Рабочая программа по волейболу

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №1 г. Усмани Липецкой области имени Героя Советского Союза Б. А. Котова

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом от 27.08.2014 г. № 3 приказом от 29.08.2014 г. № 119
Директор лицея Э.В. Елфимова

ПРИНЯТО
Педагогическим советом от 28.08.2014 г. № 14







Рабочая программа учебного курса
«Волейбол»
по дополнительной общеразвивающей программе
спортивно-оздоровительной направленности

для учащихся 15-17 лет

Срок реализации программы: январь – май 2015 год









Составил:
Кувалдин А. Г.,
учитель физической культуры
Пояснительная записка
Цель занятий – приобщение учащихся к здоровому образу жизни, формирование сборной команды школы для участия в первенстве района по волейболу.
Задачи:
образовательные:
1 - формирование знаний и умений по организации самостоятельных занятий по волейболу;
2 - совершенствование технико-тактических действий игры в волейбол;
оздоровительные:
1 - повышение функциональных возможностей основных систем организма;
2 - совершенствование двигательных функций и повышение общей работоспособности;
3 - развитие основных физических качеств;
4 - укрепление здоровья;
5 - совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций.
воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремленности, чувства коллективизма

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа.

- Закона РФ от 29.12.2012 №273 – ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 №30468);
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. №189 г. Москва «Об утверждении СанПиН2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области;
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов дополнительных общеразвивающих программ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №1 города Усмани Липецкой области.
Лицейский уровень
Устав лицея
Программа развития лицея «Школа познания +»
Образовательная программа лицея на 2014-2015 уч.г.
Календарный учебный график
Учебный план на 2014-2015 уч.г.

Сведения о дополнительной общеразвивающей программе, на основе которой разработана рабочая программа.

Данная программа по волейболу направлена на приобретение учащимися
теоретических сведений, овладение приемами техники и тактики, приобретения
навыков участия в игре и организации самостоятельных занятий. Составлена на
основе комплексной программы физического воспитания, город Москва
"Просвещение" 2009 год под редакцией В.И.Лях, раздела внеклассная работа

Направленность программы
Основные направления развития дополнительной образовательной программы спортивная секция «Волейбол»:
укрепление здоровья;
содействие правильному физическому развитию;
приобретение необходимых теоретических знаний;
овладение основными приемами техники и тактики игры;
воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
привитие ученикам организаторских навыков;
повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

Новизна программы
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в лицее. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться, меньше болеть. Ученики, успешно освоившие программу, смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.
Возраст детей: предполагаемая программа предназначена для девушек 15-17 лет, с учетом возрастных возможностей восприятия и усвоения теоретического материала и практических занятий.
Сроки реализации: программа рассчитана на январь-декабрь 2015 год.

Организация образовательного процесса.

Программа рассчитана на 5 месяцев, количество часов 76, количество часов в неделю - 4 часа. В секции «Волейбол» обучаются девушки 911 классов.
Формы обучения: учебно-тренировочное занятие (фронтальный, групповой, поточный), учебно-тренировочная игра в волейбол.
Ожидаемые результаты:
1. Развитие природных данных обучающихся, для быстрого роста мастерства;
2. Овладение теоретическими и практическими основами игры в волейбол,
3. Участие в спартакиаде лицея по волейболу, формирование сборной команды лицея для участия в районных соревнованиях по волейболу.
4. Выполнение начальных спортивных разрядов.
5. Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
6. Решение проблемы занятости в свободное и каникулярное время, что отвлечёт молодёжь от правонарушений и положительно повлияет на обстановку в селе.
7. Содействие гражданскому, физическому и духовному развитию молодёжи.

Механизм реализации программы секции спортивных игр  «волейбол»:

Деятельность по реализации программы осуществляет учитель по физической культуре:
МБОУ лицея №1 г. Усмани Кувалдин А. Г., текущий контроль- завуч по внеклассной работе Терновых Н. М..

Условия реализации программы секции спортивных игр  «Волейбол»:
Материально-технические условия:
- обеспечение учебно-наглядными пособиями по волейболу, пополнение материальной базы  волейбольными мячами, сеткой и др. инвентарём.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
- наличие необходимой документации:
- программы деятельности спортивной секции;
- тематического планирования секции спортивных игр: «волейбол».

Оценка эффективности реализации программы
Решение проблем, обозначенных в Программе, позволит:
·  увеличить количество занимающихся волейболом;
·  вывести волейбольную команду МБОУ лицея №1 на областной уровень;
·  обеспечить волейбольную команду МБОУ лицея №1 спортивным инвентарем и формой;
·  повысить зрительский интерес жителей города при проведении соревнований по волейболу;
·  обеспечить профилактику заболеваний, укрепление здоровья, поддержание работоспособности учащихся МБОУ лицея №1.



Формы, методы и средства реализации программы.
Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения.
Фронтальная форма предусматривает подачу материала всему коллективу занимающихся.
Индивидуальная форма предусматривает подачу учебного материала каждому из обучающихся персонально таким образом, что позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные комбинации с наименьшими затратами энергии. В ходе групповой (2-3 человека) работы учащимся предоставляется возможность проявлять самостоятельность на основе взаимозаменяемости.
В процессе обучения предусматриваются следующие формы учебных занятий:
( Типовое занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое выполнение).
( Просмотр и разбор игр мастеров высшей лиги, консультации.
( Участие в соревнованиях различных уровней: товарищеские, районные, городские встречи команд.
( Практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельные тренировки по совершенствованию умений и навыков, учебная игра.
Средства необходимые для реализации программы
Материально-технические условия:
            Для проведения занятий в кружке волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
    1. Сетка волейбольная           - 2 штуки.
               2. Стойки волейбольные           - 2 штуки.
               3. Гимнастическая стенка           - 6 – 8 пролётов.
               4. Гимнастические скамейки     - 3 - 4 штуки
               5. Гимнастические маты            - 3 штуки.
               6. Скакалки             - 30 штук.
     7. Мячи волейбольные            - 20 штук.
          8. Макет площадки с фишками  - 2 комплекта.
Педагогические условия:
-учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «Волейбол»;
-соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
-создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
        Для более успешного решения задач необходимо иметь чёткое планирование
учебно-тренировочной работы, которое предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «Волейбол»;
поурочные планы;
журнал учёта работы, посещаемости.


Учебно-тематический план

Содержание
Количество часов

 
 
всего
теория
практика

1. Особенности развития волейбола
2
2
 

2. Гигиена спортсмена
2
2


3. Общая и специальная физическая подготовка
10

10

4. Технико-тактическая подготовка
20

20

5. Соревнования
36

36

6. Сдача контрольных нормативов
6

6

Всего
76
4
72



Содержание программы

Разделы
Элементы содержание
Кол-во часов

1
Обучение технике подачи мяча (8ч)
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи.  Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность. 
1

2

Подводящие упражнения для нижней боковой подачи.  Специальные упражнения для нижней боковой подачи.  Учебная игра. 
1

3

Подводящие упражнения для верхней прямой подачи.  Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра. 
1

4-5

Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра.
2

6-7

Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упражнения для развития взрывной силы. Учебная игра. 
2

8

Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные). Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра. 
1

9-12
Общая физическая подготовка (ОФП).
Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты.

4

13-17
Специальная физическая подготовка (СФП).

Прыжки через скамейку, падения на месте и после перемещений.
Игровые упражнения игры в ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

5

18-25

Техника нападения (8ч) 
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра. 
Упражнения для напрыгивания. Специальные упражнения у стены в опорном положении. Специальные упражнения на подкидном мостике. Специальные упражнения в парах через сетку. Упражнения для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра. 
8

26-33
Техника защиты (8ч)

Упражнения для перемещения игроков. Имитационные упражнения с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упражнения в парах, тройках без сетки. Специальные упражнения в парах через сетку. Учебная игра. 
8

34-37
Тактика защиты (4ч)
Упражнения для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с б/б мячами (в паре). Упражнения по технике группового блока. Учебная игра. 
4

38-48
Тактика нападения (11ч) 
Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Групповые действия в нападении через игрока задней линии.
11

49-59
Игра по правилам с заданием.
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. Специальные упражнения через сетку (в паре).
11

60-76
Двусторонние игры.


17

Итого

76



Планируемый уровень подготовки учащихся по окончании учебного курса.

По окончании курса учащиеся должны владеть понятиями «Техника игры», «Тактика игры», знать правила игры, владеть основными техническими приемами, применять полученные знания в игре и организации самостоятельных занятий волейболом, сформировать первичные навыки судейства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
 Методическая последовательность при обучении игре в волейбол будет выглядеть следующим образом:
Перемещение по площадке.
Верхняя передача.
Прием снизу.
Нападающий удар, подача.
Блокирование.
Разновидность нападающего удара.
Специальные элементы и обманные действия.
Тактика.
Каждая из этих групп состоит из отдельных элементов технических приемов, для удобства рассмотрения они объединены в подгруппы. Данная методическая последовательность обучения не является незыблемым правилом, а только помогает на определенном этапе развития игры спланировать процесс обучения. При планировании учебной работы нужно учитывать игровой материал, условия, при которых будет проходить обучение, и, главное, всегда должна быть ясна задача обучения. Каждый инструктор и тренер должен начинать занятие с новичками со знакомства с основными элементами технических приемов групп, приведенных выше. Например, сначала надо разобрать нижнюю подачу, несмотря на то, что она относится к четвертой группе, нежели верхнюю передачу в прыжке, хотя она относится ко второй группе. Однако, это элемент более позднего периода обучения, очень сложный, а для новичка необходимо сначала освоить правильную подачу.
При правильной постановке обучения, начинающего ознакамливают, прежде всего, с тем, какую ей надо принять стойку и как передвигаться для того, чтобы хорошо отбить мяч. В начале хорошо познакомить новичка с мячом только в подкидывании и ловле мяча. Если бросок выполняется правильно (с вытягиванием обеих рук) и мяч при этом брошен дугой таким образом, что сразу же его можно поймать (верхнее касание двумя руками), то новичок научится предугадывать путь полета мяча и сможет перемещаться в нужном направлении. Это является основой для исходной стойки «выйти под мяч», которая при неправильном руководстве долго осваивается новичками и считается недостигаемым искусством. Далее игрок сокращает время, когда он держит мяч в руках за счет того, что мяч при ловле уже не притягивается к груди, а остается вначале перед лицом, а затем над головой. После этих упражнений мяч уже не ловится, а сразу отбивается.
Далее изучается передача с большей целенаправленностью. Для этого игрок производит одну верхнюю передачу над собой, а затем вторую - уже на определенное место площадки. Затем то же, но через сетку в различные места площадки.
Как только игроки ознакомятся с верхней передачей и в процессе обучения приобретут правильные навыки движения, надо закрепить элемент, используя различные видоизменения и комбинации, постепенно усложняя их.
Повторение лучше проводить в виде увлекательных и разнообразных упражнений, но при этом следить за правильной техникой выполнения элементов, так как могут быть усвоены неправильные навыки.
   При формировании навыка различают ряд относительно выраженных стадий, которым соответствуют определенные этапы педагогического процесса - обучения техническим приемам и тактическим действиям:
образование первоначального умения (этап овладения основой техники изучаемого приема);
уточнение системы движений (этап детализации овладения техникой приема);
упрочнение и совершенствование навыка (этап совершенствования технического мастерства).
На первой стадии становления навыка педагог должен максимально облегчить занимающемуся овладение основой технического приема, создать ему такие условия, чтобы уже при первых попытках выполнить прием ощущения спортсмена были бы идентичны ощущениям во время правильного выполнения. Надо исключить возможность появления ошибок, оградить учащихся от влияния «сбивающих факторов», всякого рода помех и так далее. Первостепенное значение в этом случае имеют подводящие упражнения.
На второй стадии при образовании динамического стереотипа необходимо стремиться к сформированию гибкого навыка, прочного в своей основе, но пластичного во внешнем своем проявлении. Достигается это за счет усложнения самого технического приема и особенно условий, в которых он выполняется. Система усложнения условий способствует воспитанию тактических умений, связанных с применением технического приема в игре.
На третьей стадии акцент делается на тактику. Технический прием должен применяться на надежной основе, позволяющей сосредоточить внимание на анализе игровой ситуации, выборе более разумного ответного действия и своевременном и результативном его применении. Автоматизация позволяет сосредоточиться на эффективности применения технического приема в игре и ее высшей форме проявления -соревнованиях.
В методике обучения волейболисток выделяют следующие этапы:
Ознакомление с разучиваемым приемом.
Разучивание приема в упрощенных условиях.
Разучивание приема в усложненных условиях.
Закрепление приема в игре  
 
Общеразвивающие  упражнения
Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх.
Сжимание теннисного (резинового) мяча.
 Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук.
В упоре лежа сгибание и выпрямление рук.
Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера.
Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голеностопные суставы.
Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (футбольного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой.
Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони.
Броски набивного мяча из различных исходных положений: от груди, из-за головы, снизу - сбоку, за голову.
Броски набивного мяча в зонах 6 - 3 - 4 (2) с последующей сменой мест против часовой стрелки.
По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах.
Подготовительные упражнения
1.    Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом.
Толчок выполняется последовательным разгибанием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивидуально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера - 2 м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашается в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого взаимодействия кистей рук.
То же, но с изменением расстояния, траектории и направления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом.
То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону - толчок влево, правая рука в сторону - толчок вправо; рука вверх - толчок по высокой траектории; отсутствие сигнала - толчок над собой и так далее.
В тройках. Средний выполняет толчок за голову.
Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке.
Передачи набивного мяча на расстояние 20-30 см. Упражнение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем достаточного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук.
Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстояние 1 м.
 Подводящие упражнения
Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Упражнение начинается с основной стойки, Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: мяч приближается - выпрямиться и поднять руки вверх; погасить скорость полета мяча - незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передать мяч - потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение (стойку волейболиста).
Обучение расположению кистей и пальцев рук, на мяче. Мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные - под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-снизу. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. Упражнение повторяется 3-4 раза.
Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Внимание уделяется согласованию движений ног, туловища и рук.
Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасывания. Партнер ловит мяч вверху над лицом и после подброса над собой на расстояние 1 м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности движений рук до полного их выпрямления.
То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале броски выполняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление незначительно изменяются. Данное упражнение имеет решающее значение в усвоении техники передачи. Поэтому необходимо добиться правильного соблюдения ее основных моментов: своевременного передвижения к мячу с касанием его вверху над лицом; синхронного и плавного выпрямления ног, туловища и рук.
Передача мяча в стену. Использование этого весьма эффективного упражнения возможно только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи. Это объясняется значительным усложнением условной передачи - сокращением пространственно-временных параметров полета мяча. Поначалу не следует использовать мишени на стене.  Стремление к точности на данном этапе
отрицательно скажется на технике передачи, Если занимающемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить условия - выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2м, высота передач - 2,5-3 м. К передачам мяча в стену (в мишень на стене) следует периодически возвращаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач.
 

Упражнения по технике
 При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре.
В парах. Передачи между партнерами на расстоянии 3 м по средней траектории. Основные требования по технике выполнения остаются те же, что и в подводящем упражнении 5.
Передачи над собой - передачи партнеру. Высота передач над собой 1-1,5 м.
Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2-3 м.
Передачи с изменениями расстояния, траектории и направления.
Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2- 3 м. После передачи занимающийся становится в конец своей колонны.
То же, но после передачи занимающийся переходит во встречную колонну.
«Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3^ водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.
Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в движении, ориентируясь по линиям площадки; передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера: на присед - передача над собой, на движение правой руки в сторону - передача вправо, поднимание руки вверх - передача по высокой траектории и так далее.
Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2-3 м. Крайний передает мяч среднему, который, в свою очередь, передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу тренера средние меняются.
Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1-1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выполняет передачу, стоя спиной к партнеру.
«Мяч в воздухе». Занимающиеся в двух колоннах по 4-5 человек (команда) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м, Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. После передачи игрок становится в конец своей колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.
Передачи с использованием переносных колец, которые крепятся на верхнем краю сетки; есть те, которые подвешиваются на специальном держателе.
Передачи в прыжке. Расстояние между обучающимися 3 м. То же, но через сетку.
Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направлению передач в игре: 6-3 - 4 (2) - зоны. То же, но в колоннах по 3-4 человека. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но занимающиеся зоны 3 располагаются боком к игроку зоны 6.
Передача в колоннах через сетку. Направляющие колонн стоят на трехметровых линиях; после передачи учащиеся становятся в конец своей колонны. По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).
Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол), Две команды занимающихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на передачу, меняется зонами площадки, хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 4x4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.
 
Информационно-методическое обеспечение программы
Ю.Н. Клещев , А.Г. Фурманов Юный волейболист, М - «Физкультура и спорт» 1999 г. 
А.Г. Фурманов Волейбол в школе , Киев - 1997 г.
Ю.Д. Железняк, Л.Н. Слупский , Волейбол в школе, М - «Просвещение» 2009 г. Г.П.
Богданов. Уроки физической культуры IV-VI классов: Пособие для учителей. - Москва «Просвещение», 2009 г. 
Э. Найминова. Спортивные игры на уроках физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/ Д: «Феникс», 2009 г. 
Л.П. Матвеев. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физ. культуры. - Москва, «Физкультура и спорт» 2009 год. 
А.В. Беляев Волейбол на уроке физической культуры, М - «Физкультура и спорт» 2010г.  Ю.Д. Железняк Юный волейболист М. ФиС 1998г.
А.С. Эдельман Волейбол М.ФиС 1994г. Ю.Д.Железняк Поурочная программа для
ДЮСШ Волейбол (Учебно- тренировочные группы) М. 2003г.
Ю.Д.Железняк К мастерству в волейболе М. ФиС 1998г.
Е.В.Фомин «Физическая подготовка юных волейболистов» М.1994г.
А.В.Беляев «Развитие физических качеств волейболистов» М. 1996г.
В.И.Тюрин «Методика обучения и совершенствования в волейболе» М. 1994г.В.И.Тюрин «Методика обучения и совершенствования в волейболе» М. 1994г.
 





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел
Тема
Содержание занятия
Дата





План
Факт

1-4
Обучение технике подачи мяча
Нижняя прямая подача. 
Нижняя боковая подача. 
Верхняя прямая подача 
Подача с вращением мяча.
Подача в прыжке. 
Верхняя передача мяча 
Подводящие упражнения для нижней прямой подачи. Специальные упражнения для нижней прямой подачи. Подача на точность.  Подводящие упражнения для нижней боковой подачи. Специальные упражнения для нижней боковой подачи. Учебная игра.  Подводящие упражнения для верхней прямой подачи. Специальные упражнения для верхней боковой подачи. Развитие координации. Учебная игра.  Подводящие упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения для подачи с вращением мяча. Специальные упражнения через сетку (в паре). Упражнения для развития ловкости, гибкости. Учебная игра. Подводящие упражнения для подачи в прыжке. Специальные упражнения для подачи в прыжке. Развитие прыгучести. Упр. для развития взрывной силы. Учебная игра.  Передачи в прыжке над собой, назад (короткие, средние, длинные) Передача двумя с поворотом, одной рукой. Развитие координации. Учебная игра. 
16.01


18.01


23.01


25.01








5-6
Общая физическая подготовка (ОФП).
Челночный бег 3х10м.
Бег 5 мин
Прыжок в длину с места
Бег 92 м  с изменением направления
Физические упражнения на развитие выносливости, ловкости, силы и быстроты.

30.01

1.02



7-8
Специальная физическая подготовка (СФП).

Бросок набивного мяча двумя руками из-за головы, сидя
Прыжок вверх
Подача верхняя в заданную зону
Верхняя и нижняя  передача из зоны
Прыжки через скамейку, падения на месте и после перемещений.
Игровые упражнения игры в ручной мяч, баскетбол, футбол, волейбол.

6.02

8.02



9-13

Техника нападения
Передача в прыжке 
Нападающий удар. 
Упражнения с набивными мячами, с баскетбольными мячами. Специальные упражнения в парах на месте. Специальные упражнения в парах, тройках с перемещением. Специальные упражнения у сетки. Учебная игра. 
Упр. для напрыгивания. Специальные упр.я у стены в опорном положении. Специальные упр. на подкидном мостике. Специальные упр. в парах через сетку. Упр. для развития прыгучести, точности удара. Учебная игра. 
13.02
15.02

20.02

22.02
27.02




14-17


Техника защиты
Приемы мяча. 
Прием мяча с падением. 
Блокирование (подвиж. и неподвиж.) 
Упр. для перемещения игроков. Имитационные упр. с баскетбольным мячом по технике приема мяча. (на месте, после перемещений). Специальные упр. в парах, тройках без сетки. Специальные упр. в парах через сетку. Учебная игра. 
Падение на спину, бедро – спину, набок, на голени, кувырок, на руки – грудь. Учебная игра. Акробатические упражнения. 
Упр. для перемещения блокирующих игроков. Имитационные упр. по технике блокирования (на месте, после перемещения). Имитационные упражнения с баскетбольными мячами.(в паре). Специальные упр. через сетку (в паре). Упр. по технике группового блока. Учебная игра. 
1.03

6.03


8.03


13.03




18-21


Тактика защиты
Групповые действия в защите внутри линии и между линиями. 
Элементы гимнастики и акробатики в занятиях волейболиста. 
Элементы баскетбола в занятиях волейболистов. 
Индивидуальные тактические действия при приеме подач. 




Упражнения на развитие прыгучести и прыжковой ловкости волейболиста. Учебная игра. 
Технико-тактические действия в защите при страховке игроком 6 зоны. Упражнения для развития быстроты перемещения. Учебная игра. 
Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником, свободным от блока. Учебная игра 
Прием мяча от сетки. Индивидуальные тактические действия при приеме нападающего удара. Развитие координации. Учебная игра. 
15.03
20.03
22.03

27.03






22-26

Тактика нападения
Индивидуальные и групповые действия нападения. 
Индивид. тактические действия. 
Индивидуальные и групповые действия. 
Индивидуальные тактические действия при выполнении первых передач на удар. 
Тактика нападающего удара. 
Индивидуальные тактические действия блокирующего игрока. 
Отвлекающие действия при нападающем ударе. 
Взаимодействия нападающего и пасующего
Групповые взаимодействия. Командные действия в нападении. Взаимодействие игроков внутри линии и между линиями. 
Выполнение вторых передач. Подбор упражнений для развития быстроты перемещений. Учебная игра. 
Взаимодействие игроков. Игра в защите игроков и команды в целом. Групповые взаимодействия. Упражнения для развития ловкости,  гибкости. Учебная игра. 
Передача в прыжке-откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. Упражнения для воспитания быстроты ответных действий. Упражнения на расслабление. Боковой нападающий удар, подача в прыжке. СФП. Упражнения для совершенствования ориентировки игрока. Учебная игра. 
Нападающий удар задней линии. СФП. Подбор упр. для развития специальной силы. Учебная игра. 
Упражнения для развития прыгучести. Нападающий удар толчком одной ноги. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра. 
Упр. для развития гибкости. Технико-тактические действия нападающего игрока (блок – аут). Упр. для развития силы (гантели, эспандер). Переход от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). Учебная игра. 
Передача мяча одной рукой в прыжке. Учебная игра. 
29.03


3.04



5.04



10.04





12.04











27-31
Игра по правилам с заданием
Групповые действия в нападении через игрока передней линии. 
Обманные нападающие удары. Групповые действия в нападении через игрока задней линии. Подбор упражнений для развития взрывной силы. Учебная игра.
17.04
19.04
24.04
26.04
1.05


32-38
Двусторонние игры.

Командные действия в защите 
Учебная игра с заданием. 
3.05
8.05
10.05
15.05
17.05
22.05














Приложение

к рабочей программе о внесенном изменении
в КТП в связи с карантином с 16.02 по 1.03. 2015 г.


20.02. перенесен на 6.03.2015 г.
22.02 перенесен на 8.03.2015 г.


27.02. перенесен на 13.03.2015 г.


1.03. перенесен на 15.03.2015 г.










 
·