Статья Проблемы детско-родительских отношений в контексте младшего школьного возраста


Проблемы детско-родительских отношений в контексте младшего школьного возраста
Каунова А.А.
(Россия г. Зерноград)
студентка 4 курса
Научный руководитель: А.А. Дорошенко
ГБПОУ РО «Зерноградский педагогический колледж»
4131310228600Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам.
(М. Лермонтов)
020000Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам.
(М. Лермонтов)

1 (слайд) Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты. Вашему вниманию предоставляется мною исследованный доклад на тему: «Проблемы детско-родительских отношений в контексте младшего школьного возраста».
2 (слайд) Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. В момент поступления в школу в жизни ребенка происходят крупные изменения, среди которых важную роль играет смена социальной среды развития и взаимоотношения с окружающими взрослыми и сверстниками. В жизни младшего школьника появляется новый значимый взрослый – учитель. Существенно меняются детско-родительские отношения – теперь ребенок стал школьником, у него должны быть новые обязанности, появляются новые требования к нему. Но успешное личностное и интеллектуальное развитие младшего школьника зависит не только от усилий учителя, но и от адекватных детско-родительских отношений в семье младшего школьника. От благоприятных отношений родителей и младшего школьника зависит его благополучное эмоциональное состояние. Многих психологов самых различных школ и направлений давно привлекала внимание чрезвычайная значимость отношений между родителями и детьми. В настоящее время проблема детско-родительских отношений как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации. А также данная тема является актуальной потому, что в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе II (Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования) рассматриваются личностные результаты освоения программы, в которых говорится о развитии навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умении не создавать конфликтов и нахождении выходов из спорных ситуаций.
Вопросы, посвященные проблеме детско-родительских отношений, рассматривались учеными на протяжении всего развития психологической науки и практики. В отечественной психологии исследованиями в этой области занимались ученые Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Божович Л.И., Дубровина И.В., В.С. Мухина, Лисина М.И., Хоментаускас Г.Т., Эльконин Д.Б. и многие другие.
На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.
Одной из важнейших причин проблем, возникающих в детско-родительских отношениях, является низкий уровень развития эмпатических способностей родителей, т.е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся к эмоциональному отклику, что значительно влияет на характер и тип детско-родительских отношений, вызывая конфликты в семье, протесты, агрессию и обиды детей.
3 (слайд) Поэтому целью исследования является изучение проблемы детско-родительских отношений в контексте младшего школьного возраста.
Что же такое «детско-родительские отношения»?
Так Э. Эриксон подчеркивает, что в отношениях между родителями и ребенком совмещается чувственная забота о нуждах ребенка с чувством полного личного доверия к нему. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой - предоставлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой. Но на самом деле это не так, да родители хотят защитить и обезопасить своего ребенка, но за лаской и заботой родителей скрывается подавление воли самого ребенка, которая в итоге влечет за собой неприспособленность к жизни, к развитию несамостоятельности и отсутствию инициативности.
Э. Фромм, рассматривая родительское отношение как фундаментальную основу развития ребенка, провел качественное различие между особенностями материнского и отцовского отношения к ребенку. Это различие наиболее ярко прослеживается по следующим линиям: 1) условность – безусловность, 2) контролируемость – неконтролируемость. Материнская любовь безусловна – мать любит своего ребенка за то, что он есть. Материнская любовь не подвластна контролю со стороны ребенка, ее нельзя заслужить (либо она есть, либо ее нет). Отцовская любовь обусловлена – отец любит за то, что ребенок оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема, ее можно заслужить, но ее можно и лишиться. Э. Фромм выделяет такие существенные характеристики родительского отношения, как его двойственность и противоречивость.
Таким образом, понятие «детско-родительские» отношения у разных авторов приобретают разное звучание. Но отметим, что в этих отношениях необходим глубокий постоянный психологический контакт с ребенком. Почему?
Младший школьный возраст является этапом существенных изменений в психическом развитии и полноценное проживание ребенком данного возрастного периода возможно лишь при определяющей и активной роли взрослых (учителей, родителей, воспитателей, психологов), основной задачей которых является создание оптимальных условий для раскрытия и реализации потенциальных возможностей младших школьников с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4 (слайд) Также на развитие и реализацию возможностей каждого ребенка влияют стили семейного воспитания. Подробнее остановимся на них.
При авторитарном стиле воспитания властные родители полностью подчиняют себе ребенка: подавляют его волю, не считаются с его интересами, жестко пресекают инициативу, требуют безоговорочно выполнять их руководства, соблюдать дисциплину, строго следовать семейным традициям.
Демократический стиль воспитания – это, пожалуй, один из наиболее сбалансированных стилей воспитания, поскольку он поощряет детей к самостоятельности и принятию ответственности за собственные действия.
При попустительском стиле воспитания родитель формирует у ребенка «свободу», самостоятельность и раскованность, позволяет ему делать абсолютно всё, что он хочет, не накладывает никаких ограничений. Родитель не помогает подростку и не мешает, не принимает никакого участия в становлении личности.
5 (слайд) Также одним из главных вопросов при рассмотрении детско-родительских отношений в семье является понятие «типы дисгармоничного воспитания». В связи с этим, можно выделить следующие типы:
«Кумир семьи»:
Ребенок обожаем, любим.
Любая прихоть ребенка – закон.
Восторгаются им, ежеминутно находят в ребенке «таланты».
Растет капризным, своевольным эгоистом.
Освобожден от всех обязанностей.
«Гиперопека»:
Ребенок лишен самостоятельности, следует советам взрослых.
Родители диктуют каждый шаг ребенку и контролируют во всем.
Готовят «вундеркинда».
Ребенок загружен до предела.
Растет безвольным, трудности в общении.
«Гипоопека»:
Ребенок предоставлен сам себе.
Ощущает себя ненужным, лишним, нелюбимым.
Вынужден сам думать о себе, завидуя другим детям.
«Ежовые рукавицы»:
Ребенку диктуют, приказывают, на нем срываются.
Внушают лишь подчинение.
Ребенок не знает ласки и тепла.
Вырастает эмоционально неотзывчивым, суровым к близким, с часто бурными реакциями протеста.
«Повышенная моральная ответственность»:
На плечи ребенка возлагается огромная ответственность, обычно непосильная для его возраста.
Ребенку поручают заботиться о младших в семье или о престарелых.
«В культе болезни»:
Боясь, что ребенок болеет трясутся над ним, предупреждая все его желания.
Пользуется создавшимся положением и злоупотребляет им.
Ребенок хочет, чтобы заботились о нем.
Исходя из выше сказанного следует, что каждый проживает свою жизнь по-своему, но дорогу в жизнь дает семья.
Мои собственные наблюдения позволяют предположить, что стили семейного воспитания, названные ранее далеко не все, их очень огромный список. Сколько семей, столько и вариантов воспитания. В зависимости от этого происходит и становление личности. Личностью может стать лишь человек, желающий чего-то добиться в жизни, имеющий свои цели и упорно идущий к их достижению. Это человек с устойчивой системой норм, ценностей, имеющий твердые убеждения, а также собственное мнение по каждому вопросу, умеющий отстаивать свою точку зрения. Личностью становится далеко не каждый. Становление личности связано с влиянием на человека различных факторов, как биологических, так и социальных. Имеет значение каждая мелочь – от генов до питания. Малейшая ошибка – и человек может потерять свою индивидуальность, стать “таким, как все”.
Семья не только дарит человеку жизнь. В семье человек получает свой первый социальный опыт, делает первые шаги, говорит первые слова. Очень важно, чтобы маленький человечек воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей не было разногласий по поводу методов его воспитания, чтобы ребенок не был свидетелем конфликтов. В противном случае он может вырасти в асоциальную личность, наносящую вред не только окружающим, но и себе.
От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат и здоровье всего общества. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов, закладывает основы гражданского поведения.
В процессе работы мы выяснили, что центральное место в детско-родительских отношениях занимает сфера эмоциональных отношений - принятие и эмоциональная близость. Когда родители проявляют внимание к ребенку, признают его, любят его, понимают, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищенности.
6 (слайд) Сейчас я предлагаю вам провести практикум, который поможет устанавливать близкие и эмоциональные отношения с детьми. В дальнейшем работа по данному направлению продолжится. Мы планируем организовать исследование по теме «Укрепление детско-родительских отношений в процессе организации совместной деятельности родителей и детей в начальной школе». В рамках практики организовать сотрудничество детей и родителей для, чтобы улучшить отношения между родителями и детьми, а также для формирования благоприятного микроклимата в семье.
Список литературы:
Дубровина, И.В. Возвратные особенности психологического развития детей. - М., 2013.
Ковинько, Л.В. Воспитание младших школьников. – М., 2010
Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 2005.
ФГОС НОО.