Урок литературного чтения в 3 классе Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»


Тема. Н. Некрасов «Не ветер бушует над бором»
Цель: познакомить учащихся со стихотворение Н. Некрасова; развивать навыки выразительного чтения; развивать воображение, память учащихся; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: портрет Н.А. Некрасова.
ХОД УРОКА
I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Выразительное чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь»
Чтение учащимися текста «Весел ребятишкам быстрых санок бег…»
Проверка выполнения задания 3
Конкурс на лучшее чтение скороговорок наизусть.
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Беседа.
- Почему зиму часто называют волшебницей?
- О каких чудесах зимы мы узнали из ранее прочитавших произведений?
- А вы знаете. Кто демонстрирует свое мастерство и изобретательность на наших окнах в зимнюю пору? За одну ночь он расписывает окна удивительными узорами.
- С помощью чего рисует мороз?
Удивительно, но мороз рисует на окнах с помощью обыкновенной воды. Водяной пар всегда содержится в определенном количестве в воздухе. Чем теплее в комнате, тем его больше. Теплый пар незаметно для нашего глаза оседает на стекле, охлаждается и превращается в крошечные кристаллики льда. И тогда на зимнем огне «расцветает» фантастический ледяной узор.
- Что еще вам известно о морозе?
- Какие звуки можно услышать в лесу в сильный мороз? (можно услышать, как мороз «трещит».)
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА
Сегодня мы прочитаем отрывок из поэмы выдающегося русского поэта Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос» и узнаем, какой образ Мороза создал поэт в своем произведении, а также выучим стихотворение «Не ветер бушует над бором…» наизусть.
IV. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя о поэте Н.А. Некрасове
(Демонстрация портрета Н.А. Некрасова)
Выдающийся русский поэт Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878) всю жизнь посвятил служению народу. Интерес к поэзии возник у Некрасова еще в раннем детстве. По словам поэта он «начал писать стихи с семи лет».
Некрасов создал для детей такие хорошо известные всем произведения как «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы», «Дядюшка Яков».
Чтение учителем наизусть стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…»
Беседа по содержанию стихотворения.
- Каким предстает Мороз в стихотворении Н.А. Некрасова? (строгим, грозным, властным, богатым)
- Страшен ли он?
Работа с тетрадью. Задание 5,6
Словарная работа
Воевода – в древней Руси: начальник войска.
Дозор – обход для осмотра: обходить дозором.
Косматый – имеющий длинные и густые всклокоченные волосы.
Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
Анализ содержания стихотворения.
- Почему поэт называет Мороза воеводой? Удачно ли это сравнение?
- Какой день описывает поэт? (Ясный)
- Какие строки свидетельствуют об этом? Прочитайте.
- Как можно озаглавить этот отрывок? (Шествие Мороза)
- Выполните последнее задание к тексту.
- Найдите в стихотворении строки, в которых Мороз изображен как живое существо.
Работа над иллюстрацией к стихотворению
- Каким изображен Дед Мороз на иллюстрации к стихотворению?
- Какие картины зимнего леса представлены в стихотворении и на иллюстрации? Сравните их. (Сильный мороз. Деревья застыли под снежным покрывалом. Солнышка не видно.)
Выразительное чтение стихотворения учащимися
- Как следует читать это стихотворение? (неторопливо, бодро)
Разучивание учащимися стихотворения наизусть.
Чтение учащимися стихотворения наизусть (по желанию)
Н.А. Некрасов создал в своем стихотворении удивительный образ Мороза, который предстает перед нами как могучий властелин, повелитель природы.
V. ИТОГ УРОКА
Беседа
- Какими предстают перед нами владения Мороза?
- Стоит ли человеку шутить с морозом? (На холоде можно простудиться и заболеть)
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выполнить задание 7. Выучить стихотворение наизусть и выразительно прочитать его родителям.