Классный час «Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних» в 5 классе


Классный час:
«Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся»
Цель: способствовать пониманию учащимися того, что наша жизнь регулируется законами, что человек в обществе не может быть свободен от законов этого общества, способствовать воспитанию уважительного отношения к своим и чужим правам и свободам.
Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся
Подготовительный период.
Класс делится на 3 команды (группы).
Команды получают следующие задания:
1-ое – подготовить проекты Конституции класса;
.2 -е – подобрать пословицы, поговорки, выражающие следующую мысль: когда не соблюдаются нравственные законы, это не приводит к добру.
Оформление.
а) изречение, высказывание о законе, добре, зле, правосудии:
«Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон» (О. Бальзак);
«Закон должен быть краток, чтобы его легко могли вспомнить и люди несведущие» (Сенека).
Сегодня мы с вами поговорим о профилактике правонарушений, повторим ранее пройденный материал о символике нашей страны, Конституции, права и обязанностях граждан Республики Казахстан. Все это у нас будет проходить в форме турнира среди 3 команд, по итогам которого будет назван победитель. За нашим таким соревнованием будет наблюдать строгое и справедливое жюри в лице _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Всем известно, что человек существо общественное. Но жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Человек рождается и умирает в окружении людей. Каждому человеку свойственно стремление к общению , и каждый член общества - единственный и неповторимый. Он имеет свои привычки, склонности и пристрастия.
Как вы думаете, понятия «человек» и «гражданин» различаются? (учащиеся высказываются) Делаем вывод, что человек - биологическое понятие, а гражданин-сын своей страны, ведь еще Н.А.Некрасов писал: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын…
Как истинные сыны своего отечества вы должны знать самые основные сведения о той стране, где вы живете….
1 конкурс
1. Что относится к государственным символам любой страны?( флаг, герб, гимн)
2. Что представляет собой Государственный Герб РК? ( изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны расходятся уыки в виде солнечных лучей, что обозначает народы, живущие в мире и согласии)
3. Что является важной частью Государственного Герба? ( 2 мифических коня)
4. Что означают мифические кони на гербе РК? (Вся жизнь кочевников была связана с конем.  Это верный друг и помощник человека.  Недаром в древности был обычай: хоронить вместе с воином его коня)
5. Что означает пятиконечная звезда?  (символ счастья, света, ведущего по жизни. Звезды, Солнце и Луна считались священными, поэтому на нашем гербе золотая звезда является символом высоких помыслов и зовущей за собой мечты)
6. Что символизируют колосья на гербе? (богатство Родины)Герб- это знак, раскрывающий историю и традиции государства. Все независимые государства имеют свои гербы. Сколько на земле стран, столько и флагов. У каждой страны свои.  И все флаги разные, у каждого - своя судьба.
7. Что представляет собой наш флаг? (прямоугольное голубое полотнище, которое означает единение и безоблачное небо, мир и благополучие)
8. Что означает золотое солнце с лучами? (покой и богатство)
9. А что символизирует орел? (щедрость, зоркость, высоту помыслов)
10. Гимн- это торжественная песня каждой страны.
Настоящий гражданин- это тот, кто чтит порядок и закон, кто стремится к торжеству правосудия.
Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный сонмом богов. С Олимпа рассылает он людям свои дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса судьба людей, счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть. Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Горе тому, кто нарушает установленный Зевсом порядок.
У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она созывает по повелению громовержца собрание богов на Олимпе и народные собрания на земле, наблюдает, чтобы не нарушались порядок и закон. Это Фемида – богиня правосудия в греческой мифологии. Она изображалась с повязкой на глазах (символ беспристрастия) с рогом изобилия и весами в руках.
Вопрос командам:
-Почему, как вы думаете, именно с этими атрибутами греки изображали богиню правосудия? (Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний. В древних мифологиях владыки загробного мира взвешивали добрые и злые поступки людей, и посмертная их судьба зависела от того, какая чаша перевесит. Весы находятся в левой руке богини - левая сторона тела считается воспринимающей. 
Человек не всегда мог надеяться на справедливое решение правосудия, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. Вот что говорилось в русских пословицах по отношению к суду и законности: «Не бойся истца, бойся судью», «Брюхо, что неправедный судья, и молча просит», «Сиди криво, а суди прямо», «Где закон, там и страх». А вот французскому королю Франциску I принадлежат слова: «Пусть свершится справедливость, если даже погибнет Мир!».
Скажите, какой закон обладает среди законов высшей юридической силой?( обладает Конституция. Она гарантирует нам наши основные права и свободы.)
Конкурс 2
1 Когда и где была принята Конституция РК?  (принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года) (с изменениями и дополнениями от 21.05.2007 г)
2. Почему Конституцию называют Основным Законом страны?
3. Какие права обеспечивает гражданам Основной Закон нашего государства? права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
4. Какие обязанности для человека определяет Конституция?
5. Что должен делать каждый школьник, чтобы быть настоящим гражданином нашего государства?
6. Зачем нужно прилежно учиться каждому ученику?
 
Конкурс 3.Защита проектов Конституции, разработанных командами.
Иногда проявление наших человеческих пороков как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям
Мы должны четко определять , что такое поступок, правонарушение и преступление? 
Проступок– нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение- нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с 16 лет.
Преступление- серьёзное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
За все свои действия человек несет ответственность. А какие виды ответственности за все, о чем мы говорили выше, вы знаете?
Ответы детей
 - Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:
 1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).
 За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность
наступает с 14 лет.
 2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения,, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.
 3. Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.
 4. Гражданско – правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.
- Ребята, я вам рассказала о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.
 - В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Звонок в милицию: «В школе заложена бомба!». После оказалось, что это была шутка, чтобы сорвать контрольную. Как вы оцените этот поступок? Это преступление или шутка? (ребята высказываются).
 Конечно, «заложенная бомба» - это терроризм! Значит, представляет серьезную проблему, как у правоохранительных органов, так и для граждан. Отвлекает силы и средства органов правопорядка. Создают нервозность и панику в обществе.
- Как вы думаете, за подобные «шутки» с какого возраста человек отвечает по всей строгости закона? (ребята отвечают).
 
 - Правильно, с 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.
 Так что, помните, с законом шутки плохи!
 
Конкурс 4. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.
 Виды ответственности:
 А- административная ответственность.
Г – гражданско – правовая.
У- уголовная.
Д - дисциплинарная
 Виды нарушений:
 1. Порвал учебник одноклассника.(Г)
2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде. (А)
3. Избил одноклассника. (У)
4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)
5. Совершил прогул в школе. (Д)
6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)
7. Разбил мячом окно. (Г)
8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)
Поведение итогов.
Заключительное слово
 Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!