Технологическая карта урока по русскому языку Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык УМК «Школа России»
Класс: 3
Учитель: Винокурова Рита Николаевна
Тема урока: Части речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Тип урока: Урок формирования умений и навыков.
Планируемые результаты: Научатся различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные; выделять имена существительные среди других частей речи.
Личностные УУД:
формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке
формирование осознания смысла своих учебных действий
Регулятивные УУД:
развитие умения осознавать и формулировать тему и цели урока
контролировать и оценивать свою деятельность на уроке
Познавательные УУД:
развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение
формировать умение осознавать и формулировать проблему
Коммуникативные УУД:
формирование умения сотрудничать с одноклассниками и учителем в решении учебных задач
развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания
Основное содержание темы, понятия и термины. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Начальная форма имени существительного.
Образовательные ресурсы. Русский язык. 3 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого. II полугодие / авт. сост. Е. А. Виноградова, В.А. Васина, В.Н. Максимочкина, Н.Н. Кузнецова. – Волгоград: Учитель, 2014; Учебник, стр. 12 – 14, Рабочие тетради. Карточки со словами, предметные картинки.
Сценарий урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Мотивирование к учебной деятельности (оргмомент) Приветствует учащихся.
Проверка готовности к уроку.
- Настроенье каково? - Во!
- Все такого мнения? - Все, без исключения!
- Может вы уже устали? - Мы с собой таких не брали!
- Может ляжем отдохнём? - Лучше мы урок начнём!
- Вот и замечательно. Надеюсь, что хорошее настроение поможет нам достичь успеха и хороших результатов на этом уроке. Откройте тетради и запишите дату. Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Проверка выполнения домашнего задания. Работа в рабочей тетради Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения Демонстрируют выполнение домашнего задания
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения задания Познавательные: осознанно и произвольное построение речевого высказывания в устнойи письменной форме.
Чистописание - Если вы правильно сформулируете и выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания.
- Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением, антонимы) - Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания?
- Какой звук обозначает буква ? Учитель показывает и объясняет написание букв М м мм на доске
- Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание.
5) Записать пословицу: Много снега – много хлеба, много в…ды – много тр…вы. Работа в парах(на столах карточки со словами) -Внимательно смотрят на карточки: большой - маленький, сухой -…, война - … , глубокий - …, старый - …, твёрдый - …
Буква м Письмо букв М м мм Вырабатывают каллиграфический почерк. Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма
Самооценка.
Пишут пословицу,вставляя пропущенные буквы. Доказывают правильность письма вставленных букв. Регулятивные: умение планировать, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные:
потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров.
Словарная работа. 
 Записать название картинок: медведь, помидор, ракета, воробей, учитель, кастрюля.
- Что объединяет эти слова?
-Что такое существительное? Взаимопроверка (обменяться тетрадями)
Имена существительные
Вспоминают то, что изучили. Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка.
Актуализация знаний учащихся Постановка учебной задачи Разделить слова на группы по определенному признаку. (Кто? что?)
- Какие слова отвечают на вопрос кто?
- Какие слова отвечают на вопрос что?
Предлагаю прочитать тему урока и сформулировать учебную задачу. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Формулируют учебную задачу.
Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что им еще неизвестно.
Усвоение новых знаний и способов действий.
1. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные (упр. 15) Организует работу с правилом (стр. 12). Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль его выполнения Читают правило, отвечают на вопросы учителя, выполняют упражнение.
Различают одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Извлекают необходимую информацию из учебного текста. Осуществляют самопроверку выполненного задания. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
Познавательные:
самостоятельное осуществление поиска и выделения необходимойинформации.
Физкультминутка
Предлагаю вам игру «Одушевленные и неодушевленные» Я буду называть имена существительные, если они неодушевленные-приседайте, если-одушевленные-потягивайтесь.(Ученик, доска, мел, девочка, парта,учитель,тетрадь, книга, директор,проектор)
Отдохнули, работаем дальше. Выполняют движения по тексту под руководством учителя.
Осуществляют профилактику утомления. Коммуникативные:
потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Личностные: принятие т и сохранение учебной задачи. 2.Закрепление знаний и способов действий
Письмо по памяти Предлагает прочитать четверостишие, запомнить его и записать по памяти, выполнить задания упражнения Пишут по памяти четверостишие, выполняют задание.
Осуществляют самоконтроль. Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные:
потребность в общении со сверстниками и взрослыми; эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.
Регулятивные:
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что им еще неизвестно.
Гимнастика для глаз Учитель показывает упражнения для снятия зрительного утомления с глаз(приложение 1)
Выполняют упражнения Регулятивные: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы
3.Самостоятельная работа (разноуровневое задание)
-А теперь предлагается вам задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока.
- У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам.
- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.
Проверка карточек осуществляется после урока.
Карточка №1
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор.Карточка №2
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок. Личностные: принятие и сохранение учебной задачиПознавательные:
самостоятельное осуществление поиска и выделения необходимой информации.
Рефлексия учебной деятельности
Метод недосказанных предложений (каждый ученик выбирает подходящую ему фразу и заканчивает её)
Синквейн - Выскажите своё мнение об уроке. Как он для вас прошёл?
- Я понял, что… - Было интересно… - Было трудно… - Мне захотелось… - У меня получилось… 

Заканчивая урок, попробуйте составить синквейн на тему «Существительное» Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке Коммуникативные: умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: умение выявить общие законы, определяющие данную предметную область.
Личностные: отвечать на вопрос цели обучения.
Регулятивные: выделять и понимать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознавать качество и уровень усвоения.
Домашнее задание:
упр. 18, правило Объясняет задание, даёт комментарии по его выполнению Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания Приложение 1
Упражнения для глаз
1.Несколько раз посмотреть вверх, вниз, вверх, вниз.
2.Глаза вверх, прямо перед собой, вниз, прямо, вверх и т. д. Закрыть глаза.
3.Несколько раз поочередно посмотреть направо, налево.Закрыть глаза.
4.Посмотреть прямо, направо, прямо, налево, и т. д. Закрыть глаза.5. Посмотреть вверх, в правый угол, вниз, в левый угол. Затем сменить направление.
6.Медленно вращать глазами по кругу вправо,закрыть глаза; влево, закрыть глаза.
Приложение 2
Существительное СуществительноеОдушевленное, неодушевленное Одушевленное, неодушевленное
Узнаем, читаем, пишем Интересуемся, развиваемся, наблюдаем
Заставляет думать Обозначает живое и неживое
Интересно! Предметы!


     
Пояснительная записка
Данный урок проводится в 3 классе в третьей четверти. Это урок в разделе «Части речи». На данном уроке учащиеся знакомятся с обобщенным лексическим значением имен существительных. Существительные обозначают предметы: людей, вещей, события, явления природы и т.д. С помощью вопросов кто? что? находят имена существительные,  определяют что они обозначают.  Разбить имена существительные на группу одушевленных и неодушевленных предметов учащиеся могут без большого труда.
         Содержание материала урока, методы и средства обучения соответствуют интерпретирующему уровню активности познавательной деятельности учащихся.
На уроке осуществляется деятельностный подход, формируются способы умственной деятельности.
Задания для самостоятельной работы подобраны с нарастающей степенью сложности, постепенно переходя в творческие, требующие активности познавательной деятельности учащихся.
Синквейн