Конспект урока технологии по теме: История возникновения женского казачьего костюма


УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОШИВ И ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА «ЧЕЛОУЧ»».
План-конспект №1.
Тема урока: «История возникновения женского казачьего костюма. Конструирование выкройки и крой девичьего казачьего головного убора «Челоуч».
Цели:
познакомить с историей возникновения женского казачьего костюма
дать общие сведения о разнообразии женского казачьего головного убора
провести презентацию девичьего головного убора «Челоуч»
конструирование и изготовление челоуча
воспитывать усидчивость, аккуратность
пробуждать интерес к предметам казачьего костюма, вышивки, кружевоплетения.
учить приемам снятия мерок головы для построения основы чертежа головного убора
Тип урока – комбинированный.
Оборудование: рабочая тетрадь, сантиметровая лента, таблица «Размерные признаки фигуры девочки», образцы головных уборов донской казачки, манекен, калька, ножницы, портняжный мел, английские булавки.

Ход урока
I. Организация урока.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Сообщение темы и цели урока.
II. Повторение пройденного материала.
Опрос обучающихся по вопросам:
Какие волокна животного происхождения вы знаете?
Дайте определение шерсти и шёлка.
Что такое кокон?
Перечислите свойства шерстяных и шелковых волокон.
Что такое трикотаж?
III. Изучение нового материала.
1. Сообщение теоретических сведений.
Интерес к прошлому родной земли был всегда присущ людям, их волновало, какой была их страна в далекие времена, что происходило на этой земле, где они сейчас живут, учатся, работают. Так уж сложилось, что мы с вами живем в казачьем крае.
Сотрудниками этнографической экспедиции была записана старинная казачья песня. В ней можно услышать такое повествование:
На стружках, сидят гребцы, удалые молодцы,
Удалые молодцы, все донские казаки.
На них шапочки собольи, верхи бархатные,
Еще смурые кафтаны кумачом подложены,
Астраханские кушаки полушелковые,
Пестрядинные рубашки с золотым галуном.
Что зелень сафьян – сапожки, кривые каблуки,
И с зачесами чулочки, да все гарусные.
Задание.
Определите, каким веком можно датировать эту песню?
Актуализация задания:
Укажите признаки, по которым Вы определили, в каком веке носили казаки такую одежду?
Чем вызвано такое разнообразие в одежде казаков?
Как Вы думаете, в песне описывается одежда верховых или низовых донских казаков? Почему?
Контекст задания:
Исследуйте особенности донского казачьего костюма различных исторических периодов.
Найдите определения понятий, упомянутых в тексте песни (шапочка, смурый кафтан, кумач, бархат, кушак полушелковый, пестрядинные рубашки, галуны, сафьян – сапожки, гарусные чулочки с зачесами).
На основе описания в тексте одежды казаков сделайте возможные варианты эскизов казачьего костюма того времени.
Сообщение учителя о технологии снятия мерок.
Но какой бы вид одежды мы ни выбрали, прежде чем ее сшить,ее нужно спроектировать и сконструировать - точно так же, как любой станок, машину. А как взяться за работу, с чего начать?
Прежде всего, сантиметровой лентой нужно измерить свою фигуру или фигуру того человека, которому вы будете шить.
Снятие мерок очень ответственное дело. От точности мерок зависит правильность построения чертежа и, как следствие, посадка изделия на фигуре.
Во время процедуры снятия мерок человек должен стоять спокойно, с опорой на обе ноги, пятки сдвинуты, осанка естественная, без напряжения; руки опущены. Измерения производят по нижнему белью, которое не обтягивает фигуру. Линию талии фиксируют тесьмой. Измерения делают без натяжения и ослабления сантиметровой ленты, смыкая ее спереди. Измерения тела, руки, длины юбки и другие нужно вести по правой стороне фигуры.
Мерки обхватов, длин и высот записывают в полную величину, а мерки полуобхватов, ширины, расстояний между центрами - в половинном размере.
Измерения производят между антропометрическими точками: шейная точка, точка основания шеи, плечевая точка, сосковая точка, точка высоты линии талии, задний угол подмышечной впадины.
Особое внимание следует обращать на положение точек плечевого шва будущего изделия у основания шеи и плечевую точку, расположенную на сочленении руки с туловищем, т. к. на этих точках начинаются и заканчиваются многие измерения. Их места должны быть постоянными, иначе соотношение величин размерных признаков будет ошибочным.
Размерные признаки (мерки) обозначают сокращенно: обхваты - О, полуобхваты - С, длину - Д, ширину - Ш, высоту - В.
Для построения основы чертежа плечевого изделия с цельнокроеным рукавом снимают мерки: полуобхват груди Сг2 , длина спины до талии - Дтс, обхват плеча - Оп,полуобхват шеи – Сш, длина изделия – Ди.
3. Демонстрация приемов снятия мерок головы.
Учитель демонстрирует на манекене основные антропометрические точки и приемы снятия мерок, необходимых для построения основы чертежа изделия – головной убор.
IV. Практическая работа.
Задание: выполнить практическую работу по снятию мерокдля построения основы чертежа головного убора. Полученные данные занести в таблицу.
п/п Название мерки Условное обозначение мерки Мерка
1
2
3
4.
5 Полуобхват головы
Длина изделия
Высота изделия
Длинна завязок
Пог
Дизд
Визд
Дз № Последовательность операций Чертеж Инструменты и приспособления ТБ
1 Лист цветной бумаги перегните на ширину изделия лицевой стороной вовнутрь, приложите лекало изделия вплотную к сгибу и обведите. Цветная бумага, карандаш, лекало плечевого изделия. 2 На цветной бумаге повторите фасонные линии создаваемой модели, вырежьте полученные элементычертёжа, радвигая их с учетом припусков, приклейте на альбомный лист рядом с эскизом. Цветная бумага, фигурное лекало, карандаш, ножницы, клей, альбомный лист. ТБ
Ножницы
3 Для задуманной модели изделия подберите цветовое решение отделки. Различные варианты отделок, аппликации, клей, ножницы. ТБ
ножницы
V. Итог урока.
1. Самоанализ деятельности обучающихся.
Обучающиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на следующие вопросы:
-Для чего вы производили измерения головы человека?
Какие трудности возникли у вас при снятии мерок и как вы ихпреодолели?
Уверены ли вы в правильности произведенных обмеров?
2.Выставление оценок, их аргументация.