Особенности коррекции детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника с ОВЗ

Ерина Т.Н
Педагог – психолог ГБОУ Школа № 920

Особенности коррекции детско-родительских отношений в семье ребенка-дошкольника с ОВЗ

Реализация принципа гуманизации и индивидуализации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях модели инклюзивного образования требуют обязательного учета системы свойств многоуровневой индивидуальности каждого ребенка, а так же психологических особенностей социальной ситуации развития, системы средовых влияний, образуемых, прежде всего, взаимодействием ребенка в семье и в образовательном учреждении. Современный подход в системе образования предполагает тесное взаимодействие психолога с семьей ребенка с ОВЗ, рассматривает ее как реабилитационную систему, которая изначально обладает потенциальными возможностями и создает благоприятные условия для развития и воспитания ребенка. Внутрисемейная атмосфера может рассматриваться как коррекционная среда, которая при гармоничном воздействии формирует в ребенке положительные личностные качества (С.Д. Забрамная, И.Ю. Левченко, Г.А. Мишина, В.В. Ткачева). С другой стороны, в современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения развития у ребенка. (В.Р. Никишина , 2004) Атмосфера семьи и наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, являются наиболее важными факторами и влияют на формирование межличностных отношений ребенка. Это означает, что вести коррекционную работу только с ребенком недостаточно. Проблемы адресной и дифференцированной помощи ребенку с нарушением в развитии, необходимо решать комплексно, взаимодействуя с семьей в целом через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию супружеских и детско–родительских отношений. Современные отечественные исследователи выделяют различные факторы семейного воспитания детей, в том числе и в семьях у детей с ОВЗ, которые оказывают влияние на становление личности ребенка. Таковыми являются: характер детско-родительских отношений, индивидуальные особенности родителей, родительские позиции, педагогическая компетентность родителей, воспитательные умения родителей (А.И. Варга, С.Д. Забрамная, А.И. Захаров, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Е.А. Стребелева, Э.Г. Эйдемиллер и др.). В некоторых семьях появление ребенка с особыми потребностями укрепляет взаимоотношения между супругами. В таких семьях возможна гармоничная социализация ребенка. Но в большинстве случаев семья, имеющая ребенка с ОВЗ, приобретает особый психологический статус, и определенные проблемы, в отличие от семей имеющих здорового ребенка. Психологический аспект проблемы состоит в том, что детско-родительские отношения в семьях с ДЦП и другими нарушениями ОДА представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему.
У родителей возникают личностные переживания и психологические проблемы, которые так же нарушают процесс коммуникации внутри семьи и с внешним миром.
Особое внимание необходимо обращать на то, что детская патология негативно влияет на материнские установки и ограничивает способность матери общаться с ребёнком эффективно, приводит к искажённому восприятию ребёнка, препятствует освоению эффективных воспитательных стратегий, а социально-психологическая адаптация ребенка с ОВЗ напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего материнского) поведения.
Для определения направлений и осуществления эффективной коррекционной помощи родителям, имеющим детей с ОВЗ, необходимо учитывать как присущие им характеристики индивидуальных различий, так и особенности реагирования этих лиц на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с ОВЗ. Многие родители в результате рождения такого ребенка оказываются беспомощными. Их положение можно охарактеризовать как внутренний - психологический и внешний - социальный тупик.
Качественные изменения в таких семьях проявляются на трех уровнях: психологическом, социальном и соматическом. Глубокие переживания, которые появляются у родители детей с нарушением в развитии, влияют на их самосознание, эмоциональную и когнитивную системы. Поэтому в исследовании необходимо учитывать основные характерологические черты исследуемой категории родителей.
И.Ю.Левченко и В.В. Ткачева в своем исследовании семей ребенка с ОВЗ выделили родителей с различными типами реагирования на стрессовую ситуацию рождения такого ребенка. (В.В. Ткачева, 2014) Родители авторитарного типа: руководствуются своими собственными убеждениями, имеют активную жизненную позицию. Реакция на рождение больного ребенка может быть разной. Они могут либо сразу отказаться от него, либо сразу же начинают искать лучших специалистов и лучшего метода для излечения ребенка и пытаются найти «чудесный» выход из сложившегося положения для себя с помощью эксрасенсов. Позиция родителей авторитарного типа характеризуется феноменом «вытеснения» негативных переживаний, связанных с проблемами ребенка, что значительно оптимизирует их состояние (В.В. Ткачева, 2014)
Отрицательным моментом может быть противопоставление таких родителей социальной среде. Они скандальны, им трудно сдерживать себя. По отношению к ребенку они тоже нередко бывают категоричны и непоследовательны: либо жесткие способы взаимодействия с ребенком вплоть до отстраненности от его проблем, либо чрезмерно опекают своих детей.
Родители невротичного типа: имеют пассивную жизненную позицию, у них нет стремления к преодолению проблем ребенка, они фиксированы на отсутствии выхода из сложившейся с рождением больного ребенка ситуации. Эти обстоятельства ведут к ухудшению их психологического состояния, бездеятельности, педагогической несостоятельности.
Такие родители считают, что ребенка с ОВЗ ничему другому научить нельзя, кроме того, что он научиться делать сам, но и действовать самостоятельно препятствуют. Они очень непоследовательны в поощрении и наказании, не требовательны при реализации воспитательных целей. В личности невротичных родителей доминируют тревожно-мнительные и депрессивные черты. Тревожность родителей передается ребенку и часто становится причиной формирования невротичных черт в его характере. Для невротичных родителей характерно гиперболизация проблем, восприятие мира в трагических красках.
Родители психосоматического типа: в поведении таких родителей, чаще всего, проявляется нормативность, таким способом они скрывают проблему от посторонних глаз, но глубоко переживаю ее изнутри.
Желание скрыть проблему, перевести ее во внутренний план фрустрирует их психику и вызывает психосоматические расстройства. Все усилия направляются на оказание помощи ребенку, при этом родители не думаю о себе перенапрягаясь и изнуряя себя (особенно, в первые годы жизни больного ребенка). Для этих родителей характерно «перекрытие каналов поведенческого и невротического отреагирования проблем» (Л.Н. Собчик, 1990). Этим родителям свойственно внутреннее субъективно-индивидуалистичное переживание своей проблемы, что сопряжено с возникновением психосоматических заболеваний. Разный тип реагирования родителей предполагает и различный подход в способе общения психолога с такими родителями.
Таким образом, неоптимальными могут считаться два фактора, которые определяют формирование личности ребенка с ОВЗ: биологическая составляющая - дефект ребенка, и социальная составляющая - психотравмированные родители с низким уровнем воспитательных знаний и умений.
Необходимо отметить, что важнейшее значение для эффективной коррекционной работы с семьями ребенка с ОВЗ, имеет создание специальной, благоприятной реабилитационной и коррекционно-обучающей среды в период его пребывания дома и в детском саду. «Под специальной коррекционно – развивающей средой в семье понимаются внутрисемейные условия, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками». Это требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка и практических навыков, позволяющих методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать. Система комплексной психологической помощи включает несколько направлений в работе психолога: психологическое изучение внутрисемейных отношений, консультирование родителей, психокоррекционную работу с семьей.
При составлении программы для проведения коррекции психологу необходимо учитывать личностные особенности детей с ОВЗ и характер детско–родительских отношений.
Личностные особенности детей с ОВЗ: в психолого-педагогических исследованиях подчеркивается, что на протяжении дошкольного возраста стремительно структурируются отношения ребенка с ближайшим окружением и одновременно под воздействием значимых взрослых у ребенка формируются доминирующие черты характера В связи с тем, что ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата рано осознает свой физический дефект, свою неполноценность, то в сравнении с другими детьми, у него чаще формируется заниженная самооценка, склонность к ограничению социальных контактов, коммуникативные проблемы, ипохондрические черты характера, тревожность, пониженный фон настроения. Недостаточность в развитии является причиной своеобразного формирования эмоционально–волевой, поведенческой и личностной сфер. Если в семье имеется нарушение взаимодействия, то недостаточность в эмоциональном плане усугубляет дефект ребенка, искажает личностное развитие, снижает социальную адаптацию. В.В. Ткачева и И.Ю. Левченко выделяют такие общие черты личностного развития детей с ОВЗ и их отношений с родителями:
- потребность в постоянных эмоционально-положительных контактах;
- доминирующее положительное отношение с каким-то одним родителем, как правило, с матерью. Что говорит либо об отсутствии второго родителя, либо о его холодном отношении к ребенку;
- имеет место феномен «переориентации» аффилиативных чувств детей к тем лицам, которые чаще находятся рядом с детьми (бабушки, домашние животные, игрушки и т.п. );
- отсутствие сформированой привязанности к родным;
- коммуникативные проблемы;
- тревожность, агрессия, отгороженность.
Следовательно, при взаимодействии психолога с ребенком, коррекционное воздействие должно быть направлено на устранение актуальных искажений в психическом развитии ребенка или неблагоприятно сложившихся новообразований. Важно научить его правильным формам эмоционального реагирования, сломать стереотипы непродуктивного поведения с целью формирования правильного развития эмоционально–волевой сферы и эффективных контактов в социуме. При проведении коррекционной работы психолог должен проявлять безоговорочную симпатию и участие к ребенку, тепло и поддержку, создание атмосферы полной безопасности, доверия - только при наличии таких условий у ребенка создается возможность для выплеска наружу своих проблем. При этом необходимо создать условия для активности самого ребенка, недопустимы принуждение, навязчивая помощь. Важно побуждать внутренние силы ребенка, подчеркивать его самостоятельность, направлять познавательную активность и подкреплять ненавязчивой поддержкой. Главное условие психологической коррекции – опора на все сильное и позитивное в личности ребенка, стабилизация самооценки.
Характер детско–родительских отношений: для родителей у которых родился ребенок с нарушением опорно-двигательного аппарата (подавляющее большинство таких нарушений приходится на ДЦП) наиболее фрустрирующими психику оказываются двигательные расстройства. Даже при сохранном интеллекте родителей травмирует наличие «внешнего калечества», негармоничная фигура ребенка, гримасы. (В.В. Ткачева, 2014) Преобладающим стилем воспитания в семьях ребенка с нарушением опорно – двигательного аппарата, является гиперопека (И.И. Мамайчук, 2001). Такой тип взаимоотношений, чаще всего у матерей, проявляется в необычайной преданности ребенку и чрезмерной родительской заботе. Как следствие, у матерей могут возникнуть проблемы в эмоционально – волевой сфере, что проявляется в высокой тревожности, фрустрированности. Такая модель воспитания может привести к психопатическому развитию личности и сформировать эгоцентрические установки у ребенка, при которых возникают отрицательные нравственные черты характера - эгоизм, безответственность. Родители не понимают, что жалея ребенка, они ограничивают возможность его развития. Среди семей, воспитывающих детей с двигательной патологией может сформироваться противоположный способ воспитания. Это эмоциональное отвержение, проявление жестокости к больному ребенку. Обобщенные исследования отечественных ученых указывают на то, что родители ребенка с ОВЗ часто пользуются неправильными типами воспитания: гиперопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, воспитание в «культе» болезни, гипоопека, отвержение ребенка (А.Я. Варга, И.В. Добряков, Р.В. Овчарова, В.В. Столин, Э.Г. Эйдемиллер). Проанализировав полученные данные, В.В. Ткачева говорит о том, что доминирующими моделями воспитания в семье ребенка с ОВЗ являются два вида : либо модель «сотрудничество», которая означает, что родитель стремится к контакту и помогает ребенку, либо модель «отказ от взаимодействия».
В ходе взаимодействия необходимо планировать коррекцию у родителей неэффективных показателей общения с ребенком: отношения – т.е. стиль общения, позиции – т.е. особенности понимания мотива своего поведения и родительские установки – т.е. когнитивное видение ребенка родителем.
Таким образом, основной задачей психологической коррекции в работе с родителями ребенка с ОВЗ является: улучшение стиля воспитания, изменение неадекватной родительской позиции, осознание мотивов воспитания, оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания, получение знаний о психологическом развитии ребенка и о психологии семейных отношений.
«Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены: основной упор делается на анализ этих связей, степени отчетливости и размытости границ между «элементами», наличие коалиций и подсистем». В соответствии с этим принципом, психологические проблемы диады «родитель–ребенок», не могут быть решены только благодаря психокоррекции ребенка, либо только психокоррекции родителя, поэтому необходимо строить коррекционный процесс при включении в совместную группу детей и их родителей, использовать возможности и ресурсы их совместного сотрудничества, обмена ролями и т.п. Если в семье наблюдаются деструктивные процессы, то любые положительные перемены в результате индивидуальных коррекционных занятий ребенка с психологом, после возвращения ребенка в семью, могут обесцениваться. Психолог образования чаще имеет возможность взаимодействовать только с ребенком, в процессе его посещения дошкольного учреждения, либо с родителем - по отдельности. В этом случае необходимо продумать вариант параллельного взаимодействия. Для того, чтобы обесценивания положительных изменений у ребенка не происходило, важно параллельно готовить родителей к адекватному восприятию перемен в поведении ребенка, мотивировать на сотрудничество и осознание необходимости непосредственного родительского участия в перестройке семейных взаимоотношений.
Если удалось организовать участие родителя в совместном взаимодействии, то оно дает ему возможность отслеживать динамику детского поведения, видеть, как ребенок воспринимает изменения в семейной ситуации и тем самым получает подкрепление мотивации на дальнейшую работу.
В проведения групповой коррекции большое значение придается созданию коррекционной среды - особого пространства, направленного на усиление благоприятного воздействии на участников. Пространство, в котором можно полностью раскрепоститься, проявить эмоциональность и непосредственность, открытость и эмпатию.
Помимо общих задач в ходе проведения коррекции, следует дифференцировать задачи, которые намечает психолог для детей и для родителей. В ходе выполнения коррекционных упражнений детьми и родителями, например «обмен ролями», происходит наглядно отражение причин конфликта и осознание неадекватности выбранного ими действия, взаимная интерпретация чувств детей и родителей. Это позволяет родителям взглянуть на свою семейную жизнь глазами ребенка, получить обратную связь, почувствовать то, что чувствует ребенок. Такие игровые приемы расширяют сферу осознания в игровых действиях, разрушают неблагоприятные стереотипы поведения и создают новые, более адекватные.
Работа детско–родительской группы строится согласно общим принципам групповой работы, основным из которых становится активизация и актуализация психотерапевтического потенциала группы:
- раскрытие внутриличностной и внутрисемейной проблематики с помощью анализа группового межличностного взаимодействия.
- создание безопасных, оптимальных условий для конструктивной переработки и осмысление проблем
- формирование адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом
- формирование и отработка ряда воспитательных навыков, которые потом апробируются в повседневной жизни
- моделирование конфликтной ситуации и выбор продуктивных способов ее решения
- формирование механизма обратной связи при общей эмоциональной поддержке
Отношения в детско–родительских группах носят характер субъект – субъектных: родители проводят время с ребенком, играя и находясь на территории его интересов, что дает возможность ребенку почувствовать свою значимость и ответственность в происходящем, а родителям изменить позицию, побыть в роли ребенка, осознать и переосмыслить родительские установки. Коррекция взаимоотношений в диаде «родитель-ребенок», «ребенок-взрослый» может строиться только на воспитании родителями в ребенке чувства любви и привязанности к дому, близким, родителям, на формировании адекватных поведенческих форм общения и навыков самообслуживания (В.В.Ткачева, 2014) Помощь психолога заключается в том, что он знакомит родителя с воспитательными приемами и способами взаимодействия с больным ребенком, а так же способствует формированию у родителя установки на создание адекватных, теплых отношений с ребенком. Роль коррекционной среды играют совместные групповые занятия. В процессе участия в таких занятиях, у родителей изменяются и становятся позитивными ценностные ориентации. Процесс посещения коррекционных групп может не сразу завершиться разрешением всех проблем семьи, часто в процессе взаимодействия в коррекционной работе глубинные личностные противоречия лишь определяются и требуют длительной работы. Коррекционная работа с семьей ребенка с ОВЗ на современном этапе должна быть направлена на создание условий для психического развития ребенка, специальной коррекционно – развивающей среды.
И. В. Дубровина подчеркивает, что понятие нормального детства не подразумевает какого-то стерильного, «правильного», беспроблемного развития ребенка. Это, в первую очередь, обусловлено новыми задачами образования, связанными с появлением большого числа инновационных педагогических технологий и как следствие проблемы адаптации и обучения детей ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.
Традиционно популярными средствами психологической коррекции можно назвать психологический тренинг для дошкольников и их родителей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Р.В. Овчарова, Н.В. Клюева), психогимнастику для детей (Е.А. Алябьева, М.И. Чистякова), психодраму (И.Б. Гришпун, Я.Л. Морено, Е.А. Морозова). Все большую популярность, как средство профилактики и коррекции различных нарушений детско-родительских отношений в образовательных учреждениях приобретает арт-терапия, сказкотерапия, игровая семейная терапия (И.В. Вачков, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева, А.И. Копытин, Л.Д. Лебедева, В.В. Ткачева )
Таким образом, в силу того, что у родителя ребенка с ОВЗ под влиянием психотравмирующей ситуации обостряются личностные черты, увеличивается вероятность развития акцентуации характера, имеется недостаточно знаний об особенностях воспитания ребенка с ОВЗ, социальная ситуация развития в которой находится ребенок не соответствует цели воспитания гармоничной личности.
Коррекционная работа с семьей ребенка с ОВЗ на современном этапе должна быть направлена на создание условий для психического развития ребенка, создание специальной коррекционно – развивающей среды.
Психологическая коррекция в семье ребенка с ОВЗ становится одним из главных направлений деятельности образовательного учреждения, где связующим и активным звеном между ребенком и психологом становятся родители.