Урок по окружающему миру Защити себя…



Цели:
научить детей защищаться от природы, на практических примерах показать отрицательное;
влияние на жизнь человека;
развивать логическое мышление и воображение;
изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой;
воспитывать любовь к окружающей природе.
Оборудование: презентация детей» Ядовитые грибы», картинки с изображением грибов, макеты грибов из пластилина , растений, змей, гадюк; знаки «Опасные места»,  музыка «Звуки природы».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания. (Выставка условных знаков.)
– Посмотрите на эти знаки. Что они означают?– Какие опасные места могут быть недалеко от дома?
(Ответы детей: балкон,
подоконник,
лифт,
стройплощадка,
трансформаторная будка,
пустырь, парк, лес,
всё, что покрыто льдом.)
– Безопасно ли гулять по крышам?– Чем опасны чердаки и подвалы?– Чем опасен открытый люк на тротуаре?– Всегда ли безопасны качели во дворе?
III. Сообщение темы и цели урока
– Сегодня мы поговорим об опасностях, которые может нанести человеку живая и неживая природа.
IV. Работа по новой теме
1) Собака бывает кусачей
– Давным-давно, 40 миллионов лет назад, появились предки хищных животных – миацисы. Прошло немало времени, прежде чем появилась собака. Но какая? Волк, динго, дикая собака и шакал до сих пор не знают, кто из них был пра-пра-пра-прадедом современной собаки. Есть мнение, что первой в истории собакой стала «торфяная собака», жившая в каменном веке. В тяжелые времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки. А собака – уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним. В настоящее время известно много пород собак: домашняя, охотничья, водяная, египетская, мудрая, левретка, бульдог, бассет, чихуахуа и другие.)– Как вы думаете, очень важно какой породы ваша собака? (Ответы детей.)
– Послушайте стихотворение Аркадия Пресмана «Мой щенок».( Читает Полин Володя)
– Что же самое главное? (Ответы детей.)
– Чтобы собака была умной, доброй и отважной, ее надо научить правилам «собачьего тона»: послушанию, терпению, доверию, добру. Но сначала всему этому нужно научиться хозяину. Хорошо воспитывать собаку может только хороший человек. Желание любого ребенка, когда он видит собаку, погладить ее. Но это не всегда безопасно.
Что делать, если на вас напала собака?
остановитесь и постарайтесь понять, чем собака недовольна;
встаньте боком к собаке;
твердым голосом отдайте несколько команд: «Фу!», «Нельзя!», «Сидеть!», «Лежать!»
не делая резких движений, позовите хозяина;
если помочь вам некому, уходите от собаки медленно, не ускоряя шага;
не пытайтесь кричать, махать руками или палкой, кидать что-либо в собаку, топать ногами или убегать от нее; не смотрите ей в глаза – это может спровоцировать животное на активные действия;
если собака приседает – она готовится прыгнуть. Защитите горло (прижмите подбородок к груди и выставите вперед локоть);
если собака все-таки укусила вас, немедленно сообщите об этом взрослым и обратитесь в травмопункт.        
 – Собака никогда не нападает первой. Виноват часто бывает сам человек, потому, что неправильно себя ведет. Например, нарушает охраняемую собакой границу – входит во двор, который собака считает своим. Так что, лучше выйти со двора или позвать тех, кого собака считает хозяевами.Опасно встречаться с собакой в каких-нибудь узких проходах. Здесь может укусить даже дрессированный пес. Поэтому, если в подъезде, лифте тебе навстречу идет человек с собакой, лучше остановись и пропусти их мимо.Мой руки после общения с животными, иначе можно заразиться различными кишечными заболеваниями.
Правила вежливости с кошками и собаками
–  Не навязывайся животному в друзья, если оно не хочет – рычит, шипит.–  Не трогай животных, если они едят или кого-то охраняют, особенно своих детенышей.–  Не толкай и не нападай в шутку на хозяина собаки – собака шутку поймет по-своему.–  Не убегай на улице от собаки.–  Не гладь незнакомых животных.–  Будь вежлив с чужой собакой или кошкой, если ты в гостях. Можно ли с ними играть, спроси у хозяина.
2) Опасное солнце
–  Какое время года вам нравится? Почему?–  Когда мы с вами ходили в поход? (Летом, когда тепло.)–  Нужно ли летом опасаться солнца?–  Палящие солнечные лучи перегревают наш организм. Нужно защищать голову и шею от солнца: надевать панамы, платочки, чтобы спастись от теплового удара, солнечного ожога.
Признаки солнечного ожога:
покраснение кожи,
высокая температура,
рвота,
головная боль.
Лечение: положить на обожженный участок холодный компресс, постоянно меняя его.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по новой теме ( проект учащихся: ядовитые растения и грибы)Изготовлены из пластилина макеты грибов, нарисованы рисунки, представлены рассказы о ядовитых растениях и грибах с использованием энциклопедий. Подготовлена презентация Павленко К. .
3) Ядовитые растения и грибы.
Звучит музыка «Голоса природы»
– Итак, мы пришли в лес. Что мы должны знать, гуляя по лесу? (Правила поведения в лесу.)– Что вы знаете о ядовитых растениях? (Ответы детей: волчье лыко, вороний глаз, дурман, белена, ландыш.) Рассказ о ядовитых растениях Надыровой Айслу, показ рисунков)( – Какие ядовитые грибы вы знаете? (Бледная поганка, желчный гриб, ложные опята, мухомор, дождевик.) ( Рассказ о ядовитых грибах Полина Володи , показ макетов из пластилина) – Как правильно собирать грибы?– Какие правила надо знать, когда идешь в лес за грибами?
Запомни правила:
Не собирай грибы и ягоды, которые не знаешь.
Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшие сомнения.
Пополняй свои знания о грибах – тогда и сомнений не будет.
4) Как уберечь себя от укуса осы или пчелы? Сообщение Андала Владислава, показ иллюстраций с изображением ос и пчёл ( энциклопедия).
– Кроме растений и грибов, в лесу много насекомых. И не все они безобидные. Укусы пчел или ос особенно опасны для людей, испытывающих аллергию на яд этих насекомых. Пчела оставляет в ранке свое жало, к которому прикреплен мешочек с ядом. Это жало надо как можно быстрее удалить. Но так, чтобы мешочек с ядом не разорвался. Поэтому не стоит выдавли- вать жало или пытаться вытащить его пальцами. Лучше осторожно поскрести по месту укуса тупой стороной ножа или ногтем. Тогда и жало, и мешочек выйдут наружу. После этого надо промыть ранку водой с мылом. От боли и зуда может помочь измельченный лист подорожника. И еще - любой дезодорант от пота. В нем, оказывается, есть вещества, которые уменьшают действиепчелиного яда.Если после укуса появятся какие-нибудь признаки аллергии (большой отек, ощущение удушья, спазмы в животе, тошнота), надо, вытащив жало, срочно обратиться к врачу.Пчелиный укус – вещь неприятная и болезненная. Но не злитесь на пчел. Подумайте, может быть, это случилось из-за вашей собственной неосторожности.Пчелы – существа мирные. Они не нападают ради удовольствия. И если вдруг пчела начала кружить около тебя, лучше всего замереть. Не дергаться, даже когда она сядет на тебя, - пусть изучит запах и улетит. А если уж нет сил терпеть, попробуй смахнуть ее очень осторожно. Пчел привлекают блестящие украшения, запахи духов, яркая одежда. Одеваясь на прогулку, подумай, не примут ли тебя пчелы за цветочную клумбу.– К лесным опасностям относятся и такие насекомые как клещи. Главный вред клещей – не в их укусах, а в переносимых ими болезнях, например, клещевом энцефалите. Клещи питаются кровью крупных животных, а также человека. Взрослые клещи сидят обычно на кончиках травинок, подкарауливая своих жертв.Отрывать присосавшегося клеща ни в коем случае не следует – «головка» остается в коже и вызывает воспаление гораздо более опасное, чем сам укус. Лучше всего прижать к клещу пузырек со спиртом или одеколоном, и клещ отпадет сам.Если клеща не трогать, то он сосет кровь около суток, увеличивая объем своего тела примерно в 200 раз и достигает размера крупной горошины, после чего отпадает.
Меры предосторожности:
Собираясь в лес, одень шапку или платок, чтобы насекомые не попали на голову или за шиворот.
5) Если укусила змея
– Часто, гуляя по лесу, можно увидеть на вырубках, возле пней комочки змей, греющихся на солнышке. Жителям нашей области еще повезло. Из ядовитых змей здесь можно встретить только гадюк. Да и те во многих местах становятся все более редкими.Гадюк легко научиться отличать от безобидных ужей. У ужа по бокам находятся два больших, хорошо заметных пятна (желтые, оранжевые, грязно-белые). Не надо думать, что гадюка только и ждет – как бы  кого-нибудь тяпнуть. Скорее наоборот, змеи избегают применять ядовитые зубы. Почуяв опасность, они стараются уползти и скрыться в гус -той траве, под камнями или в норе. Ну , а если кто из вас по неосторожности наступит на змею, то она, обороняясь, может укусить. Вот почему в подобных местах следует быть осмотрительными.При змеином укусе яд может быстро распространиться по организму, если не оказать помощь.
Признаки отравления:
1. Место укуса быстро отекает. Опухоль может охватить всю конечность и перейти на туловище.2. В первые 20-40 минут пострадавший испытывает шоковое состояние: бледность, головокруже-ние, тошнота, рвота, частый и слабый пульс, падение артериального давления, потеря сознания.
Ваши действия:
1. Пострадавшему обеспечить полный покой , так как любое движение усиливает кровообращение, а значит, и проникновение яда в организм.2. Продезинфицировать ранку йодом или спиртом.3. В первые же минуты начать отсасывать яд, регулярно сплевывая его. Делая это в течении 15 минут. Яд не глотать!4. Дать пострадавшему теплое питье и доставить его в лечебное учреждение.
Итак, мы познакомились с основными правилами безопасности на природе.
6) Что такое молния?
(На магнитофоне звучат раскаты грома.)
Черная туча нависла над селом. Гром гремит, молнии сверкают. Гром как ударит – страшно становится. Не то, что молнии – это красиво. В глубокой древности грозы боялись все: и большие, и маленькие, и мужчины, и женщины. Люди тогда думали, будто это страшный великан, прогневавшись, мечет на землю огненные стрелы. Но больше, чем молний, боялись они раскатов грома. Еще бы: как загремит – даже земля дрожит. Кажется, вот-вот расколется.– А как вы думаете, что опасней: гром или молния? (Ответы детей.(Рассказ учителя о том, как получается молния.)
Правила безопасности:
Нельзя прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие.
Нельзя купаться во время грозы.
Нельзя находиться возле металлических предметов (заборов, решеток) и прикрываться от дождя металлическими предметами (тазом, ведром и другими предметами.)
VII Обобщение.
- Сейчас проверим, как вы запомнили ядовитые растения и грибы. Откройте тетрадь на странице ., нужно из вкладыша наклеить соответствующую иллюстрацию на надпись.
Игра “Найди лишнее”. Ученики убирают лишнее и обосновывают почему.
– Мухомор, сыроежка, груздь, масленок.
– Смородина, малина, вороний глаз, черника.
– Пчела, муха, шмель, оса.
– Наш урок завершается.
– Какие правила безопасного поведения в лесу вы усвоили?
– Выполнили мы задачи урока?
– Молодцы! Я спокойна за вас, вы хорошо усвоили правила безопасного поведения в лесу. Задание по вариантам. Нарисовать предупреждающие знаки лесных опасностей.
Музыкальное сопровождение – “Летний вальс”
Е.Доги.

. Итог урока
– Какие правила безопасности надо соблюдать при общении с природой?
VIII. Домашнее задание
Стр. 23-28, придумайте и нарисуйте условные знаки к правилам безопасности, изученным на уроке.