Методическая разработка классного часа Есть такая профессия-Родину защищать к дню Защитника Отечества


ГБО КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОО Озёрский техникум природообустройстваМЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Открытого классного часа
«Есть такая профессия – Родину защищать»
Классный руководитель: Столярчук Н.Т.
2015г.



Цель: воспитание чувства любви к историческому прошлому, гордости за героическое прошлое; развитие уважительного отношения к ветеранам Великой Отечественной и локальных войн и труда.
Задачи:
способствовать патриотическому воспитанию учащихся, готовности к защите Родины,
вызвать чувство гордости за людей, живших и живущих среди нас, их доблесть и мужество.
Ведущий  (классный руководитель) Сегодня праздник – день защитника Отечества.
Это день памяти тем, кто отстоял Родину от кочевников, немцев, шведов, тем, кто защитил страну в годы Великой Отечественной войны, кто шел на смерть в Афганистане и Чечне, кто не щадил своего здоровья, работая на благо процветания своей Родины.
(на фоне звучания песни “С чего начинается Родина”
(муз. М. Матусовского, сл. В. Баснера) студент читает стихотворение)
— Что значит “Родина моя”? — Ты спросишь, я отвечу:— Сначала тропочкой земля Бежит тебе навстречу.Потом тебя поманит сад Душистой веткой каждой. Потом увидишь стройный ряд Домов многоэтажных.Потом пшеничные поля От края и до края, Все это — Родина твоя, Земля твоя родная.Чем старше станешь и сильней,Тем больше пред тобоюОна заманчивых путей Доверчиво раскроет.Н. Полякова. Родина моя
Ведущийь: Родина, Отечество… Как мы понимаем эти слова?
(студентам предлагается высказать свое понимание слова “Родина”)
С вашими высказываниями трудно не согласиться, равно как и с тем, что каждое государство должно иметь свои государственные символы. Есть они и у России. (Флаг, герб и гимн.)
Без них никак нельзя. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности – будь то международный форум, спортивные состязания, военный парад, и даже торжественные линейки, посвященные различным важным праздникам.
(студентк читает стихотворение)
Распростерлись в дымке синейВеличавые края, - Это ты, моя Россия,Свет мой, Родина моя!Если ж вороги посмеютК нам прийти из – за морей,Только брови потемнеютУ твоих богатырей.Равной нет тебе по силе,У тебя везде друзья, - Это ты, моя Россия,Свет мой, Родина моя.А. Прокофьев. Цвети, наша Родина.
Ведущий: Исторически сложилось так, что нашему народу веками приходилось вести борьбу с чужеземными захватчиками. Древняя легенда устами одного из завоевателей предупреждает: “И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь, она век стоит не шатается и века простоит не шелохнется”.
Грозно звучали для ворогов имена князей Святослава и Владимира, Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра Великого, Александра Суворова, Георгия Жукова. Их имена не счесть.
Мужество и отвага, стойкость и милосердие – вот качества истинных защитников Отчизны, и не случайно издавна храбрейшие из храбрых отмечались различными символами воинской доблести.
Уже в Киевской Руси существовал обычай награждать за ратные подвиги специальным знаком отличия – шейной гривной. Наградой за воинскую службу были также доспехи, конь, оружие.

Ведущий: История создания российских наград неразрывно связана с историей Российского государства.
Первый орден в России появился на рубеже XVII—XVIII вв. Хотя точной даты учреждения ордена не существует, историки ведут отсчет от 1698 г., когда Петр I ввел орден в честь покровителя земли Российской — святого апостола Андрея Первозванного. Апостол Андрей, проведший жизнь в странствиях, считался защитником мореплавателей. Андреевский крест, на котором был распят апостол, с 1699 г. но указу Петре I стал изображаться на русском военно-морском (Андреевском) флаге. Девиз ордена: “За веру и верность”.
В проекте статута ордена, подготовленном с участием Петра I, сказано: “…апостолу Российской земли воздвигнем именитую память для нашего потомства в воздаяние и награждение одним за верность, храбрость и разные нашему отечеству оказанные услуги; а другим для ободрения ко всяким благородным и геройским добродетелям…”.
Согласно официальному документу, 10 марта (по старому стилю) 1699 г. Петр I возложил этот орден на генерал-адмирала Ф. А. Головина.
Учитель: Кроме ордена Святого апостола Андрея Первозванного, Петром I был утвержден орден Святого Александра Невского. Особым блеском засияло это имя в годы Великой Отечественной войны, когда великие подвиги русских полководцев вдохновляли советских солдат на защиту Отечества. С 1942 года этим орденом были награждены многие советские солдаты.
Ведущий: Но самой яркой среди медалей является медаль “Золотая Звезда” - знак особого отличия Героя Советского Союза, а с 1992 г. – Героя России.
(студент читает стихотворение)
Из сердца память не избыть…В душе не выболела рана,В ушах грохочет шум войны. Наверно, было б очень странноНе видеть фронтовые сны.Из репродукторов узнала Страна в июне о войне. Она на смертный бой вставала,Об этом черном помня дне. Ему, солдату-ветерану, Свой путь военный не забыть. Не залечить сквозную рану, Из сердца память не избыть. На Русь святую наползала Паучья свастика знамен. Сынов Отчизна призывалаНа бой, и враг был побежден!В.Лаушкин. с.Залесово.

Ведущий: Никто не забыт, ничто не забыто… Но чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать.
(устудент читает стихотворение)
Вдовам России
Осталось много вдов в России, Убитых горем матерей. Откуда только бралась силы, Чтоб быть душевней и добрей.Сердца и руки излучали Так детям нужное тепло, Чтоб в страшном сумраке печали Им становилося светло.Жена все ждет вестей о муже —Надежду горим не убить.Не заморозит сердце стужа,Так вот способное любить,Все ждет и ждет уже полвекаВдова родного человека.Все ходит слушать соловья,Хоть разлетелась вся семья. На ее ласковые рукиСпешат теперь не дети — внуки,Война состарила, года,Хоть терпелива и горда. А вдовий хлеб солен и горек От слез, отчаянья и боли. Чтоб не погибнуть в бабьем горе, Набрались вдовы силы воли.Свечу зажжет у обелиска, Прошепчет что-то — не понять. Его фамилия так близко, Хоть мужа больше не обнять.Тревожат боль, сомненья, грезы.Потоки чувств так горячи. Потеки воска, словно слезы, Застыли на щеках свечи.И эту боль, и эти слезыНавряд ли сможем мы унять.Ведь плачут русские березы.Зачем — не всем дано понять.В.ЛАУШКИН, с Залесово
Ведущий: Великая Отечественная… Что бы сейчас ни говорили, ни писали, время никогда не изгладит из памяти народа великую Отечественную войну, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины.
Мы порой задаем себе вопрос: откуда у них, этих седых сегодня и мучимых ранами и болезнями людей с орденами Отечества на груди, брались богатырские силы, чтобы выстоять и победить? Разве может человек быть прочнее камня и металла? Но десятикратно возрастают силы, если на карту поставлена судьба родной земли, отчего дома.
Вернувшись к родным очагам, на просторы истерзанной врагом земли, свой воинский подвиг они увенчали трудовым, подняв из руин города и села, воскресив к жизни хлебные нивы.
Ведущий: В истории нашей страны есть еще одна страница о войнах 80 – 90 – х гг. ХХ столетия. У этих войн еще нет истории. Она не написана. Мы знаем о них ровно столько, сколько нам не опасно знать. Но у этих войн есть свидетели. Тысячи свидетелей. Для участников этих войн день 15 февраля является равнозначным дню 9 мая.
(студент читает стихотворение)
Мы дети войны.
Возрождалась страна из руин,Мы в те годы по воле народнойУтверждали рожденьем своимТоржество мирной жизни, свободной.Подрожали героям-отцам,Соревнуясь друг с другом в отваге.Было лучшей игрой нам, юнцам,Штурмом брать то бугры, то овраги…В нас живут отголоски войны,Солнцем мирного неба согреты,Победителей славных сыны,Значит, дети Великой Победы... .Снова вражьи угрозы слышны.Что ж, пусть помнят на всём белом свете:Чьи мы дети,И чьи мы сыны,И разумно считаются с этим…Валерий Сумин. г. Оренбург.
Ведущий: Много лет прошло, как закончилась война для ребят, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане, которые не понаслышке знают, что значит находиться между жизнью и смертью.

(студент читает стихотворение)
Афганистан.(живым и павшим там посвящается)
Вот будто заново я все переживаю.И все прошедшее передо мной встает,Друзей любимых лица вспоминаю,Которых в жизни так не достает.И снова те же горы будто рядом,И вроде ржавчиной покрытые они,И будто вновь окинул смерть я взглядом,И будто вновь пережинаю эти дни.Повис закат кроваво-красный,Лежу в окопе, сжав рукою автомат.И помню бой я первый, самый страшный.Как из мальчишки вырос вдруг солдат.Как будто что в душе перевернулосьИ все хорошее осталось позади.И вроде жизнь прошла и вновь вернулась,А и не знаю, что там дальше, впереди.Друзей своих всю жизнь я помнить буду,Как жизнь теряли там в земле чужой.И цинк гробов я никогда не позабуду,Что отправляли мы на родину домой.Афганистан – я не могу тебя забыть.Афганистан – и пули свист, снарядов вой,Афганистан – свободу ведь нельзя убить,Афганистан – дороги пыль и жаркий зной.И я тебя все чаще вспоминаю,На теле раны не дают никак забыть,Хоть мы давно уже ушли оттуда,Не дай нам бог все снова повторить.Владимир Ерхов, г. Оренбург
Ведущий: Но Афганистан сменили Чечня, Таджикистан, Абхазия…
До сих пор переживают и плачут матери, провожая сыновей в армию.
Для многих ребят, идущих на службу сегодня, “война” ещё не закончилась.
(ученик читает стихотворение)
Судьба ветерана.
Какая чудная весна, А ветерану не до сна. Старик от сердца капли ищет: Ну почему же внук не пишет? Тогда, в далеком сорок пятом,Он был молоденьким солдатом. И вдохновенно верил он, Не будет больше в мире войн.Ему хотелось очень жить,Работать и детей растить.И чтобы сын военным стал, Свою Отчизну защищал. Еще не ведал он тогда,Что будут страшные года: Родного сына-капитана Пришлют в гробу с Афганистана. Вздохнул, и волю дав слезам, Встал на колени к образам И долго Господа молил, Чтобы грехи ему простил. Чтоб внук живым пришел домой, Покончив с чеченской войной……А за окном уже светает, Валокордин не помогает. Еще бы годик продержаться,Вот только внука бы дождаться… В.Классен. с. Плешаново.
Ведущийь: Война – явление страшное, жестокое. Но пока существуют на Земле злоба, ненависть, будут существовать и войны, которые наносят раны людям, уносят жизни сыновей.
Песня гр. «Любе» Давай за жизнь
Российским людям свойственна особая любовь к родному краю, к месте, где они выросли, к своей Родине. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, свое Отечество.
Ведущий
Наши современники … Они родились в мирное время, спокойное время. Пришли в этот мир, чтобы строить, растить, создавать, любить. Но на их долю выпали далекие от этих повседневных человеческих забот и радостей дела. Им пришлось познать и боль потерь товарищей, и огонь сражений, видеть разрушение и смерть. Они рисковали своей молодой жизнью. Для очень многих она закончилась там, на поле битвы: в отрогах немых гор, на перекрестках пыльных дорог, на улицах чужих городов и сел.
Вы спросите, во имя чего? Ответ прост: они – люди долга и чести, до конца верны присяге, которую дали Родине, став на путь служения Отечеству, выбрав для себя самую мужскую в мире профессию – защитника, воина.
Ведущий задаёт присутствующим вопросы:
От кого зависит благополучие Родины?
А что мы должны делать для того, чтобы сберечь нашу Родину? (защищать)
А как вы считаете защита Родины – это обязанность каждого или это дело добровольное?
Демонстрируется выдержка из Конституции РФ.
Ведущий: Конституция РФ. Статья 59. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Защита Родины – обязанность каждого. Так уж исторически сложилось, что женщина бережёт и защищает домашний очаг, а мужчина бережёт покой своей страны, защищает её границы.
Звучит композиция в исполнении Л. Агутина «Граница».
Презентации студентов
Занимательные вопросы

1. Богатырь земли родной
И защитник слабых,
Одержал победу он
В злом бою кровавом.
Соловья – разбойника
Он служить заставил,
Тот чинить разбой и зло
Навсегда оставил.
Назовите имя богатыря. (Илья Муромец)
2. Как зовут трех богатырей, изображенных на картине Виктора Васнецова "Три богатыря"? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)
3. Почему Алешу назвали Поповичем? (Попович поповский сын)
4. Почему Илью прозвали Ильей Муромцем? (Он был родом "из города Мурома да из села Карачарова".)
5. Кто является создателем российской армии и российского флота? (Петр I)
6. Что означает звание гардемарин? (В переводе с французского "гардемарин" означает "морская гвардия", то есть гардемарин это человек, окончивший морскую академию. Это звание было установлено Петром I в 1716 г.)
7. Кто такие гренадеры? (Гренадеры это солдаты-гранатометчики, идущие впереди колонны.)
8. Как называется колющее оружие, прикрепленное к стволу винтовки? (Штык)
9. Что общего между деревом и винтовкой? (И у дерева, и у винтовки есть ствол.)
10. "Проверено мин нет". Кто делает такие надписи? Про них ещё говорят, что они ошибаются только один раз. (Саперы)
11. С помощью какого приспособления можно защититься от ядовитых газов? (Противогаз)
12. Как называют склад военного снаряжения? (Арсенал)
13. Как называют стрелка, владеющего искусством меткой стрельбы? (Снайпер)
14. Как называется рулевое колесо, с помощью которого управляют кораблем? (Штурвал)
15. Назовите самую распространенную среди моряков одежду? (Тельняшка)
16. Как называется приспособление, удерживающее судно во время стоянки? (Якорь)
17. Как называют башню с сигнальными огнями на берегу моря? (Маяк)
18. Какая самая заветная мечта летчика? ("Самая заветная мечта высота", строчка из песни.)
19. Что означает слово "таран"? (Удар корпусом танка, корабля или самолета.)
20. Как называется здание, в котором живут солдаты? (Казарма)
21. Как называется самое распространённое наказание солдату? (Наряд вне очереди)
22. Сколько лошадей в эскадроне? (Сто)
23. Оружие, изобретённое Калашниковым. (Автомат)
24. Винтовка с укороченным стволом. (Карабин)
25. Древнегреческий герой, уязвимым местом которого была пятка. (Ахиллес).