Конспект к уроку Бензол, строение и свойства


«Утверждаю»

Зам. директора по УМР __________________________
С.Д. Муранова
План урока по предмету «Химия»
Преподаватель: Лебедева И.Ю.
Тема программы № 1.2. «Углеводороды и их природные источники»
Тема урока № 21 «Бензол: строение и свойства»
Цели и задачи урока:
1. Образовательная: формирование мышления учащихся через активизацию представлений о взаимосвязи строения вещества с его свойствами, ознакомление учащихся с историей открытия бензола, его физическими и химическими свойствами, способами получения. Дать понятие об ароматичности, ароматической связи. Ознакомить с современной теорией электронного строения бензола.
Развивающая: формирование навыков по актуализации полученных ранее знаний. Развитие операций мышления: анализа, сравнения, систематизации, установления причинно - следственных связей, развитие памяти и внимания. Формирование навыков самостоятельной работы по теоретическим и практическим вопросам, развитие устной речи, развитие навыков коллективной работы.
Воспитательная: развитие коммуникативных качеств, навыков самооценки учащихся, формирование научного мировоззрения.
Тип урока: комбинированный
Средства обучения: Презентация « Бензол: строение и свойства», видео опыты
Реактивы и оборудование: шаростержневые модели, компьютер с мультимедийной приставкой, рабочие листы с заданием.
Ход урока
№ п/пСтруктура и содержание урока Время Деятельность педагога Деятельность учащихся
1 Организационный момент 2 мин. Проверка явки учащихся и готовности к уроку
Доклад старосты, обход группы
2 Целеполагание и мотивация 5 мин. Организует совместное целеполагание и мотивацию обучающихся к работе, демонстрирует слайды № 1, 2,3, 4,5 Пытаются сформулировать тему урока, осмысливают цели и задачи урока, записывают тему урока в рабочий лист
2.1. Формулирование темы урока 2.2. Задачи и цели урока 3
3.1. Актуализация опорных знаний и формирование новых знаний
Строение молекулы бензола 25 мин Пишет на доске молекулярную формулу бензола Слушают, смотрят, осмысливают
3.1.1. Задание. Построение шаростержневой модели молекулы бензола
Предлагает обучающимся построить шаростержневую модель молекулы бензола, проверяет выполнение задания, демонстрируя модель Работают в микрогруппах, собирают шаростержневую модель молекулы бензола, сравнивают, делают вывод
3.1.2. Вопросы:
Исходя из строения бензола, можно предположить какими свойствами он будет обладать?
Предельный или непредельный характер носит бензол?
Какую качественную реакцию на двойную связь вы знаете? Демонстрирует слайд № 6, задает вопросы, демонстрирует видео опыт, ставит перед обучающимися проблему несоответствия молекулярной формулы и свойств бензола. Объясняет строение молекулы бензола, демонстрирует слайды № 7,8 Смотрят, слушают, осмысливают, отвечают на вопросы, формулируют вывод, пытаются решить проблему.
3.1.3. Задание1. Напишите формулы бензола: молекулярную, структурную и сокращенную структурную
Организует работу обучающихся в микрогруппахВыполняют задание, смотрят, осмысливают
3.2. Гомологи бензола
Вопрос: что такое гомологи?
Задание 2. Составьте формулы:
1 группа) 2,3 – диметил бензола, 2 группа) 1,4 – диэтил бензола, 3 группа) 4 – этилбензола, 4 группа) 2 – пропил бензолаДемонстрирует слайд № 10
задает вопрос, слушает ответы, предлагает выполнить задание, проверяет выполнение задания на доске Смотрят, слушают,
осмысливают, отвечают на вопрос, выполняют задание в микрогруппе, выходят к доске (1 представитель от группы), проверяют правильность выполнения.
3.3. Физические свойства бензола.
Задание 3. Заполните таблицу, характеризующую физические свойства бензола.
Демонстрирует и комментирует видеоопыт, предлагает выполнить задание, проверяет выполнение задания с помощью эталона ответов, делает вывод Смотрят, слушают, осмысливают, заполняют таблицу с помощью данных видеоопыта, проверяют правильность выполнения с помощью эталона ответов, делают вывод
3.4. Химические свойства бензола
Задания 4:
Допишите уравнения реакций.
Подпишите названия веществ
Расставьте коэффициенты в реакции горения
Вопрос: Способен ли бензол к реакции горения?
Почему бензол горит коптящим пламенем? Демонстрирует и комментирует слайды № 12,13,14,15,16, демонстрирует 3 видеоопыта, объясняет механизм реакций, организует работу обучающихся, предлагает выполнить задания, проверяет правильность выполнения задания с помощью эталонов ответов (слайд 17) Смотрят, слушают, осмысливают, выполняют задания, проверяют правильность выполнения с помощью эталона ответов (слайд 17)
3.5. Получение бензола
Задание5: в данных реакциях расставьте коэффициенты, где необходимо. Демонстрирует и комментирует слайды № 18,19, объясняет механизм реакций, предлагает выполнить задание, проверяет правильность выполнения с помощью эталона ( сл. 20) Смотрят, слушают, осмысливают, выполняют задание, проверяют правильность выполнения с помощью эталона
3.6. Применение бензола
Вопрос: Можно ли употреблять газированные напитки?
Демонстрирует и комментирует слайд № 21,
Задает вопрос, выслушивает ответы, формулирует вывод, Смотрят, слушают, осмысливают, отвечают на вопрос, формулируют вывод,
4 Закрепление полученных знаний 3 мин. Демонстрирует слайд № 22, организует обсуждение Обсуждают, делают выводы
4.1. Возвращение к целям урока 5 Подведение итогов
Рефлексия 3 мин. Выставляет и комментирует оценки Оценивают свою работу и работу товарищей в группе
6 Домашнее задание
Задание 6 на рабочих листках 2 мин Сообщает задание Записывают домашнее задание