Авторский проект на тему: Сохранение и укрепление психического здоровья детей через оптимизацию детско – родительских отношений


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 50 «Центр развития ребенка» – детский сад
Копейского городского округа
Тема: «Сохранение и укрепление психического здоровья детей через оптимизацию детско – родительских отношений».
Цель: Познакомить родителей с приемами и играми по сохранению психического здоровья детей.
Задачи:
Дать родителям понимание, что детско-родительские отношения важны, для сохранения психического здоровья детей.
Диагностика детско – родительских отношений (Приложение 1).
Сценарий мероприятия:
1.Приветствие.
2.Теоретическая часть.
3.Практическая часть.
4.Заключительная часть.
5.Рефлексия.
Приветствие
Участники группы входят в зал для проведения встречи. Звучит музыкальное вступление.
Педагог-психолог: Здравствуйте, дорогие друзья! Приветствую вас!. Искренне рада видеть вас. Не так давно мы встречались с вами на занятиях по развитию навыков общения. Я думаю, что вы уже знаете друг друга и даже успели подружиться. Но для начала давайте обновим наши впечатления и ощущения и поприветствуем друг друга вновь: добрый день, дорогие друзья!
Теоретическая часть
Выступление педагога – психолога:
Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. Сегодня не только мы, но и государство хочет видеть наших детей физически крепких и эмоционально здоровых. К основным показателям здоровья детей можно отнести: уровень физического и нервно-психического развития детей.
Что такое эмоциональное здоровье?
Это умение выражать любые чувства и радости и гнева, злости и т.д.;
Это умение общаться с людьми;
Это умение понимать чувства других людей;
Это умение помочь своему ближнему;
Это умение сопереживать другому человеку, и многое другое.
Конечно вы знаете от кого зависит эмоциональное здоровье наших детей? Прежде всего от нас, взрослых: воспитателей, родителей, от окружающих людей. От личности ребенка, его темперамента, индивидуальных особенностей.
В нашем детском саду проводится в данном направлении немалая работа. Существуют определенные программы, которые включают наши воспитатели в свою работу. Сегодня мы поговорим о развитии эмоционального здоровья детей. И взглянем на это, со стороны семейного воспитания.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.
Уметь управлять своими эмоциями очень важно не только взрослым, но и детям.
Это, конечно же, не значит, что детей с малых лет нужно учить скрывать свои негативные переживания. Нет, любые чувства должны быть выражены, иначе они будут наносить вред человеку и на психическом, и на физическом уровне. Задача родителей – научить ребенка управлять своими эмоциями, научить его выражать свои переживания.
Так, накопившуюся злость и гнев можно выразить, например, в игре, в результате чего вред никому не будет нанесен, а польза для освободившегося от негативных переживаний будет огромной.
• Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив.
• Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»
• Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека».
• Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.
Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.
Модное слово «эмпатия» обозначает сопереживание. Именно благодаря ему люди понимают друг друга, радуются чужим успехам, беспокоятся, когда кому-то плохо, и сломя голову бросаются на помощь.
Человек учится этому чувству постепенно, шаг за шагом. С самого раннего детства, всю жизнь. Когда малыш спотыкается и падает, то часто слышит: «Не плачь, ничего страшного не случилось!» Родители это делают для того, чтобы ребенок не вырос плаксой, а тот недоумевает: «Как же не случилось, если у меня болит ножка?» Лучше обнимите малыша и примените старинный проверенный рецепт — подуй на больное место. И кроха получит то, что ему требуется: поддержку и утешение. Он видит, что его понимают, и одновременно запоминает, как правильно поступать в подобных ситуациях.
Малыш учится сопереживать, наблюдая и набираясь опыта. «Мама прижимает меня, когда я плачу, и мне становится легче, — думает он. Наверное, так и надо делать, если кто-то расстроен». Или вспоминает: «У любимой Олиной белочки оторвался хвостик. Как она огорчилась! Но бабушка пришила его на место. И сестричка сразу повеселела».
Что такое сочувствие - дети отвечают на этот вопрос по-разному.
— Сочувствие — это когда кому-то плохо, и ты грустишь вместе с ним.
— Если один ребенок толкнет другого, то третий должен ему сказать, что так делать нельзя.
— Когда Толик в прошлом году упал с дерева и у него рука была в гипсе, то никто над ним не смеялся. А если он хотел взять стакан и выпить воды, то кто-нибудь ему помогал.
— Если человек себя плохо чувствует, к примеру, у него болит голова, то ни в коем случае нельзя ему надоедать и беспокоить его.
Дети очень откровенны. Иногда слишком. «Почему этот дядя такой толстый?» — задает вопрос малыш, не задумываясь о том, что чувствует человек, о котором он говорит. Это абсолютно нормально, хотя так смущает некоторых родителей. Необходимо учить ребенка, что такие слова могут ранить и не обо всем можно спрашивать во весь голос. Старайся объяснить малышу, что могут чувствовать другие, когда он ведет себя не так, как принято: «Ларочка боится, когда ты рычишь, изображая тигра», «Не садись на кота верхом, ему же больно!..» Подыскивай самые простые слова.
Лена хорошо танцует. Ваня здорово гоняет на велосипеде. Валя секунды не может усидеть на месте. А Паша любит валяться на диване. И в этом нет ничего плохого. Именно благодаря разнообразию мир так интересен! Помогите малышу понять одну истину: хоть люди и различаются между собой, в главном они похожи — любят друг друга, смеются, чувствуют боль, плачут...
У каждого человека есть образ собственного «Я». Формирование этого «Я» начинается с рождения, зависит от отношения к нам в первую очередь родителей, потом окружающих людей. Созревая постепенно, ребенок начинает задумываться: «Какой Я», «Кто Я»? И в первую очередь его мнение о себе, его самооценка, складывается из совокупности мнений о нем окружающих людей, о его внешности, состоянии здоровья, способностях, недостатках, характере.            Если над ним смеются, акцентируют внимание на каких-то  физических данных, с точки зрения окружающих некрасивых, если его постоянно осуждают, критикуют, обвиняют, обзывают и при этом у него нет никакой моральной поддержки со стороны родителей, подтверждающей что все эти действия безосновательны, то его самооценка постепенно формируется в: «Я хуже других». Человек с такой самооценкой – это  постоянная жертва, который уверен, что негативное отношение к нему окружающих совершенно заслуженное, он ведь «хуже других». А раз он хуже других, то он не достоин лучшего. Его удел подбирать то, что осталось после «умных, красивых, всех тех, кто его лучше».
Учите ребенка быть популярным. Чем популярнее ребенок в среде своих сверстников, тем больше у него друзей, тем лучше и легче ему учиться. Чем лучше он будет учиться, тем легче и быстрее он займет в этой жизни свое место.
Но популярность, это не только умение быть красиво одетым или иметь что-то хорошее. Это еще и умение делать что-то лучше других, умение в первую очередь говорить. Не зря ведь за ораторами тянутся люди.
Учите ребенка говорить НЕТ. Дети, имеющие свое мнение и умеющие отказать, так же пользуются уважением своих сверстников.
Будьте внимательны к своему ребенку. Тогда вы сразу увидите, где он испытывает трудности, какие у него проблемы. Как только вы найдете его слабые места, ищите способ их укрепить.
Не зря говорят, что воспитание детей начинается с воспитание их родителей.       Представьте себе такую ситуацию, в которой вы чем-то очень увлечены. Например, вы хотите сделать в доме ремонт. И вот продумываете детали, интерьер, мебель. Какие у вас будут обои, куда вы поставите диван. Вам хочется жить в квартире с ремонтом своей мечты. И вам интересно все сделать самому.  И тут залетает кто-то, выхватывает все ваши наброски, выкидывает их в мусор и говорит:      - Я сам все сделаю! Я же это сделаю гораздо лучше! Диван поставим сюда, обои будут вот такие, а ты сиди себе и отдыхай, или ещё лучше займись вот этим, или этим.         Что вы почувствуете? Наверно, разочарование, что жить в квартире ВАШЕЙ мечты вам уже не придется. Вы будете жить в квартире мечты этого КОГО-ТО. Вполне возможно, у него мечты тоже ничего, но вам то все-таки хотелось осуществить свои.
      Так поступают многие родители, особенно те, кто воспитывает детей дошкольного возраста. Они считают, что для ребенка надо сделать ВСЕ. Что они обязаны избавить ребенка от всех забот. Они должны решить за него все трудности. И так незаметно они избавляют его и от заботы создания собственной жизни, сами порой того не понимая. Такой ребенок не умеет быть самостоятельным и это в огромной мере влияет на его не защищенность а, значит страдает его эмоциональное состояние.
Хочется, чтобы каждый из нас сегодня задумался, а правильно ли я воспитываю своего ребенка. Не было ли непонимания со стороны ребенка во время сегодняшних игр. А знает ли мой сын, что я чувствую, придя с работы или во время того, когда я ругаю его за проступок. Умеет ли моя дочь договариваться. Присутствуют ли во мне те качества, которые мой ребенок хочет видеть во мне, как в родителе.
Практическая часть.
Воспитатель приводит в зал детей.
Педагог-психолог читает слова И. В. Гете:
« И.В. Гете говорил - Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо».
Упражнение «Менялки»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше.
Необходимые приспособления: цветовые пятна, которых должно быть на один меньше, чем играющих.
Описание игры: участники встают на цветовое пятно. Оставшийся без цветового пятна — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого... (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто остался без цветового пятна, становится ведущим.
Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может ввести в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать свое поведение.
Педагог-психолог читает слова И. В. Гете:
«Поведение — это великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик».
Упражнение «Гусеница» (автор Е. Коротаева)
Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: трое и более.
Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.
Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики между своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок.
Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.
Педагог-психолог читает слова Томаса Бокля:
«Поразительный факт, что у большинства гениальных людей были замечательные матери, что они гораздо больше приобрели от своих матерей, чем от своих отцов».
Упражнение «Небоскреб» (автор К. Фопель)
Подключаются родители и образуют рядом команду, которая тоже пытается выполнить данное упражнение.
Цель: развитие умения договариваться, работать в команде.
Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: группа.
Необходимые приспособления: складной метр; 2-3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.
Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.
Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.
Педагог-психолог рассказывает анекдот:
«Психолог беседует с родительницей о воспитании сына:
- Вы воспитываете его слишком строго.
- Почему?
- Когда я спросила, как его зовут, он ответил – Вова Перестань».
Педагог-психолог: Я уверена, что таких родителей у нас нет, а теперь следующая игра.
Упражнение «Тропинка».
Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.
Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/ тревожность.
Возраст: 5-6 лет.
Количество играющих: четное.
Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней.
Описание игры: дети делятся и взрослые на две команды. Каждая команда берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий:
«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему и наклоняют головы вниз;
«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;
«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.
Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.
Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым.
Педагог-психолог читает слова Клода Адриана Гельвеция: «Все искусство воспитания состоит в том, чтобы ставить молодых людей в условия, способные развить в них зачатки ума и добродетели». Чем мы с вами сегодня и занимаемся.
Упражнение «Говори!» (автор Е. Лютова и Г. Монина)
Цель: развитие внимания и произвольности.
Возраст: 5-6 лет и взрослые.
Количество играющих: взрослый + один ребенок (группа детей).
Необходимые приспособления: мячик.
Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:
«Какие времена годы вы знаете?» ... «Говори!»
«Какое сейчас время года?» ... «Говори!»
«Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»
«Какой сейчас месяц?» ... «Говори!»
«Сколько дней в неделе?» ... «Говори!»
«Сколько дней в году?» ... «Говори!»
«Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»
«Какого цвета столы в группе?» ... «Говори!» — и т. д.
Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.
Педагог-психолог читает слова Януша Корчака:
« Всё, чего достигают дрессировкой, нажимом, насилием, непрочно, неверно и ненадежно».
Не забывайте эту мудрость выполняя следующее упражнение.
Упражнение «Нарисуй радость – грусть».
Цель: Развитие умения согласовывать свои действия между родителем и ребенком, по выбору цвета и тематике рисунка отследить отношение к проделанной работе.
Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.
Описание игры: Возьмите планшет, выберете себе место в зале, сядьте вместе с ребенком и приготовьтесь рисовать совместный рисунок на любую тему. Необходимо, что бы на вашем рисунке было заметно и ваше присутствие и присутствие ребенка. Недопустимо рисовать только одному ребенку или одному взрослому. Вы рисуете общий рисунок. Перед тем, как начать работу, вместе с ребенком придумайте название вашему тандему и запишите название на листе бумаги, на котором вы будете рисовать. Вы можете рисовать рисунок разными карандашами, для этого, кто то из вас должен подходить к центральному столу и брать нужный карандаш. Брать карандаш у других пар нельзя.
Приступаем к работе. На нее вам дается не более 7-10 минут.
Педагог-психолог читает слова Германа Гессе:
«Истина должна быть пережита, а не преподана».
Упражнение «Каким я вижу тебя…!»
Цель: Предоставить возможность подумать родителя и ребенка о том, каким они хотят видеть друг друга.
Количество играющих: семейная пара родитель и ребенок.
Описание игры: предложить отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей.
Каждому родителю дать по одному лепестку от ромашки и предложить написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем.
Команда детей обсуждает совместно со взрослым, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.
Затем каждой команде зачитывается содержимое с лепестков.
Заключительная часть.
В заключении нашего собрания я хотела бы вам прочитать одну очень глубокую, на мой взгляд, мысль: «Для воспитания ребенка требуется более проникновенное мышление, более глубокая мудрость, чем для управления государством» (Уильям Э. Ченнинг).
Рефлексия
Подводя итоги встречи, педагог-психолог интересуется у участников, что полезного они узнали, что для них было важным, благодарит всех участников группы за совместную работу.
Разработал:
Педагог-психолог МДОУ ДС №50 Н.В. Макарова
Приложение 1
Методики диагностики детско-родительских отношений:
"Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении.
"Лики родительской любви" данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строится их отношение к ребенку.
"Мера заботы" многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным или чрезмерным вниманием к нему родителей. Этот тест поможет разобраться, насколько верна воспитательная позиция.
Методика идентификации детей с родителями опросник А. И. Зарова Посредством методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями.
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли, к ребенку: оптимальный эмоциональный контакт, излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, излишняя концентрация на ребенке). Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше (Рембовски) и Чехословакии (Котаскова). В нашей стране адаптирована Т.В. Нещерет.
Опросник родительского отношения (ОРО) тест-опросник представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера личности ребенка, его поступков.
"Поведение родителей и отношение подростков к ним" Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях) назначение теста - изучение установок, поведения и методов воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте.
"Стратегии семейного воспитния" С помощью этого теста можно оценить свою стратегию семейного воспитания (стиль): авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный.
Шкала общения родителя с ребёнком А.И. Баркан. По этой шкале приблизительно можно понять состояние малыша на данный момент и в данное время, узнать, как общаются дома с ребёнком, какие эмоции преобладают в процессе общения ребенка с родителем.