Конспект урока литературного чтения на тему: Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный….», Н. А. Некрасов Не ветер бушует над бором


Конспект урока литературного чтения
Дата: 12.12.2016
Класс: 3
Урок : №
Тема: Н. А. Некрасов. «Славная осень! Здоровый, ядрёный….»,
Н. А. Некрасов "Не ветер бушует над бором" Цели: создать условия для ознакомления  учащихся с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова, с его стихотворениями «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...»; способствовать формированию навыков выразительного чтения стихов; развитию познавательных процессов речи, обогащению словарного запас, умение замечать красоту природы, воспитывать культурного слушателя и читателя.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания);  портрет Н.А. Некрасова, аудиозапись, презентация.
Ход урока
I . Организационный момент
II.        Речевая разминка
—        Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                              В. Голяховский—        Какие слова выдумал автор? (Шурш, Шуршиха и Шуршонок.)
—        Как нужно произнести эти слова? (Их нужно произнести так, чтобы услышать шуршание листьев.)
—        Какой звук нужно для этого выделить? (Звук \ш\.)
(Чтение стихотворения медленно; с ускорением; быстро; скороговоркой.)
—        Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Введение в тему
А) Беседа о стихотворении В. Голяховского—        О каком времени года говорится в этом стихотворении? (В нем говорится об осени.)
—        А вы любите осень? Чем она вам нравится? А сколько периодов в осени?  (Ответы детей. Уточнить, какой период осени они любят.)—        Какие стихи об осени вы помните наизусть?
—        Расшифруйте, что здесь написано.
ЙАЛОКИН ЧИВЕЕСКЕЛА ВОСАРКЕН (Николай Алексеевич Некрасов.)
—        Что вы знаете об этом писателе? Читали ли вы его произведения?
Б) Биография Н.А. Некрасова (Подготовленные ученики)
Н.А.Некрасов – великий русский поэт, жил в середине 19 в. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу, красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком.
 Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.
Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта , (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.
Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» - вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.
IV.      Работа по теме урока
1.         Стихотворение «Славная осень!..». Чтение и беседа с 168
Сегодня мы с вами ознакомимся еще с одним стихотворением, посвященным этому времени года.
(Учитель читает стихотворение «Славная осень!..»Н.А. Некрасова.)—        Какое настроение возникло у вас, когда я читала это стихотворение?
(Ученики говорят о своем настроении.)
Назовите необычные прилагательные признаки обычных предметов.( это эпитеты)
—        Перечитайте стихотворение. Найдите в нем сравнения. (Дети читают стихотворение самостоятельно, дается время на поиск сравнений.)
—        Итак, какие сравнения вы нашли и как они помогают изобразить лед на речке, опавшие листья, осень? (Лед поэт сравнивает с тающим сахаром. Около леса — опавшая листва, как мягкая постель. Листья лежат, как ковер.)—        Как автор называет осень, с какой интонацией? (Он называет ее славной, с восклицательной интонацией. Автор восхищается осенью. Даже повторяет это слово дважды.)- С каким настроением надо читать стихотворение? ( восторженно, бодро, с удовольствием будто вдыхая свежий воздух)
—        Прочитайте стихотворение еще раз, приготовьтесь читать выразительно.
2.         Выразительное чтение стихотворения
V.        Физкультминутка
Зимняя зарядка
А сегодня у зимы новоселье,
Мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построен из сугроба.
А какой вышины?
Вот такой вышины.
Белый коврик у порога.
 А какой ширины?
Вот такой ширины.
Погляди-ка, потолки ледяные
Высоки-превысоки, кружевные!
Мы по лестнице шагаем.
Выше ноги, топ-топ.
Двери комнат отворяем.
Справа — хлоп, слева — хлоп.
—        Здравствуй, зима!
Ты хозяйке поклонись-ка:
—        Здравствуй, зима!   
                                        
VI.      Продолжение работы по теме урока
1 Работа с загадкой.
Отгадайте загадку
Он вошел никто не видел,
Он сказал никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес
- Какой бывает мороз? ( трескучий, слабый, сильный)
- Вам нравится морозная погода? Почему? ( бывает весело, красиво, снег скрепит под ногами)
2. Подготовка к прослушиванию стихотворения «Не ветер бушует над бором...»
—        Сейчас мы познакомимся с другим его стихотворением. Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению на с. 169. Как вы думаете, о чем это стихотворение? На какую оно тему? (Я думаю, что это стихотворение о зиме.)
3. Прослушивание аудиозаписи стихотворения.
4. Словарная работа(на доске)
БОР-         ДОЗОР-       ОБОЗЫ-       КАЗНА-
5. Чтение стихотворения учителем
 А) Работа после чтения
—        Понравилось ли вам стихотворение? (Высказывания детей.)
—        Что-нибудь оно вам напоминает? (Да, это стихотворение похоже на сказку про Мороза.)
—        Найдите сходство со сказкой. (Мороз здесь показан как живой — «идет — по деревьям шагает, трещит по замерзлой воде». Он властвует над природой, а она подчиняется ему. Мороз даже поет хвастливую песню.)—        Кто такой Мороз-воевода? (Это Мороз-богатырь с косматой бородой.)
- А каким вы себе представляете Мороза воеводу? ( мощным, сильным, суровым)
6. Выборочное чтение
- Найдите сравнение
1. Не ветер бушует над бором
  Не с гор побежали ручьи
2. Мороз воевода дозором
Обходит владенья свои
- Зачем употреблены сравнения? ( мороз руководит жизнью природы. Ему все подчиняется)7. Работа с учебником с. 169
- Посмотрите на иллюстрацию
- Почему художник нарисовал Мороза выше деревьев? ( Что бы показать шумное, грозное шествие мороза)
- Почему слово «красный» написано с большой буквы? ( прозвище одушевленного лица. Используется литературный прием – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)8. Работа над выразительным чтением
- Прочитайте те строки, в которых говорится о заботах мороза
- Найдите песню мороза, прочитайте. Какая она? ( радостная, счастливая. Мороз восхищается своим царством и богатством) Гимнастика для глаз
9. Отличительные черты героев.
Чем же отличается образ Мороза у Н. Некрасова от образа в русских сказках?(В сказках Мороз добрый, может пожалеть, может наказать. Он сильный, богатый, добрый и справедливый. А в стих-нии у Н.Некрасова он-всесильный богатырь с косматой бородой. Автор называет его не Морозко, не Дед Мороз, а Мороз-воевода).-Какова основная мысль стих-ния?(Только внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы. Зима также прекрасна, как и любое время года. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу.Таков Н.Некрасов-он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает.)
Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты. Очень красивые картины природы рисуют и художники.
- Если бы вы рисовали зимние картины какие краски взяли бы? ( синий, белый, голубой- цвета зимы)
10. Конкурс выразительного чтения
VII.  Домашнее задание
Выучить отрывок наизусть  1 вариант – первую часть, 2 вариант – вторую часть.
По желанию нарисовать Мороза – воеводу.
VIII. И тог урока
I X  Рефлексия
- Как вы думаете зачем эту историю рассказал поэт читателю? ( показать, что природа и зимой тоже красива, не смотря на морозы, вьюги и метели. Посмотри вокруг – и увидишь чудо)- Вы почувствовали, что вы стали внимательнее?
- Чем отличается образ мороза у Н.Некрасова от образа Деда Мороза в русских сказках?
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
Всесильный                                                  добрый
Удалой                                                          справедливый
Властный                                                     сильный
Грозный                                                        богатый
богатырь                                                     волшебник
X.Оценивание учащихся
Текст биографии для учеников
Н.А.Некрасов – великий русский поэт, жил в середине 19 в. Детство он провел в деревне на Волге. Некрасов очень любил родную природу, красоту полей, рек, лугов. Стихи Некрасова написаны прекрасным, богатым и в то же время простым языком.
 
Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.
Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта , (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.
Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» - вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.
Прочитайте стихотворение.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                              В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                   В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение способом .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                       В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                              В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                   В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение способом .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                       В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                              В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                   В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение способом .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                       В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение.
Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                              В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                   В. ГоляховскийПрочитайте стихотворение способом .Под ногами в листопад
Листья желтые летят,
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —
Папа, мама и ребенок.
                       В. Голяховский- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
1
2
3
4
5
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
1
2
3
4
5
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
1
2
3
4
5
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
1
2
3
4
5
- Напишите отличительные черты.
Мороз- воевода                                           Дед Мороз
1
2
3
4
5