Программа по дополнительному образованию. «Учебно-опытная работа на пришкольном участке»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Ямникская средняя школа»
Демянского района
Новгородской области






Программа по дополнительному образованию.
«Учебно-опытная работа на пришкольном участке»
Для учащихся в возрасте 12-16 лет
Срок реализации 2 года.



Автор-составитель:
Кононенко Александра Николаевна, учитель биологии муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ямникская средняя школа»





2015 год
Пояснительная записка
Программа разработана во исполнение областного закона от 09.07.2012 № 100-ОЗ «О стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года» на основании письма департамента образования и молодёжной политики Новгородской области от 05.05.2014 № 460-рг «О создании пришкольных участков», письма комитета по образованию Администрации Демянского муниципального района от 07.05.2014 № 787 «О создании пришкольных участков» и с учётом Положения об учебно-опытном участке муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Ямникская средняя школа».

Актуальность программы
В последние годы в программных выступлениях руководителей нашей страны все отчетливее раскрываются перспективы разработки государственной про граммы развития сельского хозяйства России. При этом, как отметил в октябре 2007 г. В.В. Путин, «программа не должна «зацикливаться» только на сугубо производственных аспектах агроотрасли. Важно сформировать современные подходы к организации сельской жизни в целом». Понятно, что это относится и к образованию на селе. По словам Д.А. Медведева, «российское село сейчас поднимается надо искать оптимальное соотношение между сохранением населенного пункта, и это действительно очень важная задача, и, с другой стороны, обеспечить качественное образование» (из выступления в январе 2007 г.).
Очевидно, что благополучное будущее села зависит от тех целей и ценностей, которыми руководствуется сельская молодежь. В последние годы на селе сложились новые экономические, социальные и духовно - нравственные реалии. Многие сельские жители почувствовали себя ненужным классом, выброшенным из жизни, закрываются сельские клубы и дома культуры, увеличиваются пьянство и наркомания.
На практике сельский учитель превращается, чуть ли не в единственного представителя интеллигенции, способной дать молодому поколению нравственные ориентиры, сформировать реальные жизненные планы.
Во все времена перед школой стояли серьезные и ответственные задачи - обеспечить высокий уровень знаний учащихся и подготовить их к сознательному выбору профессии. Применительно к сельской школе это означает - воспитать у учащихся любовь к земле, развить у них интерес к сельскохозяйственным профессиям. Эти задачи должны осуществляться в процессе всей учебно-воспитательной работы школы, но особое место в их решении должно быть отведено опытно-практической работе на пришкольном участке, которую следует рассматривать как первое звено в трудовом воспитании школьников и подготовке их к сознательному выбору профессии.
В связи с этим учебно-опытная работа на пришкольном участке является важным звеном связи преподавания биологии с жизнью. Она играет важную роль в повышении качества знаний учащихся по биологии, пробуждает и развивает у школьников различные познавательные интересы, знакомит их с методами приложения наук в практической деятельности человека, служит средством приобщения учащихся к самостоятельному поиску и обобщению знаний, способствует совершенствованию практических умений и навыков, знакомит с научными основами сельскохозяйственного производства, воспитывает интерес к сельскому хозяйству и играет важную роль в профессиональной работе.

Педагогическая целесообразность программы
Учебно-опытный участок (далее – УОУ) служит базой опытнической работы учащихся. Выполняя несложные опыты с растениями и животными, они закрепляют, расширяют и углубляют знания по биологии, полученные в классе, познают растительные и животные организмы, овладевают методами управления их ростом и развитием, приобретают умения в выращивании растений и животных, приобщаются к работе в коллективе. В процессе осуществления опытно-практических работ у учащихся воспитывается ответственность за порученное дело, они привыкают начатое дело доводить до конца. Таким образом, учебно-опытный участок школы - это площадка для формирования универсальных учебных действий (далее – УУД) школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утверждённым приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
Помимо этого, материал, собранный на УОУ может использоваться на уроках биологии в форме наглядности и при изучении многообразия растений и животных, а также других тем.
Программа рассчитана для учащихся от 12 до 16 лет ( 6 - 10 классы) и может быть использована как для ведения работы в объединениях дополнительного образования (кружковой работы), так и для ведения внеурочной деятельности. Темы для постановки опытов могут быть выбраны учащимися самостоятельно. Основная часть практических работ (для осуществления опытнической деятельности) по программе организуется во время летних каникул.
В первом разделе программы учащиеся знакомятся с правилами организации учебно-опытного участка (его назначении, планировании, отделами).
Во втором разделе подробно изучаются овощные культуры, а также методы фенологических наблюдений, подобраны опыты с сельскохозяйственными и декоративными культурами, которые можно проводить с учащимися 5-8 классов.
И только после того, как школьники ознакомятся с биологией и агротехникой отдельных овощных, полевых, плодово-ягодных и цветочно-декоративных культур, они могут ставить более сложные опыты. Поэтому в третьем разделе рекомендованы опыты для учащихся 9-10 классов по курсу общей биологии.
Цель программы: сформировать у учащихся 12-16 лет стойкие умения опытно - экспериментальной деятельности при выращивании и уходе за культурными растениями на школьном учебно-опытном участке.
Задачи:
обеспечить высокий уровень знаний и умений обучающихся;
развить способности по опытно-экспериментальной работы;
развить познавательную активность обучающихся;
развить у детей интерес к сельскохозяйственным профессиям;
привить навыки коллективного труда на школьном учебно-опытном участке;
стимулировать интерес к изучению родной природы. Отличительные особенности программы
В школе имеется приусадебный участок, на котором выращиваются овощные культуры, цветочно-декоративные и ягодные растения. На участке разбит дендрарий с уникальными, редкими кустарниками и деревьями. Наличие разнообразных насаждений способствует проведению опытно-экспериментальной работы, практических занятий.
Организация работы
Программа рассчитана на 2 года обучения учащихся 12-16 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Всего за 2 года обучения: 68 часов (теоретическая часть), 136 часов для осуществления практической деятельности (из которой: 60 часов - опытническая работа, 40 часов- самостоятельная работа*, 36 часов- осенние и весенние практические работы на УОУ) .

Ожидаемые результаты:
1)формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2)формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3)приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4)формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5)формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6)освоение приёмов рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.)
Обучающиеся овладевают знаниями:
об особенностях строения культурных и дикорастущих растениях;
о жизненных функциях культурных и дикорастущих растений;
о взаимодействии культурных и дикорастущих растений со средой обитания;
о флористическом составе и экологических особенностях культурных и дикорастущих растений местных фитоценозов;
выявлять ценные в хозяйственном отношении древесные, кормовые, пищевые, лекарственные растения;
о фенологических наблюдениях над растениями. Развиваются умения и навыки:
применение полученных знаний в опытно-практической работе на УОУ;
проводить опыты и наблюдения в биологическом кабинете, в домашних условиях, связанных с изучением жизненных функций растительных организмов;
использование различных агротехнических приёмов;
оформление результатов выполненной работы: подготовка докладов, рефератов, отчётов, изготовление наглядных пособий по итогам опытно-практической работы;
работать в группе, доводить начатое дело до конца. В ходе изучения программы проводится диагностика в три этапа: 1. Первичная (выявление интереса); 2. Промежуточная (к середине года); 3. Итоговая (к концу учебного года).




Формы и режим занятий

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. Для достижения высокой результативности работы с детьми необходимо не только грамотно построить методическую работу, но и создать достаточные условия.
Формы организации образовательного процесса – группой, микрогруппой, индивидуальные:
– групповая (со всеми детьми одновременно при объяснении нового материала или отработке технологического приема);
– микрогруппа (разделение воспитанников на подгруппы при проведении конкурсных заданий и викторин);
– индивидуальная (зарисовка схемы, работа над эскизом, подбор материалов, выполнение изделия).

Методы обучения, используемые для решения задач данной программы:
Словесные методы обучения - рассказ, беседа. Наглядные методы обучения. Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного, а так же развивающего эффекта.
Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых.
Проблемно-поисковые методы. Дети, основываясь на прежнем опыте и знаниях, вызывают предположения о пути решения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выявляют причины явлений, объясняют их происхождение, выбирают наиболее рациональный вариант решения проблемной ситуации.
Методы стимулирования учебной деятельности. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у ребенка имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Методы формирования познавательного интереса. В процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций.
Создание ситуации успеха в учении. Одним из действенных приемов стимулирования интереса к учению является создание ситуации успеха. Важную роль в создании ситуации успеха играет обеспечение благоприятной морально-психологической атмосферы в ходе выполнения тех или иных учебных заданий. Благоприятный микроклимат во время обучения снижает чувство неуверенности и боязни. Состояние тревожности при этом сменяется состоянием уверенности.
Формами подведения итогов реализации программы являются: научно-познавательный вечер, научно-практическая конференция, оформление результатов опытов в виде гербариев, коллекций, схем, диаграмм; дневники наблюдения.

Программа составлена на основе специальной литературы и личного педагогического опыта.

Учебно - тематическое планирование
№ п\п
тема
Количество
часов
всего



1 год обучения
2 год обучения




т
п
т
п


Осенние работы на УОУ.

1
Правила ТБ при работе на УОУ.
1

1

2

2
Сбор и учёт урожая. Подготовка участка к зимовке.
Подготовка оборудования к хранению.

4

4
8





3
Назначение УОУ
1

1

2

4
Планирование УОУ. Отделы участка.
1
2
1
2
6

5
Ручной сельскохозяйственный инвентарь и вспомогательное оборудование.
1

1

2

6
Правила техники безопасности при работе на УОУ
1

1

2

Теоретические основы опытнической работы
с культурными растениями.

7
Фенологические наблюдения.
1

1

2

8
Правила ведения дневника фенологических наблюдений.
1

1

2

9
Капуста. Свойства и разновидности.
1



1

10
Физиологические особенности выращивания капусты. Сорта, районированные для нашей местности.
1



1

11
Лук репчатый. Свойства лука.
1



1

12
Лук репчатый. Разновидности лука (лук-севок, лук-семейка). Особенности выращивания.
1



1

13
Чеснок. Свойства и разновидности.
1



1

14
Томаты. Свойства и особенности возделывания томатов в нашей местности.
2



2

15
Томаты открытого и закрытого грунта. Правила подготовки грунта для выращивания томатов.
2



2

16
Огурцы. Свойства и особенности выращивания.
2



1

17
Открытый и закрытый грунт для выращивания огурцов.
2



2

18
Морковь. Свойства и особенности возделывания.
1



1

19
Свекла. Свойства и особенности возделывания.
1



1

20
Кукуруза. Свойства и особенности возделывания.
1



1

21
Картофель. Свойства и особенности возделывания.
2



1

22
Районированные в нашей местности сорта картофеля.
2



2

23
Горох. Свойства и особенности возделывания.
1



1

24
Смородина. . Свойства и разновидности смородины.


1

1

25
Способы вегетативного размножения смородины


1

1

26
Крыжовник. Свойства и разновидности крыжовника.


1

1

27
Земляника. Свойства и способы ухода.
2



2

28
Тюльпаны. Свойства и особенности выращивания.
1



1

29
Гладиолусы.. свойства и особенности выращивания
1



1

30
Пионы. Свойства и особенности выращивания


1

1

31
Флоксы. Свойства и особенности выращивания


1

1

32
Георгины. Свойства , способы выращивания и разновидности георгинов


1

1

33
Астры. Свойства и особенности выращивания
1



1

34
Декоративные кустарники для живой изгороди


2

1

35
Выращивание живой изгороди. Уход за посадками.


2

1

36
Стрижка и формирование живой изгороди


2

1

Теоретические основы опытно-практических работ
по общей биологии

37
Искусственный отбор.


2

1

38
Разнообразие культурных форм различных видов сельскохозяйственных растений


2

1

39
Внутривидовая борьба за существование.


2

2

40
Межвидовая борьба за существование


2

2

41
Закономерности наследования


2

2

42
Закономерности изменчивости.


2

2

43
Явления фотопериодизма у растений. Растения длинного и короткого дня


2

1

Весенние работы на УОУ.

49
Правила ТБ при работе на УОУ.
1

1

2

50
Подготовка с\х инвентаря к весенне-летнему сезону.

1

1
2

51
Высев культур на рассаду.

3

3
6

52
Высадка рассады цветочных и овощных культур на УОУ.

4

4
8

53
Закладка опытов.

4

4
8

Ведение опытнической деятельности.

54
Ведение опытов в весенне-летний период.

30

30
60

Самостоятельная работа учащихся

55
Ведение дневников фенологических наблюдений. Подготовка научно-практических работ, сбор и оформление гербариев и т.п.

20

20
40

ВСЕГО
34
68
34
68
200

Содержание программы

Раздел 1. Учебно-опытный участок.
Назначение учебно-опытного участка. Планирование учебно-опытного участка и его отделы. Ручной сельскохозяйственный инвентарь и вспомогательное оборудование. Правила техники безопасности при работе на учебно-опытном участке.
Раздел 2. Опытническая работа с культурными растениями.
Фенологические наблюдения. Правила ведения дневника фенологических наблюдений.

Опыты с овощными культурами
Капуста. Свойства и разновидности капусты. Физиологические особенности выращивания капусты. Сорта, районированные для нашей местности.
Опыты: Изучение сортов белокачанной капусты . Получение семян капусты. Влияние удаления нижних веток и прищипки семенных побегов на урожай семян капусты.
Лук репчатый. Свойства лука. Разновидности лука (лук-севок, лук-семейка). Особенности выращивания.
Опыт: Выращивание высоких урожаев лука-севка.
Чеснок. Свойства и разновидности ( яровой и зимний).
Опыт: Размножение стрелкующегося чеснока воздушными луковицами.
Томаты. Свойства и особенности возделывания томатов в нашей местности. Томаты открытого и закрытого грунта. Правила подготовки грунта для выращивания томатов.
Опыты: Влияние пасынкования и прищипки верхушечного стебля на сроки плодоношения, на урожайность томатов. Влияние сроков высадки на рост и развитие томатов. Влияние площади питания на сроки плодоношения и урожайность томатов. Влияние отдельных удобрений на сроки созревания и урожайность томатов. Изучение различных сортов томатов.
Огурцы. Свойства и особенности выращивания. Открытый и закрытый грунт для выращивания огурцов.
Опыты: Влияние прищипки плетей на урожайность и развитие плодов огурцов. Влияние предпосевного прогревания наклюнувшихся семян огурцов на сроки плодоношения и урожайность. Рассадный и без рассадный способы выращивания огурцов. Изучение сортов огурцов.
Морковь. Свойства и особенности возделывания.
Опыты: Влияние предпосевной закалки семян на урожайность моркови. Влияние сроков прореживания всходов моркови на урожай. Влияние рыхления почвы на развитие моркови. Влияние сроков сева на урожай моркови. Изучение сортов моркови.
Свекла. Свойства и особенности возделывания.
Опыты: Влияние подкормки на ускорение роста и урожайность свеклы. Влияние на урожайность свеклы обработки семян 1-% раствором соды.

Опыты с полевыми культурами
Кукуруза. Свойства и особенности возделывания.
Опыты: Влияние подкормки на урожай кукурузы. Влияние пасынкования на скорость вызревания початков.
Картофель. Свойства и особенности возделывания. Районированные в нашей местности сорта картофеля.
Опыты: Влияние яровизации клубней на урожай картофеля. Ускоренное размножение ценных сортов картофеля. Влияние посадочного материала на урожай картофеля. Влияние внесения местного удобрения на урожай картофеля. Изучение сортов картофеля.
Горох. Свойства и особенности возделывания.
Опыты: Выяснение влияния нитрагина на урожай гороха. Выращивание разных сортов гороха.

Опыты с плодово-ягодными культурами
Смородина. Свойства и разновидности смородины. Способы вегетативного размножения смородины.
Опыты: Размножение смородины одревесневшими черенками. Выращивание высокого урожая ягод смородины.
Крыжовник. Свойства и разновидности крыжовника.
Опыт : Способы размножения крыжовника. Действие ускорителя роста корней на приживаемость черенков.
Земляника. Свойства и способы ухода.
Опыт: Ускоренное размножение земляники усами.

Опыты с цветочно-декоративными культурами
Тюльпаны. Свойства и особенности выращивания.
Опыты: Влияние подкормок на сроки зацветания, продолжительность цветения и увеличение урожая луковиц. Выгонка тюльпанов к зимним и весенним праздникам. Влияние срезки цветоносов на качество луковиц.
Гладиолусы.. свойства и особенности выращивания.
Опыты: Изучение сортов гладиолусов. Получение позднего зацветания гладиолусов ( ко Дню учителя, к ноябрьским праздникам)
Пионы. Свойства и особенности выращивания.
Опыт: Вегетативные способы выращивания пионов.
Флоксы. Свойства и особенности выращивания.
Опыт: Вегетативные способы размножения флокса многолетнего.
Георгины. Свойства, способы выращивания и разновидности георгинов.
Опыты: Выращивание однолетних георгинов из семян. Черенкование многолетнего георгина.
Астры. Свойства и особенности выращивания.
Опыт: Сортоиспытание астр.
Декоративные кустарники для живой изгороди. Выращивание живой изгороди. Уход за посадками. Стрижка и формирование живой изгороди.

3. Опытно-практические работы по общей биологии.
Искусственный отбор. Разнообразие культурных форм различных видов сельскохозяйственных растений.
Опыты: Изучение различных видов капусты. Изучение различных видов, разновидностей и сортов пшеницы.
Внутривидовая борьба за существование.
Опыт: Влияние густоты посадки (площади питания) на рост, развитие, продолжительность и обильность цветения астр.
Межвидовая борьба за существование.
Опыт (двухгодичный): Влияние совместного выращивания люцерны и житняка на повышение урожайности и качество зеленой массы.
Закономерности наследования.
Опыты: Наследование признака окраски семян у гороха (по Г.Менделю) (моногибридное скрещивание) - продолжительность 2 года.
Наследование признаков: окраски и формы семян у гороха – дигибридное скрещивание (продолжительность 2 года)
Наследование признаков при анализирующем скрещивании растений гороха.
Наследование способности образовывать усы у земляники.
Закономерности изменчивости.
Опыты: Изучение модификационной изменчивости у двух сортов фасоли.
Изучение полиплоидии у пшеницы (из опыта «ранообразие культурных форм растений»)
Явления фотопериодизма у растений. Растения длинного и короткого дня.
Опыты: Влияние длины дня на развитие растений короткого дня (на примере проса)
Влияние длины дня на растения длинного дня (на примере редиса).







Методическое обеспечение программы:
Базилевская.Н. и др. Книга юного натуралиста. -М.:Молодая гвардия, 1981
Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. – М.: Прогресс, 1983
Ганичкина О. А. Советы огородникам. М.: Арнадия, 1998. – 304 с./ Приусадебный участок.
Горский В. А. Техническое творчество и с/х опытничество во внеклассной работе с учащимися.- М.: Просвещение,1989
Жизнь растений: Т.1 – 4.-М.: Просвещение, 1974 – 1983
Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1980.
Трайтак Д. И. Трудовое обучение: С.-х. работы: Учеб.пособие для 5-7 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1991.
Физиология растений. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. М. Гольд, Н. А. Гаевский, Т. И. Голованова и др. – Электрон.дан. (2 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз.-М.: Педагогика,1986.
Юрова Э.А. Пищевые растения мира.-Учебное пособие.- Великий Новгород :Издательский центр НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2003 г.























Материально-техническое обеспечение программы

Участок расположен на территории школьного двора, огорожен забором (сетка-рабица), обеспечен водой. Сельскохозяйственный ручной инвентарь имеется в достаточном количестве.


Сельскохозяйственный ручной инвентарь
Количество

1
Лейки
4

2
Вёдра новые
2

3
Вёдра старые
3

4
Лопаты штыковые
2

5
Лопаты совковые
1

6
Грабли
4

7
Тяпки
4

8
Рыхлители
4

9
Секаторы
2

10
Носилки
3

11
Ножи
2

12
Серпы
2

13
Мётлы
2

14
Топор
2

15
Вилы
1

16
Снеговые лопаты
2

17
Шпагат
1

18
Рулетка
1

19
Ручные весы
2

20
Деревянные колья
20

21
Этикетки для делянок
25

22
Семена и посадочный материал:
В достаточном количестве

23
Лупы
3

24
Компьютеры, подключенные к сети Интернет
2

25
Таблицы по ботанике и общей биологии



Контрольно-измерительные материалы
Тест 1. Культурные цветковые растения.
Выберите по каждому вопросу один правильный ответ из числа предложенных и запишите его индекс. Проверьте правильность ответов. 1. Капуста белокочанная растение: а) однолетнее; б) двулетнее; в) многолетнее.
2. Капусту начали выращивать: а) более 4 тыс. лет назад; б) около 6 тыс. лет назад; в) около 2 тыс. лет назад. 3. Капуста обыкновенная образует кочан: а) в первый год жизни; б) на второй год жизни; в) на третий год жизни.
4. Капусту сажают в открытый грунт заранее выращенной рассадой, потому что: а) иначе она не успеет образовать кочана; б) не успеет образовать плоды; в) будет плохо расти из-за недостатка тепла.
5. Редис относится к семейству: а) крестоцветных; б) бобовых; в) пасленовых.
6. Брюква выращивается с целью получения: а) витаминной (салатной) зелени; б) корнеплода; в) семян, содержащих много масла.
7. Картофель относится к семейству: а) пасленовых; б) крестоцветных; в) сложноцветных.
8. Родина картофеля: а) побережье Средиземного моря; б) Южная Америка (побережье Чили и горы Перу); в) юг Северной Америки.
9. Картофель ради получения съедобных клубней в европейских странах выращивают: а) с третьего тысячелетия до но вой эры; б) с конца XVII века; в) с начала XII века.
10. В нашей стране картофель выращивается со времен: а) Петра I; б) Екатерины II; в) Ивана Грозного.
11. Картофель в Европе начали выращивать как: а) декоративное растение; б) лекарственное растение; в) техническое растение. 12. Опыление в цветках картофеля происходит: а) посредством насекомых; б) посредством ветра; в) путем самоопыления.
13. Картофель размножают: а) только вегетативно; б) только семенами; в) в основном вегетативно.
14. У картофеля, выращиваемого из клубней, корневая система: а) стержневая; б) мочковатая; в) смешанная.
15. Клубни у картофеля хорошо развиваются: а) в теплое сухое лето; б) в дождливое лето; в) в лето с умеренной температурой и умеренным количеством дождей.
16. Подсолнечник по продолжительности жизни: а) многолетнее растение; б) двулетнее растение; в) однолетнее растение.
17. По краю корзинки у подсолнечника находятся: а) ложноязычковые цветки; б) воронковидные цветки; в) язычковые цветки.
18. Подсолнечник в нашей стране как масличная культура выращивается: а) всюду, кроме Крайнего Севера и Сибири; б) главным образом в степной зоне; в) в степной зоне и зоне смешанных лесов.
19. В семенах масличного подсолнечника лучших отечественных сортов содержится: а) до 5% масла; б) до 12% масла; в) до 57 % масла.
20. Подсолнечник масличный выращивается: а) только как масличная культура; б) только как кормовая культура; в) как масличная и кормовая культура.
21. Подсолнечник культура: а) теплолюбивая; б) холодостойкая; в) умеренной температуры.
Тест 2. Плоды. Распределите растения по типам образуемых ими плодов.
Плоды: а - ягода б - костянка в - многокостянка г - орех д - орешек е - желудь ж - семянка з - зерновка и - земляничина к - тыквина л - померанец м - коробочка н - яблоко или яблочко о - стручок п - стручочек р - боб Растения: 1 - миндаль 2 - мандарин 3 - смородина 4 - липа 5 - томат 6 - одуванчик 7 - малина 8 - земляника 9 - лещина 10 - овес 11 - груша 12 - абрикос 13 - просо 14 - подсолнечник 15 - паслен 16 - вишня 17 - капуста 18 - арбуз 19 - акация 20 - белена 21 - огурец 22 - ежевика 23 - лимон 24 - рожь 25 - баклажан 26 - фасоль 27 - апельсин 28 - дикая редька 29 - дыня 30 - соя 31 - арахис 32 - погремок 33 - календула 34 - крыжовник 35 - клубника 36 - каштан 37 - рябина 38 - кабачок 39 - мак 40 - картофель 41 - пастушья сумка 42 - слива 43 - редис 44 - хлопчатник 45 - лен 46 - дуб 47 - горох 48 - паслен Тест 3. Цветок и плод. Решите, правильно или неправильно то или иное суждение. Индексы правильных суждений выпишите и сверьте с правильны ми ответами. 
1. Любой цветок имеет лепестки и чашелистики. 2. У цветка тюльпана и чашечка и венчик имеют яркую окраску. 3. На одном растении тыквы бывают как пестичные, так и тычиночные цветки. 4. Венчик у цветка огурца сростнолепестный, а чашечка сростнолистная. 5. В цветках всех растений имеется только по одному пестику. 6. Пестик может быть без столбика. 7. Рыльце пестика цветка кукурузы достигает в длину 20 см и более. 8. Ива, как и кукуруза, растение однодомное. 9. У самоопыляемых растений рыльце пестика всегда расположено выше пыльников. 10. Внутри завязи пестика имеется одна или несколько семяпочек. 11. Из завязи развивается семя. 12. У большинства растений плоды развиваются из завязей. 13. В образовании плода огурца принимает участие разрастающееся цветоложе цветка. 14. Плод груши называют яблоком. 15. Орех односеменной плод. 16. Плод конского каштана орех. 17. Все вкусные и ароматные сочные плоды ягоды. 18. Если цветок имеет лепестки и чашелистики, то его околоцветник называют двойным. 19. Цветок ландыша имеет простой венчиковидный околоцветник. 20. По внешнему краю цветка подсолнечника расположено много крупных лепестков. 21. У одуванчика соцветие корзинка. 22. Кисть, початок и головка - простые соцветия. 23. Соцветие сложный зонтик имеют морковь, укроп, борщевик. 24. У смородины соцветие-кисть. 25. На рябине образуются плоды, называемые яблочками. 26. Плоды клевера односеменные бобы. 27. Ветроопыляемые растения цветут одновременно с насекомоопыляемыми растениями. 28. Все самоопыляемые растения опыляются при помощи ветра. 29. Семена двудольных растений не имеют эндосперма. 30. В семенах однодольных растений зародыши имеют по одной семядоле.

Тест 4. Цветок и плод. Из предложенной информации по каждому вопросу выберите те буквенные обозначения, после которых даны правильные ответы.

1. Околоцветник называют двойным, если в нем: а) лепестки располагаются в два ряда; б) лепестки и чашелистики рас полагаются по двум кругам; в) имеется чашечка и венчик; г) чашечка зеленая, а венчик белый.
2. Лепестки это: а) наружные листочки цветка; б) внутренние листочки цветка; в) наружные и внутренние лис точки цветка.
3. Цветки растений имеют: а) только по одному пестику; б) по одному пестику и более (иногда много); в) только по два-три пестика.
4. Цветки с простым околоцветником имеют: а) только венчик; б) только чашечку; в) ни то, ни другое: все листочки одинаковые.
5. Пестик в цветках растений: а) всегда имеет завязь, рыльце и столбик; б) может не иметь столбика; в) может не иметь рыльца.
6. Тычинки и пестики бывают: а) в каждом цветке: б) не в каждом цветке: имеются только пестичные и только тычиночные цветки; в) не в каждом цветке: имеются цветки без тычинок и пестиков.
7. Однодомными называют растения, у которых; а) цветки обоеполые; б) цветки раздельнополые, и находятся они на одном растении; в) цветки раздельнополые: на одних растениях находятся пестичные цветки, а на других тычиночные.
8. Двудомные растения; а) огурец, кукуруза, тыква; б) яблоня, земляника, капуста; в) конопля, тополь, спаржа.
9. Соцветие-кисть это совокупность цветков, которые: а) имеют длинные цветоножки, отходящие от вершины побега; б) имеют хорошо заметные цветоножки, отходящие от длинной общей оси. в) не имеют цветоножек, но рас полагаются на длинной общей оси.
10. Соцветие, в котором сидячие цветки располагаются на общей удлиненной оси, называют: а) сережкой; б) простым колосом; в) метелкой.
11. У соцветия "початок" женские цветки располагаются на: а) общем разросшемся цветоложе; б) общей разросшейся оси соцветия; в) на вершине разросшейся оси соцветия.
12. Цветки, собранные в соцветие "корзинка", обычно: а) мелкие, сидячие. Их чашечка видоизменена в пучок волосков или отсутствует; б) мелкие, с очень короткими цветоножками. Их чашечка состоит из мелких чашелистиков; в) мелкие, сидячие, без около цветника.
13. Сложным щитком называют соцветие, образованное: а) только простыми щитками; б) только простыми зонтиками; в) не только простыми щитками.
Имеются сложные щитки, со стоящие из мелких корзинок. 14. Соцветие "корзинка" снаружи защищено: а) крупными краевыми цветками; б) оберткой, состоящей из видоизмененных листьев; в) крупными чашелистиками, расположенными в два и более рядов.
15. Перекрестным опылением называют перенос пыльцы: а) с цветка одного растения на цветки другого растения; б) с одного цветка на другие цветки в пределах одного растения; в) с одного цветка на другой цветок как в пределах одного растения, так и на цветки других растений такого же вида.
16. Ветроопыляемые растения обычно растут: а) большими скоплениями (рощи, заросли и др.); б) разреженно; в) отдаленно друг от друга.
17. У ветроопыляемых растений созревает: а) такое же количество пыльцы, как и у насекомоопыляемых; б) меньшее количество пыльцы, чем у насекомоопыляемых; в) обилие пыльцы.
18. Пыльца ветроопыляемых растений по сравнению с пыльцой насекомоопыляемых растений обычно: а) мелкая; б) крупная; в) средняя.
19. Деревья и кустарники обычно зацветают, когда; а) на них распускаются листья; б) листьев на них еще нет; в) все растения "одеты" листвой.
20. Пыльники цветков ветроопыляемых растений находятся: а) на коротких тычинковых нитях; б) на длинных и тонких тычинковых нитях; в) на тычинковых нитях средней длины и толщины.
21. При самоопылении пыльца из пыльников попадает на рыльце: а) какого-либо цветка этого же растения; б) этого же цветка; в) как этого же цветка, так какого-либо другого цветка растения такого же вида.
22. Картофель, горох, фасоль, то мат это: а) перекрестноопыляемые растения; б) самоопыляемые растения; в) растения как перекрестно опыляемые, так и самоопыляемые.
23. Двойным оплодотворением у цветковых растений называют: а) слияние яйцеклетки с одним, а затем и с другим спермием; б) слияние яйцеклетки с одним спермием и центральной клетки семязачатка с другим спермием; в) слияние яйцеклетки со всем содержимым пыльцевой трубки.
24. Из оплодотворенной яйцеклетки развивается: а) плод; б) семя; в) зародыш семени.
25. В образовании плодов участвуют: а) только завязь; б) только семяпочка (семязачаток); в) завязь, семяпочка, а иногда цветоножка и цветоложе.
26. Плоды-ягоды по количеству семян бывают: а) односеменными; б) многосеменными; в) как односеменными, так и многосеменными.
27. Плоды костянки имеют около плодник: а) сочный; б) сухой; в) в большинстве случаев сочный.
28. У сухого плода, называемого бобом, околоплодник образован: а) двумя раскрывающимися створками; б) двумя створками и пленчатой перегородкой между ними; в) двумя сросшимися (не раскрывающимися) створками.
29. Плоды фасоли, гороха, акации называют: а) бобами; б) стручками; в) бобами и стручками.
30. Если сухой многосеменной плод имеет две створки и их длина при мерно равна ширине плода, то это: а) семянка; б) стручочек; в) боб.
31. Эндосперм имеют семена: а) только двудольных растений; б) только однодольных растений; в) как двудольных, так и одно дольных растений.
32. Эндосперм это: а) часть зародыша семени; б) ткань семени с запасом пита тельных веществ; в) часть зародыша семени у однодольных растений и ткань семени у двудольных растений.
33. У семени гороха и фасоли зародыш состоит из: а) зачаточного корешка, почечки и двух семядолей; б) зачаточного корешка и почечки; в) двух зачаточных корешков, почечки и двух семядолей.
34. Плоды череды распространяются при помощи: а) ветра; б) животных; в) талой воды.
35. У мака, хлопчатника, белены распространяются: а) плоды; б)семена; в) у одних из названных растений плоды, а у других семена.
Тест 5. САН ( самочувствие, активность, настроение)
Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).
Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

1. Самочувствие хорошее
3
2
1
0
1
2
3
Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным







Чувствую себя слабым

3. Пассивный







Активный

4. Малоподвижный







Подвижный

5. Веселый







Грустный

6. Хорошее настроение







Плохое настроение

7. Работоспособный







Разбитый

8. Полный сил







Обессиленный

9. Медлительный







Быстрый

10. Бездеятельный







Деятельный

11. Счастливый







Несчастный

12. Жизнерадостный







Мрачный

13. Напряженный







Расслабленный

14. Здоровый







Больной

15. Безучастный







Увлеченный

16. Равнодушный







Взволнованный

17. Восторженный







Унылый

18. Радостный







Печальный

19. Отдохнувший







Усталый

20. Свежий







Изнуренный

21. Сонливый







Возбужденный

22. Желание отдохнуть







Желание работать

23. Спокойный







Озабоченный

24. Оптимистичный







Пессимистичный

25. Выносливый







Утомляемый

26. Бодрый







Вялый

27. Соображать трудно







Соображать легко

28. Рассеянный







Внимательный

29. Полный надежд







Разочарованный

30. Довольный







Недовольный











Ключ к тесту
Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста
При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом:
индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2;индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).
Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.
При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.
Источники
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния/ Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Опросник «Удовлетворенность деятельности в объединении дополнительного образования»
Выберите один из вариантов ответа, поставив в соответствующем окне «+»или «V».

№ п\п
вопрос
Удовлетворен полностью
Частично удовлетворен
Не удовлетворен

1
Удовлетворен ли ты стилем руководства руководителя объединения?




2
Удовлетворён ли ты условиями работы (жара, холод, шум и т.п.)?




3
Удовлетворён ли ты содержанием деятельности?




4
Удовлетворен ли ты тем, как можешь использовать свой опыт и способности?




5
Удовлетворён ли ты продолжительностью занятий?




Примечание: данный опрос можно проводить не только с членами объединения, но и с их родителями (законными представителями), чтобы выяснить степень удовлетворённости деятельностью объединения.














Диагностическая карта личностных достижений учащихся
Цель: Отработка критериев личностного роста обучающихся и изыскание способов дифференцированного подхода к обучению.

ФИО
Психофизиологические характеристики
Когнитивные характеристики
Эмоциональная сфера
Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности
Мотивационная сфера


Память (ПМ)
Внимание (ВМ)
Моторика (М)
Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО)
Скорость восприятия и переработки информации (С)
Эмоциональный самоконтроль (ЭС)
Преобладающее настроение на занятии (Н)
Волевые качества (В)

Реактивность (Р)
Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД)
Преобладающий характер стиля общения (ХСО)

Уровень мотивации (У)
Интерес к предмету (ИП)

















Инструкция к заполнению диагностической карты:
Психофизиологические характеристики
1. Память (ПМ) учащегося оценивается визуально последующей шкале оценок:
3 балла–очень хорошая память, скорость запоминания и воспроизведения высокая;
2 балла - средний уровень памяти, характеристики неустойчивы;
1 балл – плохая память, скорость запоминания и воспроизведения низкая. 2. Внимание (ВМ) оценивается визуально:
3 балла – высокая концентрация внимания, быстрая реакция, обучающихся почти не отвлекается на посторонние дела;
2 балла – неустойчивое внимание или его средний уровень;
1 балл – низкая концентрация внимания, реакция замедленная, обучающийся постоянно отвлекается.
3. Моторика (М) – оценивается визуально
3 – учебные движения точные, четкие, уверенные, чертит, рисует быстро, точно, уверенно;
2–средний уровень владения учебными движениями или неустойчивое владение;
1–низкий уровень владения.
4. Координация (ориентировка) в учебном пространстве (КО). Для оценивания этого качества внимательнее понаблюдайте за учеником, вспомните, как он ориентируется в учебном кабинете. Много ли ему нужно, чтобы приготовить все необходимое к занятию, или он вечно копается и никак не может достать то, что нужно. Как обучающийся размещает учебные записи, чертежи в тетради, на листе.
3–высокий уровень координации в учебном пространстве, все делает рационально и оптимально;
2 – средний уровень или неустойчивый;
1–низкий уровень.
Когнитивные характеристики.
1. Скорость восприятия и переработки информации (С) оценивается визуально по 3-х балльной шкале: 3 - способен очень быстро воспринимать и перерабатывать информацию, что называется, схватывать на лету, может быстро уловить основную мысль, пересказать, ответить вопросы на понимание; 2 – средняя скорость: воспринимает и улавливает информацию, но не всегда может ухватить основную мысль, идею. Не всегда точен в ответах на вопросы на понимание; 1 – низкая скорость восприятия и переработки информации, плохо отвечает на вопросы.
Эмоциональная сфера.
1.Эмоциональный самоконтроль (ЭС) – определите визуально, насколько обучающийся способен управлять своими эмоциями.
3 – высокий уровень самоконтроля: ученик в состоянии регулировать свое эмоциональное состояние. Когда необходимо, способен сдержать эмоции, когда надо – выплеснуть наружу, способен проявлять сочувствие, сопереживание, выражать их эмоционально;
2 – средний (неустойчивый) уровень самоконтроля;
1 – низкий уровень самоконтроля: обучающийся не способен сдерживать свои эмоции. 2. Преобладающее настроение на занятии (Н).
3 – рабочее, мажорное настроение;
2 – неустойчивое настроение;
1 – нерабочее, минорное настроение. 3. Волевые качества (В). Определите визуально, в какой степени проявляются у обучающегося волевые качества на занятии, на мероприятиях.
3 – высокий уровень развития волевых качеств, проявляющихся в настойчивости в достижении желаемых результатов, умении заставлять себя что-то сделать в случае необходимости, в трудолюбии, усердии;
2 – средний (неустойчивый) уровень;
1 – низкий уровень, проявляющийся в вялости, лени, неумении взять себя в руки в случае необходимости. 4. Реактивность (Р) - вспомните особенности поведения обучающегося на занятиях и определите, проставив в диагностической карте буквы И, Р, Н, преобладающий характер поведения обучающегося.
И – импульсивное поведение: обучающийся способен действовать по первому побуждению под влиянием внешних обстоятельств или эмоций, не обдумывает свои поступки, не оценивает все «за» и «против». Он быстро реагирует и столь же бурно раскаивается в своих действиях.
Р – рефлексивное, обдуманное поведение, осознанное, быстрое, разумное.
Н - неустойчивое поведение, либо вы не можете определить преобладающий характер поведения.
Ценностные ориентации. Коммуникативно-адаптационные способности. 1.Ценности коммуникативной деятельности (ЦКД). Оценивается реальное место и роль обучающегося в коммуникативных отношениях в объединении. Место и роль в коммуникативных отношениях могут быть выражены в качественных характеристиках: лидер (Л), признаваемый (П), отвергаемый (О).
Л -лидер: имеет высокий авторитет в группе сверстников или в группе. Позиция лидера проявляется во всех видах учебной и внеучебной деятельности, желанный участник всех мероприятий и желанный субъект общения.
П –признаваемый. Авторитетный человек, с чьим мнением считаются в каких-то отношениях (его круг общения в группе уже, чем у лидера).
О – отвергаемый. Постоянного круга общения в объединения нет. Контакты носят случайный характер, в игры его приглашают редко. 2.Преобладающий характер стиля общения (ХСО).
Т - терпимый. При таком стиле общения человек обладает развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, что позволяет ему с уважением относиться к достоинству других; умеет воспринимать другую, отличную от своей точку зрения; редко вступает в конфликты, стремится к их разрешению мирным путем, самооценка адекватна.
К – конформистский. Размыты представления о нормах общения, часто неадекватная самооценка, легко принимает любой стиль общения, сложившийся в группе, групповые нормы и ценности некритически присваивает, несамостоятелен, в конфликтной ситуации ведет себя так, как принято в его группе.
А – неадекватная самооценка. Нетерпим к другой точке зрения, позиции, сам создает конфликтные ситуации.
Мотивационная сфера.
1.Уровень мотивации (У).
3 балла – высокий уровень мотивации: ученик с удовольствием заниматься, это доставляет ему радость, он хочет узнать как можно больше; 2–средний (неустойчивый) уровень мотивации;
1 – низкий уровень мотивации: ученик без желания занимается в объединении (ходит с группой продленного дня, заставляют родители и т.д.)
2.Интерес к предмету (ИП):
3 балла – высокий; 2 балла – средний; 1 балл – низкий.

Карточка индивидуального развития ребенка.
Фамилия, имя__________________________________
Возраст_______________________________________
Название детского объединения___________________
Педагог_______________________________________
Дата начала наблюдения_________________________

Качества
Оценка качеств (в баллах) по времени


Исходное состояние
Через полгода
Через год
Через 
1,5 года
Через 
2 года

Мотивация к занятиям.






Познавательная нацеленность






Творческая активность






Коммуникативные умения






Коммуникабельность






Достижения








Примечание: критерии оценки см. ниже.

Критерии оценки развития ребенка.

«2»
«3»
«4»
«5»

Мотивация к занятиям.

Неосознанный интерес, навязанный извне или на уровне любознательности. Мотив случайный, кратковременный. Не добивается конечного результата.
Мотивация неустойчивая, связанная с результативной стороной процесса. Интерес проявляется самостоятельно, осознанно.
Интерес на уровне увлечения. Устойчивая мотивация. Проявляет интерес к проектной деятельности.
Четко выраженные потребности. Стремление глубоко изучить предмет «Технология» как будущую профессию. Увлечение проектной деятельностью.

Познавательная активность.

Интересуется только технологическим процессом. Полностью отсутствует интерес к теории. Выполняет знакомые задания.
Увлекается специальной литературой по направлению детского объединения. Есть интерес к выполнению сложных заданий.
Есть потребность в приобретении новых знаний. По настроению изучает дополнительную литературу. Есть потребность в выполнении сложных заданий.
Целенаправленная потребность в приобретении новых знаний. Регулярно изучает дополнительную специальную литературу. Занимается исследовательской деятельностью.

Творческая активность.

Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений, заданий. Нет навыков самостоятельного решения проблем.
Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога.
Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить.
Вносит предложения по развитию деятельности объединения. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способностью к рождению новых идей.

Коммуникативные умения.

Не умеет высказать свою мысль, не корректен в общении.
Не проявляет желания высказать свои мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников.
Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушивается к другим.
Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента.

Коммуникабельность.

Не требователен к себе, проявляет себя в негативных поступках.
Не всегда требователен к себе, соблюдает нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах.
Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты.
Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортную обстановку, дети тянутся к этому ребёнку.

Достижения.

Пассивное участие в делах кружка.
Активное участие в делах кружка.
Значительные результаты на уровне СЮТ.
Значительные результаты на уровне района, области.















Приложение 1
Утверждено
Директор школы
_______ Н.А.Шахова


Положение о пришкольном участке

1. Общие положения.
Школьный участок организуется в целях воспитания у учащихся интереса и любви природе и сельскому хозяйству; обеспечение более тесной связи изучения основ наук с сельскохозяйственным трудом учащихся, успешного освоения учащимися знаний по природоведению, биологии, химии, географии и др. предметам; приобретение ими элементарных практических умений и навыков по выращиванию растений;
На школьном участке организуется работа всех учащихся школы в соответствии с Уставом школы и Положением о летней практике учащихся;
Участок является базой для оснащения продуктами питания школьной столовой.

2. Организация земельной площади школьного участка.
Школьный участок имеет площадь 16080 кв.м.
Первая часть –– цветник. Вторая часть –– пашня занята посевами картофеля и огородом. На огороде выращиваются овощные культуры: морковь, свекла, лук, фасоль, огурцы, капуста, томаты и др.

3. Организация и содержание работы на участке.
Работа учащихся на участке проводится за счёт времени, отводимого учебным планом на трудовое обучение и во время летней трудовой практики;
Основным содержанием труда учащихся является посадка, прополка, уборка и поливка овощей и фруктов;
Учителя, привлекаемые к руководству работой учащихся, обучают их культуре труда, рациональному использованию времени, соблюдению правил по охране труда. Соблюдается правильный режим труда и отдыха учащихся. Запрещается работа с ядохимикатами. Учителя систематически знакомят школьников с гигиеническими правилами и требуют их соблюдение в процессе выполнения сельскохозяйственных работ.
Работа на участке проводится в соответствии со специально разработанным планом, которым предусматривается –– организация земельной площади участка, размещение культур и размер занимаемых площадей.
Срок и порядок выполнения работ;
Потребность в семенах, удобрениях, сельскохозяйственном инвентаре.
План работы на участке –– составная часть плана учебно-воспитательной работы школы, он рассматривается на педсовете и утверждается директором школы.
Ежегодно проводятся итоги работы учащихся и учёт собранного урожая;
Школьники, которым по состоянию здоровья нельзя работать в полную силу, работают в щадящем режиме, в объёме согласно заключению врача. Не привлекаются к работе на участке учащихся, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья;
Обязательным условием обеспечения охраны труда учащихся является их обучение и инструктирование по ОТ с соответствующим оформлением в журнале учёта инструктажа, контроля за соблюдением школьниками требований по охране труда.

4. Руководство работой на школьном участке.
Заведующий учебно – опытным участком осуществляет общее руководство работой на школьном участке.
Заведующий учебно – опытным участком:
Несёт ответственность за недельную документацию;
Несёт ответственность за педагогически продуманную организацию и содержание труда учащихся на участке;
Обеспечивает своевременное приобретение семян, посадочного материала, удобрения, а также охрану участка и урожая;
Привлекает родителей, общественность для оказания помощи в обработке и подготовке почвы к посеву;
Непосредственное руководство работой на участке ведёт заведующий учебно – опытным участком, помогают учителя и техперсонал. По окончании работ на участке составляется отчет о собранном урожае;
Работа учащихся на участке в весенний период и осенью проводится под непосредственным руководством учителя биологии, труда, классного руководителя. В летний период руководят работой на участке все учителя в соответствии с графиком. Учитель биологии и труда инструктируют учителей, привлекаемых к работе на участке;
Урожай, собранный на участке, а также средства от реализации излишков урожая используются школьной столовой на организацию горячего питания.
Акты по учёту урожая и средств от реализации оформляются комиссией в составе директора, председателя родительского комитета утверждаются.
Средства, получаемые от реализации излишков урожая, могут использоваться на организацию внеклассной работы.



Приложение 2

План изготовления и сбора учебно–наглядных пособий.

№ п/п
Название пособия
Сроки изготовления
Кому поручено

1
Образцы семян районированных культур.
Зерновые культуры
Овощные культуры
Цветочные культуры
Август
Июль-сентябрь
Август – Сентябрь

5 кл.

2
Корни.
Стержневые (гербарии по 15 шт.)
Мочковатые (гербарии по 15 шт.)
Июнь –
Август

6 кл.

3
Нижние обрезки стеблей окученных томатов с корнями для ознакомления с развитием придаточных корней (15шт.)
Сентябрь
6 кл.

4
Корневища пырея, с разветвленными и проросшими почками (15 шт.)
Май, сентябрь
6 кл.

5
Нижние обрезки стеблей кукурузы с воздушными корнями (5шт.)
октябрь
7 кл.

6
Клубеньки на корнях бобовых растений (15 шт.)
сентябрь
7 кл

7
Соцветия.
Колосья пшеницы, ячменя (снопики).
Метелки овса, проса (снопики)
Метелки – мужские соцветия кукурузы.
Июнь - июль
Июль – август
Июль


7 кл.

8
Плоды.
Плоды крестоцветных (в растворе соли)
Август

8 кл.

9
Гербарии культурных, дикорастущих лекарственных растений
Июнь - август

8 кл.

10
Гербарии формы листовой пластинки
Июнь - август
8 кл






















Список литературы:
Базилевская.Н. и др. Книга юного натуралиста. -М.:Молодая гвардия, 1981
Згоржельская Т.П.Управление развитием общего образования на селе. Диссертация по педагогике,2003
Папорков М.А. и др. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: Пособие для учителей.- М.:Просвещение,1980
Розенштейн А.М. Самостоятельные работы учащихся по биологии: Растения: Пособие для учителя.-М.:Просвещение,1988
Физиология растений. Версия 1.0 [Электронный ресурс] : конспект лекций / В. М. Гольд, Н. А. Гаевский, Т. И. Голованова и др. – Электрон.дан. (2 Мб). – Красноярск : ИПК СФУ, 2008.
Энциклопедический словарь юного биолога / Сост. М. Е. Аспиз.-М.: Педагогика,1986.
Юрова Э.А. Пищевые растения мира.-Учебное пособие.- Великий Новгород :Издательский центр НовГУ им.Ярослава Мудрого, 2003 г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




15