Рабочая программа дополнительного образования по волейболу


«ВОЛЕЙБОЛ» Возраст обучающихся 15-17 лет Срок реализации 3 годаПояснительная запискаОбразовательная программа “Волейбол” имеет физкультурно-спортивную направленность, по уровню освоения программа углублённая, т.е. предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья.В основу программы положена Учебная программа Волейбол: Железняк Ю.Д., для ДЮСШ и ДЮСШОР 1994.Новизна и оригинальность программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Она дает возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, а также внимание к вопросу воспитания здорового образа жизни, всестороннего подхода к воспитанию гармоничного человека.Волейбол — командная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции игроков обязывают их постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания дружбы и товарищества, привычки подчинять свои действия интересам коллектива.Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости передач и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.Занятия волейболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья.Игровая обстановка в волейболе меняется быстро. Каждая атака создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают волейболистов постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро в любой игровой ситуации. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует также проявления высокой самостоятельности.Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре. Эти особенности волейбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.Формируя на основе вышеперечисленного у обучаемых поведенческих установок, волейбол, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.Теоретическая подготовка юных волейболистов должна включать в себя и вопросы основ знаний, таких как:гигиена занимающихся их одежда, 
профилактика травматизма,
 правила игры,
сведения об истории волейбола,
сведения о современных передовых волейболистах, командах. 
Теоретические сведения должны сообщаться ученикам в ходе практических занятий в разных частях занятия, в паузах между упражнениями, в перерывах между играми.Актуальность программы для современных детей ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в различные секции, в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в кружке, секции способствуют повышению самооценки, тренируясь в неформальной обстановке, в отличие от школы, где предъявляются строгие требования к дисциплине, ребёнок более раскрепощается, что раскрывает его скрытые возможности по формированию логического мышления.Педагогическая целесообразность позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования «Волейбол», направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.Цель:Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.Задачи:1. Образовательные:
обучить учащихся техническим приемам волейбола;
дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (волейбол); 
обучить учащихся техническим и тактическим приёмам волейбола;
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.
2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества.
способствовать повышению работоспособности учащихся,
развивать двигательные способности,
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
3. Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитывать дисциплинированность;
способствовать снятию стрессов и раздражительности;
Способствовать работе в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели.Особенностью данной программы является большее количество часов (148,5 часов), не один год, а три и возможность заняться волейболом с «нуля» тем детям, которые еще не начинали проходить раздел «волейбол» в школе, или у них в школе этого раздела нет.Отличительные особенности данной ОП от уже существующей:Программа рассчитана на более полное изучение, закрепление, совершенствование полученных школьных навыков и расширенное освоение (в отличие от школьного курса) более глубоких приёмов избранного вида спорта в течение 3 лет, по следующим разделам: 1. Общие основы волейбола. 2. Изучение и обучение основам техники волейбола. 3 Изучение и обучение основам тактики игры. 4. Основы физической подготовки в волейболе. 
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:В коллектив принимаются все желающие, не имеющие медицинских противопоказаний. Программа предназначена для детей 15-17 лет.Сроки реализации программы 3 года:Программа рассчитана на детей и подростков от 15 до 17 лет. Занятия проводятся 2 и 3 раза в неделю по 2 часа.Количество часов в год 148,5 ч.
 Формы и режим занятий:Наполняемость учебной группы по годам обучения: 
Группа 1 года обучения комплектуется в количестве не менее 15 человек, 2 года обучения - не менее 12 человек.3 года обучения – 12 человек.Форма организации детей на занятии: групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах, подгрупповаяФорма проведения занятий: практическое, комбинированное, соревновательное.Ожидаемые результаты По окончании первого года обучения, учащийся должны:
1. Знать общие основы волейбола;2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;8.Освоить технику верхних передач;9.Освоить технику передач снизу;10.Освоить технику верхнего приема мяча;11.Освоить технику нижнего приема мяча;12.Освоить технику подачи мяча снизу;По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
Уметь играть по правилам;
Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
Освоить технику нападающего удара;
Овладеть навыками судейства;
Уметь управлять своими эмоциями;
Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели;
Овладеть техникой блокировки в защите;
Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:
Овладеть техникой прямой подачи в прыжке;
Уметь принимать мяч от сетки;
Овладеть контр - атакующим действиям в волейболе;
Научиться работать в команде, уметь согласовывать свои действия и находить взаимопонимание;
Научиться делать отвлекающие действия при вторых передачах;
Получить навыки командных действий в защите и нападении;
Овладеть тактикой нападения;
Овладеть тактикой защиты;
Уметь действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
Постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения;
Уметь доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.
Формы и способы проверки результативности:Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно - качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития. Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового цикла 2 – 3 раза в год.В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.   Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения детей. В начале года проводится входное тестирование. Промежуточная аттестация проводится в виде текущего контроля в течение всего учебного года. Она предусматривает 1 раз в полгода зачетное занятие по общей и специальной физической подготовке при выполнении контрольных упражнений. Итоговая аттестация проводится в конце второго года обучения и предполагает зачет в форме контрольной игры в волейбол. Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения и получения сведений для совершенствования программы и методов обучения. В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической подготовке контрольно-переводные зачеты.  Результаты контрольных испытаний являются основой для отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к соревнованиям.   Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  Формы и способы фиксации результатов:
- дневник достижений учащихся;
- портфолио учащихся.
 Учебно-тематический план 1-2-3 года обучения
№п/п^ Название тем 1 год обучения 2 год обучения 3 год обучения
теория практика всего теория практика всего теория практика всего
1 Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игры 10 10 8 8 6 6
2 Общефизическая подготовка 5 15 20 4 16 20 4 14 18
3 Специальная подготовка 6 16 22 6 14 20 5 15 20
4 Техническая подготовка 8 20 28 6 20 26 8 20 28
5 Тактическая подготовка 8 20 28 7 20 27 6 22 28
6 Игровая подготовка 6 20,5 26,5 6 26,5 32,5 5 29,5 34,5
7 Контрольные и календарные игры 4 10 14 3 12 15 2 12 14
Общее количество часов в год  47 101,5 148,5 40 108,5 148,5 36 112,5 148,5

Методическое обеспечение образовательной программы
№ Тема программы Форма организации и проведения занятия Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий
Вид и форма контроля, форма предъявления результата
Графа учёта
1 Общие основы волейбола ПП и ТБ Правила игрыи методика судейства Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная Словесный, объяснение, рассказ, беседа практические задания, объяснение нового материала.Конспекты занятий для педагога.  Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. Правила судейства.  Вводный, положение о соревнованиях по волейболу.
2 Общефизическая подготовкаволейболиста Индивидуальная, групповая, подгрупповая,поточная, фронтальная Словесный, наглядный показ, упражнения в парах, тренировки Таблицы, схемы, карточки, мячи на каждого обучающего Тестирование, карточки судьи, протоколы
3 Специальная подготовка Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах Словесный, объяснение нового материала, рассказ, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом.  Литература, схемы,справочные материалы, карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего Зачет, тестирование, учебная игра,промежуточный тест.
4 Техническая подготовка волейболист Групповая с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, подгрупповая, коллективно-групповая, в парах Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. Учебная игра. Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающегоТерминология, жестикуляция. Зачет, тестирование, учебная игра, промежуточный тест,соревнование 
5 Игровая подготовка групповая, подгрупповая, коллективно-групповая практические занятия, упражнения в парах, тренировки, Учебная игра. Дидактические карточки, плакаты, мячи на каждого обучающего, видеозаписи Учебная игра, промежуточный отбор,соревнование

Содержание программы 1 года обучения
Теоретические сведения – 10 часов 
Общие основы волейбола
Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в волейбол.
Правила разминки;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях волейболом; 
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале; 
Сведения о строении и функциях организма человека; 
Влияние физических упражнений на организм занимающихся; 
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом; 
Правила игры в волейбол; 
Оборудование места занятий, инвентарь для игры волейбол. 
Общефизическая подготовка – 20 часов (развитие двигательных качеств)
Подвижные игры
ОРУ
Бег
Прыжки
Метания
Акробатические упражнения
Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения;
Специальная физическая подготовка – 22 часов
упражнения для развития прыгучести
координации движений
специальной выносливости
упражнения силовой подготовки
Подбор упражнений для развития специальной силы;
Упражнения для развития гибкости
4. Техническая подготовка -28 часов
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Определения и исправления ошибок. 
Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)
Основы совершенствования технической подготовки. 
Методы и средства технической подготовки.
Техника выполнения нижнего приема Обучение передвижению в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. Обучение технике передачи мяча в парах на месте, со сменой мест. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения.Техника выполнения верхнего приема Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при выполнении верхнего приема. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приема. Правила безопасного выполнения приема. Техника выполнения нижней прямой подачиПравильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила безопасного выполнения нижней прямой подачи. Техника выполнения верхней прямой подачи Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Техника выполнения нижней боковой подачи Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи.Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила безопасного выполнения упражнения. 5. Тактическая подготовка – 28 часов
Обучение индивидуальных действий: - Обучения тактике нападающих ударов; - Нападающий удар задней линии;- Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). - Нападающий удар толчком одной ноги;- При выполнении вторых передач;Обучение групповым взаимодействиям:- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;- Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). - Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. - Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).Обучение индивидуальным действиям - обучение технике передаче в прыжке- откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. -Упражнения на расслабления и растяжения.-Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.-Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.-Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.- Обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока. - Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар;6. Игровая подготовка – 2,5 часа 
-Основы взаимодействия игроков во время игры.
-Понятие развития игровой комбинации.
-Понятие: оборонительная, наступательная игра.
-Правила безопасного ведения двусторонней игры.
-Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя
командной игры в волейбол.
-Техника игры в нападении . -Техника игры в защите. 7. Контрольные и календарные игры - 14 часов
- Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам волейбола.- Товарищеские игры с командами соседних школ.- Итоговые контрольные игры.
Содержание программы 2 года обучения
Теоретические сведения – 8 часов 
Правила поведения и ТБ на занятиях по волейболу;
Последовательность обучения волейболистов; 
Становление волейбола как вида спорта;
Общие основы волейбола;
Правила игры и методика судейства соревнований; 
Эволюция правил игры по волейболу;
Упрощенные правила игры;
Действующие правила игры;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом;
Основы техники игры и техническая подготовка.
Основы тактики игры и тактическая подготовка.
Общефизическая подготовка – 20 часов (развитие двигательных качеств)
Подвижные игры
ОРУ
Бег
Прыжки
Метания
Акробатические упражнения
Специальная физическая подготовка – 20 часов
упражнения для развития прыгучести
координации движений
специальной выносливости
упражнения силовой подготовки
подбор упражнений, составление комплексов упражнений для развития быстроты перемещений для защиты и нападения;
Подбор упражнений для развития взрывной силы;
Подбор упражнений для воспитания быстроты ответных действий.
Техническая подготовка - 26 часов
Техника выполнения нижнего приема Совершенствование в технике передвижений в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. Совершенствование в технике передачи мяча в парах на месте, со сменой мест. Подвижные игры с волейбольным мячом. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения.Техника выполнения верхнего приема Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхнего приема передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при выполнении верхнего приема. Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении приема. Правила безопасного выполнения приема. Использование верхнего приема передачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.Техника выполнения нижней прямой подачиПравильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении нижней прямой подачи. Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила безопасного выполнения нижней прямой подачи. Использование нижней прямой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.
Техника выполнения верхней прямой подачи Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Использование верхней прямой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.Техника выполнения нижней боковой подачи Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча на практике вовремя командной игры в волейбол.Техника выполнения навесной передачи к нападающему удару Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол.Техника выполнения нападающего удара Понятие выход на позицию перед ударом. Упражнения на отработку приема набегания в сочетании с движением руками, туловищем и ногами. Отработка действий, направленных на коррекцию передачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой. 5. Тактическая подготовка – 27 часов 
Обучение и совершенствование индивидуальных действий - Совершенствование тактики нападающих ударов; - Нападающий удар задней линии;- Совершенствование технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут). - Нападающий удар толчком одной ноги;- При выполнении вторых передач;Обучение групповым взаимодействиям- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;- Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот). - Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии. - Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары).^ Обучение технике передаче в прыжке- Откидке, отвлекающие действия при вторых передачах. - Упражнения на расслабления и растяжения.- Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке.- Подбор упражнений для совершенствования ориентировки игрока.- Обучения тактике подач, подач в прыжке СФП.
Игровая подготовка – 26,5 часов
-Основы взаимодействия игроков во время игры.
- Понятие развития игровой комбинации.
- Понятие: оборонительная, наступательная игра.
-Правила безопасного ведения двусторонней игры.
- Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол.
-Тактика игры в нападении . Тактика игры в защите.
Содержание программы 3 года обучения
Теоретические сведения – 6 часов
Последовательность и этапы обучения волейболистов; 
Действующие правила игры;
Методика судейства соревнований. Терминология и жестикуляция;
Задачи тренировочного процесса;
Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях волейболом; 
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале; 
Планирование и контроль спортивной подготовки;
Спортивные соревнования, организация и правила проведения, положение о соревнованиях;
Правила пляжного волейбола;
Установка на игру и разбор результатов;
Психологическая подготовка юных спортсменов;
Этика спортивной борьбы, проявление высоких нравственных качеств (честность, доброжелательность, самообладание, дисциплинированность, коллективизм).
Общефизическая подготовка – 18 часов
Общеразвивающие упражнения на все группы мышц;
Упражнения типа «полоса препятствий» с различными заданиями;
Эстафеты без предметов и с мячами;
Упражнения для развития силы;
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств;
Упражнения для развития гибкости;
Упражнения для развития ловкости;
Комбинированные упражнения по круговой системе;
Развитие прыгучести;
Подвижные и спортивные игры по упрощенным правилам;
Упражнения для развития взрывной силы.
Специальная подготовка – 20 часов
Подготовительные упражнения для рук. Укрепления лучезапястных суставов (сгибание, разгибание, круговые движения с гантелями). Отталкивания от стены, пола ладонями, пальцами. Ходьба на руках, носки ног вместе (вперед, влево и вправо по кругу). Упражнения с набивными мячами, кистевыми эспандерами;
Подготовительные упражнения для ног. Быстрота передвижений вперед, назад, влево, вправо. Бег змейкой, челноком, с прыжками, остановками, рывками, поворотами. Прыжки через скамейку с ведением мяча, передачами, круговым вращением вокруг пояса;
Упражнения для координации движений;
Упражнения для развития специальной выносливости.
Техническая подготовка – 28 часов
Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства; 
Основные задачи технической подготовки; 
Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике;
Определения и исправления ошибок;
Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость);
Основы совершенствования технической подготовки;
Методы и средства технической подготовки;
Контроль технической подготовкой;
Нормативные требования и испытания по технической подготовке;
Техника игры, ее характеристика;
Особенности современной техники волейбола, тенденции ее дальнейшего развития; 
Техника нападения, техника защиты;
Взаимосвязь развития техники нападения и защиты.
Тактическая подготовка – 28 часов
Нападение- Обучение и совершенствование индивидуальных действий ;- Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманныенападающие удары);- Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе;- Совершенствование переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот);- Упражнения для развития быстроты перемещений ;- Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии;- Обучение групповым действиям в нападении через игрока передней линии;- Определение эффективности игры в нападении игроков и команды в целом.Зашита- Взаимодействие игроков;- Определение эффективности игры в защите игроков и команды в целом;- Технико-тактические действия в защите для страховки крайним защитником,свободным от блока; - Применение элементов баскетбола в занятиях и тренировке волейболистов;- Совершенствование взаимодействия принимающего – пасующего – нападающего;- обучения контр-атакующим действиям в волейболе;- упражнения для обучения перемещению блокирующих игроков;- имитационные упражнения по технике блокирования (на месте, после перемещения);- имитационные упражнения по технике блокирования с баскетбольными мячами (в паре);- специальные упражнения по технике блокирования через сетку (в паре);- упражнения по технике группового блока (имитационные, специальные).
Игровая подготовка –29,5 часов
- Дальнейшее обучение приемам игры, совершенствование их в условиях близких к соревновательным;- Обучение индивидуальным, групповым и командным действиям в различных комбинациях и системах нападения и защиты;- Совершенствование приемов игры и тактических действий с учетом индивидуальных особенностей юного волейболиста;- Воспитание умения готовиться и участвовать в соревнованиях (настраиваться на игру, регулировать эмоциональное состояние перед игрой и во время игры, независимо от ее исхода);- Работа по освоению инструкторских и судейских навыков проводится в форме бесед, семинаров, практических занятий, самостоятельной работы учащихся;- Освоение терминологии, принятой в волейболе;- В качестве дежурного подготовка мест для занятий, инвентаря и т.д.- Составление комплекса общеразвивающих упражнений и умение провести разминку с группой.7. Контрольные и календарные игры – 16 часов - Участие в первенстве школы по волейболу;- Участие в товарищеских играх своего микрорайона;- Участие сборной команды школы в первенстве района по волейболу; - Получат большой опыт участия в соревнованиях, усвоят этику спортивной борьбы и необходимость проявления высоких нравственных качеств;- Войдут в состав сборной школы и примут участие в Спартакиаде района по волейболу.Обеспечение программы методической продукцией1. Дидактические материалы:- Картотека упражнений по волейболу.- Схемы и плакаты освоения технических приемов в волейбол.- Правила игры в волейбол.- Правила судейства в волейболе.- Положение о соревнованиях по волейболу.^ Методические рекомендации:
- Рекомендации по организации безопасного ведения двусторонней игры.- Рекомендации по организации подвижных игр с волейбольным мячом.- Рекомендации по организации работы с картотекой упражнений по волейболу.- Инструкции по охране труда.При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала.С первых занятий учащиеся приучаются к технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.В основу программы легли определенные педагогические принципы:
принцип субъектности познающего сознания. Педагог и учащийся определяются активными субъектами образования.
принцип дополнительности. Монолог педагога уступает место смысловому диалогу, взаимодействию, партнерству, ориентация на реальную свободу развивающейся личности.
принцип открытости учебной и воспитательной информации. Мир знаний "открывается" перед учащимся благодаря работе его сознания, как главной личной ценности. Педагог не "преподносит" знания в готовом для понимания виде, а придает им контекст открытия.
принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему предполагает, что требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Разумная требовательность всегда целесообразна если продиктована потребностями воспитательного процесса и задачами развития личности.
принцип сознательности и активности учащихся предполагает созданиеусловий для активного и сознательного отношения учащихся к обучению,условий для осознания учащимися правильности и практической ценности получаемых знаний, умений и навыков.
принцип дифференцированного и индивидуального подхода в обучении предполагает необходимость учета индивидуальных возможностей и возрастных психофизиологических особенностей каждого учащегося при выборе темпа, методов и способа обучения.
принцип преемственности, последовательности и систематичности заключается в такой организации учебного процесса, при которой каждое занятие является логическим продолжением ранее проводившейся работы, позволяет закреплять и развивать достигнутое, поднимать учащегося на более высокий уровень развития.
принцип доступности и пассивности заключается в применении основного правила дидактики "от простого к сложному, от известного к неизвестному".
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ обеспечение образовательной программой
Основной учебной базой для проведения занятий является спортивный зал ОУ с волейбольной разметкой площадки, волейбольными стойками.Спортивный инвентарь: 
волейбольные мячи на каждого обучающегося;
набивные мячи - на каждого обучающегося;
перекладины для подтягивания в висе – 5-7 штук
гимнастические скакалки для прыжков на каждого обучающегося
волейбольная сетка;
резиновые эластичные бинты на каждого обучающегося;
гимнастических матов;
гантелей;
футбольных, баскетбольных и теннисных мячей.
Примечание: В зависимости от индивидуальных возможностей учебной группы или при невозможности провести 148,5 часов по объективным причинам (болезни, каникулы или др. уважительные причины) преподаватель может по своему усмотрению изменять порядок различных тем внутри учебного плана, или добавлять занятия в другие дни взамен пропущенных.Можно также исключать некоторые уроки или заменить на другие, которые хуже усваиваются. 
список литературы для педагога:
Волейбол. Пляжный волейбол: Правила соревнований /пер. с англ. – М.: Терра-Спорт, 2001 (Правила соревнований).
Волейбол. Тестовые задания по изучению правил соревнований. – Омск: СибГАФК, 2002
Железняк Ю.Д., Скупский Л.Н. Волейбол в школе. Москва. «Просвещение».1989г.
Железняк Ю.Д., Шулятьев В.М., Вайнбаум Я.С. Волейбол: Учеб. программа для ДЮСШ и ДЮСШОР.– Омск: ОмГТУ, 1994.
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Мармор В.К. Специальные упражнения волейболиста. – Кишинев: «Карта Молдовеняскэ», 1975
Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. – Волгоград, 1977.
Чехов О. Основы волейбола. Москва. «ФиС» 1979г.
Дополнительная:
Амалин М.Е. Тактика волейбола. – М.: Физкультура и спорт, 1962
Ахмеров Э.К., Канзас Э.Г. Волейбол в школе. – Минск: Нарасвета,1981
Железняк Ю.Д. Волейбол: методика обучения школьников 11-14 лет. – М.- 1961.
Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. – М.: Физкультура и спорт, 1978
Железняк Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1988.
Ивойлов А.В. Волейбол: Техника, тактика, тренировка. – Минск: Высшая школа, 1972
Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методич. материалы. – М., 1962. 
Клещев Ю.Н., Тюрин В.А., Фураев Ю.П. Тактическая подготовка волейболистов. – М.: Физкультура и спорт, 1968
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-метод. пособие – Нижневартовск, 2001. 
для детей и родителей:
1. Клещёв Ю.Н, Фурманов Н.Г. Юный волейболист. Москва. «ФиС» 1979г.Железняк Ю.Д. 2.120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. – М.: Физкультура и спорт, 1965. 
Календарно - тематическое планирование
(1 – год обучения)
№ Название темы Тип подго-
товкиК – во часов Дата
Физическая культура – важнейшее средство воспитания и укрепления здоровья учащихся.
ОРУ Теор.
ОФП 1
1 Сведения об истории возникновения, развития и характерных особенностях игры в волейбол.
Упражнения для развития прыгучести. Теор.
Техн. 1
1 Значение технической подготовки для повышения спортивного мастерства.
Особенности проведения занятий в начальном периоде обучения технике.
Техн. 2 Всесторонняя физическая подготовка – необходимое условие успешного освоения техники в начальном периоде обучения.
Техн.
2 Правила техники безопасности при выполнении упражнений на занятиях волейболом; 
Правила пожарной безопасности, поведения в спортивном зале;  Теор.
1
Обучение передвижению в стойке волейболиста с изменением направления движения по звуковому и зрительному сигналу. Техн. 2 Обучение технике передачи мяча в парах, в тройках на месте, со сменой мест. Правильное положение рук и ног при выполнении нижнего приема. Поведение игрока при выполнении приема. Правила безопасного выполнения. Техн. 2 Подвижные игры с элементами волейбола.
ОФП 2 Определения и исправления ошибок. 
Техн. 2 Сведения о строении и функциях организма человека; 
Гигиена, врачебный контроль на занятиях волейболом; 
Теор.
1
Развитие физических качеств. ОФП 2 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость)
Техн. 2 Влияние физических упражнений на организм занимающихся; 
Техника верхней передачи. Теор.
СФП 1
1 Правильное положение рук, кистей и пальцев при выполнении верхней передачи мяча. Положение ног и туловища спортсмена при выполнении верхнего приема. Техн. 2 Упражнения на отработку движений рук, туловища и ног при выполнении верхней передачи. Правила безопасного выполнения приема.  Техн. 1 Правильное положение туловища, ног, рук, кистей и пальцев спортсменов при выполнении нижней прямой подачи. Техн. 2 Правила разминки;
СФП. Упражнения для координации движений.
Теор.
СФП 1
1 Упражнение на движения ногами, туловищем и руками при выполнении нижней прямой подачи. Правила безопасного выполнения нижней прямой подачи.  Техн. 2 Выполнение набрасывание мяча на удар. Правильное положение кисти при ударе по мячу вовремя верхней прямой подачи. Техн. 2 Правила игры в волейбол;  Теор.
1
Упражнение на движение ногами и туловищем, движение «рабочей» рукой при выполнении верхней прямой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения.  Техн. 2 Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Техн. 2 Оборудование места занятий, инвентарь для игры волейбол. 
Учебная игра. Основы взаимодействия игроков во время игры Теор.
Интегр. 1
1 Правильное положение руки с мячом перед нанесением удара вовремя нижней боковой подачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Упражнения на движение рук, ног и туловища при выполнении нижней боковой подачи. Техн. 2 Контрольные испытания. Контр. 1 Понятие развития игровой комбинации. Понятие: оборонительная, наступательная игра. Такт. 2 Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Техн. 2 Гигиенические требования к питанию юных спортсменов.
Гимнастические упражнения.
Теор.
ОФП 1
1 Правила безопасного ведения двусторонней игры. Интегр. 2 Учебная игра. Интегр. 1 Понятие выход на прием мяча. Упражнение на правильные действия руками, туловищем и ногами вовремя навесной передачи. Упражнения на правильные действия, направленные на коррекцию передачи. Правила безопасного выполнения упражнения. Техн. 2 Обучение технике прямого нападающего удара Такт. 2 Обучения отвлекающим действиям при нападающем ударе Техн. 2 СФП. Упражнения для развития гибкости СФП 2 Систематический врачебный контроль за юными спортсменами как основа достижений в спорте. Теор.
1
Техника прямого нападающего удара. Такт. 2 Обучение технико-тактическим действиям нападающего игрока (блок-аут) Такт. 2 Обучение переключению внимания и переходу от действий защиты к действиям в атаке (и наоборот) Такт. 2 Обучение технике передаче в прыжке:- откидке, отвлекающие действия при вторых передачах- упражнения на расслабления и растяжения. Такт. 2 Воспитание нравственных и волевых качеств личности юного спортсмена. Психологическая подготовка в процессе тренировки Теор. 1 Обучение технике бокового нападающего удара, подаче в прыжке. Такт. 2 Обучение групповым действиям в нападении через выходящего игрока задней линии Такт. 2 Самоконтроль в процессе занятий спортом. СФП Теор.
СФП 1
1 ОФП. Упражнения силовой подготовки
ОФП 2 Основы совершенствования технической подготовки Техн. 1 Нападающий удар толчком одной ноги. Такт. 2 Общая характеристика спортивной тренировки.
Учебная игра. Теор.
Интегр. 1
1 Обучение индивидуальных действий при выполнении вторых передач Такт. 2 Методы спортивной тренировки.
ОФП. Подбор упражнений для специальной выносливости Теор.
ОФП 1
1 Методы и средства технической подготовки Техн. 1 Учет в процессе тренировки.
Изучение слабых нападающих ударов с имитацией сильных (обманные нападающие удары). Теор.
Такт. 1
1 Совершенствование техники передачи мяча. Техн. 2 Техническая подготовка юного спортсмена.
Многократное выполнение технических приемов и тактических действий.
Теор.
Интегр. 1
1 Тактика защиты. Такт. 2 Совершенствования ориентировки игрока. Техн. 1 Обучения тактике подач, подач в прыжке
СФП Техн. 2 Обучения индивидуальным тактическим действиям блокирующего игрока. Такт. 2 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Интегр. 2 Многократное выполнение технических приемов и тактических действий. Интегр. 2 Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар Техн. 1 Обучения индивидуальным тактическим действиям при выполнении первых передач на удар. Такт. 2 Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол. Техн. 2 Использование нижней и верхней прямой подачи, нижней боковой подачи мяча, навесной передачи на практике вовремя командной игры в волейбол. Техн. 2 Взаимодействие игроков «подстраховка». Такт. 2 Техника игры в нападении. Техн. 1 Техника игры в нападении. Техн. 2 СФП. Подбор упражнений для развития специальной силы СФП 2 Тактическая подготовка юного спортсмена.
Учебная игра. Теор.
Интегр. 1
1 Техника игры в защите. Техн. 2 Техника игры в защите. Техн. 1 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Такт 2 Показатели качества спортивной техники (эффективность, экономичность, простота решения задач, помехоустойчивость) Такт 2 ОФП ОФП 2 Учебная игра. Интегр. 2 Определения и исправления ошибок. Такт. 1 Чередование упражнений на развитие физических качеств применительно к изучению технических приемов. Интегр. 2 Ведение мяча с изменением высоты отскока. Техн. 2 Чередование упражнений на развитие специальных физических качеств. Интегр. 2 Правила игры и методика судейства.
Учебная игра. Теор.
Интегр. 2 Организация командных действий. Такт. 1 Организация командных действий. Такт. 2 Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях Интегр. 2 Чередование изученных технических приемов их способов в различных сочетаниях Интегр. 2 Двухсторонние контрольные игры по упрощенным правилам волейбола Интегр. 2 Товарищеские игры с командами соседних школ Интегр. 1 Товарищеские игры с командами соседних школ. Интегр. 2 Итоговые контрольные игры Интегр. 2 Итоги прошедшего спортивного года. Теор. 0,5