Методы, приемы, средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе.


Методы, приемы, средства повышения эффективности образовательной деятельности при обучении русскому языку и литературе в современной школе. Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто. Я вспоминаю это древнее изречение всякий раз, когда задумываюсь о смысле и назначении нашего педагогического труда…. Чему учить и как учить- это главные вопросы для педагога. Они становятся особенно актуальными именно в наше время – время глобальной «переоценки» ценностей» …
Какое место в новой системе образования занимает учитель? Какие идеи и представления становятся основополагающими в его деятельности?
Я считаю, что учитель русского языка и литературы должен стать одной из ключевых фигур в обновлении современной школы, поскольку именно на наших уроках подрастающий человек учится владеть главным инструментом человеческой мысли- словом, которое, как известно, начало всех начал. 
Но как приучить личность современного ребенка к кропотливому труду: чтению, письму и работу над текстом? Реализация стандартов второго поколения требует особого внимания именно к этим видам деятельности. Жизнь не стоит на одном месте: происходят изменения в области экономики, культуры, а также и в образовании. Обучение в традиционной форме никогда не устаревает, но есть и новые технологии, методы и приемы в процессе образования и обучения, при воспитании современной личности.  1.Информационные технологии. Их преимущества в том, что данные технологии индивидуализируют образовательный процесс. Дети используют компьютерные технологии в образовательных целях, создают проекты, свободно пользуются (через Интернет) любой библиотекой, музеем, периодическими изданиями всего мира, осуществляют дистанционное образование. В своей работе использую компьютерные программы серии «Кирилл и Мефодий», программы для подготовки к ЕНТ. По опыту работы я убедилась, что эти программы удобны для организации индивидуальной и дифференцированной работы как с отстающими, так с одаренными учащимися. 
На уроке же удобнее использовать презентации, подготовленные самостоятельно по определенной теме к конкретному уроку или циклу занятий. Презентации помогают поддерживать темп урока, вести урок более динамично, четко структурировать его содержание, придают эмоциональную окраску, позволяют вести пошаговое объяснение материала в динамичном режиме с помощью схем, диаграмм, графиков.
Во многих школах сегодня появились интерактивные доски - ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, который помогает учителю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Интерактивная доска упрощает объяснение схем теоретического материала по русскому языку и литературе и помогает разобраться в сложной проблеме, так как позволяет учащимся взаимодействовать с новым материалом: на ней можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Учитель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая учащихся и побуждая их записывать идеи на доске. На интерактивной доске можно легко передвигать, удалять и вставлять надписи, добавлять комментарии к текстам, иллюстрациям, выделять ключевые области и добавлять цвета. Это широко используется при комплексном анализе текста, что особенно актуально для подготовки к ЕНТ по русскому языку. К тому же тексты или иллюстрации можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Подобные методики привлекают к активному участию в уроке каждого ученика. Все, что учащиеся делают на доске, сохраняется и используется на последующих уроках. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, и учитель всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить его ключевые моменты. После урока файлы сохраняются в школьной сети, чтобы ученики всегда имели доступ к ним. Такие возможности интерактивных технологий можно широко использовать на уроках русского языка, начиная с пятого класса. Дети этого возраста уже умеют пользоваться компьютером, поэтому обучение работе на интерактивной доске не вызывает особых трудностей. Некоторые задания дети выполняют самостоятельно, работая в парах. Интерактивную доску я использую, когда мы проходим правила орфографии: правописание приставок, суффиксов, правописание корней с чередующимися гласными, правописание наречий, личных окончаний глаголов. Также учащиеся с удовольствием решают тренировочные тесты, составленные по образцу заданий ЕНТ, и неохотно расстаются с интерактивной доской или компьютером. Возможности компьютерных технологий, интерактивных технологий можно широко использовать и в старших классах при подготовке к ЕНТ по русскому языку. Так, например, при повторении материала по орфографии и пунктуации, необходимого при выполнении первой части экзаменационной работы, ученики самостоятельно анализируют, обобщают и систематизирует теоретический материал и составляют различные тренировочные тесты, обмениваются ими для домашних индивидуальных тренингов. Это очень важно, так как без самостоятельной отработки навыков по русскому языку трудно сдать ЕНТ успешно. Таким образом, использование интерактивных технологий на уроках русского языка делает занятия интересными и развивает мотивацию учащихся, заставляет работать более творчески, придает уверенности в себе, предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.   Никто из педагогов не будет оспаривать важности обучения школьников навыкам исследовательской деятельности. Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских методов обучения, делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов. Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков.
Организация учебного процесса в старших классах современной школы требует от учителя ориентации на развитие продуктивного мышления учащихся, на развитие у них навыков самостоятельно получать информацию и работать с ней. Решить эти задачи поможет использование проектных технологий. Метод проектов сегодня успешно внедряется и при изучение русского языка и русской литературе. Использование проектной деятельности при изучении русского языка и литературы особенно эффективно, если она выходит за рамки урока и продолжается на занятиях предметного кружка. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования. Главное в применении этого метода, чтобы ученик научился приобретать знания, исследовать объект, делать выводы и применять в жизни добытые знания и навыки. Поскольку проведение проектной и исследовательской деятельности обучающихся требует значительных ресурсов: времени, материалов, оборудования - формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельностей целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом или исследованием, но и в рамках традиционных занятий. Проведение таких уроков способствует успешному формированию общеучебных навыков и разностороннему развитию учащихся. Метод проектов я использовала при прохождении таких тем, как «Проблема нравственного выбора в драме «Гроза», «Проблема вечных человеческих ценностей в романе «Отцы и дети».
Групповые и парные формы работы на уроках русского языка. 
Создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, формировать научное мировоззрение, гуманистические отношения, всемерно раскрывать творческие возможности личности, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей, способствовать выработке у учащихся осознанной гражданской позиции, готовности к жизни – таковы цели современной школы. С моей точки зрения, одной из универсальных форм организации занятий является комбинация следующих методов: прохождение материала по блокам, работа в парах, зачетная работа. Рассмотрим основные этапы урока на примере прохождения темы «Однородные члены предложения». Ученики уже в 5 классе знакомы с этой темой, работают с тестовыми заданиями, потом ознакомятся с основными ЗУН по таблице «Что должны знать и уметь по этой теме». При изучении данной темы учащиеся работают в парах по карточкам с вспомогательными вопросами и заданиями, затем взаимотренаж (ВТ), взаимообмен заданиями (ВОЗ),главный принцип: получил – передай другому, только после этого можно получить следующее задание; устный зачет по заранее предъявленным вопросам, а затем контрольная работа, являющая фактически зачетной. При таком построении занятий ученик всегда находится в ответственной позиции, он знает, что ему еще нужно изучить, какую работу выполнить дома, а что в классе. Формируется ответственность за других, умение объяснить материал. Конечно, это требует большой подготовки от учителя, но данный метод оправдывает себя. Итак, «единство обучения и творчества» - девиз, который как нельзя лучше способствует достижению воспитательных и образовательных целей, так как наш предмет от нас привить любовь к русскому языку.
 Разноуровневые задания.
Требования к разноуровневым заданиям: воспитательное значение, учебная цель, место задания в учебном процессе, соотношение задания со школьным учебником. Разноуровневые задания являются необходимым условием обучения на современном этапе, так как оно не может осуществляться посредством создания особых классов и требует более гибких форм дифференциации и моделей ее организации, учитывающих социальную ситуацию развития, психофизиологические и личностные особенности учащихся средних классов основной школы. Класс группируются на три группы, для которых разрабатываются три варианта индивидуальных заданий:1) базовый уровень, который должен достичь каждый ученик,
2) повышенный уровень, определяющийся глубиной овладения содержанием учебного предмета,
3) углубленное изучение предмета для интересующегося, способного, трудолюбивого ученика.
Главная цель повышенного уровня подготовки – воспитания интеллектуальной личности, развитие творческих способностей, обучение самоопределению, поиск области творческой самореализации учащихся. При таком обучении реализуются идея о форме дифференциации, которая не ущемляет достоинства учащихся и не нарушает сложившихся межличностных отношений в коллективе. В содержании образования должны быть включены компоненты, обеспечивающие развитие творческого потенциала всех учащихся.
Например, при изучении морфемики в 5 классе даются такие задания:1 уровень - подберите однокоренное слова к слову вода, выполните морфемный разбор одного из них.
2 уровень - подберите однокоренные слова к слову вода, произведите их морфемный разбор. (каждого слова).
3 уровень: подберите к данным схемам слова с корнем –вод-, произведите их морфемный разбор (корень + окончание, корень + суффикс + суффикс, приставка + корень + суффикс + суффикс + суффикс + окончание).
Среди разноуровневых индивидуальных заданий особое место занимают задания, связанные с национально- региональным компонентом образования.
В качестве заданий можно также использовать контрольно-измерительные материалы (КИМ), разработанные для подготовки к ЕНТ по русскому языку. Например, для средних учащихся я предлагаю варианты ЕНТ (найти тип подчинительной связи - согласование, а для сильных такие задания: замените данные словосочетания синонимичными (согласование на управление: заячьи следы - следы зайцев, осенние краски - краски осени.).
Контроль за знаниями, умениями и навыками дает возможность установить, что усвоили ученики, какими умениями они овладели, чтобы в процессе дальнейшей познавательной деятельности опираться на приобретенные знания, а также зафиксировать пробелы в знаниях и наметить рациональные пути их устранения с учетом их индивидуальных особенностей, что обеспечивает личностно-ориентированный подход к обучению. Сегодня уже невозможно дать учащимся глубокие, прочные знания, обучая всех одинаково, без учета индивидуальных особенностей каждого ребенка, дифференциации способностей и причин недостаточного усвоения той или иной темы. Решение этой проблемы невозможно без четко спланированных разноуровневых заданий для ежедневного опроса учащихся с целью выявления объективного уровня обученности, ибо контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь: своевременное обнаружение пробелов в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации ЗУН. Профессор Донецкого открытого университета Шаталов В.Ф. разработал и воплотил на практике технологию интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей. Я ознакомилась с этой технологией и постаралась реализовать ее на уроках русского языка, использовала ОК (опорные конспекты) при прохождении тем по морфологии, синтаксису. Опорный конспект представляет собой схему, отражающую информацию, которая подлежит усвоению. Использование схемы – опоры помогает учащимся легче и прочнее усвоить теоретический материал, который приводится в нескольких параграфах учебника, тем самым создается резерв времени для тренировочных упражнений, что способствует выработке грамотного письма. Опоры не исключают из работы теоретический материал учебника, они только помогают сжать его до предела. Конечно, они не исключают традиционных форм и методов работы, а только дополняют их. Важно осваивать то, что близко, доступно, понятно и посильно нашим ученикам. Опорные схемы упрощают подачу материала и в то же время облегчают процесс усвоения сложных понятий, позволяют больше уделять времени практическим упражнениям. Опорные конспекты приучают детей мыслить, они кодируют огромный текстовый материал и придумывают в меру своих способностей способы наилучшего запоминания. Учение для многих учеников перестает быть мучением. Главное, дети не боятся отвечать. Опорные конспекты составляются практически по всем разделам курса русского языка. Применение ОК на уроках русского языка и литературы повышает интерес к урокам русского языка и литературы, развивают артистические способности ребят, формируют творческую личность, которая может выразить себя в слове. Часто ОК представляет собой рисунок, схему, таблицу. Преобразование учеником информации в рисунок, схему, таблицу способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. ОК составляется учеником или совместными усилиями учителя и ученика. Умение составлять ОК – одно из важных общеучебных умений, которое подготавливает к презентации своих знаний. ОК в краткой форме должен четко передавать содержание исходного текста, чтобы через некоторое время ученики могли по этому конспекту восстановить учебный материал. Я провела открытый урок в 8 классе по теме «Обобщающие слова при однородных членах», используя модели, опорные конспекты, ученики работали по схемам и моделям, урок получился своеобразным, необычным, ученикам очень понравился, так как каждый ребенок приобщается к каждодневному труду, развивается познавательная самостоятельность, формируется ответственность, честность, товарищество. В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. В центре внимания этой системы оказывается уникальная личность, которая стремиться к максимальной реализации своих возможностей, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Гуманитарное знание не может быть механически усвоено, оно выстраивается посредством взаимосвязей, постоянной работы ДУШИ и МЫСЛИ. Учитель – словесник – не только преподаватель, но и создатель культуры. Наш предмет -это наука и искусство, а урок – общение, сотворчество, духовный контакт, который возможен лишь при вдумчивом, прочувствованном проникновении в смысл текста - научного, публицистического и, конечно же, художественного. Идя традиционным путем, невозможно реализовать эти задачи. Вот почему я заинтересовалась новыми технологиями в образовании.