Конспект урока на тему: И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Художественные особенности (7 класс)


Конспект урока по литературе
(7 класс)
Тема: И.С. Тургенев. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Нравственные проблемы рассказа. Художественные особенности.
Цели: 1. Образовательные: выявить идейное содержание, проблематику и художественные особенности рассказа.
2. Развивающие: развивать речь учащихся, учить делать обобщения и выводы.
3. Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес и любовь к литературе, способствовать формированию таких качеств, как чувство долга и собственного достоинства, сострадание и готовность прийти на помощь.
Задачи:
- познакомить учащихся с текстом художественной литературы;
- развивать умения учащихся выделять главное в тексте, находить портретную характеристику героев;
- развивать умения художественного истолкования эпизодов литературного произведения;
- создать условия для положительной мотивации к учёбе, знаниям.
Оборудование урока: - текст рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»;
- иллюстративный материал;
- мультимедийные презентации учащихся;
- раздаточный материал (карточка- задание);
- дополнительный материал (отрывок из повести Ю. Гаецкого «Ранние метели»).
План урока:
Организационный момент (2 мин.)
Основная часть:
Проверка домашнего задания (6 мин.):
А). презентация цикла «Записки охотника»;
Б). презентация «Рассказ как эпический жанр» (повторение теории литературы);
2. Работа с текстом рассказа «Бирюк» (беседа на восприятие произведения) (3 мин.).
3. Анализ ключевых эпизодов рассказа (12 мин.):
А). чтение учителем эпизода (о надвигающейся грозе);
Б). чтение эпизода по ролям (первая встреча охотника с лесником);
В). роль интерьера (в избушке лесника);
Г). портрет как средство создания характеристики героя;
Д). словесное рисование (работа с иллюстрациями);
4. Работа над кульминацией рассказа (12 мин.):
А). чтение по ролям;
Б). презентация «Силуэты к рассказу «Бирюк»;
В). сопоставление фрагмента из книги Ю. Гаецкого «Ранние метели» и рассказом И.С. Тургенева «Бирюк».
3. Итоги урока (2 мин.).
4. Домашнее задание (2 мин.).
5. Оценки за урок (1 мин.).
Ход урока:
Организационный момент.
Добрый день! Сегодня на уроке мы будем работать над рассказом И. С. Тургенева «Бирюк». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Нам предстоит с вами проанализировать рассказ «Бирюк», выявить основные идеи и проблемы, затрагиваемые автором, а также раскрыть художественные особенности рассказа.
Работа над циклом рассказов «Записки охотника».
Учитель: Я надеюсь, вы знаете, что рассказ «Бирюк» входит в цикл «Записки охотника». (2 ученицы представляют презентацию об этом цикле).
У: Свою книгу автор назвал «Записки охотника», но охота занимает там мало места. Да, Тургенев был охотником, с ружьём и собакой он исходил много вёрст, встречался со многими людьми на своём пути, как с крестьянами, лесниками, так и помещиками. (Об этом цикле рассказов подготовил сообщение 1 ученик. Выступление ученика).
У: Таким образом, «Записки охотника» - это книга, прежде всего. О простом человеке, о «самом удивительном в мире русском народе», о многоцветье русской природы. Никто до Тургенева так всесторонне не изображал русское крестьянство. Считалось, что простым людям чужды тонкие чувства, душевные порывы. «Но что может быть интересного в грубом необразованном человеке?» – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.
У: И на этот вопрос мы постараемся сегодня ответить. На протяжении всего урока мы будем обращаться к нему, а в конце урока постараемся ответить: «Так что же может быть в грубом необразованном человеке?».
У: Запишите себе, пожалуйста, этот вопрос.
Как вы уже знаете, жанром изучаемого нами произведения является рассказ.
- А что же такое рассказ? (Презентации учащихся).
У: Таким образом, Рассказ – это повествовательное эпическое произведение небольшого размера.
У: Надеюсь, что все вы прочитали рассказ.
Беседа по восприятию произведения:
-Какое впечатление у вас осталось после прочтения рассказа? (Рассказ вызывает сочувствие, сострадание к главному герою, к его положению, но в то же время я восхищаюсь этим человеком, который несмотря ни на что защищает барский лес, который не посмел бросить своих детей, как его жена, как бы ни было плохо).
- Что вам больше всего запомнилось в рассказе? Почему? (Поступок Бирюка, первая встреча охотника с лесником и т.д.)
А кто из вас обратил внимание на изображение пейзажа, в частности, на описание надвигающейся грозы? Давайте обратимся к этому эпизоду. (Учитель читает эпизод под музыку – стр. 103-104).
- Как музыкальное сопровождение помогло вам?
- Как вы думаете, какова здесь роль пейзажа? Как пейзаж помогает читателям? (Это пейзажные зарисовки, которые помогают нам представить личность повествователя, место и время, в которое происходит действие. В то же время И.С. Тургенев очень точно передаёт изменения, происходящие в природе. Именно в этом эпизоде мы впервые встречаемся с главным героем рассказа – Бирюком. Здесь мы можем проследить знаменитый тургеневский приём. Когда человек приближен к природе, является неотъемлемой её частью).
У: А теперь вместе с вами мы обратимся к эпизоду, когда впервые встречаются Бирюк и охотник, чтобы выяснить, какое впечатление произвёл лесник на повествователя, а также этот эпизод поможет нам ответить на самый главный вопрос урока.
(Чтение по ролям, стр. 104).
- Какое впечатление произвёл на охотника лесник? (Чувство восхищения; он предстаёт перед охотником полноправным хозяином леса).
- Как ведут себя при первой встрече Бирюк и охотник? («Кто это?» - Бирюк всегда на страже, он выполняет свой долг, а когда узнаёт об охотнике, то тон его меняется. Они говорят друг с другом с уважением, со сдержанностью, хотя охотник – барин, а лесник – крестьянин).
- Как вы думаете, почему лесник помогает барину в грозу? Какая черта характера его здесь проявляется? (Он привык это делать, это было его обязанностью, обычным делом. Лесник понимает, что если в лес пришёл незлой человек и попал в беду, то ему непременно нужно помочь).
- Ребята, а как дальше И.С. Тургенев знакомит нас со своим героем? Какие средства создания характеристики героя вам известны? (Портрет, речь, поступки, авторские характеристики, жилище).
У: Обратимся к эпизоду: «Вот мы и дома… остановился передо мною», чтобы представить личность главного героя, его положение, а также жилище. (Чтение эпизода). Этот эпизод также важен для ответа на центральный вопрос урока.
- Каким представляется читателям лесник? (Автор показывает не только физическую красоту Бирюка, но и гармонию его физической и душевной красоты. Тургенев настолько ярко и реалистично изобразил лесника, что мы можем почувствовать его душевное состояние).
(Работа над иллюстрацией И.Н. Крамского «Полесовщик»)
У: Как говорил сам художник, портретов он не любил, а любил только человеческую физиономию. Демократические взгляды Крамского нашли наиболее яркое выражение в портретах крестьян, отразивших душевное богатство и внутреннее достоинство человека из народа.
Таким образом, мы видим, что И.С. Тургеневу удалось изобразить портрет крестьянина словесно, а вот И.Н. Крамской изобразил портрет крестьянина кистью, т.е. здесь мы видим связь художественной литературы и произведениями живописи.
У: Как мы уже говорили, что одним из средств создания характеристики героя является описание его жилища. Вы, наверное, обратили внимание на то, что изображение избы в рассказе даётся два раза.
- С какой целью И.С. Тургенев изображает избу второй раз? Найдите этот эпизод. (Чтение эпизода на стр. 107). (Охотник уже не любопытным взглядом, а чутким, внимательным оглядывает избу; он узнаёт о судьбе лесника, о том, что его и детей бросила жена и сбежала, т.е. охотник с сочувствием, с грустью относится к жизни Бирюка, к его дому).
(Работа с иллюстрацией)
У: Ребята, обратите внимание на то, что И.С. Тургенев не с жалостью смотрит на лесника, как А.С. Пушкин в стихотворении «Деревня» или Н.А. Некрасов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», а с уважением.
У: Давайте обобщим: С какой целью Тургенев так подробно показывает жизнь лесника, его жилище? (А для того, чтобы показать, насколько плачевно было состояние крестьян, насколько бедна и скудна была их жизнь. Именно И.С. Тургенев в русской литературе делает главным героем произведения простого крестьянина.
У: Обратимся к композиции рассказа.
- Как вы думаете, какой эпизод в рассказе можно назвать центральным, т. е. кульминационным. Что такое кульминация? (Лесник поймал мужика, рубящего лес).
У: Давайте обратимся к эпизоду, чтобы проследить поведение главного героя в этом случае, а также этот эпизод поможет нам при ответе на главный вопрос урока.
(Чтение по ролям стр. 109-111).
Презентация ученика (сопоставление лесника и порубщика).
- Почему лесник отпустил мужика? Что показано в характере героя? (Он понимал положение мужика, сочувствовал ему)
- Как вы считаете, почему И.С. Тургенев назвал рассказ «Бирюк» - прозвищем лесника? Насколько оправдано это прозвище?
У: Постараемся выстроить эту цепочку.
- В чём же смысл названия? (По словарю В.И. Даля, «Бирюк» - 1) Зверь; 2). Волк-одиночка; 3). Нелюдимый человек)
- А для повествователя лесник был Бирюком? (По мнению И.С. Тургенева, лесника Бирюком сделало крепостное право).
У: Почти все произведения Тургенева были автобиографичными. Я считаю, что нельзя оставить без внимания повесть Ю. Гаецкого «Ранние метели» о жизни И.С. Тургенева. После прочтения отрывка из этой повести постарайтесь ответить на следующий вопрос:
- Почему мы обратились к этим строкам? Какая связь между книгой Ю. Гаецкого «Ранние метели» и рассказом И.С. Тургенева «Бирюк»? (Тургенев как истинный гуманист брал из жизни самые важные проблемы, нравственные проблемы, остро ставил их в своих произведениях, заставляя читателей над ними задумываться).
У: Вот такая она служба лесника. Воровать – грех, к тому же воровство – преступление, лес-то барский. А если не воровать, то семье грозит нищета, погибель.
Потакать крестьянам – взыщут по всей строгости, угодишь в ссылку или солдатчину, семья по миру пойдёт. Не давать «баловать» мужику в лесу – «добрые люди» со свету сживут. Каков выход из этой ситуации7 Уничтожение крепостного права, по мнению, И.С Тургенева, приведёт и к духовному, и к экономическому оздоровлению общества.
У: «Записки охотника» это художественная летопись русской крепостной деревни, это обличительный документ, направленный против ненавистного врага, о котором он писал: «В моих глазах враг этот имел определённый образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил всё, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примиряться… Это была моя Аннибалова клятва; и не я один дал её себе тогда…»
С другой стороны, «Записки охотника» - это поэтический гимн русскому крестьянину. Впервые под перм И.С. Тургенева крепостной выступил как человек огромного духовного богатства: крепостной стал литературным героем большого масштаба, первостепенного значения.
Итоги урока.
- Почему И.С. Тургенев обращается к теме бесправных и обездоленных? Что заставило его написать рассказ? (Он показал тяжёлое положение крестьян, которым приходилось воровать, чтобы прокормить себя, свою семью, чтобы не умереть с голоду, тем самым говоря о негативном воздействии крепостного права на общество).
- В чём нравственная сила рассказа? (Несмотря ни на какие трудности Бирюк не озлобляется на людей, не идёт против них, не утрачивает своих человеческих качеств, и даже в таких условиях остаётся человеком с большой буквы, не теряет своего собственного достоинства).
- А теперь главный вопрос : «Что может быть интересного в грубом необразованном человеке? – спрашивал в своё время В.Г. Белинский.
(Как что? – Его душа, ум, сердце, всё то, что и в образованном человеке).
Домашнее задание: составить кроссворд по рассказу «Бирюк» И.С. Тургенева.
Оценки за урок.