Конспект урока Конструирование и моделирование швейного изделия. 7 класс


Технология. Конспект урока. 7 класс.
Тема: Конструирование и моделирование плечевых изделий. Снятие мерок для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Цель: научиться правильно снимать мерки и строить чертёж плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
Задачи урока: 1. Образовательные: *развивать стремление к углублению знаний; Совершенствование практических умений и навыков обучающихся; *формировать интерес к созданию различных моделей и стилей. 2. Развивающие: - развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность; развивать творческую инициативу. 3. Воспитательные: - воспитывать уважение к труду; - воспитывать чувство стиля.
Тип урока: комбинированный.
Инструменты и материалы: рисунки одежды разных эпох, разных стилей, рабочая тетрадь, карандаши, сантиметровая лента, тесьма для фиксации линии талии, презентация «Силуэт и стиль в одежде», компьютер, проектор, экран, тесты.
Словарь: силуэт, стиль, плечевые изделия.
В начале урока обучающимся раздаются карты оценивания, где в течение урока девочки фиксируют оценки, поставленные напарником, оценки, выставленные группой, и самооценку за выполнение определённых заданий.
ХОД УРОКА: 1. Организация урока. Проверка готовности учащихся к уроку.
2.Самоопределение к деятельности.
Повторение пройденного материала.
Работа с тестами, взаимопроверка.
Тесты: 1. Одежда по назначению классифицируется на:
а) женскую, мужскую и детскую; б) зимнюю, летнюю и демисезонную;
в) домашнюю, нарядную, рабочую, спортивную, форменную, бельевую и т.д.
2. Обозначьте стили, изображённые на рисунках:
а) классический; б) спортивный; в) фольклорный (народный); г) романтический.
3. Назовите лишнее слово в классификации форм силуэта:
а) прямой; б) полуприлегающий, в) круг; г) приталенный; д) «трапеция», е) овальный.
4. Назовите правильное определение термина «стиль»:
а) это устойчивый, конкретно определившийся язык эпохи, утверждающий её фигуру, понятие красоты, отношение к окружающему миру; б) это характерное контурное очертание фигуры.
5. Костюмы греков состояли из двух частей. Назовите их:
а) гиматия (пеплос); б) хитон; в) панталоны.
6. К поясным изделиям относятся: а) платья; б) юбка; в) халат; г) блузка.
2) Назовите несколько пословиц о манере одеваться и стиле одежды, об умении шить, что-либо делать …
- Встречают по одёжке… (провожают по уму).
- Семь раз отмерь – … (один отрежь).
- Терпение и труд… (всё перетрут).
- От спеху чуть не наделал… (смеху).
- Наскоро сделать – всё… (переделывать).
- Всякая работ мастера… (хвалит).
- Умел начать, умей и… (закончить).
3)Как нужно правильно одеваться, чтобы не выглядеть нелепо?
(Одежду разных стилей необходимо одевать в соответствии с её назначением).
3. Постановка учебной задачи.
- Девочки, а как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить и что делать? (Шить одежду).
- А как вы считаете, пригодятся ли вам эти умения в дальнейшей жизни, ведь сейчас можно практически купить, не прикладывая никаких усилий? (Да, пригодятся).
- Почему? (Купленная вещь не всегда может соответствовать размеру, особенностям фигуры, стилю… Кроме того сшить получается дешевле, чем купить готовую вещь.
Вещь, сделанную своими руками, будешь беречь, ценить…)
- Но прежде, чем шить любую вещь, нам необходимо ЧТО сделать?
(Снять мерки, построить чертеж. Затем перенести его на ткань, выкроить – запис. на доске).
- Правильно, сегодня мы с вами займёмся снятием мерок и построением основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.
4. - Прежде всего мы с вами должны повторить правила снятия мерок.
Рассмотрим инструкции:
Мерки снимают при помощи сантиметровой ленты с человека, стоящего прямо в естественной позе, с опущенными вниз руками.
Сантиметровую ленту при этом не ослабляют и не натягивают.
Перед снятием мерок необходимо точно определить линию талии. Для этого талию перетягивают узким поясом или тесьмой.
Мерки снимают с правой стороны фигуры, при этом мерки длинны записывают полностью, обхватов (окружностей) шеи, груди, талии, бёдер – в половинном размере (полуобхват), т.к. чертёж строят на половину фигуры.
Каждая мерка имеет своё обозначение.
Итак, рассмотрим МЕРКИ ДЛЯ ПОСТРОЕНИЯ ОСНОВЫ ЧЕРТЕЖА ПЛЕЧЕВОГО ИЗДЕЛИЯ
Познавательные сведения: Научиться правильно снимать мерки важно не только для построения основы чертежа, но и для правильного подбора готовых в выкроек из журналов, их проверки и коррекции под свои размеры. В нашей стране с 1980 г. введена новая маркировка швейных изделий. На товарных ярлыках, прикреплённых к одежде для детей, указывается нет менее 2-х чисел, например: 158-80, где 158 – рост, а 80 – обхват груди. На взрослой одежде маркировка состоит из 3-х чисел, например 164-84-92, где: 164 – рост, 84 – обхват груди, 92 – обхват бёдер. Третье число на ярлыке одежды взрослых указывает на величину обхвата талии у мужчин, и обхват бёдер у женщин. ( учащиеся изучают ярлыки). От точности снятия мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре, поэтому при снятии мерок необходимо соблюдать «Правила снятия мерок». Чтобы научиться правильно это делать, необходимо мысленно провести линии на фигуре человека через ориентировочные точки.
- Давайте вообразим гладкую поверхность воды и человека, постепенно выходящего из неё на берег. Первый раз он остановился, когда вода дошла до яремной впадины – линии шеи. 2-й раз – до выступающих точек груди, - линия груди. 3-й раз – до самого узкого места туловища – линии талии. 4-й раз на уровне наиболее выступающих точек ягодиц – линии бёдер. 5-й раз вода доходила до той линии, где предполагается низ изделия.
- Рассмотрим фигурки человека, учащиеся подписывают основные линии для построения чертежа (работа в тетрадях, запись – «Антропометрические измерения». В словаре находят значение слова «Антропометрические».
Записываем : 1) Размерные признаки (мерки), обозначаются сокращенно: О – обхваты, С – полуобхваты, Ш – ширины, Д – длины. СЛАЙД
Мерки можно разделить на 2 группы:
Мерки обхватов: Мерки длин
Ош Ди
Ог Дст
Оп
С ЦЕЛЬНОКРОЕНЫМ РУКАВОМ.
Название мерки Условные обозначения Правила снятия мерки Назначение мерки Величина мерки, см
Полуобхват груди
Длина спины до талии
Обхват плеча
Полуобхват шеи
Длина изделия Сr11
Дтс
Оп
Сш
Ди
Горизонтально через подмышечные впадины, на уровне высоких точек груди и через выступающие точки лопаток.
От седьмого шейного позвонка по позвоночнику до шнурка, фиксирующего линию талии.
Пердендикулярно оси плеча на уровне подмышечной впадины, касаясь верхним краем заднего угла подмышечной впадины.
По основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной.
От самой высокой точки плеча параллельно позвоночнику до желаемой длины изделия. Определение ширины изделия, размера фигуры.
Определение линии талии
Определение ширины рукава.
Определение размера горловины.
Определение длины изделия. 47,6
38,8
28,5
18,1
80,0
Физкультминутка.
- Выполнение практической работы №14, с.85 учебника «Технология. Обслуживающий труд: 7 класс». Игра. – Я сейчас вам предлагаю посетить ателье и посмотреть работу наших «профессионалов». Приглашаю 3-х участников по желанию. 1-я ученица – закройщица, ей предстоит проводить измерения, 2-я – приёмщица, следит за выполнением требований снятия мерок и записывает их величины, а 3-я – заказчик – сообщает о своих желаниях будущей модели. (Проводится игра, оцениваются действия каждого).
Включение в систему знаний, повторение. Обобщение материала. (Тест) СЛАЙД
Как обозначается мерка – полуобхват груди: а) Сг; б) Сб.
Полностью записывается мерка: а) Ди; б) Сш.
В проловинном размере записывают мерку: а) Дст; б)Сг.
Мерка Сг снимается: а) горизонтально сзади по лопаткам, спереди – по выступающим точкам грудных желез; б) по основанию шеи над седьмым шейным позвонком и над яремной впадиной.
В функции закройщицы входит: а) производить измерения; б) следить за выполнением требований снятия мерок и вести запись.
РЕФЛЕКСИЯ. – Что нового узнали на уроке? – Что вам понравилось?
Подведение итогов урока (карты оценивания).
Домашнее задание. С.82-85. Принести миллиметровую бумагу, проверить правильность снятия мерок, знать условные обозначения мерок. СЛАЙД.