«Социально-психологическая характеристика персонажа: И.С. Тургенев «Бирюк»


Тема урока: Социально-психологическая характеристика персонажа: И.С. Тургенев «Бирюк»
Цели урока: 1. Формирование у школьника навыков социально-психологической характеристики персонажа;
2. Развивать навыки устной речи, составления цитатного плана, навыки работы с семантическим полем;
3. Воспитывать честность, умение отвечать за свои поступки, сострадание.
Ход урока
1. Устное монологическое высказывание (реализация домашнего задания)«Иван Сергеевич Тургенев. Творческая биография».
История создания рассказа «Бирюк». Написан в 1847 году; напечатан во 2 номере журнала «Современник» в 1848 году; автор опирается на личные впечатления от родных мест, от жизни крестьян Орловской губернии. Бывший крепостной крестьянин вспоминает: «… почти все лица, упоминаемые в «Записках охотника», не выдуманные, а списанные с живых людей, … был Бирюк, которого в лесу убили свои же крестьяне…»
В рассказе «Бирюк» использован (как и во всех рассказах сборника «Записки охотника») прием – введение в действие рассказа образа охотника.
2.Словарная работа
Главный герой рассказа – лесник по прозвищу Бирюк.
1. Звуковые ассоциации к слову.
2. Лексическое значение слова:
Бирюк – 1. Волк-одиночка (обл.); 2. (Перен.) Одинокий, нелюдимый человек.
– Как вы думаете, почему крестьяне прозвали лесника Бирюком?
– Несет ли это слово помимо обозначения одиночества лесника, оценочное значение?
– Когда и почему он так называет себя?
– При каких обстоятельствах герои рассказа называют его Бирюком, а когда по имени отчеству? Почему?
3. Какие новые, ранее неизвестные слова вы выделили в тексте? Каково их значение?
Реализация домашнего задания
Цитатный план рассказа. Комментарий
Примерный план
1. «Гроза надвигалась…»
2. «Невесело войти ночью в мужичью избу…»
3. «Редко мне случалось видеть такого молодца…»
4. «В лесу шалят…»
5. «Он держал под собою вора»
6. «Отпусти… Ей-богу, с голодухи…»
7. «Убирайся к черту… Да смотри в другой раз не воруй у меня!»
3.Работа в группах
1 группа. Пейзаж в рассказе
– Чтение пейзажных зарисовок.
– Какую из них можно считать ключевой для понимания образа главного героя?
– Роль образа-символа грозы?
– Связь пейзажа с развитием действия в рассказе?
2 группа. Интерьер
– Пересказать (зачитать) описание избы Бирюка.
– Выделить ключевые слова.
– Как интерьер избы помогает понять характер главного героя?
– Какие чувства испытывает автор, находясь в избе лесника?
3 группа. Портрет
– Выразительное чтение описания внешности героя.
– В чем особенности портрета Бирюка?
– Можем ли мы увидеть авторское отношение к герою?
4.Анализ образа Бирюка
– При каких обстоятельствах рассказчик встречается с лесником?
– Какие черты характера раскрываются в поведении Бирюка в грозовую ночь?
(внутренняя сила, спокойствие, сдержанность)
– Чем обусловлен его суровый, нелюдимый характер?
(Он – солдат на посту; личная неустроенность)
– Каковы условия его жизни?
– Как он несет свою службу?
(«Гроза» мужиков; грозен, непреклонен не потому, что чужд брату своему мужику, а потому что он – человек долга, честный человек)
«Должность свою справляю…, даром господский хлеб есть не приходится».
– Роль описания столкновения Бирюка с мужиком – вором:
а) причина конфликта;
б) как меняется крестьянин и мужик в кульминационной сцене.
(Образ Бирюка психологически усугубляется; он выступает как образ трагический: человек честный, весь проникся принципом неуклонного служения долгу, но при всей правоте своей, чувствует и правоту крестьянина, которого в барский лес привело нищенское существование)
– Как вы оцениваете поступок Бирюка? Почему он отпускает мужика именно так, грубо выталкивая?
(Злится и жалеет. Конфликт между долгом и чувством сострадания.)5.Работа с семантическим полем «Честный (подлый)»
Семантическое поле
«Честный (подлый)»
Лексическое значение.
1. Добросовестный, усердный.
2. Прямой, справедливый, правдивый (выражающий прямоту, добропорядочный, чистоплотный).
3. Безупречный, порядочный, ничем не запятнанный, добропорядочный, чистоплотный.
Семантическое поле составлено учителем русского языка и литературы О.Г. Михеенковой4. Уважаемый (устар.), почитаемый (простонар.), достойный уважения, честной (устар.), почтенный, почетный, почитаемый по своей святости и в связи с религией, превозносимый, прославляемый.5. Совестливый
Характеристика данного качества
ЛС: абсолютная, безукоризненная, безупречная, высокая, идеальная, кристальная, необыкновенная, непогрешимая, неподкупная, непреклонная, неуязвимая, образцовая, рыцарская, стопроцентная, щепетильная, неуязвимая, бухгалтерская, крохоборческая, подспудная, ходячая, серая, врачебная, научная, политическая, трудовая. Отвлеченное выражение признака:
1. Существительные.
Л: 1. Добросовестность, усердность.
2. Прямота, справедливость, правдивость, открытость, искренность, добропорядочность, чистоплотность.
3. Безупречность, порядочность.
4. Почитание, уважение, благородство, почтение.
2. Наречия.
С: 1. Добросовестно, усердно.
2. Справедливо, правдиво, открыто, искренно.
3. Безупречно, порядочно, достойно.
4. Уважительно, честно, благородно.
Субъект – носитель признака.
ЛС: человек, люди, характер, натура, ум, душа, сердце, глаза, жизнь, отношение, намерение, поступок, поединок, бой, способ, путь, работа, служба, труп, заработок, хлеб, слово, смерть, мысль, взгляд, лицо, седина.Проявление признака.
1. Слабая степень признака –
Л: недостаточно честный, прямой, правдивый, искренний.
2. Высокая степень признака.
Честнее других, справедливее других, благородный.
ЛС: Очень, действительно честный.
3. Высшая (превосходная) степень признака:
Честнейший, справедливейший, глубоко правдивый, безукоризненно честный.
ЛС: исключительно, абсолютно честный.
4. Проявление признака
ЛС: со всеми, во всем всегда честен; не со всеми не всегда честен; иногда быть, казаться честным; считать кого-либо; считаться честным; честно жить, работать, трудиться, служить, относиться к кому-либо; дать, взять, потребовать честное слово; висеть, держаться на честном слове.5. Наделение признаком.
ЛС: считать кого-либо; воспитать честным.
6. На кого направлен признак.
ЛС: честен по отношению к родителям, друзьям…,
- Охарактеризуйте главного героя, используя слова 1, 2 рубрики
– «Беспощадная честность» – как вы понимаете смысл словосочетания?
6.Домашняя работа.
1. Примеры образцового служения Родине.
2. Бирюк – образ трагический, так как … (продолжить)
Тема данного «урока Социально-психологическая характеристика персонажа: И.С. Тургенев «Бирюк». Цель занятия формирование у школьников навыков социально-психологической характеристики персонажа. Дети предварительно знакомятся с текстом произведения, биографией автора. На уроке работаем над развитием навыков устной речи, составлением цитатного плана, совершенствуем навыки работы с семантическим полем. Анализируя поступки героя, работаем над воспитанием честности, умения отвечать за свои поступки, сострадания.