Мастер класс Формирование личностных и метапредметных результатов на уроках информатики


Шабаева Елена Николаевна,
учитель информатики МБОУ МПЛ г. Димитровграда

«Расскажи – и я забуду, 
покажи – и я запомню,
 дай мне сделать – и я пойму!»
(китайская пословица)
Мастер-класс: «Интерактивные методы обучения на уроках информатики».
Цель: 
создание условий для повышения профессионального мастерства педагогов в процессе активного взаимодействия по освоению эффективных развивающих методов работы на занятиях информатики. 
Задачи: 
- демонстрация перед участниками мастер-класса использования интерактивных методов обучения;
- обучение участников мастер-класса навыкам, составляющим основу, передаваемого метода и способа достижения, полученных результатов;
Мастер – класс предполагает групповую форму работы, поэтому чтобы разделить участников на группы при входе в класс каждому раздается фигура (книга, телефон, компьютер)
Слайд №1.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами активно поработаем.
Прошу каждого из вас написать свое имя на бейджике. Приколите себе бейджик. А теперь давайте все вместе произнесем свое имя. Вот мы с вами и познакомились.
Слайд№2
Прошу вас заполнить анкету.
Спасибо. Отложите анкету на край стола.
Слайд №3
Посмотрите на два высказывания. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». «Расскажи – и я забуду,  покажи – и я запомню,  дай мне сделать – и я пойму!». Что в них общего? Чем отличаются? Какое из них мы выберем девизом нашего занятия?
Перейдем к проверке домашнего задания. На дом вам было задано изучить ФГОС ООО.
Слайд №4.
Расшифруйте аббревиатуру ФГОС ООО.
Правильно, федеральный государственный основной стандарт общего образования.
Слайд №5.
Некоторые буквы поменялись местами, восстановите исходный текст
Стандарт включает в себя требования:
к алрьметзаут освоения ООП (основной образовательной программы);
к рсууткерт ООП;
к мвуосиля реализации ООП.
Слайд №6.
Верно.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения ООП (основной образовательной программы);
к структуре ООП;
к условиям реализации ООП.
Слайд №7
Некоторые слова поменялись местами, восстановите исходный текст
Стандарт является основой для оценки системы объективной разработки уровня образования обучающихся на ступени основного образования общего
Слайд №8.
Верно.
Стандарт является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся на ступени основного общего образования
Слайд №9.
Скажите, пожалуйста, к каким результатам освоения обучающимися основной образовательной программы устанавливает требования ФГОС?
Слайд №10.
Правильно! Предметные, метапредметные и личностные.

Слайд №11.
Какой подход лежит в основе федерального государственного образовательного стандарта.
Слайд №12.
Конечно же, системно - деятельностный подход
Слайд №13.
Установите соответствие между схемой и названием метода обучения. Какие методы были использованы при проверке домашнего задания? Чем отличаются активные методы и интерактивные? Как вы считаете, какие методы эффективнее?
А теперь я предлагаю вам побыть учениками 7 класса. И посмотреть на интерактивные методы изнутри.
Слайд №14.
Посмотрите на эти картинки. Давайте вместе сформулируем тему нашего урока.
Итак, тема нашего урока: «Информационные процессы». Сегодня мы рассмотрим, что информационный процесс и основные виды информационных процессов. 
Давайте подумаем, а что же можно делать с информацией?
Слайд №15
Посмотрите внимательно на картинки. Какие информационные процессы изображены на рисунках? Посмотрите на свои бейджики и определите, какой процесс будет представлять группа.
Слайд №16
Задание группам. Прочитать пункт учебника. Дать определение своего процесса.
Привести свой пример данного информационного процесса.
Группы работают с учебником 3 минуты.
Выступление групп по 2 минуты.
А теперь мы с вами посмотрим, как происходит передача информации в жизни.
Слайд №17
Сейчас я первому из каждой группы передам карточку, на которой написано слово. Вы должны передать информацию по кругу.
Первая группа - шепотом на ушко, (остальные не слышат);
Вторая группа - жестами, пантомимой (остальные с закрытыми глазами);
Третья группа - знаками, рисунками (остальные с закрытыми глазами).
Последний сообщает полученную информацию, и она сравнивается с первоначальной.
Слайд №18
А теперь, прочтем притчу (читаем по ролям).
Слайды №19-23
Ребята, какие информационные процессы упоминаются в данной притче.
Молодцы!
Слайд №24
А теперь мы с вами выйдем из роли учащихся вернемся к роли учителя.
Задание группам. У каждой группы выдержки из ФГОС ООО задание ответить на вопрос «Какие метапредметные результаты мы формировали на данном занятии»
группа - Коммуникативные
группа - Познавательные
группа – Регулятивные.
Какие личностные результаты мы формировали на данном занятии:
группа - Смыслообразование
группа - Самоопределение
группа – Нравственно-этическое оценивание.
Группы отвечают на вопросы
Слайд №25
А сейчас уважаемые коллеги, мы с вами снова заполним нашу анкету.
Сравните анкету в начале занятия и в конце занятия!
Слайд №26
А теперь я вас попрошу оценить своё отношение к данному мастеру классу. Понравился он вам или нет.
Возьмите приложение №3. У смайликов нет рта, нарисуйте ему улыбку, если вам понравилось, прямую черту – если урок вас оставил равнодушным, а если вам было скучно, неинтересно нарисуйте недовольное выражение.
Слайд №27
Спасибо за активную работу. До свидания.

Приложение №1 Логотипы группам.



Приложение №2
Анкета в начале занятия.
Не знаю Имею представление Знаю Применяю Могу научить
1. ФГОС ООО 2. Метапредметные результаты 3. Личностные результаты 4. Активные методы обучения 5. Интерактивные методы обучения Анкета в конце занятия.
Не знаю Имею представление Знаю Применяю Могу научить
1. ФГОС ООО 2. Метапредметные результаты 3. Личностные результаты 4. Активные методы обучения 5. Интерактивные методы обучения Приложение № 3