Доклад вариативного компонента В гостях у сказки на тему Игра и театр (КПП)


Вариативный компонент « В гостях у сказки».
Доклад на тему :«Игра и театр»
Воспитатель : Бабарицкая Виктория Викторовна.
2014-2015 год.
«Игра и театр»
Кукольный театр - особая игровая форма взаимодействия ребенка и взрослого. Кукла выступает между ними как посредник, которому ребенок доверяет. Специалисты советуют начинать приобщение детей к театрализованной игре именно с кукольного театра как наиболее эмоционально близкой ведущей игровой деятельности детей. Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах, символах, показывает способ общения с игрушкой; как зрелищное искусство, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы. Музыкальное оформление спектакля создает ритмический, звуковой, художественный строй постановки. Кукольный спектакль, как и всякий другой, есть своеобразное произведение искусства, в котором нет мелочей. Здесь важно все: и возрастная адресованность, и выразительное художественное исполнение и оформление, и логичность включения данного спектакля в общий контекст занятий творческой игрой. Как зрелищное, яркое представление, кукольный театр всегда радость для детей, он долгожданный праздник, которого с нетерпением ждут дети.
Игра-драматизация - это игра, которая обычно не требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность самой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы делать ее». В игре-драматизации литературный сюжет может быть очерчен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять, т. е. действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации, костюмы - у ребенка работает воображение, драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Вместе с тем игра-драматизация при соответствующем оформлении легко может перерасти в драматический театр, в театральную постановку. При этом игра «для себя» превращается в «спектакль для других», что диктует и совершенно разные методические подходы к педагогическому руководству театрализованной игрой. В первом случае педагог заостряет внимание на поддержание интереса к игровому процессу; во втором случае мотив деятельности переключается с процесса на результат. Появляется спектакль, поставленный силами детей.
Таким образом, в дошкольном учереждении возможны два вида театра: кукольный и драматический. Драматический театр в дошкольном учреждении существует как театр взрослых для детей и как театр, в котором участвуют дети.
Театр с участием детей - это детский коллектив, которым руководят взрослые. Чем меньше по возрасту дети, участвующие в нем, тем более ограничены возможности такого коллектива. Для того, чтобы детский театр жил, необходимо тщательно выстраивать работу по сохранению свежести восприятия материала (сказки), которая берется в работу. Проще говоря, работа над постановкой, чтобы не надоедать детям, должна быть интересной, нескучной, ненасильственной. Следует внимательно продумывать регламентированную и нерегламентированную деятельность детей: использовать специальные занятия по разучиванию ролей, эпизодов; чередовать их со свободной деятельностью детей, дозировано включать в работу репетиционные блоки. Принимая во внимание то, что продукты детского творчества не обладают подлинно художественной ценностью, но имеют большую общественную значимость, необходимо следить за тем, чтобы работа по постановке детских спектаклей напоминала своеобразную игру, в которой с удовольствием участвуют дети. Это значит, что процесс подготовки спектакля всегда интересует детей больше, нежели сам результат. Именно в процессе «игры в спектакль» дети более всего увлечены: они постоянно делают что-то новое, играют по-новому, испытывают новые эмоции. Конечный продукт - детский спектакль - значим для детей тогда, когда он имеет выраженную адресованность (для кого он? - для мам, для сверстников и т.д.), и в силу этого долгожданен, его хочется показать. Но не всегда у детей и взрослых хватает выдержки довести дело до конца посредством наименьших нервных затрат. Изматывающие репетиции приносят больше разочарований, чем радости. Стремление показать зрелище родителям во что бы то ни стало требует частых репетиций. Получается замкнутый круг. Избежать этого поможет понимание детской природы. От детей нельзя требовать настоящих актерских эмоций, силы детей не беспредельны, а главное состоит в том, что театрализованная игра, прежде всего, должна давать детям радость творчества, удовольствие от самого процесса игры. Значит, главное в театрализованной игре - сама игра.
Таким образом, возможности детского театра невелики, в нем не всегда могут раскрыться детские творческие способности; чаще всего при неумелом руководстве, напротив, шаблонизируется сознание детей: им дают тексты ролей, и дети послушно выучивают их, сопровождая заученными жестами. В такого рода постановках игра уходит на последний план. Следовательно, творчество не развивается. Детский театр может жить только при очень серьезной подготовке педагогов к руководству игровой деятельность детей: педагоги должны уметь учить детей творчеству и творить сами.
Смешанный тип театра - взросло-детское сообщество - жизнеспособный вид театрализованной деятельности детей и взрослых. При умелом руководстве в нем возможно ненавязчивое вовлечение в театрализацию, в мир настоящей игры и творчества, в котором дети чувствуют себя уверенно при поддержке взрослых, а взрослым хочется быть рядом с детьми и, разумно опекая их, давать простор для полноценного творческого роста, способствовать раскрытию сил и талантов детей, вдохновлять их на самосовершенствование. Такому театру под силу показывать сложные постановки (так как все трудности на себя берут взрослые) и полнее задействовать силы детей (так как взрослый всегда окажет необходимую поддержку во время выступления).
В таком театре энергетика, сопровождающая развитие творчества, идет по пути встречного движения: от взрослого к детям и от детей к взрослым. Таким образом, в театре взрослых и детей происходит взаимообмен творчеством, что способствует сплочению взросло-детского сообщества ДОУ и тем самым благотворно влияет на весь образовательный процесс в целом.
Театр взрослых - очень действенная форма, так как позволяет достигать сразу нескольких целей: дает возможность детям накопить необходимые художественные впечатления; дает представление о том, что такое театр; дает образец творческого поведения педагогов, пробуждает у детей желание играть в театре; способствует формированию основ общей культуры; способствует развитию эмоционально-чувственной сферы. Театр взрослых - это коллектив единомышленников, объединенных общим смыслом творческой деятельности, стремлением педагогов развивать собственные творческие качества. Никогда еще нетворческий, равнодушный педагог не смог взрастить творческого воспитанника. Занимаясь в педагогическом театре в стенах детского сада, воспитатель ориентируется на потребности конкретных детей. Следовательно, целенаправленно решается вопрос отбора репертуара для постановок. Театральный коллектив решает, какие пьесы брать в работу, обдумывается репертуарный список на год. Театр взрослых призван оказывать воспитывающее влияние на появляющиеся у дошкольников ростки творчества. Артистические взрослые являются образцом творческого поведения в глазах ребят. При помощи театральной практики воспитатель накапливает знания, умения и навыки, пригождающиеся ему в ведении образовательной работы. Он становится стресоустойчивым, артистичным, приобретает режиссерские качества, умением заинтересовывать детей выразительным воплощением роли, его речь образна, используются «говорящие» жесты, он следит за своей мимикой, движением, интонацией.