Статья по речевому развитию Использование здоровьесберегающих технологий как средства повышения эффективности в речевом развитии дошкольников


Скотарь Ольга Тихоновна, воспитатель
МБДОУ № 48 г. Апатиты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий как средства повышения эффективности в речевом развитии дошкольников».
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в РФ" государственная политика в области образования основывается на принципах гуманистического характера, приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личностиактуальным становится вопрос о внедрении в практику здоровьесберегающих образовательных технологий, т.е такой организации образовательного процесса на всех его уровнях, при которой качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью, а наоборот способствуют его укреплению.
Проект направлен на выявление новых возможностей в организации воспитательно-образовательного процесса для проявления творческой инициативы детей, родителей, воспитателей, всех, кто заинтересован в укреплении здоровья детей, повышении эффективности речевого развития дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий.
Участники проекта: Родители и дети средней группы (4-5 лет)
Сроки реализации: учебный год
Цель проекта: Преодоление проблем речевого развития детей, а также,
предупреждение речевых расстройств с помощью здоровьесберегающих
технологий.
Задачи проекта:
Оздоровительные:
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
совершенствование функций организма, средствами дыхательной, пальчиковой, артикуляционной гимнастик, профилактических упражнений с элементами массажа.
формировать правильное физиологическое дыхание
Образовательные:
способствовать формированию речевой деятельности;
создание условий для реализации потребности детей в речевой деятельности;
вызвать у родителей осознанное отношение к проблеме речевого развития, укрепления и сохранения здоровья детей.
воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
Обоснование проекта:
Необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста по речевому развитию. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Повышать грамотность родителей в вопросах развитии речи, воспитания и укрепления здоровья дошкольников. Только взаимодействуя с семьями воспитанников, мы может укрепить и сохранить здоровье наших детей, дать необходимые предпосылки к развитию речи.
Пути решения проекта:
Создание предметно-развивающей среды по теме.
Разработка плана мероприятий с детьми.
Разработка информационных блоков для родителей по теме проекта.
Привлечение родителей как источников практической помощи.
Непосредственное осуществление работы по проекту.
Предполагаемый результат:
Развитие познавательной активности, инициативности, самостоятельности.
Формирование адекватной самооценки, повышение коммуникативных возможностей.
Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.
Эффективность педагогического процесса речевого развития детей с использованием здоровьесберегающих технологий во многом зависит от грамотного направления работы. При выборе направлении работы учла то факт, что особая значение речи в развитии требует насыщения её всей жизнедеятельности детей в группе и дома.
Работу с детьми провожу по разделам.
Модель организации совместной работы над проектом:
Работа с детьми по следующим разделам:
«Носики-курносики»
«Умелые ручки»
«Играем и растём»
«Творческая мастерская»
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Наиболее правильное, целесообразное и удобное для речи диафрагмально-реберное дыхание.
Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствует воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.
Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения.
Техника выполнения упражнений дыхательной гимнастики для детей:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы дети не надували щеки.
Для развития дыхания ребенка использую дыхательные игры:
• Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
• Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу; приводить дутьем в движение плавающих в тазике уток, лебедей, кораблики и другие фигурки, всевозможные вертушки, бумажные колпачки и ватные шарики, подвешенные на натянутой горизонтально нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков;
• Надувать надувные игрушки и воздушные шарики; особенно полезно пускать мыльные пузыри – это формирует очень тонкое регулирование выдоха;
• Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Артикуляционная гимнастика включает упражнения как для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
улучшить кровоснабжение артикуляционных органов, их нервную проводимость;
улучшить подвижность артикуляционных органов; 
укрепить мышечную систему языка, губ, щёк; 
уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики – два взаимосвязанных неразрывных процесс.
В своей работе по развитию мелкой моторики часто использую различные стихотворные комплексы, сказки, потешки. Выполняя задания с детьми, стараюсь всегда помнить о том, что лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться ощутимого результата, чем "пробежаться" по нескольким упражнениям и остаться на прежнем уровне.
Игры с песком имеют положительное значение для развития психики ребенка, установления психологического комфорта, при взаимодействии с песком стабилизируется эмоциональное состояние; развитие мелкой моторики и тактильно - мнемической чувствительности влияет на развитие центра речи в головном мозге ребенка, формирует произвольное внимание, память.
Играем с мозайками и пазлами, заминаемся переборкой пуговичек или других предметов мелкого размера, собираем конструктор, рвём бумагу - это тоже хорошо развивает мелкую моторику рук.
"Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее". Нельзя не согласиться с этим высказыванием.
Держание карандашей и кисточек в руках — отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учу малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуем не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски. Вырезаем из бумаги разные фигурки. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, лепка.
Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные ощущения необходимые для нормализации произносительной стороны речи. В комплексной системе мероприятий массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.
При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
Су – джок терапия - это одно из направлений медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. Обладая большим количеством рецепторных полей кисть связанна с различными частями человеческого тела. Воздействуя на биологически активные точки на кисти, мы улучшаем работу головного мозга. Эффективен и ручной массаж пальцев. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека. Кончики пальцев и ногтевые пластины отвечают за головной мозг. Массаж проводится до появления тепла.
Дыхательные упражнения, артикуляционную, пальчиковую гимнастику, упражнения, направленные на развитие внимания, мышления, массаж использую как элементы образовательной деятельности; включаю в утреннюю гимнастику и гимнастику после сна; ввожу в физкультминутки, на прогулках, в подвижных играх; совместной игровой деятельности.
Проведение игр-занятий - по ознакомлению с окружающим миром:
«Утята - дружные ребята»;
«Наши умелые ручки»;
«Носик, носик подыши»
- физкультурные занятия, развлечений
«Репка»;
«Вышла курочка гулять»;
«Мы – весёлые петрушки»;
- по продуктивной деятельности:
«Рисунки из капельки» (рисование красками с помощью трубочек);
«Лети, лети мой листочек» (рисование карандашами с помощью трафаретов);
«Снежинки летят» (вырезание из тонкой бумаги)
Создание картотек игр и упражнений дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастик.
Работа с родителями:
Только взаимодействуя с семьями воспитанников, мы может укрепить и сохранить здоровье наших детей, дать необходимые предпосылки к развитию речи.
Разработка консультаций: “ Дыхательная гимнастика для малышей”, “Игры, которые лечат”, “Здоровый образ жизни”, “Развитие мелкой моторики для детей дошкольного возраста “, “Кем работает наш нос?“, “Развитие связной речи у детей “;
Создание буклетов: “Дыхательная гимнастика”, ”Играем пальчиками”, «Артикуляционная гимнастика»;
Привлечение родителей к подбору материалов и созданию оборудования для коррегирующих упражнений;
Проведение собрания “О здоровье всерьёз;
Помощь родителей в создании фоторепортажа.
Выставки творческих работ созданных родителями «Умелые руки»
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками по развитию речи даёт положительные результаты:- снижение уровня заболеваемости;- повышение работоспособности, выносливости;- развитие психических процессов;- развитие общей и мелкой моторики,- повышение речевой активности;- увеличение уровня социальной адаптации.
Применение элементов педагогики оздоровления способствуют личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.
Здоровье – это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.
Список литературы:
Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. - М., 2006
Соболева А.В. Загадки-смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М., 2000
Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. – М.: Гном и Д, 2003
Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
Кузнецова В.М. Минуты здоровья. Методические рекомендации. Мурманск, 2000.
Кузнецова В.М. В поиске ради здоровья. Мурманск: ИМКРО. 1996