Конспект логопедического досуга для детей подготовительной к обучению в школе коррекционной группы (для детей с общим недоразвитие речи III уровня). Тема «В гостях у бабушки Азбуки»

Конспект логопедического досуга для детей подготовительной к обучению в школе коррекционной группы (для детей с общим недоразвитие речи III уровня).
Тема «В гостях у бабушки Азбуки»

Подготовила: Дубинкина Наталья Сергеевна.
Режим проведения: группа (фронтальное занятие).
Речевой статус: дети с диагнозом общее недоразвитие речи (III уровня), дизартрия.
Количество детей: 16 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Цель занятия: обобщение и закрепление знаний детей, полученных на занятиях по обучению грамоте, в занимательной игровой форме.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
закрепление знания букв;
закрепление чтения слов;
закрепление звуко-слогового и звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
закрепление навыка звукопроизношения;
обогащение словаря детей пословицами и поговорками.
Коррекционно-развивающие:
развитие слухового восприятия;
развитие зрительного внимания;
развитие оптико-пространственного восприятия;
развитие воображения и мышления;
развитие общей и мелкой моторики детей;
развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные:
углубление интереса к занятиям по обучению грамоте;
воспитание чувства гордости за богатство родного языка;
формирование навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Оборудование: касса букв демонстрационная; буквы на магните (для игры «Расставь буквы по росту»); картинки: кот, тапочки, автобус, тарелка, танк, бегемот, петух, табуретка (для игры «Телеграфист»); утка, хлеб, автобус, пушка, улитка, художник (для игры «Составь слово»); кубики с буквами; гимнастические палки, прыгалки, следы из бумаги 12 штук, обруч 2 штуки; магнитофон; пособие «Ромашка», «Кроссворд»; шесть конвертов с буквами А, З, Б, У, К, А.


Этапы занятия, цель, продолжительность этапов.
Содержание деятельности педагога
Содержание деятельности детей

I.1.




I.2.
Организационный момент
(3 минуты).
Цель: создать игровое праздничное настроение

Введение в тему
(2 минута).
Цель: создать проблемную ситуации, которую дети должны решить, определить условия поощрения выполнения задания.
Вызвать у детей интерес к занятию путём введения персонажей (Азбука, Незнайка), деление на команды; определение названий команд через игру «Расставь буквы по росту».
Диалог логопеда и Незнайки, выявление проблемы, определение поощрения за правильно выполненное задание.
С первых минут занятия дети включаются в работу: делятся на команды, определяют названия команд.
В игре «Расставь буквы по росту» идёт развитие оптико-пространственного восприятия букв. У детей заинтересованность в правильном выполнении заданий.

II
Основная часть
(20 минут)
Цель: закрепить знания букв; закрепить чтение слов; закрепить звуко-слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов; закрепить навык правильного звукопроизношения; развивать слуховые восприятия, зрительной внимание; развивать оптико-пространственное восприятие;развить воображение и мышление; углубить интерес к занятиям по обучению грамоте


II. 1
Игра «Телеграфист»
(2 минут)
Цель: развивать координацию движений, ориентировку в пространстве, закрепить звуко-слоговой анализ слов.
Логопед объясняет правила игры и в целях коррекции речевого нарушения приглашает выполнить задание тем детям, у которых нарушена слоговая структура слова.
Вызванные дети перепрыгивают через гимнастические палки с одновременным проговариванием слов. У детей развиваются речеслуховое восприятие и речедвигательные нпавыки. По ходу игры у детей не ослабевает интерес к занятиям. За правильные ответы они получают конверт с буквами.

II.2
Игра «Ромашка»
(2 минуты)
Цель: развивать фонематический слух; развивать звуко-буквенный анализ.
Бабушка Азбука приглашает команды к выполнению следующего задания. Используя красочный наглядный материал (пособие «Ромашка») логопед заинтересовывает детей в проведении игры.
У детей активизируются мыслительные процессы, совершенствуется звуко-буквенный анализ.
Если одна команда не даёт ответа, другая имеет возможность решить задание соперника.

II. 3
Игра «Составь слово»
(3 минуты)
Цель: развивать фонематический слух; развивать звуко-буквенный анализ и синтез.
Логопед, зная дидактический принцип идти от простого к сложному, в каждую следующую игру вводит вариант с усложнением материала.
Команды выполняют задание: по первым звукам названий картинок составить слово. Во время проведения этого задания у детей активизируется аналитико-синтетическая деятельность коры головного мозга: идёт определение первого звука в словах, отличных от других звуков. А затем идёт объединение звуков в слово, т.е. способность к синтезу.

II. 4
Игра - эстафета «Наборщики?»
(4 минуты)
Цель: развивать координацию движений; развивать ориентировку в пространстве; развивать быстроту реакции; воспитывать чувство товарищества и партнёрства.
Логопед в качестве коррекции общей моторной неловкости детей с ОНР проводит игру-эстафету с музыкальным сопровождением. Дети цепочкой, преодолевая препятствия, переносят кубики с буквами и как итог эстафеты команды составляют из кубиков слова.
Использование подвижной игры в занятии помогает повысить работоспособность детей, снять напряжение.

II. 5
Беседа
(2 минуты)
Цель: обогащать словарь детей меткими выражениями, пословицами, поговорками; дать представление о красоте и богатстве русского языка.
В целях развития долговременной памяти логопед просит детей вспомнить пословицы и поговорки о труде и дружбе (домашнее задание). В качестве поощрения командам вручаются конвертики с буквами.
Беседа о богатстве и красоте русского языка.
Дети совещаются, приходят к общему взаимопониманию, выдвигают своих представителей для озвучивания поговорок. Идёт обогащение словаря детей.

II. 6
Работа с картинками «Отгадай пословицу».
(4 минута)
Цель: активизировать словарь детей; развивать связную речь.
Для усиления речевой мотивации детей педагог предлагает детям отгадать пословицы и поговорки по опорным предметным картинкам.
Логопед корректирует речь и мышление детей через зрительное внимание и долговременную память.
Дети по желанию, стараясь помочь своей команде, припоминая пословицы, с помощью картинок отгадывают зашифрованные пословицы.

III.
Итог занятия
(3 минут)
Цель: подвести итог занятия; определить его результативность; разрешить проблему, поставленную в начале занятия.
Логопед предлагает помочь Незнайке собрать рассыпанные буквы и прочитать название книги. Персонажи благодарят детей. Обязательное условие передача положительных эмоций. Победила дружба. Азбука приглашает всех на чаепитие.
Дети, соотнося цифры на конверте и вложенные в них буквы, составляют название книги.
На последнем этапе занятия даётся возможность детям оценить свои результаты.



15