Опытная работа Развитие мелодического слуха у детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио



Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования
детей детская музыкальная школа п. Пречистое Опытная работа
РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО СЛУХА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ СОЛЬФЕДЖИО
Глава Опытная работа по развитию мелодического слуха
детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио
1.1.Содержание опытной работы
1.2. Диагностика развития мелодического слуха детей старшего
дошкольного возраста на занятиях сольфеджио
1.3. Методические рекомендации по развитию музыкального слуха детей старшего дошкольного возраста
-Выводы
-Заключение
-Список литературы

Глава I. Опытная работа по развитию мелодического слуха
детей старшего дошкольного возраста на занятиях
сольфеджио

1.1.Содержание опытной работы

Опытная работа проводилась нами на занятиях сольфеджио в подготовительном классе музыкальной школы п. Пречистое Ярославской области.
Работа проводилась в течение ряда лет. В основу опытной работы легли исследования развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - выявить, обосновать и доказать возможность развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио.
В соответствии с программой на занятиях по сольфеджио для подготовительных классов мы решали следующие задачи:
1. Привитие детям любви и интереса к музыке, накопление музыкальных впечатлений и воспитание художественного вкуса.
2. Выявление и всестороннее развитие музыкальных способностей детей, формирование первоначальных музыкальных представлений и навыков приобретения элементарных сведений по музыкальной грамоте.
Занятия проходили один раз в неделю по 45 минут.
Построение занятия может быть или всегда одинаковым - типовым - или свободным, то есть таким, когда последовательность форм работы будет меняться. Однако на каждом занятии должны быть использованы все новые формы работы: пение интонационных упражнений, анализ на слух, чтение с листа и запись диктанта.
Чтобы занятие было полноценным и внимание учащихся было все время активным, следует чередовать формы, приемы ведения занятия, не допускать утомления, однообразия.
Работа над развитием мелодического слуха дошкольников ведётся на протяжении всего занятия и осуществляется во всех видах деятельности.
Приведём несколько фрагментов занятий.
Цель занятий:
- образовательная: развитие мелодического слуха, диапазона голоса, чистого и правильного интонирования;
- воспитательная: активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ученика, развитие эмоциональной сферы музыкального восприятия, формирование культуры слуха, на основе стилевого воспитания.
Фрагменты из темы: «Введение в мир музыки»
Ход урока:
1.Дети входят в класс под марш.
2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте» V-III-I
3.Разучивание попевки «Звонок» А.Логинова. Исполнение попевки на металлофоне.
1. Игра «Имена» и «Будь внимателен»
Цель: развитие памяти, внимания.
«Имена»
Ход: участники садятся по кругу. Все закрывают глаза и произносят по очереди свои имена, следя за тем, чтобы не было остановок.
Варианты:
а) чередовать громкое и тихое (шепотом) произнесение слов;
б) произносить имена то высоким, то низким голосом чередуя;
в) чередование медленного произнесения с быстрым.
2.«Будь внимателен».
Ход: для проведения игры необходимо хорошее знание какой-либо песни. Задача участников - вовремя вступить и пропеть свою фразу
3. «Музыкальный домик».
Цель: Развивать у детей внимание и умение различать тембр различных музыкальных инструментов.
Ход: Педагог показывает детям домик и говорит, что он сказочный, в нём живут весёлые музыканты, играющие на разных инструментах. Если внимательно послушать, то можно определить, на каких инструментах они играют. Педагог исполняет несложный ритмический рисунок или знакомую ребятам попевку поочерёдно на разных инструментах, но так, чтобы дети их не видели. Ребёнок, выполняющий задание, определив на слух, какой инструмент звучит, находит его изображение среди карточек и закрывает ею одно из окошек домика.
4. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Цель: развитие памяти на тембры голосов.
Ребёнку предлагается подобрать пропущенное слово, которое описывает тембр голоса каждой «няньки». При пересказе стихотворения подражать этому тембру.
5.«Эхо в лесу». Мы предлагаем встать детям по разным сторонам (углам) комнаты. Напевайте громким голосом различные слова для «эха»- дети должны отвечать тихо, но с той же интонацией в голосе, нараспев, в том же темпе и ритме: «ау, ку-ку, ква-ква, тук-туки-тук, кар-кар, у-у, жу-жужу, чик-чирик» и тому подобное.
6.Разучивание песни Филиппенко «Весёлый музыкант».
7. Звуки высокие, средние и низкие.
Игра «Кого встретил колобок».
Ход: дети вспоминают сказку «Колобок», перечисляют всех её персонажей, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы, характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «Заяц»- в высоком, «Лиса» - в среднем, «Волк» - в низком», «Медведь» - в очень низком. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и передвигают линейку. Рядом с колобком в окошке показывается то заяц, то волк и т.д. в зависимости от того какая пьеса исполняется.
Музыкальный материал: «Кого встретил колобок?» Г.Левкодимова (прил.)
7. Игра «Музыкальные лесенки». (см. прил.)
Цель: Развивать восприятие и различение последовательностей из трёх, четырёх, пяти ступеней лада, идущих вверх и вниз: до-ре-ми, ми-ре-до;до-ре-ми-фа,фа-ми-ре-до;до-ре-ми-фа-соль,соль-фа-ми-ре-до. Ступени лада поются со словами:1) «вверх иду», «вниз иду»;2) «вверх я иду», «вниз я иду»; 3) «вот иду я вверх», «вот иду я вниз». Дети должны знать последовательность звуков и петь их.
8.Слушание музыки. Детям предлагаем прослушать музыкальные произведения и ответить на вопрос, под какую музыку можно кружиться плавно и мягко, под какую - быстро и весело, под какую - маршировать. Дети внимательно слушают музыку и подбирают соответствующие движения. Для примера: С.Прокофьев «Марш» из цикла детская сюита, Л.Делиб «Вальс» из балета «Коппелия», П.Чайковский «Полька».
9. Попевка «До свидания» V-V-III-III-I
11.Выход детей под марш.

Фрагменты из темы: «Сказочный музыкальный лес»
Ход урока:
1.Дети входят в класс под марш, отмечая хлопками сильную долю.
2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте» V-III-I; V-V-I; III-V-I
3.Распевание. Повторение пройденных песен, попевок, например: «Уточка» И.Арцибашева, «Паравоз» Г.Эрнесакс.
4. Полный мажорный звукоряд. Игры: «Живой звукоряд» и «Подвижный звукоряд.
«Живой звукоряд»
Участники выстраиваются, держа в руках игрушку-ноту, друг за другом в правильном порядке и поют каждый свою ноту.
«Подвижный звукоряд»
Дети выстраивают звукоряды, начиная с разных тоник. Данная игра готовит детей к транспонированию.
5. Беседа о русской народной сказке «Лиса и заяц» («Была у зайца избушка лубяная, а у лисы ледяная…»).
Импровизация. Вопрос педагога (фраза заканчивается на доминанте) - ответ ученика (фразу закончить тоникой):
Зайчик, зайчик, где ты бегал?
За морковкой я ходил.
6. Повторение и закрепление пройденных песен. Игра «Музыкальная мозаика».
В.Челноков «Лесенка» (см. прим.) - пение в разных вариантах, меняя в каждой фразе задание, например, 1 фраза - петь называя ступени цифрами, 2 фраза - петь со словами, 3 и 4 фразы - сольфеджировать.
«Музыкальная мозаика».
Дети поют песню, затем находят ту мозаику, где фишки-нотки выложены правильно и подходят к словам песни.
7. Устный диктант. Сочетание интонаций V-III и поступенного движения вниз.
2/4 V- V- III V-V- III V-IV-III-II-I
Вот так дом, снежный дом,
Белое крылечко.
Вот так дом, снежный дом,
Ледяная печка.
Показ мелодии на таблице «Музыкальный домик», сольфеджирование , подбор.
8.Игра «Проверка ушек. Таинственное ухо».
Таинственное эхо живёт у нас в лесу,
Умеет говорить оно: «Эй, лес! Ау, ау!»
Ребёнок повторяет на втором инструменте, сыгранные педагогом на фортепиано короткие мелодии, основанные на пройденных интонациях.
9.Размер ¾. Слушание. П.И.Чайковский «Немецкая песенка»- отгадать название и автора.
Игра: Дети встают в круг и передают игрушку (ёжик) друг другу на сильную долю.
К нам забрёл случайно ёжик
И подслушал наш урок.
10. Движение под музыку.
Русский танец «Пойду ль я»
1.такт: пружинка
2. такт: два хлопка в ладоши
3.такт: два притопа
4.такт: два хлопка по ногам
Движения исполняются а) вместе;
б) по одному цепочкой.
11. Исполнение песни А. Филиппенко «Вот какие чудеса»
Да, большие ребятишки,
И девчонки и мальчишки.
Мы сейчас споём про лес,
Полный сказок и чудес.
12.Попевка «До свидания» V-V-III-III-I
13.Выход детей под марш.
Фрагменты из темы: «Волшебная страна Интервалия»
Ход урока:
1.Дети входят в класс под марш, отмечая хлопками сильную долю.
2. Музыкальное приветствие «Здравствуйте» V-III-I; V-V-I ; III-V-I
3. Повторение песен, попевок, например: «Киска» Г.Курина, «Сел комарик на дубочек» бел.н.п.
4. В.В. Кирюшин «Сказка о глупой жирафе Октаве».
Цель: познакомить с понятием интервал, используя метод интонационного постижения
Дети слушают сказку и знакомятся с названиями интервалов.
5. Игра «Будь внимателен». Учитель бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос из текста сказки.
Цель: Педагог проверяет знания, приобретенные детьми в процессе слушания или чтения сказки.
6. Обучающая песня - танец «Интервалы» Е.Голубева (см. прил.)
Дети становятся в круг и соответственно словам песни выполняют танцевальные движения: топают на месте, шагают и т. д.
7. «Цирковые собачки», (см. прил.)
Цель: упражнять детей в различении полного звукоряда (семь ступеней), неполного звукоряда (пять ступеней), последовательностей из трёх звуков мажорного трезвучия. Все последовательности звуков даются в поступенном движении вверх и вниз. Знать песню «Цирковые собачки» Е.Тиличеевой .
8.Попевка «До свидания» V-V-III-III-I
9.Выход детей под марш.
1.2. Диагностика развития мелодического слуха детей старшего
дошкольного возраста на занятиях сольфеджио

Педагогическая диагностика - это деятельность, направленная на выявление изменений в развитии ребенка в процессе освоения им учебной программы для определения эффективности педагогической деятельности (29,с. 10).
Для определения уровня развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио нами была разработана педагогическая диагностика на основе диагностики музыкальных способностей детей В.П. Анисимова.
Диагностика проходила в начале учебного года (сентябрь месяц) в индивидуальном порядке. В основу диагностики были положены игровые задания.
Констатирующая опытная работа предусматривала решение следующих задач:
-выявить компоненты, критерии, показатели, уровни развития музыкальных способностей детей;
-определить средний уровень музыкально развития, сформированного в стихийном опыте.
Для решения первой задачи были выделены компоненты, критерии, показатели и уровни, которые представлены в таблицах 1,2.
Таблица№1
I Музыкальный слух 1. 2. 3. 4. чистое интонирование мелодической линии
чувство лада владение широким диапазоном слуховое внимание II Музыкальная память Запоминание, узнавание и воспроизведение муз. материала Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться III Чувство ритма Точность, четкость
передачи
ритм. рисунка
IV
Музыкальное движение
Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер того или иного образа. V Творческие навыки Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на музыкальных инструментах) различными выразительными средствами Уровни развития компонентов музыкальных способностей
Таблица №2
Музыкаль-ный слух: Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень чистое, правильное интонирование не чистое интонирование интонир. отдельных
мелодический линий 1.диапазон голоса широкий диапазон голоса не менее 6-7 звуков диапазон голоса
4 звука 2. слуховое внимание хорошее внимание отрывочное, улучшение после повторного показа отсутствие внимания. Чувство ритма четкая точная передача ритмического рисунка передача отдельных элементов ритмического рисунка нет точности передачи
ритмического рисунка улучшение показателей улучшение показателей после повторного показа нет улучшений
показателей Музыкаль-ная память быстрое запоминание, узнавание; наличие музыкального "багажа" памяти.
неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала, узнавание; небольшой запас музыкального «багажа» памяти отсутствие
навыков запоминание
и воспроизведение
музыкального
материала,
узнавания; отсутствие
музыкального «багажа» памяти Музыкаль-ное движение большой запас танцевальных движений; умение передать ими характер образа ограниченный запас танцевальных движений; неумение передать ими характер образа отсутствие запаса
танцевальных
движений; неумение
передать ими
характер образа

Творческие навыки умение досочинить мелодию, ритмический рисунок
неуверенность в сочинении мелодии, ритмического рисунка отсутствие навыка
сочинения мелодии,
ритмического рисунка Для решения второй задачи констатирующей практической работы давались следующие задания:
Задание 1 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания. Детям предложено снять с голоса учителя мелодическую линию народной попевки "В огороде заинька", "Светит солнышко", "Ходит Васька кот", мелодия которых имеет поступенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции и квинты. Если есть затруднения, экспериментатор помогает голосом, либо подыгрывает попевку на инструменте.
С данным заданием справились не все учащиеся. У детей отмечена неуверенность, робость в пении. При повторном исполнении попевки на инструменте лишь несколько детей вслушиваются в мелодическую линию и пытаются петь чисто. Наиболее удачно дети исполняют песенку "В огороде заинька", т.к. мелодия состоит из 2-х ступеней. Наибольшие затруднения возникли при пении попевки «Ходит Васька кот», т.к. мелодия имеет волнообразный тип движения мелодии
Задание 2 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. Экспериментатор исполнял на инструменте"Колыбельную" в разных регистрах: высоком, среднем, низком.
При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую – зайчиха (средний регистр), третью - мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь. Дети справились неплохо, слушали музыку внимательно, не отвлекаясь. Почти все ребята справились с заданием. Иногда ответы детей имели ошибки, особенно часто дети путали верхний и средний регистры, принимая один из них за другой.
Задание 3 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, слухового внимания.
Детям предложено повторить пение кукушки на двух звуках в интервале терции от разных звуков в сопровождении фортепиано, либо снятия попевки с голоса.
Дети с большим желанием откликнулись на задание, но их повтор отличался механическим проговариванием слогов "ку-ку", не слушая звуковысотного расположения. Если учитель заострял внимание на неправильности выполнения задания, предлагая внимательнее послушать высоту звука, исполняя еще раз на инструменте, то многие дети правильно повторяли предложенный материал. Повторные их попытки спеть чисто звуки имели лучший результат.
Задание 4 ставило целью выявить наличие у ребенка музыкальной памяти по пройденному ранее музыкальному материалу.
Детям задавался вопрос о том, какие они знают народные песни, потешки из пройденного материала по развивающей программе детского сада.Затем давались на инструменте отрывки р.н.п. "Светит месяц","А я по лугу", "Во поле березка стояла", «На горе-то калина». Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.
Дети назвали лишь немногие произведения, такие как р.н.п. "Во поле березка стояла", "А я по лугу". Спеть, чисто интонируя мелодию этих песен, не смог ни один ребенок.
Задание 5 имело целью определить наличие ладово-гармонического чувства, то есть способность определить количество звуков в интервалах и аккордах.
Учитель задавал детям вопрос: «Я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай, сколько звуков спряталось - один, два или много». Дети слушали внимательно, но не многие справились с заданием. Затруднение вызвало в определении звучания 2-х и 3-х звуков.
Задание 6 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей.
Детям предлагалось: а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок; б) прохлопать ритмический рисунок попевки, исполняемой экспериментатором на 1-ой ступени, например "Барашеньки" - русской народной песни; в) прохлопать ритмический рисунок попевки "Сорока", исполняемой в диапазоне от 2 - ступеней.
Успешно с заданием справились более половины детей, они с большим интересом выполняли задание, даже там где имелись ритмические неточности, дети их таковыми не воспринимали, считая, что все выполняют верно.
Задание 7 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст. Детям предложено досочинить голосом окончание песенки "Дождик" на заданный текст. Несмотря на то, что учителем был показан свой вариант сочинения, только несколько детей вызвались сразу попробовать свои силы в сочинении песенки. Некоторые дети неплохо справились с заданием, хотя их ритмический рисунок и мелодия песенки походили на вариант исполненный экспериментатором, не отличаясь ритмической сложностью и оригинальностью мелодической линии. Многие дети остались равнодушны к выполнению задания, не пытаясь принять участие в сочинении.
Задание 8 ставило целью определить наличие у детей двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений. Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски "Барыня". У детей отмечена неуверенность, робость при выполнении задания.
Движения примитивны, невыразительны, не ритмичны. Дети не обладают запасом движений.
Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии оценки музыкальных способностей:
Музыкальный слух:
- чистое интонирование мелодической линии;
- владение широким диапазоном голоса;
- четкая дикция;
- слуховое внимание;
- чувство лада.
Чувство ритма:
- точность, четкость передачи ритмического рисунка.
Музыкальная память:
-запоминание музыкального материала, а также узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального "багажа" памяти, умение им пользоваться.
Музыкальное движение:
-запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характерного или иного образа.
Творческие навыки:
-интерес к музыкально-творческой деятельности, наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.
Анализ результатов данных по музыкально-творческим способностям позволил составить следующие критерии оценки: В- высокий уровень; Н- низкий уровень;С - средний уровень.
Уровни развития музыкальных способностей детей по заданиям
Таблица№4
Количество
заданий Уровни
высокий
количество % средний
количество % низкий
количество %
№1 11 47 42
№2 11 68 21
№3 11 63 26
№4 32 63 5
№5 11 53 36
№6 - 58 42
№7 - 37 63
Результаты констатирующей практической работы позволили сделать следующие выводы:1. Дети скованы эмоционально при выполнении заданий. Даже при наличии внутреннего желания заниматься музыкальной деятельностью, у них нет достаточного объема элементарных знаний, умений, навыков необходимых для погружений детей в музыкальную деятельность, нет опыта музыкально - творческой деятельности;2. У детей на данный момент отсутствует развитый мелодический слух, звуковысотный, тембровый слух. Многие дети четко и точно передали ритмический рисунок, но, к сожалению, не все справились с этим заданием.
3.Дети плохо владеют певческими навыками, имеют узкий диапазон голоса, у них не развита достаточно дикция. При пении дети не пытаются слушать себя, правильно интонировать мелодию, многие просто проговаривают
слова. 4. У детей нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата. Дети не научены слушать и слышать музыку, анализировать правильность своего исполнения в любом виде музыкальной деятельности. 5. У детей нет слухового багажа произведений музыкального фольклора, хотя со многими из них они были ранее ознакомлены, что говорит о не разработанности механизмов музыкальной памяти.
В целом можно констатировать, что музыкальные способности дошкольников находятся в удовлетворительном состоянии. Причина этого, на наш взгляд, в недостатке музыкально-образных впечатлений, отсутствии опыта творческой деятельности, неумения проявить себя, неразвитости специальных музыкальных способностей.
Несмотря на выделенный средний уровень знаний, умений и навыков дошкольников в музыкальной деятельности при проявляющемся интересе к данной деятельности дают основание предположить, что эти трудности преодолимы при осуществлении правильной технологии развития данных музыкальных способностей.
Исходя из данных констатирующей опытной работы, мы разработали технологию развития мелодического слуха и сформулировали задачи формирующего эксперимента:
1. Разработать технологию развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста.
2. На основе технологии составить программу развития мелодического слуха детей.
3. Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Формирующий эксперимент включал в себя 12 занятий, состоящих из заданий на развитие мелодического слуха, а именно его компонентов: звуковысотного, чувство лада и метроритма, интервального. Занятия проводились в форме игр, упражнений, то есть доступной и понятной для детей деятельности.
Данная работа требовала внедрения нетрадиционных форм и методов: стимулирования детей к музыкальной деятельности, создания поисковых ситуаций, побуждающих к творческим действиям, приемы, обеспечивающие перенос полученных знаний, умений и навыков в другую деятельность.
В процессе музыкального развития ребенка создавалась ситуация успеха в музыкальной деятельности. Это послужило базой для развития интереса и стремления ребенка к творческому выражению.
При обучении импровизации в разных видах музыкальной деятельности наиболее эффективными были приемы: прямого показа педагога, объяснения, иллюстрирования, анализа продуктов детской деятельности, обсуждения и оценки их детьми. Сначала допускалась подражательность педагогу, а затем требовалась полная самостоятельность при сочинении.
Практическая работа осуществлялась на всех занятиях сольфеджио.
Применялись все виды музыкальной деятельности (песенная, ритмическая, танцевально-пластическая, игровая) во взаимосвязи и интегрировании.
Использовался доминантный вид занятия музыкального, на котором ведущей формой проведения была игровая.Программа включала в себя 2 этапа.
1 этап - развивающий (занятия 1-7) был направлен на накопление навыков развития мелодического слуха.
Занятия проходили в нетрадиционных формах обучения: игр музыкальных, музыкальных загадок и сказок, что формировало интерес к дальнейшей музыкальной деятельности и творчеству.
2 этап - репродуктивно-творческий (занятия 8-12). Погружение детей в полноценную творческую деятельность, самостоятельное использование опыта музыкально-творческой деятельности. Ребенок импровизирует и сочиняет на основе усвоенных ранее знаний, умений и навыков.
На основе данной технологии была составлена программа развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста.
Программа развития мелодического слуха оформлена в таблицу с выделением целей каждого занятия, которые носили более сложный и насыщенный характер, что явилось результатом динамического нарастания сложности разработанной нами программы.
Таблица №5
№ Цели занятия Содержания работы
1. Умение различать звуки высокого, среднего и низкого регистра Музыкальные игры: "Угадай, чей голосок?"
«Сказка о глупом мышонке» С. Маршак
«Сказка три медведя»
«Кого встретил колобок»
2. Развитие звуковысотных представлений, чистота интонирования звука разных ступеней Музыкальные игры: "Бубенчики" «Проверка ушек. Таинственное ухо».
«Что услышал я в лесу» песенка-загадка с импровизацией муз. Е.Голубевой3. Развитие звуковысотного слуха; слухового внимания; образного восприятия мелодической линии.
Музыкальные игры:
«Музыкальная мозаика»
«Кузнечик»
4. Умение различать поступенное движение вверх и вниз мелодииумение сопровождать движениемелодии движениями руки; тренировка слухового внимания.
Музыкальные игры:
«Лесенка-чудесенка»
«Паровоз» Г.Эрнесакс5. Воспитание ладового чувства в освоении интонации, пении песен, попевок.
Музыкальные игры:
«Лесенка»
«Музыкальный звукоряд»
6.
Знакомство с тоническим трезвучием, выявление интонации тонического трезвучия в знакомых песнях. Музыкальные игры:
Зайчик, зайчик, где ты бегал?
«Какая ступень заблудилась, потерялась в лесу?»
7. Знакомство с интервалами
«Интервалы» обучающая песня-танец муз. Е.Голубевой«Сказка о глупой жирафе Октаве» В.Кирюшин«Волк и козлята» р.н.сказка

.
При проведении занятия 1, "Угадай, чей голосок?", дети пришли на занятие с нарисованными домами персонажей сказки (мишка, зайчик, птичка), поэтому на музыкальную загадку отвечали своими карточками. Детям было интересно не только ответить на музыкальную загадку, но и продемонстрировать учителю и детям свои домашние рисунки. Если кто-либо неправильно давал ответ, дети живо поднимали свои карточки- картинки с правильным ответом. Почти каждый из детей попробовал себя в роли ведущего, стараясь загадать загадку посложнее.
С.Маршак «Сказка о глупом мышонке» дети внимательно слушали сказку, затем была инсценировка сказки по ролям, дети проявили свои актёрские способности.
При проведении занятия 2,"Бубенчики", требовалось зрительное и слуховое внимание. С большим удовольствием все дети разучили песенку бубенчиков, хотя непростой задачей, оказалось, помогать себе движениями руки, изображая мелодическую линию. Но большую помощь и поддержку заключал показ учителя, который выступил в роли дирижера. При ответе на музыкальную загадку, "Какой бубенчик поет на этот раз « дети перебивали друг друга, давая ответы. Некоторые учащиеся смогли справиться с заданием после нескольких проигрываний и просьбы учителя внимательно послушать.
Много радости и положительных эмоций принесла детям песенка-загадка «Что услышал я в лесу», они с удовольствием изображали голосом пение птиц, крики зверей.
При выполнении задания 3, "Кузнечик", не все дети смогли сразу чисто интонировать ступени звукоряда. Учитель напоминал, чтобы дети внимательно послушали и спели чисто, иначе кузнечик не прыгнет на цветок, а упадет на землю. Всем захотелось побывать в роли ведущего, даже ранее «скованные» дети с большим удовольствием и старанием выполняли роль ведущего игры. Так как задание повторялось в той или иной форме несколько раз, то у детей закрепился навык чистого интонирования.
Во время игры «Музыкальная мозаика» от детей требовалось правильно выложить мелодии знакомых попевок, или найти ту мозаику, где нотки- фишки выложены правильно. Дети с лёгкостью справляются с заданием, им доставляет большое удовольствие собирать мозаику.
4 занятие. Во время проведения игры "Лесенка - чудесенка", дети с интересом рассмотрели изображение лесенки - чудесенки и выслушали задание. Дети уже понимают, что важно не только правильно показать движение мелодии вверх или вниз, но и чисто интонировать каждую ступень лада. С большим желанием и интересом дети выходили отгадывать музыкальную загадку, т.к. задание им было понятно и знакомо. Правильный ответ дети одобряли хлопками, поэтому каждому хотелось выполнить задание только правильно. В случае неправильного ответа ребенку давалась еще одна попытка.
Занятие 5. Игра «Будь внимателен» для проведения игры необходимо хорошее знание какой-либо песни. Задача участников - вовремя вступить и пропеть свою фразу. Дети исполняли песню «В траве сидел кузнечик». Все внимательно слушали и старались вовремя спеть свою фразу из песни.
При поведении 6 занятия детям были предложены игры «Музыкальный звукоряд» и «Лесенка». Дети с удовольствием расставляли игрушки на музыкальной лесенке в правильной последовательности, а затем пели ступени, которые показывал учитель.
Занятие 7. При проведении музыкальной игры «Зайчик, зайчик, где ты бегал?» требовалось слуховое внимание. Вопрос учителя (фраза заканчивается неустойчиво) - ответ ученика (фразу закончить устойчиво). Дети с большим интересом отнеслись к заданию. Ответ зайчика «За морковкой в лес ходил» звучал в импровизации. Почти у всех детей получилось закончить фразу утвердительно на тонике.
Занятие 8.
«Сказка о глупой жирафе Октаве» знакомит с волшебным миром интервалов. Дети внимательно слушали сказку, переживали за героев, с любопытством и интересом рассматривали рисунки и отвечали на вопросы.
На занятии 9 детям было предложено:1. На заданный учителем текст досочинить песню, которая поется не до конца, закончить ее. Дети к заданию отнеслись настороженно, но после показа своего варианта учителем, вели себя более свободно, пытаясь получить свой результат. 2. Второй вариант предполагал сочинение полностью всей песенки на заданный текст. Дети рассказывали о содержании и характере заданного текста. После чего показывали варианты своих песенных сочинений, высказывали свое одобрение в том случае, если им понравилась песенка, сочиненная товарищем.
На занятии 10 дети должны были:
1. Вспомнить русскую народную сказку «Три медведя» и изобразить на фортепиано голос Медведя-папы, Медведя - мамы и маленького Мишутки. С заданием справились все дети без исключения.
2.Музыкальная игра «Таинственное ухо». Детям было предложено внимательно прослушать фразу, сыгранную на фортепиано учителем и повторить её на металлофоне. Не все дети сразу справились с заданием, учителю приходилось до трёх раза проигрывать заданную фразу.
На 11 занятии детям было предложено:
1.Выучить пеню «Паровоз», затем показать движении мелодии на
« Музыкальной лесенке». Детям очень понравилась песенка, они быстро запомнили слова и мелодию. Почти все дети справились с заданием показать движение мелодии на «музыкальной лесенке». На задание нарисовать персонажей песни дети откликнулись с большим интересом и желанием.
2. Песня-игра с элементами импровизации «Теремок». Для выполнения задания дети сначала выучили 1 часть песни и исполняли её хором, 2-часть на выученные слова дети должны были импровизировать партии отдельных персонажей. Каждый из детей старался быть оригинальным, не похожим на других, произнести слова именно своей интонацией, своим голосом, то мягким и ласковым, то сердитым и страшным, то строгим и смелым. Каждый из детей старался создать именно свой образ.
12 занятие:
1.Игра "Узнай, чей голосок?", прошла в свободной непосредственной форме. Дети старались запутать ведущего - изменяли голос, придумывали сложные интонации. Дети не чувствовали сложности игры и выполняли задание с желанием и интересом. Все приняли активное участие, в стороне не остался никто.
2.Музыкальная игра «Волк и козлята». Детям предлагается вспомнить русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». У каждого козлёнка своё имя: старшего зовут Секста, пятилетнего - Квинта и. т. д. Волк-интервал Септима, мама, спокойная и добрая коза - Октава. Дети внимательно слушают и отгадывают, какие козлята бегают по лужайке, за каким козлёнком гонится волк, кого спасает мама-коза. У каждого ребенка возникает желание самому поиграть на инструменте интервалы, показать всех героев сказки.
Таким образом, проведенная работа способствовала решению задач, поставленных нами в начале опытной работы, а именно:
1.Разработать технологию развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста.
2.На основе технологии составить программу развития мелодического слуха детей.
3.Осуществлять руководство музыкальной деятельностью для достижения более высоких результатов.
Разработка построения педагогического процесса развития мелодического слуха, программа опытной работы базировалась на принципе интеграции, то есть органическом сочетании исполнительской игровой, театрализованной деятельности, позволяющем успешно работать над воспитанием интереса к музыкальной деятельности и развитием мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста.
Для определения эффективности разработанной педагогической технологии развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио был проведен контрольный этап практической работы, который проходил в конце учебного года, в мае.
Задачи контрольного этапа практической работы:
-выявить динамику развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста;
-определить эффективность разработанной педагогической технологии развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио;
Контрольный этап практической работы включал в себя программные требования развития мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста к концу учебного года.
В целях подтверждения результатов развития мелодического слуха нами были даны задания, использованные на развивающем этапе эксперимента, выполнение которых свидетельствует об оперативном уровне развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Диагностика проходила в группе, в основу были положены игровые задания.
Уровни развития компонентов музыкальных способностей
Таблица №6
Задания Высокий Средний Низкий
Спеть выученную песню чистое, правильное интонирование не чистое
интонирование нтонирование отдельных мелодических линий
Повторить незнакомую мелодию повторил с 1 раза повторил со второй попытки повторил с третьей попытиСлуховое внимание хорошее внимание отрывочное, улучшение после повторного показа отсутствие внимания
1.диапазон голоса широкий диапазон голоса не менее 6-7 звуков диапазон голоса
4 звука
Чувство ритма четкая точная передача ритмического рисунка передача отдельных элементов ритмического рисунка нет точности передачи
ритмического рисунка
улучшение показателей улучшение показателей после повторного показа нет улучшений
показателей
Критерии оценки:
В - высокий уровень; Н - низкий уровень; С - средний уровень.
Уровни развития музыкальных способностей детей по заданиям таблица 7
Таблица №7
Количество
заданий Уровни
высокий
количество % средний
количество % низкий
количество %
№1 43 58 -
№2 37 58 5
№3 37 52 10
№4 26 53 21
№5 84 16 -
Сравнительный анализ уровней развития музыкальных способностей детей
таблица 8
Таблица №8
Количество
заданий высокий
количество % средний
количество % низкий
количество %
начало учебного года окончание учебногогода начало учебного года оконча-ние. учебного
года начало учебного года окончание учебногогода
№1 11 43 47 58 42 -
№2 11 37 68 58 21 5
№3 11 37 63 52 26 10
№4 11 26 68 53 21 21
№5 32 84 63 16 5 -
Так как тема нашей дипломной работы развитие мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио в конце учебного года мы провели диагностику В.П. Анисимова, которая помогла нам определить уровень развития мелодического слуха. Диагностика проходила в индивидуальном порядке.


Воспринимающие тесты

Кот и котёнок
Цель: выявить уровень сформированности звуковысотного чувства - адекватного ощущении отношениий высоты звуков.
-Кот и котёнок потерялись в тёмном лесу. Послушай: так мяукает кот (исполняется например звук до 1 окт.), а так - котёнок (исполняется более высокий звук, например соль 1 окт.). Помоги им найти друг друга. Скажи, когда мяукнет кот, а когда котёнок?
Исполняются последовательно звуки.
Код задания Предъявляемые
звуки
(первой октавы,второй октавы) Присуждаемый
балл
(за правильный ответ) Правильный ответ
1.1 ми 1- соль 2 1 кот-котёнок
1.2 соль 2- фа 1 2 котёнок-кот
1.3 фа 1 - фа 2 3 кот-котёнок
2.1 фа 2- соль 1 1 котёнок-кот
2.2 ми 2- соль 1 2 котёнок-кот
2.3 ля 1- ми 2 3 кот-котёнок
3.1 ля 1 - ре 2 1 кот-котёнок
3.2 ре 2 - си 1 2 котёнок-кот
3.3 до 2 - си 1 3 котёнок-кот
Алгоритм предъявления теста: вначале даётся задание 1.3. Далее, в случае правильного ответа - задание 2.3, затем задание 3.3. Если ответ ребёнка оказывается неверным, задание упрощается- 1.2 (где за правильный ответ присуждается 2 бала), ели же и это задание исполняется неверно, даётся задание 1.1 (1 балл) И так по каждому блоку.
Критерии оценки:
высокий уровень = 7 - 9 баллов (3+3+3;или3+3+2; или 3+2+2);
средний уровень = 4 - 6 баллов (3+2+1;или 3+1+1; или 2+1+2);
низкий уровень = 1 - 3 бала (2+1+0; или 1+1+1; или 1+1+0; или 1+0+0).
Куда идёт мелодия?
Цель: выявление уровня развития звуковысотного чувства по показателю -определение направления мелодии.
- давай сыграем в музыкальные отгадки. Послушай внимательно и определи, куда идёт мелодия: вверх или вниз?
Стимулирующий материал:
р.н.п. «Как по горкой под горой» (ответ: вверх-вниз, вверх-вниз=4 бала)
Г.Эрнесакс «Паровоз» (ответ: вверх – вверх – вниз = 3балла)
р.н.п. «Я на горку шла» (ответ вниз - вниз=1 балл)
детская пеня «Василёк» (ответ вниз-вниз=1 балл).
Критерии оценки:
высокий уровень = 8 - 10 баллов;
средний уровень =4 - 7 балов;
низкий уровень =1 - 3 баллов.
Гармонические загадки
Цель: выявить степень развития ладово - гармонического чувства, т.е. способности определить количество звуков в интервалах и аккордах (вариант 1) и характер звучания ладовых созвучий (вариант 2).
Вариант 1
-Я сыграю несколько звуков одновременно (созвучие), а ты отгадай- сколько в каждом созвучии «спряталось» звуков?
Используются сначала пробные созвучия, напримерб3, ч 5, Т3/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
Затем задаются следующие серии созвучий:
до мажор: до-соль, ми-соль, до 1окт. - до 2 окт. (сумма 3 бала);
соль мажор: ре-соль-си, ре -фа# -ля, си-ре-соль (сумма = 3 балла);
фа мажор: до - ля, ре-фа - си бем., фа - ля ( сумма = 3 балла).
Критерии оценки:
слабый уровень = 1-3 баллов;
средний уровень = 4-7 баллов;
высокий уровень = 8-9 баллов.
Вариант 2
- Сейчас созвучия будут исполнять два музыкальных гномика – один из них весёлый, другой - грустный. Попробуй определить, в каком порядке будут исполнять созвучия весёлый и грустный гномики?
Вначале предъявляются созвучия «гномики» пробного варианта, например, D-dur? d-moll (в сопоставлении созвучий контрастных ладов от одного тона). Далее созвучия даются т разных тонов к количественном увеличении.
Стимулирующий материал:
E- dur, e -moll (или f -moll ,F- dur) =1 балл;
C - dur ,h -moll (или cis –moll, D-dur) = 2 бала ( за каждое правильное определение созвучия присваивается по 1 балу);
F- dur, G - dur, fis -moll= 3 балла ( за каждое правильное определение созвучия присваивается по 1 балу).

Критерии оценки:
Слабый уровень = 1-3 баллов;
средний уровень =4-7 баллов;
высокий уровень = 8-12 баллов.

Девочки - припевочкиЦель: выявить уровень развития ладово-мелодического чувства, рефлексивной способности различать ладовые функции мелодии.
- Я сыграю песенки весёлой и грустной девочек, а ты послушай внимательно и скажи, - какую песню пела весёлая, а какую - грустная девочка?
Стимулирующий материал составляют попевки, построенные по принципу контраста - сопоставления ладовых функций мелодии.
Предъявить необходимо три мелодии - попевки, каждая из которых оценивается в 1 балл.
Критерии оценки:
высокий уровень =3 балла (правильно определены все три задания;
средний уровень = 2 балла;
низкий уровень = 1 балл.
Данные результатов контрольного этапа практической работы изображены в таблице . Критерии оценки:В - высокий уровень; Н - низкий уровень; С - средний уровень.
Уровни развития мелодического слуха детей по заданиям таблица 8
Таблица №8
Количество
заданий Уровни
высокий
количество % средний
количество % низкий
количество %
№1 43 58 -
№2 37 58 5
№3 37 52 10
№4 26 53 21
№5 32 68 -
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к следующим выводам. Дети научились слушать мелодическую линию, определять характер ее движения, пользоваться правильно своим голосом, дыханием, дикцией. Достаточно точно исполнять мелодию песен и попевок, контролируя свое исполнение и помогая себе движением руки, в зависимости от движения мелодии. Дети имеют более широкий диапазон голоса, умеют пользоваться им, интонируя чисто звуки лада в интервале от секунды до квинты на различные слоги. Дети научились определять количество звуков в интервалах и аккордах, различают ладовые функции мелодии.
1.3. Методические рекомендации по развитию музыкального слуха
детей старшего дошкольного возраста
В современной учебной практике уже доказан тот факт, что учащиеся 6-7 лет, начинающие заниматься сольфеджио, нуждаются в особом подходе к организации и содержанию занятий. Методы и способы обучения должны выбираться соответственно возрасту детей, ориентируясь на их физическое, психическое и духовное здоровье.
Преподаватели МОУ ДМШ п. Пречистое имеют опыт работы с дошкольниками, применяя методики В. В. Кирюшина, Л. Н. Алексеевой,
Т. Л. Стоклицкой, Т. А. Боровик, которые позволяют заниматься с детьми интересно и учить их творить.
Самый главный способ в создании условий для поиска индивидуальных способов общения ученика с музыкой - это игра. Именно игра и определяет сам характер учебного процесса и материала, она содержится в каждой форме урока. Отсюда цель сольфеджио в подготовительном классе - на основе музыкально-дидактической игры войти в мир музыки, в процессе элементарного музицирования, пения доступных песенок, сочинения коротких рифмованных попевок, пережить эмоциональную радость и удовольствие. Для детей такой процесс обучения проходит незаметно и ненавязчиво. Ведь каждый ребёнок, безусловно, талантлив в раннем возрасте и нужна только небольшая помощь, чтобы высвободить все детские спонтанные творческие проявления. Не последнюю роль в этом играет эмоциональность, стремление к лидерству, некая соревновательность в творчестве. Дети очень любят тематические уроки. И чем необычней урок и его обстановка, тем разнообразнее приёмы, интереснее находки в детских играх с тембрами, звуками, интонацией. Мы предлагаем несколько методик по развитию музыкального слуха.
Методика развития музыкального слуха В.В.Кирюшина
Интересным примером применения технических средств в обучении сольфеджио являются музыкальные сказки педагога- новатора В.В. Кирюшина, выпущенные на грампластинках с сочиненным и исполненным автором музыкальным сопровождением и с книжным приложением, где даны вопросы и ответы на них. Педагог может проверить знания, приобретенные детьми в процессе слушания или чтения сказки, а также краткий словарь музыкальных терминов, с помощью которого всегда можно свериться с общепринятой в музыкальной педагогике терминологией. В приложениях также помещены графические рисунки клавиатуры фортепиано, которые помогут объяснить строение каждого интервала, аккорда, лада и прочих "премудростей" музыкального языка. Основного текста и его иллюстраций будет достаточно для того, чтобы ребенок подсознательно освоил практически все основы музыкальной грамотности. Теория музыки, гармония и сольфеджио соединяются в захватывающих историях с яркими персонажами, наделенными сильными эмоциональными характеристиками. Волшебные сказки «Мишка Форт», «Сказка о глупой жирафе Октаве», «Сказка о двух братьях» расскажут о чудесных превращениях, обращениях и разрешениях веселых зверей-ИНТЕРВАЛОВ, о том, как МИшка выращивал РЕпу, ДИССОНАНС воевал с КОНСОНАНСОМ, ЦЕЛОТОННЫЙ источник поил героев волшебной водой, а так же о многих других чудесных и забавных вещах.Героями сказок-мифов являются музыкальные термины, весело играя, ребенок усваивает сложнейшие музыкальные понятия. Увлекательные сказочные сюжеты и великолепные цветные иллюстрации, соединенные со звуковым рядом позволяют ребенку играючи освоить основы музыкальной грамотности, развивают его музыкальный слух и эмоциональный мир. Ребенок легко и радостно осваивает новый для него образный язык.
Методика Т.Л.Стоклицкой «100 уроков сольфеджио для самых маленьких»
Это уникальная методика по обучению детей музыкальным навыкам, с её помощью преподавать курс сольфеджио могут не только педагоги, но и родители, имеющие музыкальное образование. Главной целью обучения автор считает развитие слуха, музыкальных навыков, логического мышления. Методика рассчитана на то, чтобы музыкальные навыки усваивались детьми незаметно для них - через игру, творчество, занимательность заданий. Накопление знаний происходит постепенно, автору удалось сохранить баланс между ритмической и звуковысотной стороной сольфеджио, между эмоциональным восприятием музыки и теоретическими понятиями.
Разнообразные формы работы не дают детям скучать: пение, письмо, импровизация, музыкальное движение, работа в детском оркестре и с наглядными пособиями, игры и совместное музицирование - всё это сочетается в одном уроке. В данной методике детально разработана система ладоинтонационного и ритмического освоения начального этапа развития слуха.

Методика Т.А.Боровик «Изучение интервалов на уроках сольфеджио»
Автор данной методики считает, что при освоении детьми интервалов необходимо двигаться по естественному для них пути, где основой является визуальный, речевой, тактильный опыт, а образность и игра при этом - доминирующие факторы. В настоящем методическом пособии обобщён опыт работы над интервалами на начальном этапе обучения сольфеджио - в подготовительной группе,1-2 классов. Автор обосновывает необходимость использования в практических занятиях ассоциативно - образного опыта детей, пластических и графических символов интервалов. Предлагает работать на уроке по плакатам, использовать дидактические пособия, игровые контрольные задания-тесты, музыкально-теоретические сказки.
Кандидат искусствоведения М. Старчеус даёт такую оценку методике: «На наш взгляд работа Т.Боровик над развитием слуховых представлений на уроках сольфеджио в подготовительном, 1 и 2 классах ДМШ представляет удачный подход к решению едва ли не важнейшей проблемы в музыкальном развитии учащегося, а именно - развитию способности мыслить в системе звуковых отношений».
Через богатый мир образных ассоциаций ребенка, его любимые стихи, считалки, загадки, рисунки, автор касается таких специфических музыкальных категорий, как звуковысотность, тембр, ритм, при этом, ничуть не вульгаризируя, не упрощая и не подменяя их смыслы. В этом, на наш взгляд, одно из самых существенных достижений авторской методики Т. Боровик.
Таким образом, на уроках в подготовительном классе достигается непрерывная музыкальная активность каждого ребёнка, который в процессе импровизации пробует свои силы в элементарном, но таком интересном творчестве, отдавая все силы и эмоции непосредственной детской души. Залогом успеха в обучении всегда будет раннее его начало, когда сложные вещи объясняются простыми, доступными и интересными способами. Для этого самому преподавателю-«теоретику» необходимо сохранять собственную готовность к совместному творчеству, всегда иметь возможность поддержать игровую ситуацию и уметь найти «ключ» к развитию воображения и мышления современных детей. Данные методики уникальны и являют собой целостную, новаторскую систему комплексного развития ребёнка.


Выводы
Результаты проведённого исследования позволяют сделать следующие выводы:
-музыкальный слух у детей старшего дошкольного возраста не развивается в процессе обычной жизнедеятельности без целенаправленного обучения;
-мелодический слух у детей старшего дошкольного возраста может быть развит в музыкальной школе или в школе искусств в процессе профессиональной педагогической деятельности учителя;
-результаты опытной работы позволяют утверждать, что в данном возрасте ребенок способен одновременно осуществлять контроль за двумя или более действиями;
-наблюдения за учениками в процессе опытной работы говорят о том, что развитие мелодического слуха оказывает воздействие на развитие личности ученика и ведет к обогащению его духовного мира.
Развитие мелодического слуха у детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио возможно при соблюдении следующих педагогических условий если:
-учебная музыкальная деятельность будет организована в форме художественной игры;
-разработана система творческих заданий с учётом возрастных особенностей детей.

Заключение
На основании проведенного исследования, цель которого состояла в выявлении, и доказательстве возможности развития мелодического слуха и целенаправленному обучению детей старшего дошкольного возраста на занятиях сольфеджио была достигнута.
Нами была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по развитию мелодического слуха. Доказано на практике, что мелодический слух может быть развит на определенном уровне у детей старшего дошкольного возраста в игровой форме и с помощью специальных методов музыкального обучения.
Опыт показал, что старшие дошкольники с удовольствием участвуют в музыкальных играх, направленных на развитие мелодического слуха. Они проявляли активность, творчество. Уроки проходили в атмосфере взаимного доверия, доброжелательности, поиска нового.
Следует отметить, что развитие мелодического слуха старших дошкольников приводит к успешной деятельности на индивидуальных занятиях.
Развитие мелодического слуха детей старшего дошкольного возраста стало успешным, благодаря следующим педагогическим условиям:
-учебная музыкальная деятельность организована по принципу художественной игры;
- разработана система творческих заданий с учётом возрастных
особенностей детей.
В своей работе с детьми мы использовали методики известных педагогов-практиков. Предлагаемый авторами обобщенный, систематизированный опыт со старшими дошкольниками по развитию у них музыкального слуха доступен в овладении любым педагогом, музыкальным руководителем, и может быть рекомендован для использования его в детских музыкальных школах и школах искусств, как на занятии сольфеджио, так и в индивидуальной работе.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что залогом успеха в обучении всегда будет раннее его начало.
Таким образом, гипотеза нашего исследования доказана, а цель исследования достигнута.
Список литературы
1.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 224 с. 2.Выготский Л.С. Педагогическая психология (Текст)/Л.С. Выготский; под ред. Зимняя И.А.,-М.:Логос,2004.-41с.3.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка; под ред.Н.А. Ветлугиной, -М.:Просвещение,1976г.
4. Gelfand, S.A. (Гельфанд С.А.) Слух: введение в физиологическую и психологическую акустику (Текст): Пер. с англ. -.М.: Медицина, 1984. -352 с. 5.Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста (Текст)/Учеб. пособие для студентов высш. уч.зав., -М; изд.центр «Академия» 2005 г.-95с.
6.Гейнрихс И.П. Музыкальный слух и его развитие (Текст)/И.П. Гейнрихс, М: Музыка,1988г.-57с.
7.Давыдова Е.В.Методика преподавания сольфеджио; учеб. пособие /ред.текста Е.В.Давыдовой, -2-е изд.-М.:Музыка,1986.-18с.
8.Карасева М.В.Сольфеджио - психотехника развития музыкального слуха (Текст)/М.В.Карасева, - М.: Композитор 2009г.-43с.
9.Кирнарская Д.К. Психология специальных музыкальных способностей/Д.К. Кирнарская, - М.:Таланты XXI век 2004г. -70с.
10.Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребёнка. Психологические основы дошкольной игры/А.Н.Леонтьев; избр. псих. произв. Т-1.-М.1983г.
11. Мухина В. С. Психология; учеб. пособ. для уч-ся пед. уч-щ, -М.: Просвещение,1988г.
12.Майкапар С.В.Музыкальный слух/С.М.Майкапар.-3-е испр. И доп.изд.-Челябинск: МРI,2005г.
13.Михайлова М.А.Развитие музыкальных способностей детей; Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,1997г.
14.Немов Р.С.Психология (Текст)/Р.С.Немов;учеб.для студентов высш. Пед.учеб.заведений:В3 кн.Кн.2 Психология образования.-3-е изд.-М.:Владос,1998г.-34,63 с.
15.Основы психологии: Практикум/ Ред. сост. Л.Д.Столяренко :Ростов-на-Дону 2005г.-63с.
16.Петрушин В.И.Музыкальная психология/В.И.Петрушин; Учеб. пособ. для вузов-М.;2003г.
17.Старчеус М.С.Слух музыканта/ред.Н.Г.Рудницкая; Моск. консерв.;-М.:2003 г.-12,13,с.
18.Сборник методических материалов.Выпуск №7 / Т.Д.Потурай, Т.А.Чуркина, О. В. Землянская.; Учеб-метод. и инф.центр работников культуры и искусства Яросл.обл..-Ярославль:УМиИЦ,2007г.
19.Тарасов Г.С.Психологические особенности в обучении младших школьников/Г.С.Тарасов; Музыка в школе.-1983.-№2
20.Тарасов Г.С.Художественная игра на уроках музыки/Г.С.Тарасов; Обучение в воспитании школьников средствами музыки. - М.1981-35,40
21.Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. /К.В.Тарасова М.: Педагогика, 1988. -56с.
22. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей/ред.Л. И. Генсиоровская М.-Л.: Академия пед. наук РСФСР, 1947. -70,160
23.Шатковский Г.И.Развитие музыкального слуха/Г.И.Шатковский.-М.:Амрита,2010г.
24.Диагностика в детском саду. Методическое пособие. Под редакцией Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной - Ростов н/Д: Феникс, 2003.
25.Курт Э. Музыкальная психология /Пер. с нем. J1. Товалевой, О. Галкина. (Машинопись). М., 2001-31
26.Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004.
27. Подласый И.П. Педагогика новый курс: учебник для студентов педвузов в 2 кн.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2000. -56
28. Гарбузов Н.А. Зонная природа звуковысотного слуха / Н.А Гаобузов.-М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1948.-17,24,25
Нотная литература
1.Алексеева Л.Н.Игровое сольфеджио для малышей; Учеб. пособие изд.4/ред.О.Лосева, М.: Моск. госуд. консерватория ,2004г.
2.АбелянЛ.М.Забавное сольфеджио; Учеб. пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста; М.: Советский композитор,1982г.
3. Вейс П.Ф. Опыт применения наглядных пособий на уроках сольфеджио. Л.: Музыка, 1967
4.Кирюшин В.В. Радостное сольфеджио // Музыкальная жизнь. 1994. № 2. 2-5. SO. Кирюшин В. В. Новая методика // Музыкальная жизнь. 1996. № 9-10. 44-47.
6.Кирюшин В. В.Школа Кирюшина: Новая методика обучения детей музыке // Музыкальная жизнь. 1996. № 9-10. 44-47. 7.Котляровская-Крафт М.А. Сольфеджио; Учеб.пособие для подготовительных отделений ДМШ /ред. Л. Масленковой; Ленинград:Музыка,1989г.
8.Комиссарова Л.Н., Э.П.Костина Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников: Пособие для муз. Руководителей.-М.:Просвещение,1986г.
9. Стоклицкая Т.Л.100 уроков сольфеджио для самых маленьких Приложение для детей.Часть первая.-М.:Музыка,1999г.
10.Фролова Ю.В.Сольфеджио подготовительный класс; Учеб. пособие изд.6; Ростов-на-Дону: Феникс,2005г.
11.Челноков В.А.Пой ладно, играй складно; Ярославль: Александр Рутман,1997г.