Конспект непосредственно образовательной деятельности. Развитие кругозора ( экспериментирование ). «Что мы знаем о воде…»


Конспект непосредственно образовательной деятельности. Развитие кругозора ( экспериментирование ).
«Что мы знаем о воде…»
Подготовил и провел воспитатель высшей категории: Корнеева Марина Владимировна.
Город Усть-Катав, МКДОУ Детский сад №13 2014 год.
Программные задачи: сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека и её пользе для всего живого на Земле; ознакомить со свойствами воды; объяснить детям, почему вода иногда нуждается в очистке, дать элементарные представления о процессе фильтрации; развивать навыки проведения лабораторных опытов; развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, решать проблемные задачи; развивать любознательность, пытливость.Прививать бережное отношение к воде; воспитывать у детей потребность в ЗОЖ; развивать социальные навыки; умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра. Материал для занятия: кроссворд, глобус, трёхлитровая банка,,ракушки, сосуды стеклянные по 3-и штуки на ребёнка, воронки, вата и бинт (для фильтра), салфетки, сахар, электрический чайник, холодное зеркало, , капельки из картона, чайные ложечки, белый халат, картинки по теме «Вода», картинки «Три состояния воды», схемы свойств воды.Ход занятия: Когда дети соберутся, воспитатель переодевается в белый халат, берёт в руки папку с бумагами и представляет себя как профессора научного института, в котором работают научные сотрудники в разных лабораториях, делают опыты. Предлагает детям стать его помощником.
Воспитатель:В институте работают различные лаборатории: «Природа», «Чистота», «Здоровая пища» и др. Я предлагаю отгадать по буквам название лаборатории, в которой вы сегодня будете работать.
Воспитатель (профессор): В первой клеточке живёт буква, которая спряталась в слове «вертолёт» и стоит в нём на первом месте. Во второй клеточке нужно записать букву, которая спряталась в слове «очки» и стоит в нём на первом месте. В третьей клеточке живёт буква, которая живёт в слове «дом» и стоит в нём на первом месте. И в четвёртой клеточке запишем букву, которая стоит на первом месте в слове «автобус».После того, как слово отгадано, становится ясно название лаборатории «Вода».Профессор: Прежде чем приступить к опытам и экспериментам давайте поставим банку под неплотно закрытый кран и понаблюдаем, сколько воды в неё натечёт. (Переходим из умывальной комнаты в группу).Я хочу узнать насколько вы умны и умеете отвечать на вопросы. Необходимо запомнить правило: не оставлять загадку без ответа. Каждый должен быть внимательным, учиться видеть необычное в обычном, разгадывать тайны природы.Послушайте стихотворение:Вы слыхали о воде?Говорят, она везде!Мы её не замечаем.Мы привыкли, что вода –Наша спутница всегда.Вода окружает нас повсюду. Где мы её можем видеть? (в море, озере, реке, луже, чайнике, аквариуме, бассейне и т.д.) Дети, а кому нужна вода? ( деревьям, животным, птицам, людям). Зачем человеку нужна вода? (умываться, поливать растения, поить животных, стирать бельё, мыть полы, готовить обед и т.д.) Эту часть занятия проводить в кругу по принципу «Волшебная палочка» - отвечает тот, у кого палочка.Игра: «Мозговой штурм».Профессор. Итак, мы сегодня говорим о воде и её значении в нашей жизни. Дети, представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Хорошо ли это? Почему? (ответы детей). Вывод: Вода – это жизнь. Без воды всё живое на земле погибнет. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды – всего неделю, или даже 3-4 дня.Как вы думаете, много ли воды на Земле? Хватит ли её всем? (ответы). Давайте посмотрим на глобус. Каким цветом на глобусе обозначают воду? Верно, синим. Покажите на глобусе воду. На нашей Земле 4 океана и 30 морей. Как называются океаны? (ответы). Как вы думаете много это или мало? (много, очень много).Профессор: Дети, а вы знаете, какая вода на вкус в морях и океанах? (солёная, горькая, невкусная). Можно её пить? Готовить на ней пищу? (нет).А кто-нибудь из вас был на море? Хотите услышать шум моря? Тогда садитесь на ковёр (раздаю ракушки, дети слушают, закрыв глаза, говорят о своих впечатлениях).Дыхательная гимнастика «Шум моря» (вдох через нос, на выдохе «ш-ш-ш») (встаём).Профессор. А какая вода в реках, озёрах, прудах? (пресная). Подойдите к глобусу. Покажите реки. Много их или мало? Давайте представим, что вся вода на нашей планете уместится в 3-х литровой банке, а пресной хватит всего на полстакана. Так много или мало пресной воды.Молодцы, вижу, что вы все умники и умницы. Пора приступить к проведению опытов и экспериментов. Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сейчас мы подробно ознакомимся с её свойствами. После каждого опыта на доску помещается схема, отображающая свойство воды.
Опыт 1Вода прозрачнаяПеред детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? (В воде видны).Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.Подумайте, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: река молочная с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках? (Нет.Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках, озёрах не могут жить растения). А не будет растений – не будет рыб и других животных. Животным тоже нужна прозрачная вода, чистая. Значит, нельзя загрязнять водоёмы. Опыт 2У воды нет вкусаПредложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Объяснить, что когда человек хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!», хотя на самом деле её вкуса не чувствует. Дать детям для сравнения попробовать сок, молоко. А вот морская вода содержит много соли, у неё солёный вкус, её нельзя пить.
Опыт 3У воды нет запахаДети нюхают воду. Чем она пахнет? (Совсем не пахнет). Вода не имеет запаха, если она чистая. Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасн Опыт 4Вода-растворитель. Растворить в воде соль и сахар.Вывод: вода растворяет соль и сахар, а если капнуть в неё краску, то она становиться цветной.
Опыт 5
Проверим имеет ли вода форму?Вывод: Вода не имеет своей формы, а принимает форму ёмкости,в которую её наливают.
Опыт 6
Профессор: Дети, подумайте, а откуда берётся вода в кране? Вода из реки попадает к нам в дом, но для этого ей надо пройти длинный путь. А как вы думаете, можно пить воду из реки? (Ответы детей). Из реки насос перекачивает воду в огромные резервуары – отстойники, где её тщательно очищают и фильтруют. Вы знаете, что такое фильтр? (Ответы). Опыт (фильтруем воду через марлю и вату).Профессор Марля как фильтр, который не пропускает грязь, задерживает её. После фильтрации вода попадает в резервуар для чистой воды и лишь отсюда насосы перекачивают чистую воду по водопроводным трубам, в наши квартиры (но всё равно надо кипятить).Вот как долго вода из реки добирается к нам. Много людей трудится, чтобы помочь воде пройти этот путь. Как же надо относиться к воде? (Бережно, разумно, по-хозяйски). Что можете предложить, чтобы меньше потратить воды? (Хорошо, плотно закрывать кран, не допускать, чтобы в доме были неисправны краны, открывать тонкой струйкой). Сейчас я вам покажу ещё один опыт, а вы мне поможете сделать выводы.
Опыт 7Перед опытом необходимо усадить детей, чтобы всем хорошо было видно и предупредить их, что нельзя покидать своё рабочее место во время опыта.Опыт заключается в следующем. В электрическом чайнике кипит вода. При закрытой крышке пар вырывается из носика хорошо видной струёй.Профессор Вы видите, как из чайника выходит пар? Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду.С помощью детей формирует воспитатель вывод: вода при нагревании превратилась в пар. Затем к струе пара воспитатель подносит холодное зеркало. Подержав его некоторое время над паром, выключает чайник и убирает его в недоступное место, приглашает детей посмотреть, что на стекле образовались капельки воды. Откуда? Ведь перед опытом зеркало было абсолютно сухим и чистым. Делаем вывод: когда пар попал на холодное зеркало, он опять превратился в воду.Воспитатель: В нашем опыте вы видели, что вода может быть жидкой, а может быть в виде пара. А чем становится вода при охлаждении?Профессор: так что же мы узнали о свойствах воды?Дети, используя схемы, рассказывают о свойствах воды:Профессор: Знаете ли вы, что водоёмы тоже могут болеть как люди? (Ответы детей). Чем они болеют и почему? Отчего загрязняется вода в водоёмах? Какой вред человек наносит воде? С помощью детей воспитатель делает выводы. Иногда люди берут из водоёмов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы. Иногда люди, отдыхая возле водоёмов, моют в них машины, выбрасывают в реку или озеро остатки пищи, бумагу, осколки стекла или банки из под консервов. Всё это сильно вредит жизни водоёмов, они заболевают: вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя: можно заболеть. Что нужно делать, чтобы водоёмы не загрязнялись? (Ответы детей). Я предлагаю создать альбом «Что я знаю о воде?» ..После занятия дети рисуют одну страничку альбома:Профессор: а кто помнит, с чего мы начали занятие?Идём в умывальную комнату и смотрим, сколько накапало воды, делаем выводы. Никогда не забываем плотно закрывать кран, а если кран не исправен - обязательно приглашаем его чинить.
И в заключении заучиваем «волшебные слова»: «Воду попусту не лей! Дорожить водой умей!»