Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи



Рассмотрено и принято СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО учителей слуховой работы зам. директора по УВР
________________Г.А.Красильникова __________Е.В.БуланкинаПротокол №___от_________________
Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны речи
Постановка звука [д]; Дифференциация звуков [к-х]
Тема: «Я и моя семья», текст «Моя большая семья»

Составила и провела:
Чаврина Анастасия Эдуардовна
Учитель слуховой работы
дер.Сокольники Истринский район Московская область
2016 г.Тема. Я и моя семья. Текст «Моя большая семья».
Дифференциация звуков [к-х], Постановка звука [д].
Цель: к концу урока ученик научится:
- произносить правильно звук [д];
- учить дифференцированно произносить звонкие и глухие согласные [к-х] во всех позициях в слогах, словах, самостоятельной речи;
- распознавать с помощью индивидуальных слуховых аппаратов текст «Моя большая семья».
Задачи:
Уточнить артикуляцию звука [д] и вызвать звук, используя артикуляционные упражнения, профиль произношения, зонд.
Дифференцировать правильное произношение звуков [к-х] через подражание + тактильное ощущение, используя элементы фонетической ритмики, чтение слогов, слов, фраз, в самостоятельной речи – составление словосочетаний, работу с деформированным текстом.
Развивать слуховое восприятие при работе с незнакомым текстом «Моя большая семья»
Учитель Ученик
Огр.момент- Мирзо, [надень наушники]
- Ты слышишь?
- [Здравствуйте] (3-4 раза)
- Здравствуйте
- [Что ты будешь делать?]
- Ты не понял?
- Что ты будешь делать?
(использование таблички)
Подготовительные упражнения
«Ступеньки»
На верхнюю губку,
На верхние зубки,
За зубки скачок –
Цель: удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».
Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки наверхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние
зубы. Удерживать в каждом положении 3-5 секунд.
«Ветерок дует с горки»
С горки дует ветерок,
И несет он холодок.
Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка. Научиться дуть по середине языка плавно и длительно.
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.
«Катушка»
Широко раскрою рот,
«Горку» выведу вперед.
И, назад отодвигая,
Я ее не разрушаю.
Цель: развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру.
Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение
повторить 8-10 раз в спокойном темпе.
Работа с профилем
(предложить ребенку картинку произношения звука [д] + правильное и неправильное описание работы артикуляционного аппарата при произношении звука [д]. - Ученик должен прочитать и выбрать правильное описание и приложить к профилю).Будем правильно говорит звук [д].
- [Будем говорить]
- Будем говорить звук [д].
- Какой звук будем говорить?
- Говори хорошо звук [д]
- Изолированное произнесение «Тихо», «Громко» [д].
- Что ты делал?
(использование таблички)
- Молодец!
Дифференциация звуков [к-х]
- Будем различать звуки [к-х]
1) Повтори: [к]-[х]
(по подражанию + тактильное ощущение)
2) Фонетическая ритмика
ха-ха-ха ка-ка-ка
ха-хо-ху ка-ко-ку
ах-ах-ах ак-ак-акох-ох-ох ок-ок-окух-ух-ух ук-ук-ук3)Чтение слогов по подражанию
- Мирзо, [Повтори] за мной.
- аха-ака- Ахо-ако- аху-аку- ахы-акы4) Чтение слов, [к]-[х].
-Мирзо, [Прочитай правильно]
- Прочитай правильно
Холод, комната, пароход, поход, хобот, карусель, картина, моряк, курица, мох, выдох, смех, сок, рука, рукав.



- укажи место звука [к]-[х].
- Молодец!
5) Составь словосочетания
(подстановочная таблица)
Моряк, выдох, пароход. (ОДИН)
Карусель, рука, курица (ОДНА)
- Молодец!
6) Физминутка
- [Мирзо, послушай]
Всю зиму белый снег белел, А в марте взял и почернел.
(показ картинки)

- [Отгадай]
7) Составление рассказа о весне по вопросам. (ориентироваться по картинкам)
- Какая стала погода?

- Что случилось со снегом?

- Что происходит с почками весной?

- Какие появляются цветы?

- Какое сейчас время года?

- Умница!
8) Диалог между учителем и учеником.
- [Какое время года ты любишь?]

- [Почему?]
- [Спроси у меня?] (при помощи таблички)
- Я люблю зиму

- Зимой можно кататься на санках
- Молодец!
Текст РСВ «Моя большая семья»
(первичное предъявление)
В моей большой семье 7 (семь) человек.
Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра Маша, брат Семён и я Таня.
Мы живём дружно в трех комнатной квартире.
В первой комнате живёт папа и мама, во второй бабушка с дедушкой, и в третьей мы втроём.
В нашей комнате очень, много игрушек.
Мы с братом любим, играть в шашки, а сестрёнка любит играть в куклы.
У нас большая и веселая семья.

- Мирзо, послушай
- [Что ты будешь делать?]
- Слушай внимательно
1) Чтение текста
- Какие слова ты услышал?
- О чём говорится в тексте?
2) Чтение текста за экраном
- Какие слова ты услышал?
- О чём говорится в тексте?
Молодец! Ты хорошо слушал!
Итог урока.
- Что ты делал на уроке?
- Тебе понравилось заниматься?
- Спасибо
- До свидания - Я слышу хорошо
- Я не понял, повторите
- Здравствуйте
- Я не понял
- Я буду слушать и говорить.
- Будем говорить
- Будем говорить звук [д]
- [д], [д], [д]
- [д], [д], [д] (тихо)
- [д], [д], [д] (громко)
- Я учился правильно говорить звук [д].
[к]-[х], [к]-[х]
ха-ха-ха ка-ка-ка
ха-хо-ху ка-ко-ку
ах-ах-ах ак-ак-акох-ох-ох ок-ок-окух-ух-ух ук-ук-ук- Хорошо
- аха-ака- Ахо-ако- аху-аку- ахы-акы- Я не понял, повторите
Холод, пароход, поход, хобот, карусель, картина, моряк, курица, мох, выдох, смех, сок, рука, рукав.Звук [х]
- холод, хобот (в начале)
- пароход, поход (в середине)
- мох, выдох, смех (в конце)
Звук [к]
- курица, карусель, картина (в начале)
- рукав, рука (в середине)
- сок, моряк (в конце)
Моряк, выдох, пароход. (ОДИН)
Карусель, рука, курица (ОДНА)
- Весна
- Наступила тёплая погода
- Снег почернел и тает
- Набухают почки
- Цветы – подснежники
- Весна
- Я люблю лето
- Летом тепло, можно купаться в речке.
- Анастасия (Настя), какое время года вы любите?
- Я буду слушать
- Семья, мама, папа, бабушка, дедушка.
- О семье
Мама, папа
О большой семье
- Я слушал и говорил
- Да. Мне понравилось заниматься
- Спасибо
- До свидания