Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи «А.С. Пушкин. Автоматизация «С». Дифференциация «Б — П» 7 класс


Индивидуальное коррекционное занятие по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
«А.С. Пушкин. Автоматизация «С». Дифференциация «Б - П»
7 класс
Учитель-дефектолог: Карпенкова Д.В.
Обучающийся :Зиновьев Алексей (Хроническая двусторонняя сенсоневральная глухота)
Цель: развитие речевого слуха и формирование произносительной стороны речи на основе речевого материала темы и текста.
Задачи:
-развитие навыка автоматизации в речи звука «С» в позиции стечения гласных и согласных на речевом материале темы и текста
-развитие навыка дифференциации в речи звуков «Б-П» на речевом материале темы, текста;
-развитие кругозора в области литературы, темы «А, С. Пушкин»;
-тренировка навыка произношения речевого материала в нормальном темпе;
-развитие умения различать и опознавать на слуховой основе речевой материал темы и текста с использованием ЗУА индивидуального пользования и без ЗУА;
-развитие грамматического строя речи воспитанников в процессе составления связных высказываний;
-воспитание познавательного интереса к тематическому материалу учебных дисциплин (литературы, математики).
Ресурсы: таблицы с речевым материалом, иллюстрации,
Ход занятия.
Деятельность педагога Деятельность обучающегосяМотивационно-ориентировочный этап (3 мин.)
(н/с) – Поздоровайся!
(н/с) – Как ты слышишь?
(н/с) – Какое сейчас время года?
(н/с) – Какой сейчас месяц?
(н/с) – Какой сегодня день недели?
(н/с)– Что ты будешь делать? - Здравствуйте …
- Я слышу хорошо.
-Сейчас осень.
-Сейчас ноябрь.
-Сегодня вторник.
-Я буду говорить, читать, слушать, отвечать на вопросы.
(Отвечает на вопросы, опознавая на слух)
Развитие произносительной стороны речи (10 мин.)
Автоматизация «С» правила произношения.
(с/з) - Будем говорить Звук «С»
(с/з) - Звук «С» говори тихо, без голоса.
(с/з) - Прочитай слоги.
АСА - УСА - ОСА - ИСА
АСУ - УСУ - ОСУ - ИСУ
АСЫ - УСЫ - ОСЫ - ИСЫ
АСО - УСО - ОСО - ИСО
(с/з) - Прочитай слова.
СТА - СТИ - СТИХИ
СКИ - СКА – СКАЗКИ
АСКИ - АСКА – РАССКАЗЫ
(с/з) - Вставь пропущенные буквы.. Прочитай словосочетания.
.
СТИХИ
ПИСАЛ СКА_КИ
Р_ССКАЗЫ
(с/з) – Прочитай отрывок из сказки А. С. Пушкина. Подчеркни слова со звуком «С»
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Дифференциация «П - Б»
(с/з) - Будем говорить Звуки «П-Б»
(с/з) - Звук «П» говорим без голоса. Звук «Б» говорим с голосом.
(с/з) – Прочитай слоги и слова.
па – аба пла – бла по – обо пра – бра пу – убу спа – сбаПовесть, почта, поступок, попросить, поставь, поверил, пуск, память, паровоз, пашня, пуговица, бутылка, булочка, больной, больной, быстрый, болото, батон.(с/з) – Замени звук «П» на звук « Б». Запиши полученные слова. Прочитай слова.
Балка -………………….
Набор -………………….
Башня - …………………
Бочка - …………….……
Папочка - ………………
Спор - ……………………
Пыль - …………………...
(с/з) - Прочитай соблюдая правила орфоэпии.
В понедельник было классное собрание.
(Проговаривает речевой материал по таблице, соблюдая правильность произношения звуков)
(Читает слова, проговаривает речевой материал соблюдая правильность произношения звуков)
(Вставляет буквы, читает и проговаривает речевой материал, соблюдая правильность произношения звуков)
-Писал стихи.
-Писал сказки.
-Писал рассказы.
(Читает произведение , подчеркивает слова со звуком «С», проговаривает речевой материал соблюдая правильность произношения звуков)
(Заменяет звуки , читает и проговаривает речевой материал, соблюдая правильность произношения звуков)
(Читает слоги и слова, проговаривает речевой материал соблюдая правильность произношения звуков)
-Балка – палка
-Набор – напор
-Башня – пашня
-Бочка – почка
- Папочка – бабочка
-Спор – сбор
-Пыль - быль
(расставляет словесное ударение, проговаривает правильно)
Развитие слухового восприятия (10 мин.)
1.Работа над темой «А.С. Пушкин»
(с/з)-Будем отвечать на вопросы.
(с/з) - Повтори:
(н/с) – Пушкин - великий русский поэт.
(н/с)- Какие произведения А.С. Пушкина ты знаешь?
(н/с) - Назови сказки Пушкина
(с/з) –Послушай новый вопрос.
(н/с) – Назови годы жизни А. С .Пушкина?
2. Работа над текстом «А.С. Пушкин».
(н /с)- Повтори предложения. Составь и прочитай текст .Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве.
Пушкин - великий поэт, национальная гордость нашего народа.
Пушкин писал стихи, поэмы, сказки, романы, рассказы.
Всем своим творчеством он служил народу и народ платил ему любовью.
Погиб А.С. Пушкин в 1837 году.
(с/з) – Вставь пропущенные слова в тексте.
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в…………... Пушкин - великий поэт, национальная ………………нашего народа. Пушкин писал стихи, поэмы, ………………, романы, рассказы. Всем своим творчеством он служил ……………и народ платил ему……………. Погиб А.С. Пушкин в 1837 году.
(с/з)-Послушай и повтори:
поэт, сказки, народ, стихи Пушкина.
3. Опознавание речевого материала занятия (без ЗУА)
(с/з) - Сними аппараты.
Сказки, Пушкин, великий поэт
(с/з)-Надень аппараты. (Обучающийся отвечает на вопросы.)
(опознаёт речевой материал на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения подбирает иллюстрацию)
- «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»
1799-1837
(опознаёт речевой материал на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения подбирает иллюстрацию)
(опознаёт речевой материал текста на слух, повторяет, соблюдая правильность произношения)
-Я сняла аппараты
(опознаёт речевой материал всего занятия на слух и слухо-зрительно, без ЗУА, повторяет, соблюдая правильность произношения)
- я снял аппараты.
- Я надела аппараты.
Рефлексивно-оценочный этап (2 мин.)
(н/с) - Какая сегодня была тема занятия?
(н/с) - Что мы делали на занятии?
(н/с)-…….., ты отлично работала, молодец!
(н/с)--До свидания….. -Сегодня тема занятия была
«А.С. Пушкин».
- На занятии мы правильно произносили звуки «Ш» «К-Г», читали и слушали, отвечали на вопросы к теме и тексту, , выполняли грамматические задания, работали над слитностью речи, ударением, темпом, правилами орфоэпии.
-Я отлично работала, я молодец!
- До свидания ….