Статья Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи

Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи.

Ю.П. Тихонова , Е.Н.Новожилова

Детский сад - первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучение ребенка, подготовки его к жизни в обществе.
Мы, педагоги детского сада, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей имеем уникальную возможность постоянного общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает хорошие возможности для организации совместной работы в триаде «семья-ребенок-детский сад». В современном мире, когда в результате сверхзанятости родителей осложняются взаимоотношения с детьми и снижается влияние семьи на процесс воспитания подрастающего поколения, значимо повышается роль учреждений, работающих с семьей, в сохранении и укреплении семейных традиций, пропаганде положительного опыта семейного воспитания.
В настоящее время ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители имеют пассивное участие, невозможно. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско-родительский клуб.
Участниками клуба являются все желающие родители детей детского сада. Исходя из возникающих походу воспитательно-образовательного процесса проблем в клубе выбирается тематика встреч. Каждый родитель сам может выбрать семинар, встречу круглого стола, совместную деятельность-все, что ему важно и интересно посетить.
На заседании родительского клуба , мы используем следующие методы:
- дискуссия – способствует повышению психолого-педагогической грамотности родителей;
- анализ ситуаций – помогает научить родителей принимать проблему, корректировать поведение свое и ребенка;
- совместная деятельность родителей и детей - помогает раскрыть особенности поведения родителя и ребенка в процессе взаимодействия;
- игра – помогает смоделировать ситуацию;
- анализ поступков детей и родителей – помогает найти причину возникновения конфликта.
В рамках клуба созданы и постоянно действуют объединения родителей: «Лучик солнца» (по адаптации детей к детскому саду), «Скоро в школу» (клуб родителей будущих первоклассников) «Клуб многодетной семьи», «Клуб отцов».
Родители, участники родительского клуба имеют разный уровень воспитания, статус, различные профессии, но у них общая цель - воспитание и развитие своего ребенка. Каждый из них в ходе заседания родительского клуба может поделиться своим опытом развития ребенка, а также рассказать о семейных традициях.
Остановимся для примера на опыте «Клуба многодетной семьи». Эти родители особенно нуждаются в психолого-педагогической помощи, ведь они тоже испытывают трудности в разные периоды жизни своих детей. Часто они не готовы увидеть своих чад повзрослевшими или предъявляют к ним завышенные требования, а порой переносят на детей груз собственных нерешенных проблем.
В рамках «Клуба многодетной семьи» проводятся: консультации с участием педагогов детского сада, психолога, выпускников детей многодетных семей, совместные детско-родительские встречи и развлечения.
В течение года проходят три праздника, способствующие сплочению семей детского сада. В сентябре «День матери». В детском саду проводится акция для родителей «Поздравь свою маму». Родители оформляют фотогалерею, где рассказывают о роли матери в семье.
В конце ноября проходит праздник «Международный день Матери». Там дети могут показать своим мамам то, чему они научились: петь, танцевать, рисовать. Психолог на празднике проводит совместные игры для детей и родителей, воспитатели готовят задания, в которых участвует вся семья.
Третий праздник - это «Международный день семьи», который проводится 15 мая.
Систематическая работа по сплочению семей детского сада дает свои результаты. Ведь на встрече в «Клубе многодетной семьи» приходят не только многодетные семьи, но и родители имеющие одного или двух детей, а также мамы и папы воспитывающие детей в неполных семьях.
В начале года на встречи приходит небольшое количество родителей, но потом «родительское радио» сообщит всем другим родителям, как было интересно, как много нового они узнали, как помогли советы психолога, музыкального руководителя в решении детско-родительских проблем, в построении отношений с ребенком в семье.
Часто родители спрашивают психолога: что надо сделать, чтобы побудить ребенка к активным действиям, или наоборот, как успокоить малыша, который слишком активен в своих действиях? Чем старше становится ребенок, тем больше вопросов возникает у родителей по воспитанию и развитию детей.
Специалисты нашего детского сада оказывают родителям профессиональную и личностную поддержку, обращая внимание на их приоритетную роль в воспитании детей.
В конце каждой встречи заседания родительского клуба , каждому родителю вручается памятка с тезисами о прошедшем мероприятии.
Для тех родителей, кто по каким-либо причинам не может посетить родительский клуб, на группы выпускаются газеты «Заочный родительский клуб», где изложена информация о проведении встречи.
Таким образом, в детском саду используется новые формы взаимодействия с родителями, а мы, педагоги, стараемся наполнять их актуальным содержанием и преподносить так чтобы родители захотели ими воспользоваться.
С каждым годом все больше семей детского сада желают участвовать в заседаниях родительского клуба, с удовольствием делятся своим опытом воспитания и развития ребенка в семье.

Литература:

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться ребенком. Как? -М.: АСТ, 2009.
Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: методический аспект. -М.:ТЦ Сфера, 2009.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми . СПб.: Речь, 2002
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве взрослых. – СПб.,2008
Панфилова М. Игротерапия общения.- М.: Гном,2004
Хабибулина Р.Ш. Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями//Дошкольная педагогика.2007. №7.-С.70.
Широкова Г.А. Справочник педагога-психолога ДОУ.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2011