План — конспект урока 8 класс по теме « Терморегуляция организма. Закаливание.»


Тема « Терморегуляция организма. Закаливание.»Цели и задачи :Образовательные :
- актуализировать , закрепить и углубить знания учащихся о терморегуляции организма; сформировать знания о коже как органе теплоотдачи; дать понятие о солнечном и тепловом ударе , их причине и научить способам оказания первой помощи при солнечном и тепловом ударе; рассказать о механизме и способах закаливания организма.
- учащиеся должны освоить понятие «терморегуляция» , как важную способность организма поддерживать постоянную температуру тела ; научиться правилам оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах ; изучить механизм и способы закаливания организма.
Развивающие:
- формирование у учащихся способности самостоятельного логического мышления, умения осмысливать учебный материал, проводить его анализ и самостоятельно находить ответы для решения интеллектуальных задач, уметь находить логические связи между строением организма и его функциями; создать условия, способствующие успешному решению учащимися познавательных задачи, чтобы они получили положительные мотивации к изучению предмета и в целом к обучению.
- учащиеся должны приобрести навыки осмысливания и анализа учебного материала, самостоятельно искать способы решения учебных задач, используя имеющиеся знания, жизненный опыт, проводить необходимые наблюдения и делать соответствующие выводы; развить умения устанавливать взаимосвязь между закаливанием и здоровьем, между физической работой и терморегуляцией.
Воспитательная:
- сформировать у учащихся сознательное отношение к своему здоровью ; научить способам повышения жизнеспособности организма через его закаливание ; умения оказания помощи людям получившим солнечный и тепловой удар.
- учащиеся должны осознать ценность здоровья и научиться способам закаливания организма, выработать силу воли для регулярного проведения процедур закаливания; знать способы оказания помощи людям при тепловых и солнечных ударах, с целью сохранения их жизни и здоровья, понимания ценности здоровья и жизни, милосердного отношения к людям.
Оборудование : книги, инструктивные карточки
Организационный момент.
Сегодня мы продолжим изучение темы «Кожа», подробно рассмотрим, каким образом наш организм поддерживает постоянную температуру тела, узнаем можно ли повысить способность организма приспосабливаться к перепадам температур внешней среды. Узнаем ,что такое тепловой и солнечный удар и какую помощь мы можем оказать пострадавшим.
Опрос домашнего задания :Фронтальный опрос :Какую тему мы проходили на предыдущем уроке ?Что такое кожа и какое значение она играет в нашей жизни?
Какое строение имеет кожа?
Какое строение эпидермиса и его функции ? Какое строение и функции собственно кожи ?Какую роль в организме выполняет подкожная жировая клетчатка?
Какие дополнительные функции выполняет кожа ?Каким образом наш организм узнает об изменении температуры окружающей среды?
Какие структуры кожи участвуют в снижении температуры тела ? При опросе домашнего задания используются слайды.
Учитель в процессе опроса, выясняет качество выполнения домашнего задания, выявляет какие понятия не были усвоены учащимися и проводит их корректировку.
Изучение нового материала :
Постепенно опрос домашнего задания переходит к обсуждению новой темы. Учитель, опираясь на уже имеющиеся знания учащихся о обмене веществ и строении кожи, переходит к объяснению нового материала . Вы знаете, что для нашего организма характерна постоянная температура тела и она всегда одинаковая и в сильные морозы и в жару. И это свойство нашего организма называется терморегуляцией. Сегодня мы в процессе беседы познакомимся с таким важным свойством нашего организма как терморегуляция и его механизмом. Вы получите задания , подумайте и ответьте на предложенные вопросы. Учащиеся делятся на пять групп.
Связаны ли между собой обмен веществ и терморегуляция. При каких условиях усиливается или уменьшается обмен веществ ? В чем это проявляется ? (Возможный вариант ответа – Да, связаны . В морозы обмен веществ повышается, т.к. для обогрева организма требуется больше энергии. В жару понижается. Это отражается в изменении количества и качества пищи, которую мы потребляем.)Вы знаете, что во время работы , человек краснеет и у него начинается потоотделение. Дайте этому объяснение. ( Во время работы энергозатраты организма повышаются и избыток тепла организм освобождает через кровеносные сосуды и пот).
Во время болезни у человека повышается температура тела. Какое это имеет значение и как можно её понизить ? ( Организм борется с инфекцией – при высокой температуре микробы и вирусы погибают. При очень высокой температуре нужно снизить её и для этого нужно добиться, чтобы у больного начался процесс потоотделения. Вместе с потом выводятся токсины. Температуру тела можно понизить и при помощи обтирания больного спиртом или раствором уксуса , обильное питье жидкостей, травы.)
Почему голодные люди мерзнут сильнее, чем сытые? ( снижается обмен веществ организма).
Люди чаще болеют в холодное время года ? С чем это связано? Можно ли изменить степень реагирования организма на перепады температур ? ( При охлаждении организма понижается сопротивляемость организма инфекциям. Закаливание организма укрепляет механизм терморегуляции организма и повышает его иммунитет). Учитель вместе с учащимися обсуждает результаты работы с инструктивными карточками, корректирует и дополняет ответы учащихся и в процессе беседы делается вывод : Терморегуляция – это способность организма поддерживать постоянную температуру тела. В этом процессе участвует кожа. Температурные рецепторы реагируют на изменения температуры окружающей среды. Через нервную и гуморальную системы изменяется обмен веществ и происходит изменения просветов капилляров .В случае повышения температуры начинается потоотделение. Таким образом, организм защищается от перегрева или переохлаждения. Следовательно, кожа является органом терморегуляции. Что же происходит, если произошло нарушение терморегуляции ? Организм перегревается или происходит переохлаждение организма. Рассказ учителя о тепловом и солнечном ударах. Зная механизм терморегуляции, предложите способы оказания помощи пострадавшим (переложить пострадавшего в прохладное место, холодный компресс, дать холодную воду или крепкий чай.) Учитель дополняет - пострадавший может потерять сознание, остановиться дыхание.
Можно ли совершенствовать механизм терморегуляции организма ? Да, можно и этот процесс называется закаливанием. Учитель рассказывает о физиологических основах закаливания т.е процессах происходящих в организме при воздействии низкой температуры на организм. И затем в процессе беседы совместно с учащимися, опираясь на их знания, разрабатывают способы закаливания. Вопросы для беседы.
Какие природные стихии можно использовать для закаливания ?« Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
Какие принципы необходимо соблюдать при закаливании ? (постепенно снижать температуру и регулярность, полезны контрастные ванны.
В тетрадях делаются необходимые записи. Делается вывод по теме: «Терморегуляция важное свойство организма, способствующее приспособлению организма к перепадам температур и повышению жизнеспособности организма в целом. Закаливание организма способствует укреплению механизма терморегуляции.
Закрепление изученного материала :Что такое терморегуляция ?Какие изменения происходят в организме при повышении температуры окружающей среды?
Какие изменения происходят в организме при понижении температуры окружающей среды?
Что происходит с человек , если организм не справляется с повышением температуры?
Какую помощь необходимо оказать пострадавшим при тепловом или солнечном ударах?
Можно ли совершенствовать механизм терморегуляции человека?
Что такое закаливание организма ?Как правильно проводить закаливание?
Подведение итогов урока :Учитель анализирует и оценивает деятельность учащихся на уроке, отмечая учащихся наиболее активных и успешных на уроке, отмечая их достижения.
Домашнее задание : П. №41, ответить на вопросы на стр. 212 (устно), заполнить таблицу на стр. 213