Работа школы по внедрению в образовательный процесс казачьего компонента


Отчёт о работе районной экспериментальной площадки
в рамках реализации инновационной деятельности по теме:
«Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе МКОУ «СОШ№9» как инновационная организационно-педагогическая форма
социализации учащихся» за 2014-2015учебный год
« Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу.
Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла»
Академик Лихачев
С возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России.
Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.
В течение 2014-2015 учебного года продолжалась работа по внедрению казачьего компонента в МКОУ «СОШ№9» в рамках реализации программы районной экспериментальной площадки «Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе МКОУ «СОШ№9» как инновационная организационно-педагогическая форма социализации учащихся».
В ходе реализации регионального компонента «История возрождения казачества» в 8 классе ведется кружковая работа по программам «История казачества Ставрополья», «Казачья песня».
Целью работы объединений допобразования стало формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края.
Весь коллектив и общественные организации активно работают над созданием целостной системы казачьего образования, разноуровнего и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся.
-Накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;
-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака, казачки;
-складывается система дополнительного образования: кружки, секции, фольклорный ансамбль;
-улучшилось оформление школы;
-повысилась квалификация и опыт учителей, обучающих казачьему компоненту;
-укрепилась связь с родителями.
В течение учебного года целенаправленно шла работа по решению следующих задач:
- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края;
-совершенствование физического и психологического здоровья учащихся,
- изучение православных традиций;
- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.
Исходя из этого, педагоги ведут учебно-воспитательную работу по следующим направлениям:
1.Формирование у учащегося на основе общечеловеческих ценностей и христианской морали чувств патриотизма, гражданственности. Личной ответственности за судьбу России, Ставрополья; воспитание учащихся в лучших традициях казачества и русской армии.
2.Формирование у воспитанников таких качеств, как честность, отзывчивость,
доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.
3.Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному.
4.Формирование и совершенствование трудовых навыков, пропаганда здорового образа жизни.
5.Развитие устойчивой потребности в самосовершенствовании и самообразовании.
Все работы коллектива школы направлены на то, чтобы юные казачата были способны к самоопределению и самореализации. Эти качества взаимосвязаны.
В рамках мероприятий экспериментальной площадки, направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи, на опыте казачества юга России в школе проводится работа по следующим направлениям:
1.Духовно-нравственное направление.
В 1-11 классах проводятся классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества-священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.
Традиционным стало участие ребят нашей школы в митингах, посвященных освобождению Благодарненского района, митинге в честь вывода воинов-интернационалистов из Афганистана.
Обучающиеся школы принимают активное участие в организации православных праздников, изучают духовные наследия на уроках основ православной культуры.
2.Историко-краеведческое направление.
В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества.
Учителями проводятся уроки гуманитарного цикла на темы: « Вечной памятью живы», «Жить и помнить», «Пришла война, пришла беда» и др. На уроках технологии школьники знакомятся с историей и бытом казаков, шьют одежду, осваивают навыки мастерства плетения изгороди из лозы, пробуют кулинарные рецепты приготовления казачьих блюд.
3.Гражданско-патриотическое воспитание.
Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории на тему: «Защищать Родину - гражданский и конституционный долг», проходят встречи обучающихся с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане.
4.Социально-патриотическое направление.
Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста. Ребята участвуют в акции «Мы помним тебя, ветеран».
5.Военно-патриотическое направление.
Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни, смотры инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. Казачата нашей школы принимают участие в митингах ко Дню Победы, освобождению Ставрополья.
6.Героико-патриотическое направление.
Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. В рамках этого направления проводятся внутришкольные соревнования по военно - прикладному четырёхборью.
Более трех лет в школе функционирует фольклорный ансамбль казачьей песни, в котором принимают участие как обучающиеся, так и учителя.
Обучающиеся казачьего класса принимают активное участие в жизни школы. Дети вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности. Проводятся интересные уроки на казачью тематику , такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой» и др. Ежегодно в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомятся с культурой, бытом ,прикладным искусством своих предков , пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают школьный музей казачества. Очень любят казачата библиотечные уроки. Сказки, творчество ставропольских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков.
Приоритетными направлениями является формирование нравственной культуры школьников посредством введения во внеурочную деятельность методов работы, которые обладают более широкими возможностями в развитии духовно-нравственных ценностей обучающихся.
На собственном опыте мы убедились, что использование содержания национально – регионального компонента во внеурочной работе способствует стимулированию интереса школьников к изучению истории казачества.
В ходе реализации внеурочной деятельности были выявлены учащиеся, у которых дедушки были казаками.
В результате краеведческого расследования ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии. Учащиеся решили продолжить начатую работу оформить альбом, посвященный нашим землякам.
Одним из мероприятий ,которое увлекло учащихся в интересный и красивый мир истории, культуры, самобытности казачьих традиций Ставропольского края, стало : «Казачий быт», «Казачий костюм».
Для подготовки этих мероприятий использованы следующие направления:
-иллюстрирование национальных костюмов казака и казачки;
- изготовление макета « Казачий городок»
В рамках проведения мероприятий широко используются организационно-деятельностные игры, викторины, конкурсы, праздники, совершаются с учащимися экскурсии. Такие формы работы не только оживляют уроки, но и позволяют формировать базовые компетенции учащихся.
Учащиеся казачьего класса посетили центр сохранения казачества: музей казачества Ставрополья. Где была представлена интересная экспозиция «Казаки-защитники Родины», на которой можно увидеть одежду, оружие, фотоматериалы. Взгляду учащихся открылось славное прошлое их предков, они по-новому увидели свой родной край.
Итогом проведения экскурсии стала исследовательская деятельность: создание презентации, что явилось своеобразным отчетом о посещении музея.
Дети активно принялись за работу, дружно разрабатывали тексты слайдов презентации, предлагая различные варианты оформления работы.
Учащимися класса был организован сбор казачьей утвари, для оформления уголка « Казачий уклад ».
Таким образом, гражданско- патриотическое воспитание личности проходит через исследовательскую деятельность, которая основана на традициях казачества.
Патриотическое и нравственное воспитание всегда рассматривается как фактор консолидации всего общества. Является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны. Её государственной целостности и безопасности. Это и является одной из главных задач реализации эксперимента и в воспитательной системе казачьего класса.
Поэтому на заседании рабочей группы по реализации эксперимента принято решение ходатайствовать о продлении срока реализации инновационной деятельности по теме: «Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе МКОУ «СОШ№9» как инновационная организационно-педагогическая форма социализации учащихся» на два года.
Все материалы по эксперименту размещены на школьном сайте.


27.10.2015г.
Ответственный
за экспериментальную,
инновационную деятельность И.Н. Василенко