Статья. Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Эффективность технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы
Г.В.Петухова
МКОУ « Аннинская СОШ с УИОП», Аннинский район

Урок, на котором учитель дает знания, а ученик берет их без особых усилий, не отвечает современным требованиям. Ученик должен уметь сам находить ответы на поставленные вопросы.
Как организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но и на его основе могли бы обобщать, сравнивать  факты, интерпретировать, делать собственные выводы?
В педагогической   практике работы наметились некоторые противоречия:
Между преобладанием в системе образования традиционных форм  обучения  и ориентированностью современной школы на внедрение деятельностного подхода. Между способностью большинства учащихся легко овладевать определённой суммой знаний репродуктивно и их неумением добывать эти знания самостоятельно.  
Между  ориентированностью традиционных методов обучения на «среднего» ученика и невозможностью развития  в таких условиях «сильного» ученика.
В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Предлагается строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность, мотивацию, увеличение самостоятельности школьника, получение реальных речевых продуктов, приращение знаний, навыков и умений.
Для этого важно создать значимую и интересную для ребенка проблемную ситуацию, для решения которой ему потребуется применить необходимые новые знания, подчас из разных областей, и получить реальный, ощутимый результат. Учитель при этом может порекомендовать новые источники информации, может направить мысль учеников в нужное русло поиска.
Таким образом, метод проблемного обучения представляется  не просто актуальным в стенах школы, а жизненно необходимым, призванным преодолевать «школярство» и «формализм» школы. Проблемное обучение – организованный учителем способ активного взаимодействия ученика с проблемой, представленный содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к противоречиям знания и способам их разрешения, учится мыслить, творчески усваивать знания. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.
Наиболее полно сущность проблемного обучения, его процессуальную сторону и дидактический статус охарактеризовал В.П. Кудрявцев:” это тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности, в процессе решения этих задач учащимся в их совместной деятельности с учителем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – формирование творческих способностей, продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций”.

Цели проблемного обучения:
Развитие мышления и способностей обучающихся, развитие творческих умений.
Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем.
Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать проблемы.
Для достижения этих целей важно установить определенную последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация
· проблема
· поиск способов ее решения
· решение проблемы.
Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
возникновение проблемной ситуации
осознание сущности затруднения и постановка проблемы
нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы
доказательство гипотезы
проверка правильности решения проблем
Нельзя выдвигать перед обучающимися очень сложные задания, которые непосильны для их выполнения, так как требуют специальных знаний и особой подготовки. Проблемное обучение заключается в том, чтобы предлагать ученикам для решения посильные задачи, которые вели бы их к собственным «открытиям».
Организовать такую работу на уроке нелегко.  Этому надо учиться самому.  Для осознанного освоения технологии проблемного обучения учителю нужны знания и желание их применять. Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности при сохранении здоровья учащихся.
Но важно отметить, что эту технологию, как и любую другую,  нельзя универсализировать и считать единственно приемлемой для обучения, так как эффективность обучения зависит от умелого сочетания различных технологий.