Словарик фразеологизмов для начальной школы


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №31
Фразеологический словарик младшего школьника.

Выполнила:
учитель начальных классов
Никитина Ирина Владимировна

Кострома 2010
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ
Фразеологизм Мартышкин труд
Толкование Делать трудную, но бесполезную работу.
Этимологическая
справка Это выражение вошло в нашу речь из басни И.А.Крылова «Обезьяна», в которой обезьянка, таская туда – сюда чурбан делает трудную, но бесполезную работу.
Использование в тексте «К кормушке ребята забыли приделать крышу, и поставили возле скамейки, её всю замело снегом, птицам помощи не было, так как это был мартышкин труд».
Рисунок
Языковой материал по каждому фразеологизму включает
в себя несколько разделов.
Толкование фразеологизма содержит понятие лексического
значения фразеологизма
Историческая (этимологическая) справка, содержащая
информацию о происхождении фразеологизма, его
первоначальном значение. Нередко обращение к истории
слова позволяет мотивировать его современное значение.
Практический материал: загадки, пословицы, поговорки,
предложения и тексты, позволяющие вести наблюдение над
функционированием слов в речи.
Иллюстрирование рисунок характеризующий данный
фразеологизм. Иллюстрации могут прямо, а могут и в «переносном», юмористическом смысле отражать смысл данного фразеологизма.
Творческая деятельность учащихся в работе со «Словарём»
состоит в следующем:
исследовательская деятельность;
творческие работы
В соответствии с замыслом и накопившимся опытом
пособие можно рекомендовать для коллективной и
индивидуальной работы в классе
и дома.
«Словарь» можно использовать как в виде планируемого
в структуре урока фрагмента развития речи учащихся
длительностью от 3 до 7 минут, так и в любой части урока,
когда возникнет необходимость уточнить или расширить
значение слова. Это зависит от мастерства учителя, которое
будет расти от урока к уроку. Словарь можно пополнять
новыми фразеологизмами.
В процессе работы со «Словарём» у школьников формируется
внимание к слову, к его значению и оттенкам значения,
к его уместности в предложении и в тексте; вырабатывается
Фразеологизм Шиворот- навыворот
Толкование Что-то делать наоборот и плохо.
Этимологическая
справка В этом смешном выражении спрятано слово «ворот», т. е. «воротник». Если воротник вывернуть наизнанку или пришить наоборот, то и получится не так, как надо.
Считается, что возникновение этого выражения связано с историческим фактом. Царь Иван Грозный приказал сажать провинившихся бояр на лошадь лицом к хвосту и в вывернутой наизнанку одежде. Это было смешно. Отсюда и пошло: шиворот-навыворот.
Использование в тексте «Если Незнайка брался за какое-либо дело, то делал его не так, как надо, и всё у него получалось шиворот-навыворот»
Рисунок

орфографическая зоркость при написании данных слов.
Систематическое использование «Словаря» на уроках не
только развивает речь, обогащает и активизирует запас слов
ребёнка, но и постепенно формирует понятие о языке как
функционирующей системе. Такой подход к работе над
фразеологизмами повышает интерес к родному языку,
обеспечивает наилучший развивающий эффект и мотивацию
учения, снимает тормозящие факторы, всесторонне развивает
ученика.