ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ


ОСОБЕННОСТИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Ашихмина А. А., г. Ставрополь
Нынешнее общество развивается по пути гуманизации разнообразных сфер деятельности, одной из которых является образование. Особое внимание специалистов в области педагогики, психологии и медицины привлекают проблемы обучения, воспитания и психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. По статистическим данным Центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождаются с недостатками развития, из них не менее 30% нуждаются в комплексной реабилитации. В дошкольном возрасте количество детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи достигает 25%. Среди школьников такие дети составляют 20-30%, а свыше 60% относятся к группе риска [12].
На сегодняшний день существующая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, которая социально обусловлена и зависит от самых разнообразных факторов, таких как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье и в образовательном учреждении. Особое значение приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, т.к. семья является первичным звеном социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Еще Л.C. Выготский в своих научных исследованиях подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, как залога их дальнейшей социальной адаптации [3].
Но, к сожалению, в нашей стране до настоящего времени нет единой концепции социальной и психолого-педагогической поддержки таких семей.
Таким образом, изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, а также разработка программ психолого-педагогической коррекции неадекватных отношений является одной из важнейших задач. Однако исследования особенностей этих отношений в семьях с детьми, имеющими отклонения в психическом развитии, немногочисленны.
Необходимость психолого-педагогической коррекции детско-родительских отношений в современных семьях продиктована результатами социально-психологических исследований: для 80% матерей и 60% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 19% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 28,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка [10].
По данным Е. М. Мастюковой и А. Г. Московкиной, более половины семей отрицательно влияют на развитие ребенка, имеющего интеллектуальные нарушения, и лишь около40% семей оказывают положительное воздействие [8].
Приведённые статистические данные указывают на необходимость организации комплексной психолого-педагогической поддержки семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности, детей с интеллектуальными нарушениями.
Эмпирические исследования специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, в отечественной специальной психологии и педагогике в основном носят теоретический, описательный характер. Существующие программы коррекции детско-родительских отношений в таких семьях немногочисленны (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Г.А. Мишина, Л.A. Нисевич, В.В. Ткачёва), что является подтверждением актуальности данного исследования. Изучение специфики детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, является актуальным и значимым как в теоретическом плане, в силу не изученности в данной степени темы, так и с практической точки зрения.
Согласно современным представлениям о движущих силах, источниках и условиях развития психики и личности человека, психическое развитие ребенка опосредовано общением и взаимодействием со взрослым, в первую очередь, с родителем. Детско-родительские отношения–это система отношений между взрослым и ребенком состоящими в непосредственном родстве, которые появляются с рождением ребенка, в процессе взаимодействия родителя и ребенка, имеющие свою динамику и специфическое содержание [14].
В ходе теоретического анализа были определены методологические подходы к проблеме детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, и актуальность всестороннего изучения этих отношений. Было выявлено, что специфика детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с интеллектуальными отклонениями, проявляется в высоком уровне авторитарности родителей в воспитании детей с интеллектуальными отклонениями, в склонности родителей этих групп инфантилизировать своих детей, в эмоциональном отвержении родителями детей с интеллектуальными нарушениями, в восприятии детьми с интеллектуальными отклонениями своего положение в семье как отчуждённого, в повышенном уровне тревожности детей с интеллектуальными отклонениями при взаимодействии с родителями.
Так же, проанализировав литературу по проблеме детско-родительских отношений, воспитывающих младших школьников с нарушениями интеллекта мы сделали вывод, что наличие у ребенка отклонений в развитии оказывает существенное влияние на личностные особенности родителей и их отношение к ребенку [6].
Материнское отношение к ребенку с интеллектуальными отклонениями характеризуется дисгармоничностью: сочетание эмоционального отвержения ребенка на неосознаваемом уровне проявляется гиперопекой, повышенным контролем на уровне сознания и поведения. Родители младших школьников с интеллектуальными отклонениями независимо от степени тяжести дефекта у ребенка нуждаются в серьезной психотерапевтической, психологической помощи. Состояние стресса, вызванного рождением ребенка с интеллектуальными нарушениями, в большинстве случаев не находит позитивного разрешения, а напряжение, острые эмоциональные реакции, чувства горя, депрессии со временем, накапливаясь, входят в эмоциональный паттерн личности, приводя к ее невротизации, усилению индивидуально-психологических особенностей до уровня акцентуаций и психопатий [11].
Эффективность работы с ребенком, имеющим интеллектуальные нарушения, напрямую связана с типом воспитания ребенка в семье, степенью адекватности восприятия родителями особенностей развития ребенка с патологией, желанием и готовностью включиться в работу. Однако неуверенность в себе, зависимость от внешних оценок, чувство вины, характерные для родителей с невротическими проявлениями, приводят к тому, что они не являются опорой для ребенка и становятся слабым звеном в диаде. Они, как правило, не способствуют реабилитации ребенка, так как априорно уверены в не успешности всех своих начинаний, не способны к упорному достижению цели [5].
Для правильного же воспитания и обучения, наиболее благоприятного развития ребёнка, имеющего интеллектуальные нарушения очень важна адекватная адаптация семьи к его состоянию и непосредственная работа специалиста по оптимизации детско-родительских отношений, в соответствии с принятым в отечественной психологией науке подходом. В качестве методов психологического изучения детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.) методы [9]. Оказывая помощь семье, сᴨециалист должен предоставить полную информацию об особенностях ребёнка: указывает его сᴨецифические положительные и отрицательные особенности, слабые и сильные стороны, подчёркивая последние. Нужно убедить родителей, что такой ребёнок является не столько обузой для них, сколько источником духовного роста. Следует отметить, что при работе с семьей, воспитывающей ребенка с интеллектуальными нарушениями, основными направлениями являются:
- постоянная стимуляция психического развития, соответствующая возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка;
- создание благоприятных условий для обучения и охранительного режима;
- формирование эмоционально-положительного, предметно-практического и речевого взаимодействия ребёнка с родителями [10].
Это будет способствовать социальной адаптации ребёнка и предотвратит формирование патологического стереотипа поведения.
Нами было проведено исследование, в ходе которого были отобраны 10 семей. Основным условием выбора семей являлось наличие детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Данные и результаты, полученные при проведении различных методов с детьми, имеют субъективную оценку детей, т.е. отражают точку зрения детей младшего школьного возраста.
Первым из методов, использованных в исследовании семьи, была беседа.
Цель беседы: установить контакт с семьей; получить основные данные о семье (состав: полная, формально полная, неполная; количество детей, их возраст).
Общий анализ данных выглядит следующим образом:
50% из 10 семей имеет полный состав, 40% (4 семьи ) имеют формально полный состав, мать проживает не с отцом ребенка и 10% (1 семья) не полная. Мать развелась с отцом, когда ребенку было 4 года.
По количеству детей:
10% имеет 3 детей.
40% - 2 детей.
50% - 1 ребенка.
Проанализировав результаты методики «Рисунок семьи», можно сделать следующий вывод: практически все рисунки выполнены идентично, в свойственной манере для детей с интеллектуальными нарушениями, у семи детей из десяти проявляются такие особенности как снижение самооценки – рисуют себя дальше от семьи, чем других ее членов (3 ребенка). Причиной могут быть трудности самовыражения при общении с близкими людьми, отсутствие чувства общности с семьей. Автор может отдалить себя и в знак протеста, считая, что его забыли.
Шесть детей выражают большую потребность в общении – в свои рисунки они добавляют животных, друзей, родственников, не проживающих с ними, братьев, которых нет на самом деле (дядя, тетя, бабушка, дедушка). Также из результатов методики видно, что в семьях у большинства детей нарушен эмоциональный контакт с родителями – на девяти рисунках из десяти члены семьи не касаются друг друга (не держатся за руки или стоят далеко друг от друга).
Проведенный эксперимент подтвердил теоретические предположения и позволил конкретизировать внешние проявления влияния семьи на личностно-характерологическую среду ребёнка. К последствиям дисгармонии внутрисемейных отношений можно отнести следующие:
- занижение самооценки;
- неуверенность в себе;
- замкнутость;
- склонность к агрессии как средству защиты;
- склонность к асоциальному поведению
Проанализировав результаты методики «ОРО» были сделаны следующие выводы: высокий процентный балл по шкале «симбиоз» – 90 и более % – говорит о том, что устанавливается психологическая дистанция между взрослым и ребенком, родитель всегда старается быть ближе к нему, удовлетворять все его потребности, ограждать от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Такой результат был выявлен у 100% опрошенных родителей.
Высокий процентный балл по шкале «отношение к неудачам ребенка» (или «маленький неудачник») – от 85% и выше – являются признаком того, что родитель считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он игнорирует их. Такие родители считают своего ребенка не приспособленным, не способным к самостоятельности и открытыми для дурных влияний. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка.
Общая характеристика родителей этой группы: малообщительны, но достаточно тактичны и добродушны, свойственна тревожность, ранимость депрессивность, напряженность, фрустрированность, взвинченность, возбуждение и беспокойство, а также активное неудовлетворение стремлений, склонность все усложнять, пессимистичность в восприятии действительности.
Таким образом, анализируя роль семьи, как фактор развития ребенка, мы видим, что семья является тем социальным институтом, той ячейкой общества, в которой происходит формирование вступившего в жизнь человека.
Процесс воспитания в семье носит характер обратной связи и, воспитывая своих детей, родители воспитывают тем самым и самих себя. И для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Поставленная в исследовании цель: исследовать особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих младших школьников с нарушениями интеллекта - достигнута.
Исследование по выявлению соотношения личностных черт родителей и стиля отношения к ребенку позволило экспериментально доказать наличие связи между этими факторами, сравнить личностные черты родителей с конструктивным и деструктивным стилем отношения к ребенку.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для супругов, готовящихся стать родителями, и для родителей, задумывающихся над вопросами воспитания детей, обращающихся за психологической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию и оптимизацию детско-родительских отношений.

Список литературы
Агавелян O.K. Общения детей с нарушениями умственного развития. - М.,2003.
Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - М., 2008.
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М.: Педагогика, 1983.
Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. - СПб.: «Прогресс», 2001.
Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М.: ГАРДАРИКИ , 2005.
Лидерс А.Г., Спирева Е.Н. Стиль семейного воспитания и личностные особенности родителя.// Семейная психология и семейная терапия.- СПб.: Союз, 2008.
Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001.
Мастюкова Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии.- АСТ., 2007.
Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Дефектология. 2001. - №3.
Филиппова Г. Г. Психология материнства. Издательство Института Психотерапии- М., 2002.
Чарова О.Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушением развития.- М., 2002.
Шипцина Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
Психологический словарь А.В. Петровского М.Г. Ярошевского