Конспект урока по литературному чтению на тему Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором


Тема урока: Н.А.Некрасов «Не ветер бушует над бором..»
Цель урока:
- продолжить знакомить учащихся с творчеством Н.А.Некрасова, дать понятие о лирическом герое, учить понимать значение эпитетов, сравнений, олицетворений и метафоры в стихах Н.А.Некрасова;
- развивать умения пользоваться толковым словарем, развивать и обогащать речь, мышление, память, расширять их кругозор; работать над выразительным чтением стихотворения;
- воспитывать любовь к природе, развивать интерес к музыке, живописи;
Оборудование:
Компьютерная презентация по теме урока, аудиозапись П.И.Чайковский «Январь» (из цикла «Времена года»),репродукции картин русских художников на тему «Зима в лесу»,толковые словари, рабочие листы.
ТСО: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока:
І.Организационный момент.
ІІ.Введение в тему урока.
Ребята, сегодня у нас много гостей, поздоровайтесь с ними, улыбнемся. Садитесь.
-Я приготовила для вас сюрприз. Это чудесная музыка П.И.Чайковского из его альбома «Времена года» Слайд 1 (портрет Чайковского)
Послушайте, какой предстает зима в музыке этого композитора.
( звучит музыка)
- Зимой восхищались не только композиторы, но и художники. Посмотрите, какой прекрасной она может быть в картинах художников. Слайд 2 ( Васнецов. Зимний сон)
Зима в картинах русских художников сказочное время безмятежного великолепия, когда природа спит и отдыхает, спрятавшись под белоснежным одеялом .
Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Можно ли из этого создать интересную картину? Можно, если кисть в руки возьмет гениальный художник. Это великий русский пейзажист Иван Шишкин. Он сделал это - написал такую картину-пейзаж. И называется картина "Зима". Слайд 3 (Иван Шишкин. Зима)
- О каком времени года мы сегодня говорим?
Перед вами отрывки из стихотворений русских поэтов, посвященных этому времени года.
Прочитаем эти строчки с разной интонацией.
С радостью Здравствуй, гостья- зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По полям и степям.
( И. Никитин)
С восхищением По голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит; (А. Пушкин)
Таинственно Вот ветер, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница – зима. ( А.Пушкин)
С сожалением Мерзнут лапки у синичек:
Плохо им без руковичек,
Да и голодно в мороз…
Я им семечек принес. (В.Поляков)
С просьбой Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой
Стайки на крыльцо. (А.Прокофьев)
- С каким чувством пишут поэты о зиме?
( они удивляются, переживают, радуются и любуются красотой зимней природы).
ІІІ. Сообщение темы урока .
Многие поэты воспевали в своих стихах красоту родной природы. Среди них и Н.А.Некрасов
- Что вы знаете об этом поэте? Слайд 4 (портрет Некрасова)
Н.А.Некрасов родился в 1821 году 10 декабря и детство свое провел в селе Грешнёво Ярославской области на Украине. После смерти поэта это село стало называться Некрасово.
Это был человек добрый, независимый, щедрый, надёжный, гостеприимный и совершенно простой.
Некрасов – поэт, которого очень волновали проблемы Родины и народа. Главная тема его творчества – тема народных страданий. Некоторые его стихотворения стали песнями. Например, «Коробушка». Слайд 5(выставка книг)
С особым чувством он писал о крестьянских детях. Добрыми спутниками детства стали насмешливый и лукавый дедушка Мазай, неуклюжий генерал Топтыгин, серьёзный мужичок с ноготок и, конечно, Мороз-воевода.
- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством Н.А.Некрасова и прочитаем отрывок из его поэмы «Мороз, Красный нос».
Послушайте это произведение. Чтение учителем.
Первичное ознакомление с произведением
Проверка первичного восприятия.
- Что вам понравилось в произведении?
( в лесу наступила зима, а у зимы есть хозяин)
-Что делает Мороз- воевода в лесу?
- Какой это лес? Бор- хвойный лес.
3. Словарная работа.
Откройте толковые словари. Найдите и выпишите себе в рабочий лист значение слов:
Воевода- начальник войска в Древней Руси
Дозор- обход для осмотра или наблюдение, разведка или охрана.
Владенья- земля и то, что находится на ней, чем управляют и держат в своей власти.
- Итак, Мороз – воевода обходит своё хозяйство, владенья, осматривает его и охраняет.
А мы отдохнем:
Физкульминутка На дворе у нас мороз
Чтобы носик не замерз
Надо ножками потопать
И ладошками похлопать.
Руки вверх, руки вниз
На носочках подтянись
Руки ставим на бочок
На носочках скок- скок- скок
А затем поприседаем
Никогда не замерзаем!
4. Чтение стихотворения учениками.
Прочитайте стихотворение про себя , обратите внимание на разметку.
Можно ли назвать стихотворение лирическим? В лирическом стихотворении описываются переживания, чувства человека.
-Какие переживания, чувства описываются?
5. В рабочем листе обозначь, к какому жанру относится произведение:
- рассказ - сказка
- басня - стихотворение
Перечитайте стихотворение и выпишите действия Мороза- воеводы. Укажите время глаголов.
Обходит, глядит, идет
Эти глаголы в данном стихотворении имеют разное значение. Глагол «идет»- показывает действия Мороза, глагол «шагает» изображает главного героя могущественным, шагающим быстро большими широкими шагами над всеми, он «по деревьям шагает»,это какой высоты тогда Мороз-воевода?
- На какой жанр похоже это стихотворение?
(былины, сказки) Слайд 5 (богатырь)
Былина- произведение русского фольклора о подвигах былинных героев, которые боролись с врагами русской земли, а в этом стихотворении главный герой как богатырь, сильный, великий, могучий, заботливый, надежный, обходит владенья свои, украшает их и оберегает.
Сказка, потому, что Мороз- воевода рисуется как могучий волшебник: добрый и сердитый одновременно. Как в сказке «Морозко»
4.Творческая работа
Выполните задание :Дорисуй стихотворение, впиши по памяти пропущенные слова с помощью иллюстраций.
Не ветер бушует над….
Не с гор побежали…..
Мороз- воевода…..
Обходит….
Глядит – хорошо ли….
Лесные тропы….,
И нет ли где трещины……,
И нет ли где голой…..?
Пушисы ли сосен….
Красив ли узор…..?
И крепко ли скованы….
В великих и малых….?
Идет – по деревьям…,
Трещит по замерзлой……,
И яркое солнце……….
В косматой его……
5.Хоровое чтение с логическими паузами.
ІV. Подведение итогов урокаА теперь проверьте свою работу на уроке. Приготовьте красные карандаши. Кто допустил 2 ошибки, поставьте себе 8, кто допустил 1 ошибку, поставьте-9.
Кто не допустил ни одной ошибки? Поставьте 11.
Итак, поделимся впечатлением о нашем уроке.
Закончите предложение:
Сегодня на уроке:
Я познакомился с творчеством….(кого?)
Я слушал музыку….(кого?)
Мне было интересно…(что?)
Мне показалось трудно…(когда?)
Мое настроение от урока….выразим через игру «Снежки».
Сегодня через музыку, живопись, кино, поэзию мы постарались почувствовать красоту зимней природы.
А дома вы выполните следующее домашнее задание, выберите:
Стр. 75 ( выучить наизусть)
Стр.75 (читать выразительно)
Нарисовать к стихотворению рисунок, подобрать пословицы и поговорки о зиме.
Урок окончен.


Харьковская общеобразовательная школа І-ІІІ ст. № 159
Конспект открытого урока
по литературному чтению
3 класс
Тема: Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»
Разработала :учитель начальных классов
высшей категории
Лясковецкая Н.В.
Харьков-2015