Программа летней лагерной смены «Культурные традиции казачьего Дона»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №3
Литвинова И.Н. _________
«____» ____________ 2014 г.

ПРОГРАММА
летней лагерной смены
«Культурные традиции казачьего Дона»
пришкольный лагерь «Казачок»
(составила Терещенко Наталья Владимировна)
г. Донецк
Ростовская обл.
2014г.
Программа
муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 3 г.Донецка
по организации отдыха, оздоровлению и воспитанию детей во время летних каникул.
Паспорт программы
Наименование программы Программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 г.Донецка по организации отдыха, оздоровлению и воспитанию детей и подростков реализуемая в рамках летней оздоровительной кампании «Казачок».
Основания для разработки программы
- повышение спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- все большее распространение в области информации казачьей направленности.
- проблема формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма.
- модернизация старых форм работы и введением новых тесно связанных с воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению;
- необходимость использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
Нормативная база 1. Конвенция о правах ребенка.2. Положение о лагере дневного пребывания .3. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.4. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.5. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.6. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.7. Приказы Управления образованием.8. Должностные инструкции работников.9. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.10. Заявления от родителей.11. Правила регистрации детей при поступлении.12. Акт приемки лагеря.13. План работы.
14. Семейный кодекс РФ
15. Устав школы
16.Постановление администрации г.Донецка № от марта 2014 года «О плане мероприятий по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в г.Донецке на 2014 год»
Цель - формирование у детей целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре;
- создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, формирование чувства гражданской ответственности и сопричастности к развитию своей «малой родины».
- привитие уважения к старшим через ознакомление с историей, культурой и традициями Донского казачества.
Задачи
формирование у детей познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков своей родословной;
совершенствование физического и психологического здоровья учащихся на примере традиций казачества;
воспитание гражданственности, патриотизма;
совершенствование системы здоровье сберегающих технологий обучения и формирование у обучающихся целостного отношения к своему здоровью.

Сроки реализации 02.06.2014г.-28.06.2014г.
Оценочные показатели: Снижение числа преступлений и административных правонарушений совершаемых на улицах и в общественных местах;
Снижение уровня дорожно-транспортного травматизма
Основные исполнители: Педагогический коллектив муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 3 г.Донецка
Ожидаемые результаты 1. Воспитание чувства патриотизма.
2.  Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
3. Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
4. Укрепление здоровья воспитанников, через соблюдение режима питания,
витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
5. Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
6. Воспитание уважения к родной природе.
7. Развитие творческой активности каждого ребенка.
8. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
9. Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.
10. Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
11. Привитие навыков самообслуживания.
Управление и контроль за исполнением программы Управление Программой осуществляет Администрация МБОУ СОШ № 3 г.Донецка
Разработчик программы Терещенко Наталья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №3
Объём и источники финансирования В рамках бюджетного финансирования
Благотворительные взносы родителей

Информационная карта программы
1 Полное название программы Программа летней лагерной смены
Культурные традиции казачьего Дона
пришкольный лагерь «Казачок»
2 Цель программы Организация отдыха и учащихся школы в летний период.
3 Направление деятельности Физическое, духовное, патриотическое развитие детей, средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
4 Краткое содержание программы Программа содержит: мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты и условия реализации; приложения.
5 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение, представившее программу МБОУ №3
6 Адрес, телефон Ростовская обл, г.Донецк, ул.Цветкова, д.20
7 Место реализации Пришкольный лагерь «Казачок» с дневным пребыванием детей
8 Количество, возраст учащихся 80 человек
с 6 до 14 лет
9 Сроки проведения, количество смен I смена– со 2.06.14-28.06.14
Пояснительная записка
Лагерь дневного пребывания «Казачок» - это успешная совместная деятельность  детей, педагогов и родителей. Участники смены имеют возможность наиболее полно удовлетворить интерес к определенному направлению деятельности, продемонстрировать свои способности и талант. Ведущее значение в программе уделяется формированию у детей, подростков гражданственности, патриотизма, чувства товарищества и милосердия, морально-психологической устойчивости в преодолении трудностей, способности действовать в экстремальных условиях. Укреплению здоровья, закаливанию организма детей. В настоящее время общество осознало необходимость осуществления культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие в летних оздоровительных лагерях. Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Изменения в общественной жизни, процессы реабилитации казачества, возрождения и перевода казачьих формирований на  государственную  службу обусловили создание программы для организации летнего отдыха учащихся. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
все большим распространением в области информации казачьей направленности;
проблемой формирования национального этнического самосознания подрастающего поколения, воспитание любви к Отечеству, своей малой Родине, чувства патриотизма;
 модернизацией старых форм работы и введением новых тесно связанных с воспитанием, которое ставит своей целью сохранение народных обычаев, обрядов, традиций, языка и передачу этих знаний новому поколению;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Вся воспитательная работа по казачьей направленности основывается на привитии детям общечеловеческих ценностей. Вот эти ценности:
Человек - воспитание гуманности.
Семья - первый коллектив ребенка.
Труд - воспитание творчества и потребности в созидании.
Знания - поиск истины.
Культура - воспитание духовности.
Отечество - воспитание бережного отношения к истории своего народа.
Поэтому, система работы в лагере предполагает, что каждое воспитательное мероприятие должно быть разработано так, чтобы затрагивались и духовно- нравственное, и патриотическое, и гражданское, и художественно- эстетическое, спортивное и трудовое воспитание. Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях школьного оздоровительного лагеря.
Концепция программы
История - это фундамент, на котором мы с вами строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, - он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…
Казаки понимали: чем крепче корни, тем больше порядка и дисциплины. У них до сих пор сохранился боевой дух, и они готовы нести службу, жить и работать на земле одной семьей. Казачество невозможно без России, как и Россия без казачества. И сегодня оно вновь становится активным творцом одним из надежных гарантов национальных интересов России.
Воспитание детей было одним из главных задач для казаков. Им прививали любовь к родной земле, ответственное отношение к порученному делу – к защите рубежей своей Отчизны. Мы являемся свидетелями того, как российское казачество возрождается и крепнет. Поэтому изучение истории казачества в лагере представляется достаточно актуальным. Самая доступная форма освоения ребятами культурных традиций казачества - это знакомство с историей казачества, традициями, песнями казаков.
Комплексная программа призвана обеспечить знакомство детей с казачеством.

По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение одной лагерной смены. В лагере отдыхают 80 человек.
Основной состав лагеря – это учащиеся в возрасте 7–14 лет.
Программа реализуется через основные идеи:
Детство – это самоценный период, а не подготовка к будущей жизни.
Каждый ребенок – уникальная и неповторимая личность.
Здоровый ребенок – жизнерадостный ребенок .
Шанс на успех - каждому ребенку.
Цель программы - формирование у детей целостного представления об истории казачества, традициях, быте и культуре.

Задачи программы:
формирование у детей познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление сохранять и приумножать культурное наследие своего края;
изучение бытовых и духовных традиций и правил поведения казаков своей родословной;
совершенствование физического и психологического здоровья обучающихся на примере традиций казачества;
воспитание гражданственности, патриотизма;
способствовать укреплению здоровья, закаливанию организма детей;
раскрывать творческий потенциал детей, включать их в коллективную и индивидуальную деятельность.
Формы работы
встречи, беседы с представителями казачества;
просмотр фильмов о казаках, фотографий;
использование мультимедийных технологий, Интернет-ресурсов;
экскурсии;
участие в культурно-массовых мероприятиях.
Принципы работы
Принципы, которыми мы руководствуемся при реализации программы:
1. Личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью, добровольность включения детей в ту или иную деятельность
2. Природосообразность воспитания: обязательный учет возрастных, половозрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
3. Культуросообразность воспитания: изучение и освоение культуры народа
4. Гуманизация межличностных отношений.
Данная программа способствует формированию у школьников эмоционально–положительного отношения к казачеству, гордости за принадлежность к нему, готовности продолжать его традиции.
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Физкультурно-оздоровительный модуль
Задачи Основные формы работы Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
Выработка и укрепление гигиенических навыков;
Расширение знаний об охране здоровья.
Утренняя гимнастика (зарядка)
Спортивная игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе (Игры - вертушки «Разбойники и королевский замок», «Форд Боярд»)
Эстафеты, спортивные мероприятия (спортивная игра веселые старты «Казачьи игры», «А ну-ка, казаки» «Солнце, воздух и вода»)
Беседы, лекции «Мое здоровье» (с использованием ИКТ)
Эстетический модуль
Задачи Основные формы работы
Пробуждать в детях чувство прекрасного;
Формировать навыки культурного поведения и общения;
Прививать детям эстетический вкус.
Посещение кинотеатров, музеев;
Конкурс «Законы воспитанного человека»
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом»
Художественно-творческий модуль
Задачи Основные формы работы
Приобщение детей к посильной и доступной деятельности в области искусства, воспитывая у детей потребность, вносить элементы прекрасного в окружающую среду, свой быт.
Формирование художественно-эстетического вкуса, способности самостоятельно оценивать произведения искусства, свой труд.
Развитие творческих способностей детей. Изобразительная деятельность (оформление отряда «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «Лето нашей мечты»)
Конкурсные программы («Любо, братцы, любо», «Алло, мы ищем таланты»)
Творческие конкурсы («Лагерь – это мы!», «Законы воспитанного человека»)
Игровые творческие программы («Я и моя казачья семья»)
Концерты («Знакомьтесь, братцы, это мы»)
Творческие игры на занятиях в кружках
Выставки, ярмарки поделок
Патриотический модуль
Задачи Основные формы работы
Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины; Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Приобщение к духовным ценностям российской истории. Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
Подвижные народные игры (Лапта, городки);
Игра-вертушка «Россия – моя страна!»
Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья»,
Досуговый модуль
Задачи Основные формы работы
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих мастерских. Мероприятия различной направленности
Игры
Проведение праздников, вечеров, конкурсов, ток-шоу и т. д.
Тематические сборы и линейки.
Кружковой модуль
Задачи Основные формы работы
Создать условия для развития личности;
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
Способствовать созданию эмоционального благополучия;
Приобщать к общечеловеческим ценностям;
Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. Формы работы кружков: заседания,
«круглые столы»
мозговой штурм
обсуждения

Социальный модуль
Задачи Основные формы работы
Создать условия для развития личности;
Развивать мотивацию личности к познанию и творчеству;
Способствовать созданию эмоционального благополучия;
Приобщать к общечеловеческим ценностям;
Развивать интеллектуальную и духовную стороны личности ребенка;
Осуществлять профилактику и коррекцию психического и физического здоровья детей. Мероприятия различной направленности
Игры
Проведение праздников, конкурсов, ток-шоу
Тематические сборы и линейки.
Однотипный ритм жизни ребят здесь сменяется разными видами деятельности, обогащается новыми впечатлениями. Лагерь – это клапан для спуска излишков детской энергии и вместе с тем – всегда зарядка новой энергией, настроением, приобретение новых сил. Это продолжение освоения мира, его познания, время воспитания и самовоспитания. Наконец, лагерь – это место реализации человеческой фантазии.
Основным содержанием программы является тематический день – это день, в который заложена какая-нибудь идея, и ей будут подчинены все мероприятия этого дня.

Содержательные ориентиры деятельности

п\п. Основные направления деятельности Формы проведения Результаты
Подготовительный период:
- работа с педколлективом;
- работа с обслуживающим персоналом.   
Семинары-практикумы; творческие мастерские, педсовет, тренинг.
  Собеседование, знакомство с программой лагерной смены, инструктажи. Ознакомление сотрудников лагеря с их обязанностями, утверждение внутреннего распорядка лагеря, системы деятельности, работы лагеря по охране жизни и здоровья детей, знание особенностей и специфики смены.
Выстраивание системы работы педагогического коллектива по реализации поставленных целей и задач.
Организационный период:
формирование отрядов;
знакомство с лагерем;
Распределение участников смены по службам;
Кол-ное планирование предстоящей деят-ти;
организация деятельности служб.
Праздник «Здравствуй лето», день ПДД, викторина по ПДД, конкурс рисунков «Дорога и мы», «Эти забавные животные» викторина, игра «Зов джунглей», концерт «Звонче лейся казачья песня» , брейн-ринг по истории казачества , конкурс рисунков «Я люблю тебя, мой край Донской», конкурсная программа «Казачьи традиции», конкурсная программа «Казачка лагеря», анкетирование, интервью, беседа, планирование, выбор лидеров. Общее представление о смене, определение планов работы отрядов, корректировка планов в зависимости от интересов участников смены, выбор ролей и видов деятельности.
Формирование служб самоорганизации.
Принятие законов коллективной жизнедеятельности.
Основной период:
Учебный блок: освоение участниками смены знаний, приобретение умений, навыков Тренинги, беседы, анализ ситуаций, конкурсы, технологические, проектные игры, творческие мастерские.
Обучающая игра «Казачьи посиделки», игра «Атаман (лидер) и его команда».    Овладение и использование в практической деятельности полученных знаний, умений, навыков выбранного вида деятельности
 
Здоровьетворящий блок: ориентация на здоровьетворение, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, самомассажа, здоровьесберегающих технологий Составление программ личного оздоровления, практикумы по здоровьесберегающим технологиям, тренинги, факультативы, фан – клубы спортивно – оздоровительной направленности, занятия по моделированию, поиску собственного решения выхода из экстремальных ситуаций, Малые олимпийские игры, спортивные игры, состязания, соревнования, оздоровительные часы, походы, экскурсии. Укрепление здоровья, приобретение навыков здорового образа жизни, овладение приемами саморегуляции, выявления спортивных лидеров, накопления методического опыта, форм конкурсов и состязаний: открытие секретов здоровья; выявление готовности поделиться знаниями и умениями с окружающими людьми
Организационный блок. Работа служб самоорганизации: аналитической, службы здоровья, информационной, хозяйственной, методической, хорошее настроение, чистоты, оформительской. Разработка анкет, подготовка, проведение, анализ конкурсных мероприятий. Приобретение навыков по становлению и работе служб самоорганизации.
Досугово-познавательный блок: реализация исполняющей части программы, работа творческих объединений, презентации, реализация проектов участников смены Интеллектуально – творческие игры: конкурсная игра «Хочу быть атаманом (лидером)», праздник открытия смены, тематический день «Знакомьтесь братцы – это мы!», презентация и реализация детских проектов. Приобретение знаний об организаторской, просветительско – оздоровительной, досугово-познавательной деятельности, выявление лидеров, развитие творческого совершенствования форм досугово-познавательной деятельности.
Итоговый период.
Подведение итогов работы всех направлений. Награждение активных участников смены. Технологическая игра «Я и лагерь», итоговые игры: «Ты – организатор», «Знаем, умеем, действуем!», творческий отчет органов самоуправления, операция «Подарок близким и далеким друзьям», анкетирование, праздник закрытия смены, определение результативности программы. Сбор методического материала по итогам смены.
Календарный план мероприятий профильной смены лагеря «Казачок»
1 день ____ июня
Знакомство с фольклорными казачьими ансамблями
Игра – знакомство «Кто такие казаки?»

Беседа «Кто такие казаки»
2 день ____ июня
Открытие смены: визитная карточка отрядов «Знакомьтесь, братцы, это мы!».

Игры на сплочение коллектива.
3 день ____ июня
Конкурс казачьей песни
«Любо, братцы, любо».

Создание презентаций «Обычаи и традиции казачьей культуры»
4 день ____ июня
Беседа «Быт казаков».

Подготовка к конкурсу «Я и моя казачья семья».
«Казачата» конкурс газет
5 день ____ июня
День рождения А.С. Пушкина

Экскурсия в библиотеку с целью ознакомления литературных произведений о казачестве
6 день ____ июня
Веселые старты «Я и моя казачья семья»
Игра «Правила дорожного движения»
Конкурс рисунков на асфальте «Мои друзья»

7 день ____ июня
День бантиков
Встреча с представителями казачества.
Спортивные казачьи игры.
Шашечный турнир 8 день ____ июня
Мисс лагеря – казачка лагеря
Конкурс казачьих пословиц
Казачьи подвижные игры

9 день ____ июня
Творческий конкурс «Основные традиции, обычаи и заповеди казаков»
Конкурс рисунков «Ай да, казаки!»
10 день ____ июня
Встреча и беседа казаков с детьми «Участие казаков в защите своего Отечества».

Знакомство с народными казачьими песнями и танцами
11 день ____ июня
Конкурс «А ну-ка, казаки!»
Создание книги кулинарных рецептов казачества.
12 день ____ июня
Знакомство с казачьими регалиями и символами.
Интеллектуальная игра «События в истории казачества»

13 день ____ июня

Оформление клумбы «Казачата»
Минутка поэзии. Конкурс стихов о казачестве. 14 день ____ июня
«Степная аптека» - знакомство с народными средствами казаков.
Казачьи подвижные игры
15 день ____ июня
День ПДД
«У дорожных правил нет каникул»
Фотоконкурс из семейного архива «Старое фото».
Создание Фотоколлажа.

16 день ____ июня
«Казачья лавка» - показ и демонстрация костюмов и атрибутов казачьего быта.
Просмотр видеофильма «Жизнь казака». 17 день ____ июня
Казачьи посиделки Подготовка к закрытию смены: разучивание казачьих танцев
18 день ____ июня
Закрытие смены: показательные выступления отрядов
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
- Стартинейджер «Танцуй, пока молодой Механизм реализации программы
I. Подготовительный этап включает:
подбор кадров; комплектование отряда; разработку документации.
II. Организационный этап включает:
выявление и постановку целей развития коллектива и личности; сплочение отряда;
формирование законов и условий совместной работы; подготовку к дальнейшей деятельности по программе.
III. Основной этап включает реализацию основных положений программы.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
познают, отдыхают, трудятся; делают открытия в себе, в окружающем мире; помогают в проведении мероприятий; учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; развивают способность доверять себе и другим; укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы дети оформляют отрядный уголок с тематикой казачества, выставку рисунков.
IV. Заключительный этап.
Педагогический анализ результатов.
Ожидаемые результаты
Воспитание чувства патриотизма.
Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.
Улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
 Укрепление здоровья воспитанников, через соблюдение режима питания,
витаминизацию организма, закаливание организма, организацию игр и проведение мероприятий на свежем воздухе.
Развитие у детей любви к занятиям физкультурой и спортом.
Воспитание уважения к родной природе.
Развитие творческой активности каждого ребенка.
Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Проведение интересного и содержательного отдыха в лагере.
Пополнение жизни детей интересными социо-культурными событиями.
Привитие навыков самообслуживания.
Режим дня
летнего пришкольного лагеря «Казачок»
с дневным пребыванием детей
МБОУ СОШ №3 г.Донецка
8.30-9.00 Сбор детей, зарядка
9.00-9.15 Линейка (построение)
9.15-10.00 Завтрак
10.00-12.00 Лагерные дела
12.00-13.00 Игры по интересам
13.00-14.00 Обед
14.00-14.30 Подготовка к мероприятиям следующего дня
14.30 Уход домой
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речевки:
Спортивная речевка (из журнала «Вожатый»)
- Мы идем на стадион.
- Отряд наш будет чемпион.
- Мускулы сильные (говорят мальчики).
- А сами мы красивые (говорят девочки).
- Кто задору, солнцу рад?
- Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
- А команда есть?
- Есть!
- Капитаны здесь?
- Здесь!
- Выходи скорей на поле
Поддержать отряд и честь!
В столовую
- Раз, два,
- Мы не ели,
- Три, четыре,
- Есть хотим!
- Открывайте шире двери,
А то повара съедим.
Поварятами закусим,
Поварешками запьем.
Ложки, вилки поломаем,
А столовую запрем,
Нас кормите, повара,
Прокричим мы вам «ура»!
Собирайся, детвора!
На обед нам всем пора.
Там оладьи с пылу, с жару,
Суп, котлетки здесь на пару!
Бери ложку, бери хлеб
И садись-ка за обед!
До чего блюда вкусны!
И съедим их быстро мы.
Что голодный хор поет,
Когда повар есть зовет?
- Дети, дети!
- Да, да, да!
- Есть хотите?
- Да-а! Да-а! Да-а!
Нам еда полезна будет,
Силы новые разбудит.
На зарядку! (журнал «Вожатый»)
- На зарядку выходи!
- На зарядку всех буди.
- Все ребята говорят:
- Физзарядка – друг ребят!
- Физкультурничек – ребенок,
- Набирайся-ка силенок!
- Физзарядка по утрам
Не во вред – на пользу нам.
Левая, правая, бегая, плавая.
Вырастем смелыми,
На солнце загорелыми.
Патриотическая
- Печатая шаг.
- Сильные руки,
- Гордые плечи,
- Солнце в ладонях,
- Солнце в глазах.
- Слышишь, товарищ,
- Пульс планеты?
-Ребята шагают
- Руки – к штурвалу,
- Помыслы – к солнцу,


Нам высота – не помеха!
Сегодня мечтаем, а завтра дерзаем
– Ребята Нового века!
Тропа доверия
Цель игры: гармонизация межличностных отношений через создание ситуации взаимодействия в группе, выработку моделей эффективного общения в ней и способов ее конструктивного разрешения.
Категория участников: подростки 10–17 лет; В игре могут принимать участие одновременно от 25 до 75 человек, продолжительность: 1,5–2 часа.
Описание игры. На предварительном сборе участникам дается общая установка на игру, объясняются правила. Необходимо сформировать шесть команд, для этого каждому человеку предлагается взять карточку определенного цвета, а затем все цвета объединяются в группы, которым можно дать название.
Цель команд: пройти все этапы игры, набрать как можно больше баллов. Та команда, которая сделает это быстрее, дружнее и качественнее становится победителем. Затем командам выдаются маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения станций, и выставляются оценки. Станции должны находиться на достаточно отдаленном расстоянии.
На каждом этапе команды находятся 15–20 минут, время перехода не обозначается. На станциях ребята выполняют задания ведущего. Ведущий станции оценивает активность команды, ее сплоченность, конструктивность разрешения ситуации, правильность ответов по пятибалльной системе. Также могут даваться штрафные баллы за отставание некоторых участников от команды и неорганизованность, конфликтность в группе, нарушение правил выполнения задания. Штрафные баллы составляют разность оценочным при подсчете общего результата каждой команды. После прохождения всех станций командой подсчитываются баллы, победители награждаются грамотами и памятными призами.
Необходимые материалы: маршрутные листы, в которых указан порядок прохождения командами станций; таблички с названиями станций: «Ритмометр», «Кочки», «Монстры», «Преграда», «Трансформер», «Поводырь», «Скала»; 3 листа плотного картона; 2 веревки (2 м и 4 м); мел для асфальта; скотч; ножницы; призы и грамоты победителям.
Тропа доверия
Станция «Ритмометр»
Цель: отработка навыков скоординированности действий команды.
Форма проведения: Предварительно ведущий на асфальте чертит классики, в виде своеобразной лесенки. Участникам команды под счет ведущего предстоит проскакать эти классики, держась друг за друга, в виде цепочки, разрывать цепочку нельзя.
Станция «Трансформер»
Цель: развитие навыков невербального общения, эмпатии, межгруп половогового взаимодействия.
Форма проведения: ведущий предлагает участникам команды встать в круг и взять в руки веревку. Далее участникам команды предлагается без слов, из веревки сделать определенные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, ромб и т. д.).
Станция «Поводырь»
Цель: сформировать доверие к членам группы на телесном уровне, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения: участникам команды предлагается встать в колонну, друг за другом, закрыть глаза всем, кроме стоящего впереди колонны. Держась друг за друга, колонна должна передвигаться, преодолевая препятствия (огибая деревья, преодолевая барьеры и т. п.)
Станция «Кочки»
Цель: сформировать установки взаимосотрудничества, отработать навыки согласованности действий.
Форма проведения: На асфальте нарисованы две линии на расстоянии 5 м друг от друга. Расстояние между ними – это река. Задача команды – переправить всех участников на другой берег. Передвигаться можно только по трем кочкам. Дополнительные условия: на территории «реки» стоять
можно только на «кочке»; «кочку» можно передвигать только рукой, при этом опираться на землю другой рукой нельзя. Оцениваются точность и скорость переправы на другой берег, оригинальность найденного способа, а также дружность команды, способность конструктивно подходить к принятию общего решения, согласованность действий.
Станция «Монстры»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе на уровне телесного контакта. Для успешного выполнения этого упражнения требуется проявить навыки сотрудничества в группе, конструктивное взаимодействие, согласованность действий.
Форма проведения: Команде предлагается пройти 25–30 метров таким образом, чтобы земли касалось только определенное количество ног. Это число расчитывается по формуле: N = n – 3, где N – число ног, которые могут касаться земли, n – число людей в данной команде. Например, если в команде 10 человек, то им нужно пройти дистанцию на 7 ногах. Причем команда сама выбирает, каким способом она будет это делать. Оценивается дружность группы, согласованность ее действий, оригинальность в принятии решения.
Станция « Преграда»
Цель: развитие межгруппового единства, навыков работы в группе, умения принимать коллективное решение; сплочение команды.
Форма проведения: Ведущий натягивает веревку (необходимы два столба, дерева) на уровне талии участников команды. Команде нужно прой ти под веревкой, не задев ее; нельзя касаться земли руками. На втором этапе задание усложняется – веревка опускается вниз до уровня колен участников. Все участники команды могут помогать друг другу.
Станция «Скала»
Цель: данное упражнение развивает навыки поддержки в группе; сплочение команды.
Форма проведения: Участникам предлагается встать на бревно или скамью, взявшись под руки. Крайний участник должен переправиться на другой конец цепи с помощью остальных участников скалы (при этом они могут помогать только поддерживанием). Падение со скамьи несет команде
штрафные баллы. Таким образом, на другой конец цепи постепенно должны переправиться все участники команды.
Ожидаемый профилактический эффект игры заключается в выработке навыков сотрудничества, согласованности действий, невербального общения, эмпатии, межгруппового взаимодействия, конструктивного разрешения спорных ситуаций, что позволяет гармонизировать межличностные отношения в группе и, в конечном итоге, является фактором защиты личности каждого подростка.
Подводя итоги, стоит отметить, что представленные выше подходы к профилактической деятельности построены на понимании того факта, что асоциальные формы поведения чаще всего возникают у личностей, имеющих трудности в совладании со стрессом, противостоянии групповому давлению, низкими коммуникативными способностями, слабо развитыми навыками принятия решений и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций. Задача специалистов, работающих в области профилактики, на наш взгляд, состоит в том, чтобы помочь подросткам и молодым людям справиться с внешними и внутренними конфликтами, путем актуализации и развития у них позитивных личностных качеств. Решению данной задачи способствует применение специалистами разнообразных методов социально–психологической работы, соответствующей возрастным и личностным особенностям молодых людей. В данном параграфе были представлены такие формы групповой работы как психологический тренинг и маршрутная игра. Данные формы работы отличаются эмоциональностью, активным взаимодействием участников между собой и соответствуют возрастным особенностям подростков.
Захват территории
Участники игры. В игре принимает участие весь лагерь! Весь лагерь делится на две большие разновозрастные команды. Делиться надо таким образом, чтобы в каждой команде были как маленькие (от 6 лет), так и взрослые (до 16 лет) дети. Задача команд, взявшись за руки, окружить как можно больше лагерных построек.
Правила игры. До начала игры следует составить список объектов, подлежащих захвату и присвоить каждому их них коэффициент сложности. Лучше капитану каждой команды выдать такой список.
Командам присваиваются определенные цвета, например, синий и красный. В каждой команде выбирается капитан, как правило, вожатый. Капитану команды выдаются звездочки, сделанные из цветного картона или бумаги цвета его команды (диаметром 5—10 сантиметров). Количество звездочек должно примерно ровняться числу построек в лагере.
В начале игры все команды собираются на линейке. По команде ведущего игроки под руководством капитанов разбегаются по лагерю. Рекомендуется, по возможности, к каждому объекту поставить взрослого наблюдателя, который будет смотреть над точностью захвата.
Когда кольцо детей смыкается вокруг какой-нибудь постройки, капитан команды вешает на эту постройку звездочку. При этом данная постройка считается захваченной. Захваченные постройки не могут быть захвачены другой командой.
Особенно азартными бывают моменты игры, когда одна команда пытается окружить какую-нибудь постройку, а в это время другая команда окружает ту же постройку более широким кольцом. Кто же сделает это первым? После каждого удачного «захвата» команде следует отправить гонца в главный штаб со сведениями о захваченных постройках.
Игра длиться до истечения установленного времени, которое зависит от размеров и численности лагеря. Каждой постройке в лагере присваивается определенный коэффициент, пропорциональный ее площади. Побеждает команда, набравшая большее количество очков (сумма захваченных построек, умноженных на их коэффициенты).
Ход игры и сообщения о захвате построек можно в реальном времени транслировать по лагерной радиосети.
«Мисс Баба Яга»
Цель: Формирование опыта творческого общения, развитие у учащихся умения понимать и ценить личность человека.
Форма проведения: КВН
Б.Я - Баба Яга
Под мелодию выбегает Баба Яга.
Б.Я. Мисс Мошкова есть, бюст, нога,
Ну, а где же «Мисс Яга»?
Все решено!
Красных девиц соберу,
Суперконкурс проведу! (Свистит, кружится)
Эни-бени комине,
Все волшебницы ко мне!
(выходят все участницы на сцену)
Б.Я. (Разглядывает их)
Тьфу, тьфу, тьфу, глазам не верю,
Что за прелесть, лепота,
Как подходит этим феям
Званье «Мисс ведьма».
Вы порадуйте старушку
И постройте мне избушку.
Посмотрю, кто чего стоит
Кто быстрее избу строит.
Будут вам бревна, окна, крыша и нога.
Победит достойная!
Вам не просто победить
Во всем артистом надо быть!
Первый конкурс. «Представление».
Ну, красавицы, в путь смелей,
Нужна реклама без сомненья,
В раскрутке имиджа всем нам,
У нас встречают по одежке,
И, по словам, и по делам.
Итак: Кто самая оригинальная Яга, той первый приз – Куриная нога!
Б.Я. Сколько же сложено баек
Было про нас, небылиц.
Аукцион «В мире сказок»
Я проведу для девиц.
Кто про меня больше вспомнит сказок,
Тому за победу бревно дам в подарок.
Б.Я. Темной ночью в лес ходила,
Травы рвала и сушила
«Снадобья» вам варила.
Кто правильно определит
Из чего снадобье сварено
Тот в подарок бревнышко возьмет.
(вручаются бревна)
Б.Я. Применив искусство колдованья
Нужно придумать
Магическое заклинанье.
Пусть фантазия поможет вам:
Всего лишь десять слов должно быть там.
(заклинание 2 мин.)
Б.Я. Ну что ж, переходим к перестрелке нечистой силы (по 5 человек от команды).
Кем ты станешь в 20 лет(двадцатилетним человеком)?
Каким гребнем не расчешешь волосы (петушиным)?
Что нужно сделать, встретив во сне тигра (проснуться)?
Где всегда можно найти червей (в карточной колоде)?
Кто не задает вопросов, но всегда требует ответа (телефонный звонок)?
Что можно приготовить, но нельзя съесть (уроки)?
Если яйцо плывет по Волге, то откуда оно начало путь (из курицы)?
Какой малыш рождается с усами (котенок)?
До какого места заяц бежит в лес (до середины, а от середины из леса)?
Название какой реки у тебя во рту (Десна)?
В каком городе нельзя стрелять (Бухарест)?
Назовите имя первой женщины летчика (Баба Яга).
Б.Я. Эй веселые девчонки
Выходите петь частушки
Костяной ногой топнем,
И в ладоши громко хлопнем,
Заведем мы этот зал, чтобы каждый нас узнал!
Сочиняют частушки вместе с залом – Крик Яги
Б.Я. Ох и трудно быть Бабой Ягой.
Даже приходится порой
Чтоб людишек напугать,
Кричать, свистеть и хохотать.
Конкурс среди зрителей, три команды.
Б.Я. Юбка-юбочка моя,
Модная, любимая,
Равных моей юбке нет –
Ей всего лишь 300 лет.
Кто на юбочку заплатку
Аккуратненько пришьет,
Той портнихе-мастерице
Знатный приз перепадет.
Конкурс «Мода Бабы Яги»
.
Б.Я. Обожаю дискотеку,
Хоть живу уже три века –
Танго, степ или гопак
Я танцую только так.
Эй, метла, позвольте вас
Пригласить на этот вальс.
Конкурс «Танец Бабы-Яги»
Б.Я. Приглашаю все команды на сцену.
Мы на славу порезвились,
На фантазию не скупились.
Вот построена изба.
Будет жить в ней Мисс ведьма.
Главный приз – вот эта штука,
Называют ее ступа.
Вручается ступа команде победительнице.
Б.Я. Ой, подружки вы шальные,
Вице Мисс все остальные!
Все девчонки – молодцы!
Вам подарок – леденцы.
Званьем можете гордиться –
В жизни все вам пригодится.
Эни, бени, кабинет
Всех с праздником я поздравляю.
Исчезаю, исчезаю, меня уже нет.
Праздник завершается общей песней команд.
Развлечение «Казачьи забавы»
Народные сокровища: казачьи игры для детей
http://www.yabooza.ru/flow/po-podvizhnosti/post/detskie-igry-kazachi-igry-dlja-detej-33/Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет. Рассмотрим главные особенности казачьих игр, а также их разновидности.
 
Особенности казачьих игр
Главные преимущества казачьих игр — это лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.
Виды казачьих детских игр
Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что современные педагоги разделили их на три группы:
игры без предметов;
игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.);
символические игры.
 Примером первой категории может послужить игра «Ляпка». Она способствует развитию стремления приблизиться к цели, а также развитию ловкости и быстроты реакции. Игра помогает детям бороться с застенчивостью и обидчивостью. В начале игры выбирается водящий («Ляпка»). Он бегает за остальными игроками, пытаясь кого-то «осалить». Когда водящий достигает своей цели, то приговаривает: «На тебе ляпку! Отдай её другому!». Следующий водящий так же старается передать ляпку. «Ляпка» не может преследовать только одного игрока.
Среди игр с предметами самой простой является забава с фишками. Для этого понадобятся плоские фишки. Игроки кладут их себе на голову и внешнюю сторону ладони. Цель участников — заставить соперника выронить хотя бы одну из фишек. При этом собственные фишки должны оставаться на месте. Игрок, который уронил фишку, наказывается (приседает 10 раз). После наказания игра продолжается.
К символическим играм можно отнести забаву «Всадники». В ходе игры дети имитируют всадников. Вначале они становятся в широкий круг. Важно, чтобы каждый ребенок стоял с подчеркнуто прямой осанкой. Дети могут держать воображаемый «повод» только левой рукой или обеими руками. Под такты 1–2 кони бьют копытами, а «всадники» должны сдерживать коней, натягивая повод. Под следующие такты «всадники» скачут галопом. На последних аккордах «всадники», натянув повод, должны остановить коней на всем скаку. Ещё больше интересных казачьих игр можно найти в данном разделе.
http://na-lubky.com/node/227 «Кто быстрее сядет на коня? »Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул. Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.
«Курень». В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.
КАЗАЧЬИ ЗАБАВЫ
ПОДВИЖНЫЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Заря». Ход игры: Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит:
Заря–зарница, красная девица,По полю ходила, ключи обронила,Ключи золотые, ленты голубые,Кольца обвитые — за водой пошла!
С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.
Правила игры. Игроки не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту. Бегущие не должны пересекать круг.
«Иголка, нитка и узелок». О единстве идеи, пути её осуществления.
Ход игры: Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои. Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга. Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
ПРАЗДНИК «БАНТИКОВ».
КОНКУРС «ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОСТЮМА»
Идёт оригинальное представление участниками своих костюмов, сделанных на основе максимально широкого использования бантов.
Название костюма обязательно.
КОНКУРС «ЗАПЛЕТИ БАНТ!»
Участницы конкурса должны заплести бант помощнице. У кого получится красивее и оригинальнее, тот и победит.
КОНКУРС «ГАЛСТУК - БАНТ»
В этом конкурсе участницы должны продемонстрировать, что бант является прелестным украшением также, как и галстук.
КОНКУРС «БАНТ - ВОПРОС»
Предлагаются разноцветные банты – ленточки, к которым прикреплены вопросы:
Украшение для девочки (бант).
На каком семейном празднике используют яркие, красочные ленты, банты (на свадьбе).
Какого цвета был бант у Мальвины? (синий).
Ленточкой какого цвета перевязывают новорожденных мальчиков? девочек? (синей, красной).
Перечислить мультипликационных героев, которые носят банты? (Бант – галстук: Леопольд, Волк, Колобки и т.д.)
Длинная цветная узкая лента, которую бросают среди танцующих на балах, маскарадах? (Серпантин).
КОНКУРС «УКРАСЬ ПОДАРОК БАНТИКОМ»
Участницам предлагается обернуть книгу подарочной бумагой и обвязать полученный подарок бантиком.
КОНКУРС «РАЗВЯЖИ УЗЕЛ»
Кто быстрее развяжет заранее подготовленные узлы (одинаковое количество для всех) на банте.
КОНКУРС «ЧАСТУШКИ О БАНТАХ»
Сочинить частушку, где бы упоминался бант.
КОНКУРС «БУКЕТ ИЗ БАНТОВ»
Из набора нескольких ленточек нужно сделать букет. У кого получится оригинальнее, тот и победит.
КОНКУРС «С БАНТОМ ПО ЖИЗНИ»
Придумать примеры нового, необычного использования бантов, ленточек.
КОНКУРС «ТАНЕЦ С БАНТОМ – ЛЕНТОЙ»
Участницы демонстрируют заранее подготовленный (желательно сюжетный) танец с ленточкой.
День юмора в лагере
Цели и задачи:
• укрепить здоровье детей во время проведения командных первенств;
• выявить индивидуальные возможности детей, привить им стремление к физическому самосовершенствованию;
• приучить детей в игровой спортивной форме к здоровому образу жизни;
• развить у ребят наблюдательность, сообразительность, находчивость и ловкость;
• создать здоровый психологический климат в отрядах в процессе совместной игровой, творческой деятельности.
Время проведения: 40 минут. Место проведения: футбольное поле.
Реквизит: листы бумаги, ручки, головные платки, пластиковые полуторалитровые бутылки, обручи, записки с номером телефона ведущего в конвертах, сотовые телефоны, листы картона размером 20x30 см, китайские шапочки, картонные градусники.
Каждый отряд должен сформировать команду из 12 человек (6 мальчиков, 5 девочек, 1 вожатый). Все дети должны иметь медицинский допуск к участию в эстафете. Форма одежды — спортивная.
Ведущий выступает в образе тети Моти.
Разминка
Ведущий
У тети Моти четыре сына,
Четыре сына у тети Моти.
Они не ели, они не пили,
А только пели один куплет.
Правая рука!
Ведущий усиленно двигает правой рукой, ребята должны повторять за ним. Затем он, продолжая двигать правой рукой, повторяет четверостишие и добавляет левую руку, правою ногу, левую ногу, живот, голову, язык, в результате чего должно двигаться все тело.
Имена-перевертыши
Игрок команды добегает до стула, на котором лежит листок бумаги и ручка, пишет свое имя наоборот, например, «Ашим» и бежит обратно.
Я красивая
Игрок добегает до стула, на котором висит женский платок, надевает его на голову и кричит: «Я красивая!» Снимает платок, вешает на спинку стула и бежит обратно.
Торпедоносцы
Игрок зажимает между коленями пустую пластиковую бутылку и со словами: «Первая пошла, вторая пошла, третья пошла!» — идет к стулу. Обратно возвращается с бутылкой в руках бегом.
Банзай
Участник берет обруч, бежит к стулу и за 3 метра до него бросает обруч на стул, при этом кричит: «Банзай!» Затем забирает обруч и бежит обратно.
Телефон
Команда выбирает 1 участника. Он берет сотовый телефон и подходит к стулу, на котором лежит конверт. По команде все игроки встают на стулья, открывают конверты, в которых записан номер телефона ведущего, и начинают ему звонить. Первый, кто дозвонится, должен крикнуть: «Динозавры идут на север!»
Пугало
От каждой команды к стульям выходят по 1 игроку. Они будут пугалами. Первый игрок команды добегает до стула, снимает с себя что-нибудь из одежды и вешает на пугало. Возвращается обратно, бежит следующий участник.
Боинг-747
Первый участник команды берет 2 картонки размером 20x30 см, бежит до стула и обратно, махая картонками и крича: «Я Боинг-747, прошу посадку!»
Обувь
Судьи в 3 метрах от стульев кладут обручи. Игрок добегает до стула, садится на него, снимает 1 кроссовку и бросает ее в обруч, затем скачет на одной ноге обратно. После игры судьи подсчитывают количество обуви в обручах у каждой команды.
Давай прыгай
Команды выбирают капитанов. Судьи выдают каждому по листу бумаги. По команде игрок сворачивает лист в шарик, бросает его на землю перед собой, встает на колени и начинает дуть на него так, чтобы шарик перекатывался в сторону стула. При этом игрок должен кричать: «Давай прыгай, прыгай давай!» Побеждает тот, кому первому удастся докатить шарик до линии стульев.
36,6
Первый игрок команды берет картонный градусник, зажимает его под мышкой и бежит к стулу. Показывает градусник судье, при этом кричит: «36,6!» Затем возвращается обратно.
Снежный ком
Каждый игрок команды получает по полуторалитровой пластиковой бутылке. Первый игрок добегает до стола, возвращается обратно, передает бутылку следующему. Второй бежит уже с двумя и т. д. Последний должен принести на стартовую линию 12 бутылок.
После окончания эстафеты тетя Мотя награждает победителей.
HYPERLINK "http://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/kazaziezabavi.pdf" \l "page=1" \o "Страница 1"
Конспект спартакиады «Казачьи забавы»,
Программные задачи:
Способствовать формированию гармоничного молодого поколения.
Совершенствовать физические способности детей, развивать силу, ловкость, быстроту, выносливость.
Воспитывать любовь к малой Родине, уважение к традициям и обычаям родного края, гордость за своих предков, морально-волевые и духовно-нравственные качества личности.
Оборудование: 2 палки-коня, 2 стойки с горизонтальными планками (высота 25 см), мешочки с песком по количеству участников, 2 корзины, 8 обручей и 8 картофелин, 2 ведра, 2 удочки, 10 - 15 рыбок (из картона, поролона или пластмассы), 2 гимнастические палки, 2 котелка, 12-14 поленьев; авторские стихи (отмечены звездочкой).
Ход мероприятия:Ведущий: Люблю тебя, край мой,Простор донской,Казачьи забавы,И песни, и пляски!
Здравствуйте, дорогие гости и участники соревнований! Богата наша донская земля обычаями и традициями! Издавна повелось на Дону, что молодые парни-казаки устраивали состязания, чтобы померяться силой и удалью молодецкой! Ведь они - будущие защитники родной земли. А врагов у нас на Дону всегда хватало!
Не зевай, честной народ, Тебя сегодня праздник ждет! Казаки, поприветствуйте наших гостей и друг друга, как это делали наши прадеды!
Команды хором приветствуют друг друга «Любо, любо, любо!»
Ведущий: Как в степи ДонскойВсполохи играют.Удалые казаченьки Праздник начинают!Казак без коня, Как солдат без ружья!Пришла пора показать военную сноровку - Начинаем джигитовку.По коням!
Проводится эстафета «Всадники»:Команды стоят в колоннах по одному. Участники на палках-конях бегут змейкой между стойками, перепрыгивают через рейку на стойке (прыжок через препятствие) и бегом возвращаются назад до линии финиша. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: Казачьи забавы совсем не легки, *Покажем, какие вы меткие стрелки.
Проводится эстафета «Меткие стрелки»:
Команды стоят в колоннах по одному. На расстоянии от команд стоят корзины. Каждому участнику необходимо попасть мешочком с песком в корзину. Выигрывает команда, попавшая большее количество раз.
Ведущий: Удалой боец - везде молодец! *Так и у нас казаки - на все руки мастаки:И дров нарубить, и воды наносить,Ну а коль весна настанет, огород посадить.
Проводится эстафета «Посадка картофеля»:
В лежащие обручи на полу, первый участник команды раскладывает картошку, а второй участник - собирает ее в ведро. Выигрывает команда, первая выполнившая задание.
Ведущий: Хороша в походе уха - и навариста и сладка. *А чтоб ухи наварить, надо рыбы наловить.
Проводится эстафета «Рыбная ловля»:
Команды стоят за линией старта. Капитаны команд находятся от них на расстоянии за другой чертой. У капитана в руках удочка. Он забрасывает ее первому игроку команды, который ловит удочку и цепляет к ней рыбку, капитан снимает рыбку и кладет ее в ведро, и т.д. В данной эстафете выигрывает команда, наловившая большее количество рыбы за 1 минуту.
Ведущий: Чтоб ухи наварить, *Надо еще и дров притащить,Да костер распалить.
Проводится эстафета «Костер»:
Участники команды, по сигналу ведущего, несут в руках по одному полену, складывают в костер между стойками, последние два участника несут на гимнастической палке котелок, и вешают его на стойки. Выигрывает команда, первая справившаяся с заданием.
Ведущий: Ну, вот и пришло время определить победителя в наших состязаниях. А пока жюри подводит итоги, наши девочки - казачки вас песней порадуют!
Звучит песня «Ой, да по дороге».
Подводятся итоги, определяется победитель состязаний. Победители награждаются медалями «За ловкость и быстроту!».
Желаю вам крепости духа, бодрости тела и мирного неба! А когда вы станете взрослыми, надеюсь, не забудете самые главные слова наших предков «Коли дружба велика — будет Родина крепка!»
Спортивно-оздоровительное мероприятие
«Путешествие по станциям»
В соответствии с планом работы школы, а также в целях совершенствования физического воспитания, развития физической культуры и спорта в общеобразовательной школе организована и проводится неделя физической культуры и спорта. Данная программа разработана для детей 1-4 классов.
Цель:
- пропаганда основных элементов здорового образа жизни;
- формирование у них ценного отношения к своему здоровью;
- выявления сильнейших команд школы;
- укрепления связей между воспитанниками;
- развить координацию движений, умение быстро принимать решение.
Задачи:
- улучшение спортивно-массовой и воспитательной работы в общеобразовательной школе;
- обеспечение физического и психического саморазвития;
- способствуют патриотическому воспитанию.
Оборудование и материалы: обруч; мешочки с песком (3шт); линейка; канат; мячи: футбольный (3шт), баскетбольный (2шт), волейбольный (2шт); скакалки (3-5шт); кубики (10шт); повязки-платки (3-6шт), красные платочки (для командиров); фишки; коробочка с загадкой; магнитофон; карточки с  загадками; буквы
Ход мероприятия:
Ведущая:
Чтоб здоровым быть сполна
Физкультура всем нужна.
Для начала по порядку –
Утром сделаем зарядку!
Перед началом путешествия можно провести физкультминутку под музыку «Солнышко»
Ведущая: Ребята, а что такое спорт? (ответы детей)
Спорт – это жизнь. Это легкость движенья.
Спорт вызывает у всех уваженье.
Спорт продвигает всех вверх и вперед.
Бодрость, здоровье он всем придает.
Все, кто активен и кто не ленится,
Могут со спортом легко подружиться
У нас сегодня необычное путешествие «Путешествие по станциям», где вас  ждут удивительные приключения и обязательно хорошее настроение.
От каждого класса выбирается командир, которому вручают и завязывают красный платок. Они тянут карточки с названием команды, девизом и загадкой, карту расположения станций.  Отгадка и будет названием той станции, на которую им предстоит отправиться.
1 СТАНЦИЯ «Коньки»
Металлических два братца,
Как с ботинками срослись,
Захотели покататься,
Топ! — на лёд и понеслись.
Ай, да братья, ай, легки! Братьев как зовут?  (Коньки)
Прыжки в длину.
 После прохождения, им дается следующая подсказка  название станции.
2 СТАНЦИЯ «Лыжи»
Волшебные туфли
Наденешь на ноги —
И сразу помчишься
По зимней дороге. (Лыжи)
3 СТАНЦИЯ «Спортзал»
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка?!
Что за чудо, угадай-ка!  (Спортзал)
Конкурс силачей.
Но прежде чем перетягивать канат, необходимо найти «волшебную коробочку с секретом». В этой коробочке загадка:
По пустому животу
Бьют меня невмоготу;
Метко сыплют игроки
Мне ногами тумаки.
В него воздух надувают
И ногой его пинают.  (Футбольный мяч)
Отгадав загадку, ребята приносят футбольные мячи на одном из которых наклеено слово «канат».  Дети соревнуются в перетягивании каната.
Можно читать следующую загадку.
4 СТАНЦИЯ «Стадион»
Зеленый луг,
Сто скамеечек вокруг,
От ворот до ворот
Бойко бегает народ. 
На воротах этих –
Рыбацкие сети.   (стадион)
На этой станции необходимо собрать из букв название следующей станции. Для этого:
1) 20 раз всем присесть (дети получают  1 букву);
2) быстро построиться в шеренгу (дети получают  1 букву);
3) назвать 5 предметов, которые используются на уроках ФК (дети получают  по 1 букве за каждый правильный ответ);
4) показать несколько ОРУ (дети получают  2 буквы).
После того, как дети собрали все буквы, читается загадка. Отгадав слово «олимпиада», ребята выкладывают его из букв. Это и есть название следующей станции.
5 СТАНЦИЯ «Олимпиада»
На Олимпе в древнем мире
Греки поднимали гири,
Состязались в беге, силе,
Тяжести переносили.
И дарила им награды
Летняя...   (олимпиада)
Игра «Снайперы». (Попасть мешочком в обруч по очереди).
Результат записывается, складывается и дается следующая подсказка.Если с заданием все справились быстро, можно поиграть в «Игру с цифрами». Дети идут по кругу. Ведущая, стоя в центре, называет разные цифры. Дети должны встать в тройки, четверки и т.п. в зависимости какая цифра названа.
6 СТАНЦИЯ «Чемпион»
Победитель в спорт соревнованиях,
Впереди все время только он.
Как звучит, скажите, гордое название?
Знают все, что это... (чемпион)
Это заключительная станция.
Игра «Переправа»
Ребятам необходимо перебраться на другой берег с закрытыми глазами через препятствия (скакалки, фишки, лавки). Для этого одним  детям завязывают глаза, а другие их ведут за руку и говорят куда идти. На другом берегу лежат кубики с цифрами. Какой кубик возьмет ученик, столько баллов и заработает их команда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подведение итогов и награждение.
Ведущая:
Очень важен спорт для всех.
Он – здоровье и успех!
Сценарий. «Сладкая парочка»
Цели и задачи:
• сплотить детей в отрядах в процессе подготовки визиток, создания образов знаменитых влюбленных (Ромео и Джульетта и пр.);
• развить у детей художественно-эстетические, музыкальные, театральные способности и воображение.
Время проведения: 1 час.
Место проведения: концертный зал.
Реквизит: букет цветов, ракетки для бадминтона, листы бумаги, фломастеры, галстуки, дипломы, призы, гитара.
Каждый отряд должен выбрать у себя «сладкую парочку» — мальчика и девочку, которые будут представлять отряд на мероприятии, придумать им образы знаменитых влюбленных (Ромео и Джульетта, Пьеро и Мальвина и т. д.). Подготовить визитку, в которой «парочки» представят себя.
Действующие лица:
Дездемона
Отелло
На сцену под любую лирическую музыку выходит Дездемона.
Дездемона
Я вас приветствую, друзья,
На нашем празднике влюбленных!
Звать Дездемоною меня,
Мне восемнадцать лет не полных.
Сегодня выйдут к нам на сцену
Все те, кто любит и любим.
Крик за сценой.
Ах, это вновь опять Отелло! Мне надо спрятаться!
Дездемона прячется, на сцену выходит разъяренный Отелло, выбирает в зале девочку.
Отелло (девочке). Ты перед сном молилась, Дездемона? Ты не Дездемона, а где она?
Выбегает Дездемона, успокаивает мавра.
Дездемона
Не надо крика, дорогой,
Тебя люблю я всей душой!
Отелло
В последний раз я спрашиваю снова:
Ты перед сном молилась, Дездемона?
Дездемона. Весь день! А где был ты?
Отелло. Я на полянке рвал цветы! (Достает букет, дарит его Дездемоне.)
Дездемона
О, ущипни скорей, мне не приснилось?
Спасибо, мавр, ты очень мил.
Но почему, скажи на милость,
Сегодня ты меня не придушил?
Отелло
О, никогда трагедии не будет,
Когда друг друга люди любят.
Как те, что за кулисами стоят
И выйти к нам на сцену так хотят.
Дездемона
А говорят, влюбленные часов не наблюдают...
Аплодисменты всем, мы начинаем!
Ведущий приглашает на сцену пары участников, которые садятся на стульчики с номерами отрядов. Ведущий представляет жюри.
Визитка
Каждая пара должна подготовиться до мероприятия и придумать себе образы знаменитых влюбленных, например: Ромео и Джульетта и т. д. Задача конкурсантов: показать в какой-либо интересной, творческой форме визитку, в которой они представят себя.
Вещи из зала
Дездемона. Многие молодые люди обещают достать своим дамам все, что угодно, даже звезду с неба. И поэтому поводу следующее задание. Будьте внимательными. В этой игре участвуют все мальчики. Все спускаются со сцены и встают в одну линию. Я называю любую вещь, которая может находиться в зрительном зале, например сотовый телефон. Ваша задача взять у любого сидящего в зале телефон, вернуться на место и поднять руку с предметом, который я назвала. Кто последний принесет телефон, тот выходит из игры. Поехали!
Дездемона называет следующие предметы: очки, часы, кольцо, заколка, арбуз (шутка), шнурки, симка от сотового, шариковая ручка, бейджик. Конкурс продолжается до тех пор, пока не определится самый шустрый влюбленный.
Колыбельная
Отелло. Следующее задание для девочек. Ваш возлюбленный весь день работал, разгружал вагоны, пришел домой очень уставший. Ваша задача, девочки, успокоить мальчиков, а именно спеть им колыбельную песенку так, чтобы они сразу уснули.
Скачки
Дездемона. А следующее задание снова для мальчишек. Ваша возлюбленная в беде, она только что сломала ноготь, нужно быстрее вскочить на своего коня и отправиться к ней на помощь. Но в пути вас ожидают препятствия, которые нужно преодолеть. Если задание понятно, тогда поехали!
Отелло раздает ребятам коней — ракетки для бадминтона. По команде мальчики запрыгивают на своих коней и начинают прыгать на одном месте. Дездемона зачитывает препятствия, которые они должны обыграть.
1. В лицо подул сильный ветер.
2. Затем подул в спину.
3. На пути маленькая кочка.
4. Большая кочка.
5. И тут вас укусила пчела.
6. Две пчелы.
7. Налетел орел.
8. Пошел дождь.
9. И вдруг конь остановился.
10. И стал брыкаться.
11. Но наездник пожалел коня, и тот успокоился.
12. И поскакал дальше.
13. И вот показался дом возлюбленной.
14. Все, приехали!
Подарок
Отелло. А следующее задание для наших принцесс. У вашего избранника день рождения. И нужно приготовить для него подарок, точнее, сделать его своими руками.
Дездемона раздает девочкам по листу бумаги и фломастеру.
Ваша задача за три минуты нарисовать портрет своего возлюбленного. Время пошло!
Во время паузы Дездемона приглашает на сцену детей с творческими номерами. После номеров каждая участница проходит по сцене и демонстрирует свою работу, затем отдает ее жюри.
Рассмеши любимую
Дездемона. А теперь, мальчики, представили, что у вашей любимой очень плохое настроение: сломался телевизор, и она пропустила очередной телесериал. Так вот ваша задача: придумать что-нибудь такое, чтобы рассмешить вашу даму сердца. Хочу предупредить, что щекотать и тормошить девочек не рекомендуется. Если нет вопросов, тогда прошу на сцену первую пару!
Галстук
Отелло. А вас, девочки, я прошу представить такую ситуацию. Ваш молодой человек опаздывает на работу, нужно быстро завязать ему галстук, на все про все дается тридцать секунд. Итак, прошу первую пару на сцену.
Серенада
Дездемона. Ребята, кто знает, как мужчины в Испании признаются в любви? Правильно, берут гитару, идут к балкону любимой и поют серенаду. Вам нужно проделать то же самое. То есть спеть песню о том, как вы любите свою даму сердца. Приглашаю первых участников.
Отелло ставит стул, на который встает девочка, а мальчику дают гитару.
Вопрос — ответ
Отелло. А сейчас я попрошу всех участников нашей «Сладкой парочки» построиться в две линии. В одной — мальчики, в другой — девочки, повернуться друг к другу спиной. Сейчас я буду зачитывать вопросы, на которые должен ответить каждый из вас и написать их на листочках.
Дездемона раздает участникам листочки и ручки.
Вопросы:
1. Ваши любимые цветы?
2. Ваша любимая музыкальная группа?
3. Ваш любимый мультик?
4. Ваше любимое блюдо?
Ведущий вызывает на сцену 1-ю пару и задает эти вопросы мальчику, который должен назвать ее любимые цветы, мультик, группу, блюдо. Ответы мальчика ведущий сверяет с ответами девочки на листе. Затем те же вопросы задаются девочке. Побеждает та пара, которая назовет больше всех правильных ответов.
Медленный танец
Дездемона. И последнее задание. Я объявляю конкурс на самый оригинальный медленный танец. Диджей, музыку!
Звучит песня группы «Челси» «Я не умру без твоей любви».
Ведущие приглашают на сцену жюри, которые награждают пары в номинациях:
«Самая артистичная пара»;
«Самая танцевальная пара»;
«Самая представительная пара»;
«Самая веселая пара»;
«Самая эмоциональная пара»;
«Самая находчивая пара»;
«Самая оригинальная пара»;
«Самая красивая пара»;
«Самая обаятельная пара»;
«Самая умная пара».
Ведущие. На сцену приглашаем победителей конкурса и вручаем им диплом в номинации «Сладкая парочка».
Отелло (мальчикам)
Желаю счастья, дружбы крепкой,
Побольше радостных минут.
И пусть стрелою своей меткой
Вам в сердце попадет Амур.
 
Дездемона (девочкам)
Желаю, чтобы вас любили,
Цветы и тортики дарили,
Чтоб вас мальчишки обожали
И никогда не обижали!
Конкурс «Казачьи забавы».1. «Разбей кувшин» Оборудование: воздушные шары, гимнастические палки.Описание игры: воздушный шар - это кувшин, который надо разбить с помощью гимнастической палки. Побеждает команда, разбившая кувшин быстрее.(Количество шаров соответствует количеству человек в каждой команде.)2. «Телега»Оборудование: 2обруча.Описание игры: внутри каждого обруча по 1человек - извозчик. Извозчик должен перевезти казачат через реку. Он подъезжает к своей команде и увозит по 1человеку. Казачата переезжают внутри обруча. Побеждает команда, которая перевезла всех казачат через реку быстрее.3. «Рукодельница»(Участвуют по 2 девочки от каждой команды.)Оборудование: 2 клубочка шерстяных ниток.Описание игры: одна участница команды распутывает клубок, а вторая – сматывает. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием. 4. «Самая проворная»(Участвуют по 1 девочки от каждой команды.)Оборудование: деревянные лотки с фасолью и рисом.Описание игры: участницы должны отделить фасоль от риса. Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.

Игра «Зоологические забеги»
I. Спортивное соревнование. Ребята делятся на команды и выполняют одновременно движения того или иного животного. Кто вперед добежит до места и обратно, то победил.
Обезьянки: дотрагиваясь до пола руками добежать до черты и обратно.
Крабы: задом наперёд на корточках.
Сороконожка: положив руки на плечи друг другу бежать командой не рассоединяясь.
Паук: на вытянутых руках и ногах.
Пингвинёнок: держа спичечный коробок между коленями, руки прижаты вдоль туловища.
Змея: вокруг кеглей по извилистой.
360616528575Черепаха: на спине тазик (книжка).
Носорог: двигая носом коробок.
Медведи: по разложенным листам бумаги.
Верблюды: с мячом на спине.
Кузнечик: прыгая.
Улитка: ползет по лавке.
Какаду: махая крыльями.
Кенгуру: мяч между ног.
Ёж: кувырком.
Тигр: большими прыжками на четвереньках
Лошадь: переправляя обруч.
II. Зоовикторина.
Ребята должны ответить «да» или «нет». Принимается только первый ответ.
Слоны большие, а мозги у них маленькие – нет.
У кинкажу зелёное оперение – нет, это хищное млекопитающее из семейства енотовых, размером с маленькую кошку. «Кинкажу» переводится как медовый медведь, поскольку эти зверьки любят мёд.
Туканы живут на деревьях – да, это семейство птиц отряда дятлообразные.
Горный лев, пума и пантера питаются одинаковой пищей – да.
Черепаха живёт более 50 лет – да.
Сахелантроп – это яркие тропические рыбы – нет, это обезьяны.
Киты – самые крупные из всех видов рыб – нет, это млекопитающие.
III. Загадки.
«Затеем-ка игру!» - промолвил …кенгуру.
«Быстрей садитесь в круг», - пробормотал …индюк.
«Нам вовсе не до игр», - за всех ответил …тигр.
«Да и какой в них толк», - промолвил …серый волк.
«Уж лучше я уйду», - промолвил …какаду.
«А я уж проскакал», - протявкал трус …шакал.
«Жаль, поиграть нам не пришлось», - вдруг промычал печально …лось.
«Ах, ах, оставим эту тему», - сказал капризно страус …эму.
«Сыграем в следующий раз», - всех успокоил …дикобраз.
10. «Не, ты меня теперь не трожь», - пробормотал колючий
Мисс отряда.
В жюри сидят мальчики, выставляя оценки за каждый конкурс.
1 конкурс «Презентация»: (д/з) рассказать о себе. Учитывается оригинальность, индивидуальность, креативность.
2 конкурс «Я – самая красивая»: держа в руках зеркало, нужно как можно больше наговорить себе комплиментов.
3 конкурс «Актёрское мастерство»: девочки вытаскивают листочки с названиями животных, которых они должны изобразить. Жюри отгадывает.
4 конкурс «Умница»: девочки отгадывают кроссворд.

История;
Ботаника;
Русский язык;
География;
Рисование;
Культура
5 конкурс «Хозяюшка»: девочки чистят картошку. Кто быстрее.
6 конкурс «Мастерица»: из подручных материалов создать красивую икебану.
7 конкурс «Концертный номер»: дома участницы готовили песню, стих, танец…
Возможны различные номинации: «Мисс симпатия», «Мисс грация», «Мисс хохотушка», «Мисс эрудиция», «Мисс кудряшка»…
151066545720
HYPERLINK "http://ds160.centerstart.ru/sites/ds160.centerstart.ru/files/kazaziezabavi.pdf" \l "page=3" \o "Страница 3"

Заповеди казака
Мы донские казачата,Очень дружные ребята.Век готовы мирно жить,Дону - батюшке служить!Малышей не обижать,Славу предков умножать,Чтить законы казаковКаждый с юности готов.А без шашки и коняНе прожить нам даже дня,Ведь не зря все дончакиДону – батюшке верны.Вот такие мы ребята –Все лихие казачатаВек готовы в дружбе житьИ Россией дорожить!
Малышей не обижать,Славу предков умножать,Чтить законы казаковКаждый с юности готов.А без шашки и коняНе прожить нам даже дня,Ведь не зря все дончакиДону – батюшке верны.
Честь и имя казакаВ жизни главные всегда.С детства честью дорожиИ достоинство держи.Коль не прав, так признавай,Злобу в сердце не пускай.Не завидуй и не льсти,С высока всех не учи.Над гордынею борись - Если надо, то смирись.Стойким будь везде, всегда.Пусть открытая душаДобродушием слывет.Так казак всегда живет!
. Есть у каждого права - «Нет ни князя, ни раба».Все равны в своих правах,Но ответственны в делах.Все, что принято на СбореПочитай своим законом.Каждый вправе выбирать,За других голосовать.Если этого заслужит,Атаманом может стать.Каждый вправе говорить.Только если строй стоит,Командир имеет правоСлова лишнего лишить.
. По делам лишь одногоО казачестве всегоСудит весь честной народ.Так что помни наперед:Честен будь при казаках,Чист в поступках и делах.Не прельщат тебя корыстьИ стяжательство. БорисьЗа других и за себя.Не буянь и не ругайся,Не кури и не болтайся,Будь прилежным и опрятнымИ спиртным не увлекайся.Бедным всюду помогай,Руку страждущим подай.Будь примером всем всегда - Вот в чем участь казака!
. Стойким будь, служи народу,Охраняя мир, природу.За Россию, честь своюЖизнь не грех отдать в бою!Не для собственной корыстиСлужбу в жизни выбирай,А служение ОтчизнеЗа казачий долг считай.Не твори себе кумира - А борись за справедливость!Веру в Бога почитайИ Россию защищай.
Слово дал – его держи,Казачьим словом дорожи!Помни, слово казакаБыло верное всегда.Лучше мудро промолчать,Чем впустую обещать.Ну, а если говоришь – За собой всегда следишь.
. Старость всюду почитай,Стариков не обижай.Мудрость старых казаковВыше сотни гордецов.Слово старших почитаяМы ошибок избегаем.Пожилого казакаПочитай как за Отца,Престарелую казачкуСвоей Матерью считай.
Память предков сохраняй,По обычаям решай.Если в чем-то есть сомненьяПо обычаям народаЛучше в жизни поступай.Веры предков придержись,За обычай свой держись.
. Если трудно – погибай,Но товарища спасай!В службе, в доме, на работе,На рыбалке, на охотеДругу всюду помогай,Если надо – выручай!
Век служи и век трудись –Такова казачья жизнь!Не гордись чужим добром,А живи своим трудом.Обеспечь свою семью,Презирая лень свою.
. Береги свою семью,Почитай свою родню.Святыня брака – есть семья,Нос совать суда нельзя.Старших в доме почитай,Младших ты не обижай.Чти отца свою и мать,И воспитывай ребятВ духе предков-стариковИ старейших казаков.Защищай свою жену - Береги свою семью!
Надо казаком родиться,Чтоб весь век
судьбой гордиться!
Удалые казакиСредь донских степных полейИ кубанских ковылей,Где Кубань и Дон текутКазаки давно живут.Гордый и лихой народЗаслужил себе почет:Храбрость, мужество, отвагуНа своих плечах несет.Честью с детства дорожат,Любят холить жеребят,Из лозы корзины вьют,Песни звонкие поют.Память предков охраняют,Веру в Бога почитают,И обычаи свои Сохраняют на Руси.
Список литературы:
И.Д.Агеева. «500 олимпийских загадок для детей»
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
М. Л. Журавина, Н.К.Меньшикова. «Гимнастика»
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г. С. Олегова. «Стихи о спорте»
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
Кириленко Е.А. Здравствуй, лето!
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки