую активность, позволяющий ей перейти от слов о любви к Родине к конкретным действиям, а именно:
1) ориентирующая функция,
2) мотивационно-мобилизационная функция,
3) информационная функция,
4) организационная функция,
5) преобразующая функция,
6) координирующая функция
7) контролирующая функция,
8) прогностическая функция,
9) коррекционная функция
Реализация ориентирующей функции патриотического воспитания школьников связана с характерным для всех периодов истории общества социальным заказом общества на идеальный тип личности. Она позволяет педагогам осмыслить социальный заказ на основе ценностей и идеальных ценностных ориентаций, обусловливающих соответствующую цель воспитания. Таким образом, социальный заказ реализует ориентирующую функцию патриотического воспитания, объясняя цель патриотического
воспитания и ценностные характеристики патриота как идеала воспитания.
Эта функция – ориентир, позволяющий выявить наиболее предпочтительные варианты поведения, соответствующего идеалу. Мотивационно-мобилизующая функция включает умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активности, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, поступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом и другими особенностями и связана с механизмом саморазвития личности ученика и учителя в образовательном процессе. Данная функция состоит в создании социально-психологических и педагогических условий, побуждающих объектов патриотического воспитания к накоплению знаний об истории страны, ее культуры и религии, формированию опыта ценностных отношений и патриотически-ориентированной деятельности.
Мотивационно-мобилизующая функция проявляется и в содействии росту профессиональной компетентности педагогов, стремлении к творческому использованию, имеющихся в их арсенале традиционных средств, форм и методов патриотического воспитания и созданию инновационных. Опыт нашего исследования показывает, что низкая мотивация учителя к патриотически-ориентированной деятельности не способствует развитию мотивации школьников, и наоборот высокий уровень мотивации педагогов положительно влияет на мотивацию патриотически-ориентированной деятельности школьников.
Реализация информационно-гностической функции патриотического воспитания школьников включает умения педагога пользоваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания сущности явлений; пользоваться различными методами изложения, активизировать детей в процессе усвоения материала патриотического содержания. А также позволяет использовать разнообразную информацию (персоналии, достижения науки и техники страны, боевые и трудовые подвиги предков) наиболее ярко раскрывающую роль и место российской цивилизации в истории мировых цивилизаций, традиции, ценности, культурные особенности народа для формирования опыта познавательной деятельности, эмоционально- ценностных отношений, и действенно-практического опыта как составляющих патриотической воспитанности; позволяет накапливать необходимые знания, изучать опыт коллег, познавать, осваивать новые средства воспитательного воздействия.
Организационная функция патриотического воспитания школьников предполагает создание условий для включения всех субъектов и объектов деятельности, в процесс достижения поставленных целей патриотического воспитания школьников. При этом ведущую роль играют оптимально по- добранные методы, технологии, приемы и средства, содействующие развитию личности, как школьника, так и педагога.
Преобразующая функция патриотического воспитания школьников требует от педагога проявления творческого подхода к организации образовательного процесса, включения объектов патриотического воспитания в направленную и ценностно-ориентированную патриотическую деятельность, а также взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания в социально-преобразовательной деятельности на благо своей страны.
Координирующая функция направлена на объединение и согласование содержания и направленности педагогических воздействий на объект патриотического воспитания школьников осуществляемых в системе общественного и семейного воспитания. Она предполагает умения субъектов патриотического воспитания школьников устанавливать контакты с родителями и коллегами, социальными партнерами, участвовать в педагогическом просвещении родителей, раскрывать им назначение, содержание, методы патриотического воспитания школьников побуждать родителей к активному участию в совместной патриотически-ориентированной деятельности. Контролирующая функция патриотического воспитания школьников связана с отслеживанием реализации социального заказа на формирование личности патриота своего Отечества на уроках, во внеурочной деятельности, во внеклассной работе и распределением ответственности между всеми субъектами патриотического воспитания школьников. В условиях реализации новых стандартов общего образования, определены требования к личностным результатам образования, которые не подлежат персонифицированной оценке внешних по отношению к школе учреждений, но являются предметом контроля администрации, учителей предметников, классных руководителей, которые сопоставляет с результаты патриотического воспитания с целями поставленными государством и образовательным учреждением.
Прогностическая функция патриотического воспитания школьников очень важна в условиях реализации Государственной программы патриотического воспитания третьего поколения и новых стандартов общего образования, так как служит целям предвидения «зоны ближайшего развития» школьников и воспитательной системы образовательного учреждения. Учитель-предметник, классный руководитель как основные субъекты патриотического воспитания школьников постоянно экстраполируют полученные в ходе контроля данные на поведение учащихся в различных естественных и специально созданных воспитательных ситуациях ценностного и нравственного выбора в будущем, то есть занимаются прогнозированием. На основе данных наблюдения и специальных методик становится возможным осуществить прогноз состояния и динамики развития патриотической воспитанности школьников.
Коррекционная функция патриотического воспитания школьников позволяет изменять негативные моменты целостного педагогического процесса, влиять на динамику роста уровня патриотической воспитанности школьников и повышение качественных характеристик патриотического воспитания: содержания, педагогических условий, компетентности учителя, характера и стиля взаимодействия субъектов и объектов патриотического воспитания школьников.
Для процесса патриотического воспитания необходимо знать не только его сущность и содержание, но и психологические, структурные компоненты, которые в своей совокупности являются патриотическими качествами. Как и в других моральных качествах, в патриотизме выделяются компоненты: потребностно-мотивационный, интеллектуально-эмоциональный, поведенческий, волевой, развитие которых требует специальной методики воспитательной работы.
Критерии эффективности патриотического воспитания учащихся представляют собой совокупность основных признаков, раскрывающих существенные моменты, параметры, характеризующие его эффективность, т.е. те условия, факторы, способы, за счет которых обеспечивается наиболее полная реализация возможностей этой деятельности.
Под эффективностью патриотического воспитания понимается достижение субъектами, в процессе осуществляемой ими деятельности, поставленных целей и задач, которые выражаются в конкретных положительных результатах по формированию знаний у учащихся о государстве.
Критерии эффективности патриотического воспитания позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны; не только ее результат, но и процесс его достижения.
Обязательным условием эффективности процесса патриотического воспитания школьников в образовательном учреждении является реализация всех функций патриотического воспитания в совокупности. Изложенные выше положения говорят о том, что в основу моделирования полифункциональной структуры воспитательного процесса в системе образования может быть положен морфологический, системно-структурный и структурно-функциональный анализ. Это позволяет рассмотреть патриотическое воспитание как системно организованную структурно целостную деятельность, в которой каждый элемент имеет определенное функциональное значение.
Заключение
Сегодня, не смотря на усилия государства, требуется огромная работа всех институтов социума «по активизации внутреннего ядра российского общества, его способности продуцировать современные формы поведения, (патриотизм, солидарность, коллективизм, взаимная поддержка)».
Ключевая роль в этом принадлежит образованию. В этом смысле задача образования сегодня состоит не только и не столько в помощи школьнику в усвоении знаний (Что изучать?), формировании компетенций (Как изучать?), сколько в помощи школьнику в обретении смысла жизни (Ради чего изучать?). Ведь именно смыслы (в их числе патриотизм) определяют собственно человеческое деятельное начало.
Это требует осмысления учителем задач и содержания патриотического воспитания школьников; усвоения представлений о назначении, принципах, функциях, особенностях данной деятельности и овладения ее педагогическим инструментарием, положительного, мотивированного ценностями патриотизма личностного отношения.
Организация патриотического воспитания в школе на современном этапе - сложный управленческий и технологический процесс. Причем все содержательные компоненты этого процесса взаимопереплетены, дополняют друга, что позволяет целенаправленно, комплексно строить его.
Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.
Учебная, воспитательная и методическая работа по организации патриотического воспитания в современной школе строится в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, в числе которых именно патриотическую воспитательную направленность отражают следующие документы:Указ Президента России от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания», постановления Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
Так я причитала в тех источниках, которые изучала в процессе подготовки к реферату.
Семейные ценности, воспитание в семье, личный пример педагога, планомерно организованная работа в школе-вот что станет успехом патриотического воспитания школьника.
Список использованной литературы
Алямкин А.Е. Деятельность должностных лиц подразделения по организации патриотического воспитания военнослужащих: Материалы III Международной научно-практической конференции / Редкол.: В. А.Кузьмищев, О. А. Мазур, Т. Н. Рябченко, А. А. Шатохин : в 6 т. Невинномысск: НИЭУП, 2010. Том I: Культурология. Педагогика. - 527 с.
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе.- М., Айрис- пресс, 2002-224 с.
Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2006,(Педагогика. Психология. Управление).
Адаменко С.А. Воспитываем патриотов России. Народное образование-2005-№4-С. 23
Бублик Л.А. Основы военно-патриотического воспитания: Учеб. О-75 пособие для студентов пед. Институтов . Просвещение ,1988-192с.
Быков Л.П. Долгое эхо войны. М., Сократ, 2005-395 с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Текст] // Собрание законодательства РФ. — 2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. Российская академия образования. — М.: Просвещение, 2009 (Стандарты второго поколения).
Лутовинов В. И. Система патриотического воспитания: состояние, проблемы и направления развития Электронный ресурс. Режим доступа: http://fpvestnik.ru/patriotizm-segodnya/sistema-patrioticheskogo-vospitaniya-sostoyanie-problemy-i-napravleniya-razvitiya/
Мусина, В.Е. Патриотическое воспитание школьников: учебно-мето-дическое пособие, ИД «Белгород», 2013. — 156 с.
Просвирник А.В. Психолого-педагогические проблемы развития личности в современных условиях. СПб. 1999 г.
Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002 г.
Руденко В.И. Патриотизм как ценность у молодежи в современном обществе. Тюмень, 2001 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ.
Харламов И.Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.