Конспект урока математики на тему Вычисления с помощью калькулятора


Урок математики
Тема: Вычисления с помощью калькулятора.
Цель: дать знания о приспособлениях для вычислений, научить выполнять вычисления с помощью калькулятора.
Задачи:
- узнать о приспособлениях для вычислений использовавшихся с древних времён и до настоящего времени;
- учить выполнять простые и сложные вычисления на примере материалов учебника;
- способствовать развитию логического и алгоритмического мышления;
- воспитывать стремление к получению новых знаний, умение сотрудничать.
Оборудование:
Тип урока: формирование новых знаний и умений
Ход урока.
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Здравствуйте. Садитесь. Закройте глаза. Повторяйте хором последнее слово каждой фразы.
(Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой его фразы говорят хором).
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все... (видят).
Уши внимательно слушают и все... (слышат).
Голова хорошо... (думает).
- Откройте глаза. Послушайте.
Работа важная сегодня у нас
Новые знания получит весь класс.
Приемы вычислений приобретём,
Будем внимательны, все быстро поймем.
- Что получим сегодня на уроке?
- Что приобретем?
- Какими мы должны быть на уроке для того чтобы всё быстро понять?
- На всех этапах урока вы будите вносить свои оценки в «оценочный лист». В конце урока посчитаем средний балл.2. Актуализация опорных знаний.
В математике любая работа
Не обходится без устного счёта.
Устный счёт.
1) Решение примеров по тренажёру. Взаимопроверка комментированием.
2) Работа в парах. Решение задач
***Цена килограмма яблок 320тг. Это в 4 раза дороже кг лука. Сколько стоит кг лука?
*** Скорость легковой автомашины 90 км в час, это в три раза больше скорости мотоцикла. Какова скорость мотоцикла?
*** Длина прямоугольника 24 см, а ширина в 4 раза меньше. Какова его ширина?
***Цена пенала 630 тг, это в 3 раза больше цены авторучки. Какова цена авторучки?
Рефлексия:
- Удалось ли вам выполнить вычисления в полном объёме?
- Кто не справился с работой? Как вы думаете, что вам помешало?
Вывод: необходимо ….
3. Создание проблемной ситуации.
- Продолжим работу над задачами. Представьте, что вы работаете продавцом в компьютерном магазине. Покупатель - представитель крупной фирмы, приобретает:
принтер по цене 5360 тг – 5 штук,
клавиатура по цене 1230 тг – 6 штук,
колонки по цене 800 тг – 3 штуки,
ноутбук по цене 21600 тг – 15 штук.
- Сколько времени Вам понадобится, чтобы назвать покупателю итоговую сумму, при условии, что вычисления нужно производить без использования специальных устройств?
— А какими техническими средствами можно воспользоваться, чтобы ускорить процесс подсчета?
4. Сообщение темы, формулирование целей.
- Сегодня речь пойдёт об одном из таких «помощников» - калькуляторе.
- Обозначьте цель сегодняшнего урока. (учащиеся формулируют цель- научиться выполнять вычисления с помощью калькулятора)
- Зачем вам необходимо это умение?
- Чтобы реализовать цель, какие поставим перед собой задачи?
5. Открытие новых знаний.
- Внимание на экран. ( Учащиеся, получившие опережающее задание, знакомят одноклассников с приспособлениями для вычислений использовавшихся с древних времён и до настоящего времени) Презентация.
1) Много веков назад у людей появилась потребность в счете. Для осуществления различных подсчетов человек начал использовать сначала собственные пальцы, затем камешки, палочки, узелки и прочее.
2) Чтобы лучше выполнять громоздкие вычисления, люди с древних времен изобретали различные приспособления. В Древней Греции и Древнем Риме использовали счетную доску абак.
1) В Древнем Китае — приспособление суан-пан, которое очень похоже на обыкновенные счеты.  До недавнего времени счетами пользовались кассиры, бухгалтеры и другие работники, чья деятельность была связана с расчетами.
2) На протяжении столетий изобретатели совершенствовали счетные приборы.
Выдающимся изобретением французского ученого Блеза Паскаля стала механическая суммирующая машина, выполняющая сложение и вычитание.
1) В 1890 году начато серийное производство арифмометров Однера. К арифмометрам Однера относится знаменитый «Феликс».
2) В 1967 году Джек Килби вместе с двумя другими инженерами, работающими на компанию «Тексас Инструменте», создали самый первый ручной электронный калькулятор.
1) В 1970 г. впервые появились в продаже компактные устройства массой около 600гр, которые легко можно было держать в руке. А годом позже приятно порадовал потребителей первый в мире карманный калькулятор от фирмы Бомвар.
- Что мы узнали на данном этапе урока?( Узнали какие приспособления для вычислений использовались с древних времён).
6. Формирование новых умений.
- Давайте рассмотрим калькулятор.
- Как начать работу? (включить)
- Какие клавиши нам понадобятся?
- Где расположены знаки действий?
- Кто умеет выполнять вычисления? Попробуйте выполнить вычисления и после обсуждения своих действий составьте алгоритм, пошаговую инструкцию, для выполнения вычислений. (составляют алгоритм, обмен информацией между группами)
Крош и Ёжик решили построить башню из деталей строительного конструктора. Было использовано 154 кубика и 292 бруска. Сколько всего деталей Крош и Ёжик задействовали для строительства башни?
Вычислить: 154+292=
Алгоритм выполнения:
1. набрать число 154
2. нажать +
3. набрать число 292
4. нажать =
Вывод: Для выполнения вычислений необходимо….
1) Работа по учебнику.
стр. 74№ 3- набирают числа и показывают одному учащемуся из группы. После набора следующего числа, правильность набора числа проверяет следующий учащийся из группы.
7. Закрепление.
- Открыли тетради. Записали дату, классная работа.
2) Найти значение разностей стр. 74 в зелёной рамке, под буквой «а», «б».
3) Решение задачи – коллективная работа
принтер по цене 5360 тг – 5 штук,
клавиатура по цене 1230 тг – 6 штук,
колонки по цене 800 тг – 3 штуки,
ноутбук по цене 21600 тг – 15 штук.
- Все ли вычисления у вас были правильными?
- Что приводило к ошибке в вычислениях?
Вывод: При вводе данных нужно быть внимательным.
Самостоятельная работа
Вычисления с записью в тетради стр. 74 в зелёной рамке «в», «г».
стр. 74 № 6 – решение примеров на умножение и проверка делением.
8. Рефлексия.
- Обратимся к поставленным задачам вначале урока.
- Все ли учебные задачи решены?
- Оцените свою работу на уроке, продолжив фразы:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно….
Я научился….
У меня получилось…
Выставление оценок Учащиеся по оценочным листам выставляют оценки за урок.
9. Домашнее задание стр. 75№2 (1)