ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ


ИНФОРМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ.
Макаренко А. А. МБОУ СОШ № 48 makarenko.alla2010@yandex.ru
Мелентьева Т. Г. МБОУ СОШ № 48 t-melen@mail.ru
Применение информационных технологий и электронных образовательных ресурсов позволяет нам построить процесс обучения физике и географии, в котором рационально будут сочетаться обычные и компьютерные формы организации учебного процесса, что дает возможность перейти на новый уровень качества в передаче и усвоении системы знаний.
Использование ИКТ повышает мотивацию школьников к обучению, способствует развитию познавательной деятельности, развивает творческое мышлении, память, воображение и другие психические процессы.
Информационные образовательные ресурсы включают в себя: электронные учебники, интерактивные карты, программы, тренажеры, программы тестирования.
Электронные учебники дают возможность нам на уроках наглядно показать физические и географические явления в природе, расширить кругозор обучающихся, что будет способствовать мотивации их к процессу изучения предметных курсов. Используя данные средства информационных образовательных ресурсов, можно проводить тематические практические работы, что позволяет развивать личностные, познавательные и коммуникативные учебные действия. Практические работы по физике и географии с помощью данных ресурсов помогают тренировать и контролировать знания и умения, полученные на уроках. Применение электронных учебников имеет недостатки, например, на уроке мы не может проконтролировать, куда смотрит ученик в данный момент; на каких сайтах он «сидит»; ученику с электронным учебником требуется большее время на нахождение информации.
В копилке учителя физики имеются интерактивные наглядные пособия издательств « Дрофа», « Учитель», «Формоза». На уроках физики используем видеоматериалы «Физика 8-9 Videourok.net», разработанные ООО «Компэду» , compedy.ru. Ввиду недостаточной оснащенности школьных кабинетов оборудованием на уроках физики используется сайт, позволяющий проводить виртуальные лабораторные работы. Учителем географии активно используются электронные карты, демонстрационные возможности которых гораздо выше, чем печатных. Они позволяют приближать участки земной поверхности, делать рисунки, наносить надписи, совмещать карты, выделять главную информацию на карте.
Использование Интернета открывает широкие возможности обучения :-участие в дистанционных олимпиадах ( «Инфоурок», «Олимпус»),
-onlain тестирование,
-конференции,
-виртуальные экскурсии,
-поиск различной информации (Сайты: Электронные уроки и тесты . География в школе, «Фестиваль педагогических идей», «Видеоурок», «Инфоурок» , «Физическая лаборатория» , «Русское географическое общество», «Классная физика», Электронные уроки и тесты . Физика в школе.)
Почти на каждом уроке мы используем интерактивную доску. Доска разнообразит урок, например, играми или возможностью пользования вебсайтами, упрощает объяснение нового материала, позволяет выйти за рамки программы. Используя доску, можно изменить неверное расположение объекта на карте, вернуться к ранее изученному материалу. Но подготовка урока с использованием её требует значительно больше времени у
учителя.
Для осуществления проверки компетенций обучающихся применяется серия интерактивных электронных ресурсов, например, « Готовимся К ЕГЭ», которые произведены « Просвещение – Медиа». Обучение работе на специальных электронных тренажерах помогает сдаче экзаменов школьниками в форме тестов.
Используем популярный среди школьников и учителей сайт победителя конкурса «Учитель года» 2010 года Дмитрия Гущина «Решу ЕГЭ», который дает возможность разобрать вопросы по темам, по вариантам, сравнить ответы; ученики самостоятельно в любое время могут пройти тестирование. Проработка вопросов позволяет более уверенно идти на экзамен. Одна из основных задач учителя – мотивировать обучающихся и повысить интерес к изучаемому предмету, что реализуется нами через проектно - исследовательскую деятельность. При работе над исследовательскими проектами школьники обращаются к электронным ресурсам, например, « Географические открытия», создавая презентацию в программе POWER POINT,обучаясь нахождению информации, её переработке. Это способствует возникновению интереса у школьников к процессу обучения.
Применение информационных технологий способствует усвоению приемов рациональной умственной деятельности школьниками, дает возможность решать задачи современной школы по качественной подготовке выпускника, умеющего получать информацию из различных источников, обрабатывать её и применять в реальных ситуациях.