Тренинг. Моя Галактика: особенности детско — родительских отношений в семье.


Тренинг. "Моя Галактика":
особенности детско-родительских отношений в семье»
Цель: выстраивание отношений родителей и ребенка.
Задачи: коррекция и развитие процесса общения, взаимоотношений родителей и детей, развитие понимания личностных особенностей каждого члена семьи, осознание эмоционального состояния взрослого и влияния этого состояния на ребенка, осознание восприятия окружающих людей, развитие умения выстраивать адекватные отношения внутри семьи.
Форма проведения: психологический тренинг
Предварительная работа: аппликация с детьми «Моя Галактика»
Стимульный материал: цветные «заготовки», цветная бумага, ножницы, клей, ручки и бумага на каждого участника, диск CD, магнитола.
План тренинга:
Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
Выполнение практического задания тренинга.
Пояснительная часть.
Сравнение выполненных работ родителей с работами детей.
Теоретическая часть «Типы семейного воспитания».
Тест «На какой основе строится отношение отца и матери к ребенку».
Завершение тренинга. Вручение «Памяток для родителей».
Ход проведения тренинга:
Введение в тренинг с элементами аутотренинга.
Уважаемые родители! Любому человеку свойственно осваивать различные пространства, даже космические. Мы предлагаем вам выполнить психологическое упражнение «Моя Галактика». Упражнение поможет вам разобраться в личностных особенностях, осознать свое эмоциональное восприятие окружающих людей, в том числе и ваших собственных детей, позволит наладить с ними адекватные отношения.
Перед вами листы бумаги голубого цвета. Мы слушаем спокойную музыку. Устраивайтесь поудобнее, расслабьтесь и представьте себе звездное небо, на котором зажигаются звезды. На первый взгляд, кажется, что все они одинаковы. Но вот проходит одна, две минуты, и мы уже замечаем, что одна из звезд больше остальных, а какая-то светит ярче всех. Отличаются они по характеру света, который посылают на землю: он может быть и голубым, и розовым, и белым. А ведь, человека можно тоже сравнить со звездой: на первый взгляд, у нас много общего, но если приглядеться пристальней, - каждый человек неповторимый и единственный. У каждого есть свой мир, в котором он живет, свой Космос, своя Галактика.
Давайте продолжим вглядываться в ночное небо. Найдите на нем свою звезду. «Приблизьте» ее к себе и рассмотрите: она больше других звезд, меньше или такая же? Какого цвета ваша звезда? Какой свет излучает: теплый или холодный? А теперь уменьшите свою звезду до размеров теннисного мячика. Положите ее на ладонь. Она чудесна, не правда ли? Пошлите ей свое тепло, нежность, шепните ей: «Ты прекрасна!».
Отпустите ее обратно на небо, проследите ее путь, а когда она займет свое место на ночном небе, улыбнитесь ей, чтобы она знала: вы всегда рядом.
Выполнение практического задания тренинга.
А теперь посмотрите на голубой лист бумаги – это «кусочек» Вселенной. Пока на нем нет ни одной звезды. Вы каждый сейчас создадите свою Галактику.
В ней будет столько звезд, сколько вы захотите. Перед вами лежат заготовки звездочек разного цвета и размера, если они чем-то не устраивают вас – вы можете вырезать свои звезды любого цвета, любого размера. Приклейте их на лист. Это и будет ваша собственная Галактика.
Найдите среди всех звезд ту, которая больше всего вас привлекает – свою звезду. Подпишите ее – «Я». Теперь найдите звездочку для своего малыша. Подпишите ее тоже. Определите звезду вашего супруга, напишите его имя. Всем оставшимся звездам дайте имена своих родных и близких, всех тех, кто вас окружает. В вашей Галактике не должно быть ни одной безымянной звезды!
Пояснительная часть.
С точки зрения психологии, вы создали мир, в котором живете и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось: обратите внимание на то, где находится звездочка «Я»: в центре листа, вверху, внизу или сбоку. Об этом же свидетельствует и размер звезды. Если ваша звезда самая большая и находится в центре листа или выше, значит, вы эгоцентричны, всегда хотите быть в центре внимания. У вас высокая самооценка. Если же ваша звездочка маленькая, и вы ее поместили в уголке, вдали от других, то вам следует задуматься: не преуменьшаете ли вы собственную значимость? Какие у вас отношения с окружающими? Быть может, вы избегаете общения с другими людьми?
Цвет звезды рассказывает о вашем эмоциональном состоянии и восприятии окружающих людей. Синий цвет говорит о том, что вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочка вашего ребенка.Какого она размера? Цвета? Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет? Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне? Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где-то далеко? А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных? Подумайте сами, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают? Как эти люди влияют на вашего ребенка? Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, все в порядке. А если нет? Какую роль играет ваш муж в семье? Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей? Достаточно ли времени он проводит с семьей?
Рассмотрите все звезды своей Галактики. Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они «достались»? Какие отношения у вас с этими людьми? Почему? Нужны ли вам такие отношения?
ЗАКОНЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ИСТИНЫ.
Закон 1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!
Закон 2. Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.
Закон 3.Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни, ненависти, скрытности, учат изворачиваться.
Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребёнок – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.
Закон 5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опёки. Дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.
Закон 6. Не идите на поводу у своего ребёнка. Умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.
Закон 7. Развивайте в себе и в ребёнке чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами.
Закон 8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!
Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».
Закон 10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком! Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть сделать прежде, чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни.
Закон 11 Помните, что самое большое родительское счастье–видеть состоявшихся,умных и благодарных детей
Первый раз, в первый класс...
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ.
Поступление в школу. Это серьёзное испытание для детей. Новое окружение, новые требования. Возникает чувство ответственности, долга, соответственно возникают новые страхи – «быть не тем, о ком хорошо говорят, кого ценят и любят», страх сделать не то и не так, быть осуждённым, наказанным. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со сверстниками, неуверенные в себе, боятся не оправдать надежд своих родителей.
Родители должны обратить внимание на следующее:
(советы медика)
В связи с изменением режима дня ребёнка в сравнении с детским садом, увеличением физической нагрузки, необходимо четко соблюдать режим дня школьника (дневной сон, прогулки на свежем воздухе, полноценное питание);
Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности ребёнка между выполнением уроков;
Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение правил освещения рабочего места;
Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;
Обязательное ведение в рацион ребёнка витаминных препаратов, фруктов и овощей;
Организация правильного питания ребёнка;
Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели, обруча и т.д.
Воспитание самостоятельности и ответственности ребёнка как главных качеств сохранения собственного здоровья;
Способы преодоления психологических трудностей адаптации первоклассников (советы психолога):
Создание благоприятного психологического климата в отношении ребёнка со стороны всех членов семьи;
Первое условие школьного успеха –самоценность ребёнка для его родителей;
Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню;
Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения с ними после школы;
Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей;
Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;
Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к школе, быстро теряют к ней интерес, если чувствуют со стороны взрослых насилие, сарказм и жестокость;
Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;
Поощрение ребёнка и не только за учебные достижения ребёнка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребёнка.
РЕЖИМ ДНЯ В ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКА.
Начало обучения ребёнка в школе – это экзамен на зрелость той семьи, в которой он растёт и развивается.
Одной из причин, которые приводят к ухудшению физического здоровья и эмоционального состояния ребёнка может быть несоблюдение режима дня школьника.
Выполнение режима дня позволяет ребёнку сохранять физическое и психическое равновесие, что даёт возможность соблюдения эмоционального равновесия. А ведь мы, взрослые, прекрасно знаем, что именно этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью, которая ведёт к хронической усталости и утомляемости. Эти постоянные симптомы приводят к снижению работоспособности ребёнка. Низкая работоспособность характеризуется:
Снижением количества правильных ответов на уроке, даже если ребёнок знает материал;
Повышением количества ошибок (даже если выучено правило)
Рассеянностью и невнимательностью ребёнка, быстрой утомляемостью;
Изменением почерка ребёнка.
«Печальные» цифры статистики:
Лишь 20-25 %первоклассников, переступающих ежегодно школьный порог, остаются здоровыми после первого года обучения;
К концу первой четверти худеют 30% учащихся-первокл.
15% первоклассников жалуются на головные боли, усталость, сонливость, отсутствие желания учиться;
1/3 учащихся – первоклассников имеют различные нарушения осанки, которые усугубляются в первый год обучения;
10% детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения зрения различной тяжести;
20% детей входят в группу риска в связи со склонностью к близорукости;
Лишь 24 % первоклассников выдерживают ночной норматив сна, ежедневно дети не досыпают от 1,5 часов до получаса.
СВОД РОДИТЕЛЬСКИХ «НЕЛЬЗЯ»:
Будить ребёнка в последний момент перед уходом в школу, объясняя себе и другим большой любовью к нему;
Кормить ребёнка перед школой и после неё сухой пищей, бутербродами, объясняя это себе и другим, что ребёнку такая еда нравится;
Требовать от ребёнка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;
Сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;
Лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;
Заставлять ребёнка спать после уроков и лишать его этого права;
Кричать на ребёнка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;
Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
Не делать оздоровительных пауз во время выполнения домашних заданий;
Ждать маму или папу, чтобы начать выполнять уроки;
Сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные игры;
Ругать ребёнка перед сном;
Разговаривать с ребёнком о его школьных проблемах зло и назидательно;
Не прощать ошибки и неудачи ребёнка.
РИТУАЛЫ, КОТОРЫЕ НРАВЯТСЯ ДЕТЯМ.
Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест.
Придя из школы, рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
В выходной день обсудить прожитую неделю и её значение для детей и родителей.
Посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой.
На ночь слушать сказку и быть заботливо укрытым
В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.
Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.
ПАПЫ И МАМЫ! ПОМНИТЕ!
От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви у меня складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я – хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение «со мной что-то не так», «я- плохой»
Моя душевная копилка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что вы туда складываете.
Научитесь слушать меня ив радости и в горести.
Даже наказывая меня, оставайтесь всегда со мной, не избегайте общения со мной.
Станьте для меня примером для подражания в проявлении положительных качеств.
Обнимайте и целуйте меня в любом возрасте.
Не разговаривайте со мной с равнодушным и безразличным лицом.
Заводите красивые, добрые и светлые ритуалы общения, которые сделают нашу жизнь теплее и радостнее.