Реферат Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников


РЕФЕРАТ
«Структура, функции и сущностные характеристики патриотического воспитания школьников»


«Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России – зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом»
В.В. Путин

Введение

Актуальность: Нравственно-патриотическое воспитание детей – это та часть огромной системы правил, которую можно определить как воспитание в целом, где главная роль отводится формированию определенных поведенческих норм, базовых суждений о банальных истинах жизни: что хорошо, а что плохо, как правильно, а как не очень, что выбрать, как жить.
Главным вектором в патриотическом воспитании детей является ориентировка на общество, социум, поведение окружающих людей, их отношение к своей стране, городу.
Дети подражательны, да и без того все мы учимся друг у друга, выбирая себе те или иные формы и степень подражания, выбирая те стороны каждой личности, качества, черты характера, привычки, которые нам импонируют.
 О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям своей страны и других народов.
Поэтому роль патриотического воспитания детей крайне важна, что позже определяет личность человека, степень его самосознания, способностей, социального потенциала.
В настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. В ней освещаются различные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности. Так что сегодня у педагога нет недостатка в материалах, которые помогут ему при составлении плана воспитательной работы, организации и проведении бесед, классных часов и других мероприятий, воспитательного характера. А вот изучить теоретическую сторону этого вопроса целесообразно.

Цель: рассмотреть теоретические основы формирования патриотического воспитания школьников.

Цель определила задачи исследования:
Рассмотреть структуру патриотического воспитания;
Изучить функции патриотического воспитания школьников;
Выделить сущностные характеристики патриотического воспитания школьников.







«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота»
Н.М. Карамзин



Патриотизм – это любовь к своей Родине, народу. Еще сравнительно недавно вопрос «Нужно ли прививать патриотизм детям, воспитывать их в духе любви к своему отечеству» показался бы нелепым. Теперь же нередко можно услышать мнение, что в эпоху всеобщей глобализации, когда люди свободно путешествуют по всему миру и нередко переезжают на постоянное место жительства в другую страну, чувство патриотизма не столь важно, как раньше. Но так ли это?
Любовь к своей земле, своему народу – это понятное и естественное явление для разумного человека. Ведь он родился в этой стране, делал там первые шаги, начал познавать окружающий мир, впервые произнес слово «мама». В этой стране жили многие поколения его предков. Но эта любовь не возникает сама по себе, ее нужно деликатно и ненавязчиво прививать, причем с самого раннего детства.
Человек, искренне любящий свою страну и свой народ, готов внести посильный вклад на благо родины, а при необходимости – защитить ее. К сожалению, наш мир несовершенен, и между государствами будут возникать споры, даже конфликты. Поэтому неизбежны ситуации, когда руководителям той или иной страны придется жестко отстаивать позицию, интересы своего государства. А для этого им необходима поддержка граждан страны.
Патриоты, любящие свою страну, постараются избегать неблаговидных поступков, уважительно относиться к другим людям, беречь природу. Они вовсе необязательно должны быть идеалистами, которые видят лишь достоинства своей родины и упорно не замечают недостатков. Но человек, воспитанный в патриотическом духе, не станет огульно обвинять свою страну и ее порядки, а постарается в меру своих сил и возможностей что-то исправить.
Задача взрослых, а особенно педагогов, научить детей проявлению хотя бы в самой малости, на бытовом уровне, определенных качеств - например, поддерживать чистоту в подъезде, добросовестно учиться и работать, доброжелательно относиться к окружающим людям, достойно вести себя и соблюдать законы, подавая пример другим, интересоваться историей своей семьи, страны. Тогда они вырастут настоящими патриотами.
Данная проблема является актуальной в настоящее время, так как современные школьники не имеют полных представлений о своей Родине, государстве, так же наблюдается отсутствие многих нравственных качеств, и в итоге, нравственных поступков, так как современные семьи в недостаточной степени уделяют внимание этому вопросу.

Основными функциями патриотического воспитания являются:
- формирующе-развивающая, связанная с формированием личности, качеств, характеризующих сущность гражданина-патриота, постоянное развитие их;
- функция побуждения к самосовершенствованию путем самовоспитания;
- профилактическая функция, реализация которой позволяет прогнозировать и предупреждать проявления антипатриотических убеждений, чувств, действий и поступков;
- функция перевоспитания, реализуемая в процессе патриотического воспитания при работе с людьми с отклоняющимся поведением, с социально и педагогически запущенными лицами, у которых сложились отрицательные стереотипы и которые не верят или не принимают саму идею патриотизма;
- мобилизационная функция; как правило, она проявляется и реализуется тогда, когда человеку необходимо мобилизовать свои внутренние силы в целях преодоления трудностей, выполнения своего гражданского и воинского долга.
Содержание патриотического воспитания базируется на множестве ценностных ориентацией.
В системном плане их можно представить следующими относительно самостоятельными группами.
Общечеловеческие ценности, связанные в первую очередь с духовно-нравственной сферой жизни народов, населяющих Россию, представленные в таких понятиях, как «любовь к Родине», «любовь к своему народу» и др.
Национально-государственные ценности отражают богатство и своеобразие идей, деятельность отдельных личностей, беззаветное, высокое служение интересам общества, государства, народа, положительный опыт сохранения и умножения духовно-культурного и материального богатства России, населяющих её народов.
В содержание патриотического воспитания входит множество профессиональных ценностей. Высокий профессионализм всегда является показателем высокого уровня развития культуры в той или иной области человеческой деятельности. Он традиционно считается гордостью любого народа, государства, общества.
В процессе патриотического воспитания важно учитывать и целенаправленно использовать личностные ценности, то есть качественные характеристики человека, по которым определяется уровень развития патриотизма.
По их реальному проявлению, по конкретным действиям и поступкам, взглядам, убеждениям, жизненным позициям, эмоциональным проявлениям оценивается патриотизм гражданина и воина России.

Структура патриотического воспитания школьников:
- патриотическое убеждение, то есть знание;
- патриотическое сознание, то есть отношение;
- патриотическая деятельность, то есть готовность поступать.
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
Духовно-нравственное. 
Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
Историко-краеведческое.
Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
Гражданско-патриотическое воспитание.
 Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
Социально-патриотическое.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
Военно-патриотическое.
 Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
В первую очередь учителя должны учитывать, что патриотическое
воспитание ребенка на уроках осуществляется через:
социальное подражание за счет природных инстинктов, направленных
на общество;
понимание себя: кто я, моя национальность, моя индивидуальность, что я чувствую к своему городу, родине; мое здоровье и безопасность
мир окружающих: общество учит быть толерантным, призывает к соблюдению общепринятых норм поведения, сотрудничества;
природу – экологическое поведение, определение зависимости своей жизни и здоровья от состояния того мира, той природы, где мы живем;
гражданскую позицию – она необходима каждому человеку, чтобы понимать и принимать менталитет и особенности своего народа;
культурные ценности – они воспитывают в ребенке творческие способности, способность мыслить, анализировать, вычислять те объекты, те традиции, правила, произведения искусства, международные ценности, которые присутствуют в определенном государстве. Культура повышает нравственность ребенка, приобщает его к тонкому творческому вкусу, заставляя размышлять, фантазировать, спорить и создавать.
Роль педагогов в формировании патриотических чувств у детей на уроках велика. Одним из действенных методов воспитания патриотизма является личный пример.
Невозможно воспитать в ребенке патриота, если при нем совершаются негативные поступки, проявляется негативное отношение к окружающему миру, высказывается негатив в адрес своей страны. Педагоги не должны позволять себе этого. Если же педагог, да и родители в том числе, проявляют качества, которые прививают детям, то дети видят этот пример и будут следовать ему, подражая взрослым.
Итак, патриотическое воспитание имеет определенную структуру, сущностные характеристики, функции, которые должны учитываются педагогами образовательных учреждений при воспитании и обучении детей.


Заключение

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Патриотическое воспитание детей имеет большое значение для развития и жизни ребенка, оно прививает такие черты, как: уважение к окружающим, помощь ближним, человеколюбие и бескорыстность и др.
С раннего детства ребенку следует закладывать такие качества, как радость, любовь, добро, любовь и уважение к своей стране, городу, Родине в целом, уважение традиций семьи, страны, обычаев и норм.
Именно патриотические качества формируют полноценную личность ребенка, задавая акцент в последующем его развитии.
Патриотическое воспитание выполняет ряд функций с определенными характеристиками. В процессе воспитательной работы необходимо не только развивать патриотические качества у детей, но и стимулировать их к самосовершенствованию, большое внимание уделять профилактической работе – предупреждению проявления негативных проступков; учить их преодолевать трудности.
Патриотическое воспитание школьников имеет определенную структуру: это патриотическое убеждение, патриотическое сознание, патриотическая деятельность. И здесь у педагога огромный перечень различных методов, способов для достижения желаемого результата. Нужно лишь выбрать необходимые для каждого конкретного случая.
Патриотическое воспитание является одним из основных направлений в работе педагогов, так как именно оно развивает полноценную, нравственно-ориентированную личность школьников; является одним из важных условий успешного развития современного российского общества.













Литература:

Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: Просвещение, 2012.
Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 2013.
Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности «Молодой ученый» - 2014. №10.
Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с детьми. - М., 2011.
Болдырев Н.И., Гончаров Н.К. Педагогика. - М., 2012.
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2013.
Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 2013.
Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 2013.