Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Что мы знаем о воде?» с использованием элементов ТРИЗ. в


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №108 г. Ангарска
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
на тему: «Что мы знаем о воде?»» с использованием элементов ТРИЗ
в средней группе№8
Составила: воспитатель I квалификационной категории
Дмитриева Ольга Васильевна.



Март 2015г.
Цель: Развитие у детей мышления и творческого воображения через использование технологии ТРИЗ.
Задачи:Образовательные: Закреплять представления детей о разном состоянии воды, представления о свойствах воды и об изменении цвета воды.Развивающие:1. Формировать у детей основы системного мышления и логического анализа:- умение определять противоречия в окружающей действительности;- умение моделировать агрегатное состояние веществ;- умение действовать с символами
- умение составлять и отгадывать загадку с использованием схемы;2. Развивать внимание детей.3. Развивать связную речь детей.
Воспитательные:1. Воспитывать у детей умения выслушивать друг друга.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие.Материал, оборудование:
1. Письмо от Буратино.2. Аудиозапись шума ручья, реки, моря.3. Картинки-символы агрегатного состояния воды.4. Картинки к игре «Три состояния воды»(облака, радуга, пар из чайника, пар их утюга, лёд, снег, снежинка, град, река, дождь, вода из крана).5. Карточки-символы «маленькие человечки».
6. Картинки «из тучки идёт дождь», «в кастрюле кипит вода», «из лейки вылилась вода».7. Знаки + и -, карточки-символы «маленькие человечки» на каждого ребёнка.8. Карточки для задания Мальвины «Сделать цветную воду» в 2-ух вариантах.9. Схемы загадок, картинки-отгадки (снежинка, сосулька).10. Настольно-печатная игра (подарок)
Предшествующая работа:
1. Беседа «Кому нужна вода».2. Д/и «Вода – полезно, вода – неполезно».3. Опытно-экспериментальная деятельность «Свойства воды», «Три состояния воды».4. Моделирование различных картинок с помощью метода «маленькие человечки»5. Составление и отгадывание загадок.
Индивидуальная работа: Олег Б., Андрей В., Карина К.
Предполагаемое время деятельности: 20 минут

Ход деятельности.
I. Организационный момент.1. Дети играют в группе, взрослый обращается к ним. Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте соберёмся в круг,
поздороваемся с ними и друг с другом нашим стихотворением: Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, матушка земля, Здравствуйте, мои друзья.
2. Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам в группу пришло письмо от Буратино. Хотите узнать, что нам пишет Буратино? Дети: - Да. Воспитатель: - Давайте откроем и прочитаем письмо (читает письмо). Здравствуйте, ребята! Пишет вам ваш друг Буратино. Моя строгая учительница Мальвина приготовила для меня очень трудные задания. Боюсь одному мне с ними не справиться. Я прошу вас мне помочь.
Воспитатель: - Ребята, вы готовы помочь Буратино и выполнить все задания Мальвины? Дети: - Да. II. Основная часть.1. Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать на какую тему задания, вам предлагается внимательно послушать звуки и правильно их назвать. (Дети слушают шум дождя, шум моря, шум ручья и называют их).
Воспитатель: - Ребята, скажите, как можно назвать одним словом, то, что вы услышали? Дети: - Это вода.
Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы внимательно слушали и всё правильно назвали. Мы с вами узнали, что Мальвина приготовила задания для Буратино о воде. Скажите, ребята, вода это хорошо или плохо? (Детям предлагается сначала назвать, почему вода – хорошо, а затем почему вода – плохо) Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали, вода бывает и полезной и неполезной.
2. Воспитатель: - Следующее задание для Буратино «Состояние воды». Ребята, мы знаем три состояния воды. Назовите их? Дети: - Вода бывает в жидком состоянии. Вода бывает в твёрдом состоянии. Вода бывает в газообразном состоянии. (На каждый ответ детей на мольберте выставляется картинка - символ состояния воды)
Воспитатель: - В следующем задании Мальвина приготовила для вас и Буратино картинки. Она предлагает взять по одной картинке, внимательно посмотреть и положить к нужному символу. Игра «Три состояния воды» (Дети раскладывают картинки, а затем называют, когда вода бывает в жидком, твёрдом и газообразном состоянии) Воспитатель: - Молодцы, ребята, вы всё правильно разложили и объяснили.
3. Воспитатель: - Для выполнения следующего задания Мальвины я приглашаю вас пройти к
столам и встать около стульчиков. Ребята, давайте вспомним и покажем: - как стоят «маленькие человечки», когда вода находится в твёрдом состоянии (Дети крепко держат друг друга за руки, воспитатель выставляет символ на доске) - как стоят «маленькие человечки», когда вода находится в жидком состоянии (Дети стоят рядом, но не держатся за руки, воспитатель выставляет символ на доске) - как стоят «маленькие человечки», когда вода находится в газообразном состоянии (дети бегают на месте, руки подняты вверх, воспитатель выставляет символ на доске)4. Воспитатель: - Ребята, вы всё правильно показали, а теперь садитесь за столы. Следующее задание Мальвины нам помогут выполнить «маленькие человечки». Мальвина задала Буратино смоделировать с помощью «маленьких человечков» три картинки.
Первая картинка «Из тучки идёт дождь». Давайте, все вместе выполним это задание. Воспитатель: - Туча – это какое состояние воды? Дети: - Туча – это газообразное состояние воды. Воспитатель: - Возьмите и покажите «маленького человечка», который обозначает газообразное состояние воды.
Дождь идёт из тучки, значит, какой знак мы поставим: плюс или минус? Дети: - Поставим знак минус. Воспитатель: - Дождь – это какое состояние воды? Дети: - Дождь – это жидкое состояние воды. Воспитатель: - Возьмите и покажите «маленького человечка», который обозначает жидкое состояние воды. (Дети показывают карточки, воспитатель на доске выкладывает схему моделирования). Воспитатель: - Молодцы, мы правильно выполнили это задание, а сейчас девочки
смоделируют картинку «в чайнике кипит вода», а мальчики картинку «из лейки вылилась вода». (На доске выставляются картинки, дети самостоятельно выполняют задание, а затем проверяют по карточкам на доске, кто сделал неправильно, исправляет). 5. Физкультминутка:
Вдруг закрыли небо тучи                                               (руки скрестить над головой) Начал капать дождь колючий                                      (движение кистями сверху вниз) Долго дождик будет капать                                          (прыжки на носках, руки на поясе) Разведет повсюду слякоть                                            (руки развести вперед и в стороны) Грязь и лужи на дороге                                                  (присесть) Поднимай повыше ноги                                                 (идут по кругу, высоко поднимая ноги). 6. Воспитатель: - Ребята, посмотрите на карточку и назовите знакомые вам свойства воды. (Воспитатель выставляет на доске карточку, дети называют свойства воды). Дети: - Вода не имеет цвета, она прозрачная. Вода не имеет запаха. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: - Ребята, вы правильно сказали, что вода прозрачная. Мальвина задала Буратино сделать цветную воду. Скажите, а воду можно сделать цветной? Дети: - Да. Воспитатель: - Ребята, возьмите карточки, внимательно посмотрите и соедините стакан с прозрачной водой с теми предметами, которые могут окрасить воду. (Работа с карточками – дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют с воспитателем на доске. Карточки с учётом разноуровневости детей).
7. Воспитатель: - Ребята, Мальвина приготовила для нас зашифрованные загадки.
(Детям предлагается схема, в которой отражается 3 признака объекта. Дети совместно
с воспитателем составляют по ней загадку и отгадывают её).
Первая загадка: Твёрдое, но не камень Белая, пушистая, но не вата. Узорчатое, красивое, как кружево. (Снежинка) Дети: - Это снежинка.
Вторая загадка: Твёрдое, но не камень Прозрачная, как стекло Похожа на морковку. (Сосулька) Дети: - Это сосулька. Воспитатель: - Мы правильно составили и отгадали загадки Мальвины.
8. Воспитатель: - Ребята, Мальвина предлагает нам поиграть в игру «Найди ошибку». Она предлагает внимательно послушать предложения, найти ошибку и исправить её: - из кипящего чайника выходит вода в твёрдом состоянии - в море вода в газообразном состоянии - лёд – это жидкое состояние воды - пар – это газообразное состояние воды - радуга – это жидкое состояние воды
III. Заключительная часть. Воспитатель: - Ребята, мы выполнили все задания Мальвины и помогли Буратино.
Буратино благодарит нас и дарит нам в подарок игру «». Мы напишем письмо Буратино, поблагодарим его за подарок и сообщим, что обязательно
научимся играть в эту игру.