Конспект игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств «Сказочное путешествие в мир эмоций»


Психолог
Мини-центра «Тамшы» при школе - гимназии имени академика Е.А. Букетова»
Северо –Казахстанская область район Шал акына город Сергеевка
Исаченко Екатерина Михайловна
Конспект игрового занятия по развитию и коррекции базовых эмоций и чувств «Сказочное путешествие в мир эмоций»
«Сказочное путешествие в мир эмоций»
Цель: развитие эмоционально-личностной сферы, творческого воображения.
Задачи: продолжать знакомить детей с эмоциями «Радость», «грусть», «Злость», «Страх». Развивать умения правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, способствовать развитию выразительности жестов, развивать чувства эмпатии. Обучать приемам регулирования поведения. Снимать психомышечное напряжение.
Материалы: куклы пальчиковые, смайлы с изображением различных видов эмоций, аудиозаипси для релаксации
Ход занятия:
1. Вводная часть.
Минута встречи (Цель: создание дружественной обстановки) .Дети встают в круг.
Психолог: - Здравствуйте ребята! Я рада вас снова здесь видеть. Давайте мы поприветствуем друг друга так, как мы всегда это делаем на наших занятиях:
- Добрый день! Добрый день!
Солнце, свет, земля!
Очень рады видеть вас
Мои друзья и я!
Дети садятся на ковер.
Рефлексия по поводу прошлого занятия.
Психолог:
- Давайте вспомним с какими чувствами мы познакомились на прошлом занятии.
Дети вспоминают. Как выглядит лицо грустного, веселого, злого, испуганного человека. Рассматривая картинки предложенные психологом.
- А сейчас скажите мне ребята, вы любите путешествовать? А в каких странах вы побывали? Что вам больше всего понравилось, запомнилось? А сегодня мы отправимся в сказочное путешествие. Сейчас я прикоснусь к каждому из вас «волшебной палочкой» и вы превратитесь в добрых волшебников. Для того, чтобы мы смогли путешествовать, нам нужен транспорт. Давайте построим сказочный паровоз. Встаньте друг за другом, возьмите впереди стоящего за пояс. Передвигаться наш паровозик сможет только с помощью волшебных слов:
«Наш волшебный паровозик
Всех друзей вперед увозит… »
(дети произносят слова и идут по кругу)
2. Основная часть.
Остановка № 1 «Страна Радости».
Психолог: Внимание, ребята! Это необычная страна. В этой стране живет замечательная девочка. Давайте с ней познакомимся.
Психолог надевает на руку перчаточную куклу.
Улыбка Радостина: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Улыбка, фамилия моя Радостина. Я очень рада встрече с вами! Вы все такие милые. Красивые. Улыбчивые и добрые. Мне сразу же захотелось с вами познакомиться. Давайте поиграем с вами в игру
«Ласковое имя».
(цель: формирование позитивных чувств по отношению к себе и окружающим) .- Кого я поглажу по головке, назовет свое имя, а остальные ребята придумают, как можно ласково произнести это имя.
- Вы молодцы ребята. Я очень рада тому, что мы с вами подружились!
Жители моей страны тоже хотят дружить с такими ребятами, как вы. Они передали вам послание:
«Привет ребята! Мы, жители Страны Радости, услышали про ваш детский сад и нам очень захотелось поиграть вместе с вами. Мы знаем, что вы учитесь угадывать свое настроение, настроение своих друзей. знакомых, близких. Угадайте, какое настроение хотим подарить вам мы? На картинке изображено наше настроение. Но картинка разрезана. Для того чтобы узнать, какое настроение мы хотим вам подарить, соберите ее. Желаем успеха! »
Улыбка Радостина: Молодцы ребята вы справились с заданием. Мы очень весело поиграли. А на прощание я хочу вам сказать, улыбайтесь как можно чаще!
(ребята прощаются с Улыбкой Радостиной) .Психолог: - А теперь давайте опять встанем в паровозик, произнесем волшебные слова:
«Наш волшебный паровозик
Всех друзей вперед увозит… »
И отправимся на следующую станцию.
Остановка № 2 «Остров Страха и Плакс».
Мы приехали с вами на сказочный остров. Все его жители все время плачут и грустят и кого-то боятся. Посмотрите на карту острова и сами все увидите. (Показывает карту с изображением лиц грустных и испуганных обитателей) .Раздается стук. Психолог незаметно одевает на руку перчаточную куклу. Появляется девочка грустинка.
Психолог: Посмотрите ребята на эту девочку. Как вы думаете. Она грустная или веселая? Как вы догадались?
Грустинка: Здравствуйте ребята (говорит грустным голосом). Хочу сказать вам. Что у меня сегодня, впрочем, как и всегда, плохое настроение. Давайте поревем вместе (уговаривает детей поплакать, погрустить, сама начинает громко реветь) .Психолог: Стоп, стоп, стоп! Ребята, это же волшебный «Остров Плакс». Вот видите, вы уже поддаетесь волшебству. Мы же добрые волшебники. Может быть, мы сможем помочь маленькой Грустинке.
Грустинка: Так вы добрые волшебники! Мы давно вас ждем. У нашего острова есть страшная тайна. Давным-давно злая волшебница Обида Плаксовна заколдовала жителей нашего острова. И с тех пор никто на нашем острове не смеется – мы забыли, как это делать, потому что мы ужасно боимся злую волшебницу Обиду Плаксовну. Нам всегда очень грустно и страшно.
Психолог: - Ребята, а давайте представим, как выглядит лицо злой волшебницы Обиды Плаксовны и попробуем изобразить (ребята изображают злую волшебницу). А как выглядят грустные жители острова? А как они выглядят, когда боятся злую Обиду Плаксовну.
Грустинка: - Но однажды в темной пещере, где очень холодно и страшно мы нашли вот этот конверт, только открыть его боимся. А вы, ребята, не боитесь? Может быть, вы сможете прочитать, что здесь написано? Я знала, что вы очень смелые!
Психолог: (открывает конверт и достает письмо) – Посмотрите. Ребята. Наверное, это и есть то самое заклинание, которое помогает против грусти и страха. Давайте его прочитаем:
«Когда добрые волшебники смогут рассмешить самую грустную девочку на «Острове Плакс», тогда все жители этого острова станут веселыми и смелыми? »
Психолог: - Давайте попробуем рассмешить Грустинку. Сейчас мы поиграем в игру «Волшебные превращения» (Цель: развитие выразительности эмоций, движений, творческого воображения) .Эй, друзья, смелее будьте.
Превращаться не забудьте.
Научитесь побыстрееБыть грустнее, веселее, разными зверюшкамиЗайками, игрушками.
- Ну, ребята, веселитесь в обезьянок превратитесь.
- А теперь чуть-чуть позлитесь и в собачек превратитесь
- а сейчас изобразим очень грустного жирафа.
_ А сйчас вас испугает очень страшный крокодил.
- А сейчас мы превратимся в очень смелого мышонка.
А теперь повеселимся, в клоунов мы превратимся.
(психолог в процессе игры незаметно меняет грустное лицо куклы, которое находится в ставном кармашке на лице, на веселое)
Грустинка: (весело смеясь) - Ой, как смешно. Давно я так не смеялась.
Психолог: Вот, ребята, мы и рассмешили Грустинку. Посмотрите на ее лицо, оно уже не грустное, как раньше, а какое? А помните, что было написано в заклинании:«Когда добрые волшебники смогут рассмешить самую грустную девочку на «Острове Плакс», тогда все жители этого острова станут веселыми и смелыми? » Значит, на карте острова не должно быть грустных и испуганных лиц, давайте заменим их на веселые.
(ребята меняют грустные и испуганные лица на веселые) .Психолог:- А теперь давайте Грустинке расскажем веселое стихотворение. Я буду говорить начало предложения, а вы будете заканчивать его словами «Не сердись, а улыбнись».
- Если в лужу ты упала, не сердись. А улыбнись
- Не с той ноги сегодня встала, не сердись, а улыбнись
- Позабыла что-то дома, не сердись, а улыбнись.
Психолог: Мы избавили жителей «Острова Плакс» от чар злой волшебницы Обиды Плаксовны. Теперь нам пора в путь. Встанем в паровозик, произнесем волшебные слова:
«Наш веселый паровозик
Всех друзей вперед увозит… »
Остановка № 3 «Веселая полянка».
Мы прибыли на веселую полянку, где живет солнечный зайчик. Он появляется только тогда, когда на улице ярко светит солнце. Сейчас мы его не видим, зато он прекрасно видит нас всех.
Упражнение «Солнечный зайчик»
(Цель: снятие напряжения с мышц лица, тела)
Психолог: Солнечный зайчик предлагает нам отдохнуть. Лягте поудобнее, расслабьтесь. Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями на лбу, на носу, на губах, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно голову, шею, руки. Он забрался на живот – погладьте животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает вас. А теперь глубоко вдохните, откройте глаза и тихонечко встаньте. Улыбнитесь друг другу. Ребята. Вам стало теплее и радостнее? Давайте поблагодарим Солнечного зайчика и поедем дальше. Встанем в паровозик, произнесем волшебные слова:
«Наш волшебный паровозик
Всех друзей вперед увозит… »
3. Заключительная часть (Цель: развитие рефлексии)
Остановка № 4 «Детский сад».
Психолог: Мы снова вернулись в наш любимый детский сад. Сейчас я дотронусь до вас «волшебной палочкой» и вы превратитесь из добрых волшебников в обычных ребят (дети садятся на ковер) .Рефлексия:
Ребята, вам понравилось наше сказочное путешествие? А что больше всего понравилось?
- Лица человечков с каким настроением вы видите? (Психолог предлагает детям рассмотреть «смайлы»: грустные, веселые, испуганные, злые)
Выберите себе лицо человечка с таким настроением, которое вам сейчас больше всего подходит (дети рассказывают, почему они выбрали того или иного человечка) .А сейчас давайте прощаться (дети встают в круг и хором произносят слова традиционного прощания) .Мы славно потрудились,
Немало мы узнали,
Чуть-чуть добрее стали.
И дружно поиграли.
Спасибо друг!
Спасибо, наш дружный и теплый круг!