Самоанализ занятия: Рисование песком — как средство гармонизации эмоционально-личностного развития детей «Страна чувств»


Самоанализ коррекционно-развивающего
занятия «Страна чувств»
педагога-психолога Носова А.В.
Темп развития детей с различными интеллектуальными недоразвитиями замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства - от младенчества до подросткового возраста и дальше.
Большие трудности и отклонения от нормального становления личности школьников отмечаются в эмоционально-личностной сфере: в нарушении социального взаимодействия, общем незрелости личности, недостаточном развитии самостоятельности, неадекватной самооценке. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, вспыльчивости, нарушении эмоциональных контактов с окружающими и т.д.
Одним из наиболее эффективных методов работы с такими детьми, является песочная терапия, а именно техника рисования песком, позволяющая гармонизировать эмоционально-личностное развитие ребенка.
Цель: развитие умения выражать свое эмоциональное состояние; гармонизация эмоционально-личностного развития воспитанников.
Задачи:
- создание положительного эмоционального фона;
- пробуждение познавательного интереса через обучение навыкам работы с песком;
- знакомство с приемами рисования на песке;
- развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику;
- стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности.
- снятие эмоционально-психического напряжения.
Направление занятия – развивающее;
Группа, с которой проводилось занятие – учащиеся 2 класса со сложной структурой дефекта;
Тема – «Страна чувств».
Форма организации – групповая.
Тип занятия – комплексное.
Время реализации – 30 минут.
Количество детей – 2.
Материалы и оборудование: диск с музыкой для релаксации; круги из разноцветного картона; стол, для рисования песком; песок.
Данное развивающее занятие выстроено в соответствии со структурой:
№ Структурные элементы
1 Организационно-мотивационная часть:
- Приветствие
- Упражнение «Мое настроение»
- Игровая ситуация «Путешествие в волшебную страну»
2 Основная часть:
- Ознакомление со способами рисования песком (основные техники: получения изображений)
- Самостоятельное рисование картины
- Экспресс - выставка работ участников
3 Заключительная часть.
- Упражнение на рефлексию «Мое настроение»
- Ритуал прощания (завершения занятия)
Занятие основано на использовании элементов методик арт-терапии: звуко-терапии, игровой терапии, техник рисования песком, которая опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества.
На занятии использованы следующие технологии:
- Игровые,
- Технологии арттерапии,
- Здоровьесберегающие.
На занятии применялись различные методы и приемы:
словесные: объяснение, диалог;
наглядные: демонстрация техник рисования песком;
практические: самостоятельное изготовление картины;
проблемно-поисковые: самостоятельное выполнение творческого задания;поощрения: одобрение, позитивный настрой, создание ситуации успеха;
самоконтроля: самостоятельная работа, рефлексия собственной деятельности, самооценки.
Организационно-мотивационный этап занятия был направлен на создание благоприятной эмоциональной обстановки и настроя (упражнение Приветствие); переключение внимания воспитанников к предстоящей деятельности и стимуляцию интереса к ней - эта цель была достигнута игровой ситуацией «Путешествие в волшебную страну». Вхождение в «волшебный мир» у детей происходило, взявшись за руки над песочницей под магическое заклинание, что позволило более глубокому эмоциональному проникновению в этот новый неизведанный для детей мир.
Основной этап опирается на ознакомление и применение техник рисования песком, где изобразительное средство становится средством самоуспокоения и гармонизации внутреннего мира школьников. Также стимулируется развитие сенсорно-перцептивной сферы. Результативным аспектом на этом этапе стало создание «волшебного мира» изобразительными средствами (самостоятельное создание картины, экспресс-выставка), способствующее нормализации эмоционально-психического состояния детей.
Заключительная часть позволила закрепить полученное детьми в ходе занятия эмоционально-положительное отношение друг к другу и к рисованию (Ритуал прощания). Развитие элементарных навыков самооценки (Рефлексия упражнение «Мое настроение»).
Таким образом, я считаю, что содержание развивающего занятия, использованные методы и приёмы, технологии, формы организации и чередование разнообразных видов деятельности - позволило создать атмосферу взаимопонимания и доброжелательности, обеспечить активность, высокую работоспособность,  удержать внимание и интерес детей к деятельности, поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь способствовало повышению его результативности и успешному решению поставленных задач. Затруднений в ходе проведенного занятия не выявлено по причине соответствия поставленных задач возрасту и индивидуальным психофизиологическим особенностям детей.
Все дети были активными участниками на протяжении всей деятельности.
Считаю, что цель занятия достигнута, поставленные задачи решены.