Статья на тему: развитие певческих навыков детей дошкольного возраста с использованием здоровье сберегающих технологий



Развитие певческих навыков детей дошкольного возраста
с использованием здоровье
сберегающих технологий













**********************************************************************************************************************************************************











Обучение детей пению в детском саду – одна из важнейших задач музыкального
руководителя. Эта задача требует от педагога большого профессионализма. Пение с дошкольниками является методом, регулирующим дыхание, развивающим лёгкие и расширяющим грудную клетку, а также помогающим выработать плавную и полнозвучную речь. Крикливое, сиплое пение не только неправильное, но и вредно для здоровья. Голос дошкольника очень робок и податлив, поэтому, чем раньше прививаются ребёнку навыки звукообразования, тем лучше становится его речевой аппарат. Возможность поддержания музыкально-певческой среды с ясельного возраста до школы позволит подготовить и настроить голос ребёнка к дальнейшему совершенствованию. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции связанные с изменением и улучшением кровообращения (а значит и улучшение обмена веществ), дыхания (значительно сокращается частота заболеваний дыхательной системы, носоглотки). Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их положительного эмоционального общения, улучшает самочувствие. Для того чтобы приобщить дошкольников к искусству пения и испытать на себе его оздоровительные возможности, я поставила перед собой задачи:
-развивать и укреплять дыхательную систему дошкольников;
-тренировать мышцы гортани, голосовых связок;
-расширять певческие возможности дошкольника, а именно диапазон голоса;
-содействовать выразительности пения и речи, улучшать тембр голоса;
-способствовать развитию мелодического и ритмического слуха, музыкальной памяти;
-повышать работоспособность, улучшать настроение, активизировать внимание.
Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, распевки, артикуляционная гимнастика, игровой самомассаж и др.), используемые в образовательной деятельности по обучению пению, помогают развивать музыкальные способности детей, укреплять здоровье и являются одним из средств физического развития ребёнка.
Знакомство с системой музыкального воспитания Карла Орфа привело меня к идее начать развитие певческого голоса дошкольников с речевого этапа. Со старшими дошкольниками на речевом этапе удобно и легко работать над формированием таких певческих навыков, как дыхание и дикция. И прежде чем выразительно и легко петь, ребёнок учится легко и выразительно говорить.
Речевой этап
Виды деятельности
Цель речевого этапа

Артикуляционная гимнастика
Разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата

Игры и упражнения развивающие речевое и певческое дыхание
Обострить интонационный слух

Развивающие игры с голосом
Подвести детей к воспроизведению музыкальных звуков

Речевые зарядки
Сделать обучение пению приятным и привлекательным занятием

Речевые игры и упражнения
Легко и незаметно подготовить детей к пению

ритмодекламация
Совершенствовать правильное произношение


Артикуляционная гимнастика не занимает длительного времени, но в значительной степени активизирует речевой аппарат. В последнее время значительный успех в работе над артикуляцией преподносит нам методика В.Емельянова. Я использую в основном следующие упражнения:
-цоканье и пощёлкивание языком;
-круговые движения языком между зубами и щеками;
-покусывания языка боковыми зубами, внутренней поверхности щёк и т.д.
Такая гимнастика очень полезна детям с недоразвитием речи и её активно в своей работе проводит логопед.
У старших дошкольников певческое дыхание повторяет тип речевого дыхания. И речевое и певческое дыхание у детей более глубокое, интенсивное, т.к. рассчитано не на один слог, а на несколько слов. Профессиональные певцы и ораторы могут говорить или петь на диафрагмальном дыхании не только фразы, но и целые предложения. Диафрагмальное дыхание очень полезно для здоровья. Оно способно полной вентиляции лёгких, а значит, и интенсивному кровообращению (кровь интенсивно доставляется ко всем частям тела). Кроме того, диафрагмальное дыхание осуществляет массаж брюшной полости, оздоравливая все находящиеся там внутренние органы. Это отчасти компенсирует недостаток двигательных нагрузок в нашей жизни. Но эта информация только доля взрослых, которые в состоянии понять и осознать её значимость. Детям же бесполезно объяснять, почему нужно дышать животом, им просто нужны специальные игровые упражнения, речевой и певческий материал, который незаметно и постоянно тренирует диафрагмальную мышцу. В самом начале речевого этапа полезно использовать игры на дыхание без звука. Например: «Все превращаемся в волны и дыханием рисуем большие и маленькие волны, спокойные, тёплые, ласковые. Или, обогреваем своим тёплым дыханием пальцы рук. Затем удлиняем выдох , используя различные образы, такие как:
-сердитая кошка (выдыхание на согласных «ш»);
-жужжащая пчела или жук;
-гул самолёта.
Игры с голосом – это подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу (крик, смех, плач), голосам животных (мяукать, хрюкать, куковать и т.д.), голосам неживой природы (тикать, капать и т.д.) Игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. Систематическое использование развивающих игр с голосом даёт возможность:
-почувствовать и послушать свой голос, поиграть с ним;
-всплеснуть излишки своей энергии, снять усталость и утомление;
-расширять диапазоны речевого и певческого голоса;
-успешно развивать интонационный и фонематический слух;
-готовить ребёнка к управлению своим голосом, дыханием, артикуляцией, дикцией. Например:
Ослик
С.А. Коротаева
Ослик загрустил:
И-а
Хвостик потерял вчера.
Он бродил -поцокать языком
И вдыхал -вздохнуть
А нашёл – закричал:
--Ура! И-а!

Речевые ритмо-интонационные игры служат эффективным средством для развития интонационного слуха – способности слышать и снимать содержательный смысл музыки, большое влияние оказывают на развитие вокальных данных старших дошкольников, т.к. проводятся в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Такие игры способствуют развитию речевого и музыкального слуха:
-чувства ритма,
-темпа, тембра, интонационной выразительности;
-развивают речевое и певческое дыхание, дикцию и выразительность речи;
-раздвигают границы диапазонов речевого и певческого голоса;
-формируют естественное звучание голоса.
Ритмо-интонационные игры включают в себя ритмы имён детей, приветственных слов, названий деревьев, цветов, считалки, потешки, пословицы, поговорки, четверостишия и т.д. Например, речевая игра на текст заклички «Дождик». Проговариваем текст в размере две четверти:
«Дождик, дождик,
пуще лей!
Чтобы было
Веселей!
Варианты заданий.
Произносим текст по-разному: первый раз громко, второй раз - тихо.
Изменяем регистры голоса: высоким, затем низким.
Изменяем темпы произношения: быстро, затем медленно, постепенно ускоряя, замедляя.
Две группы детей играют в «эхо»:
а) первая произносит громко весь текст, вторая – как эхо, произносит тихо;
б) первая произносит и хлопает одновременно, вторая произносит и шлёпает(можно поменяться ролями);
в) первая только произносит текст, вторая только хлопает, и наоборот;
г) обе группы исполняют текст только в звучащих жестах без произнесения:
д) можно заменить звучащие жесты шумовыми инструментами и т.д.
Главное в проведении ритмо-нтонационных игр не допускать усталости и утомления детей, потери интереса.
У музыки и речи одна первооснова – интонация, поэтому словесный и музыкальный образы неразделимы. Формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию чёткой дикции и выразительного исполнения различных настроений способствует ритмодекламация. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Если с детьми поработать отдельно над интонациями радости и удивления в речи, то впоследствии в работе над песней они обязательно вспомнят, как они выражали радость или печаль.
Радость (фрагмент)
К.Чуковский
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.

Цель речевой зарядки – подготовить голос дошкольника к речи и пению.
В содержание речевой зарядки могут входить игровые упражнения на артикуляцию, дыхание, игры с голосом, речевые игры и ритмодекламация. Речевые зарядки обостряют слуховое внимание, улучшают взаимодействие и координацию слуха и голоса. Дети постепенно приобретают навыки звуковой ориентации. В речи они стараются проявить интонационную выразительность, а в пении – воспроизвести точную интонацию музыкальных звуков. Речевые зарядки дают и оздоравливающий эффект: снимают чувство усталости, повышают работоспособность. Разучиваются речевые зарядки с имитацией движений, соответствующих содержанию текста. Речевые зарядки проводятся в разных условиях, из разных полржений (сидя, стоя, в движении и т.д.) Например:
Мы на горку поднимались - руки одна за другой каждые два слога
По ступенькам ледяным. - поднимать вверх
В санки сели? Сели, сели.
Ух! Летим. – руки быстро опустить вниз
Н.И.Сухова

Разучивание песни со старшими дошкольниками целесообразно проводить нетрадиционно стоя или сидя на полу или ковре в форме круга. Круг несёт в себе воспитательные и терапевтические задачи. Каждый ребёнок может ощутить свою значимость для других детей, почувствовать их поддержку и защиту. Сама обстановка круга пронизана теплом и доверительностью. Здесь есть возможность привлечь к работе даже неуверенных в себе детей. Если кто-то сразу не может включиться, он всё равно это сделает в следующий раз. Проведение в кругу артикуляционной гимнастики, развивающих игр с голосом, речевых зарядок поддерживает внимание и интерес детей к этой работе.
Показ и разучивание новой песни тоже может проходить нетрадиционно. Для возникновения интереса необходимо сделать показ песни игровым. При наличии интереса у детей постепенно обостряется и накапливается внимание – необходимое качество для восприятия и воспроизведения мелодии песни. Например:
Педагог ходит внутри круга и поёт песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребёнок, напротив которого он встал берёт из рук педагога цветок или шумовой инструмент и продолжает ходить под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. На следующую паузу в пении педагога ведущий-ребёнок останавливается и отдаёт предмет тому, перед кем он остановился. Следующий ребёнок берёт из рук ведущего предмет и идёт по кругу дальше, и т.д. Если детей в кругу много, то внутри круга под пение педагога могут ходить 2-3 человека.
«Превращаем всех детей в Птиц или Лошадок, Медведей, Зайцев, Инопланетян, Гномов и т.д. Условно Птицы летают по всему залу, но как только услышат раскаты грома (звуки барабана), сразу собираются на своём «дереве» и затихают. В это время педагог продолжает петь новую песню или часть её. Как только пение опять прекращается, «птицы» вновь полетели по всему залу (лесу, поляне, парку)
После того как превращённые дети вдоволь порезвятся, они уставшие, ложатся отдохнуть (своего рода релаксация-расслабление) и слушают пение педагога.
И таких вариантов вхождения в песню можно придумать много, лишь бы работала фантазия у педагога. Особенно эти методы разучивания песни подходят для гиперактивных детей, что сейчас особенно актуально.
Разный уровень певческих способностей детей в группе создаёт большие трудности в разучивании песни. Неточное пение нескольких человек отрицательно влияет на общее звучание, создаёт большие трудности хорошо поющим детям. Поэтому неточное пение в образовательной деятельности звучать не должно для этого можно использовать хрестоматийный пример.
Разделим всех детей на «птичек» - правильно поющих и «рыбок» - с неустойчивой интонацией, не налаженной координацией слуха и голоса. Первые поют всё, а вторые вслух то, что у них получается правильно. То, что у них не получается, они поют как «рыбки», т.е. открывают рот, артикуллируя точно, ритмично, но поют про себя, без звука. Педагог подсказывает каждой группе их действия. В результате все дети станут чисто интонировать, но каждый, в силу своих возможностей, научится этому в разные сроки.
Для развития певческих навыков дошкольников необходимы многократные повторения и многолетняя практика. Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений и усиливают здоровье сберегающий и образовательный эффект.



Используемая литература.
1. Кацер О.В. Игровая методика обучения детей пению «Музыкальная палитра»
Санкт-Петербург, 2008
2. Журнал «Музыкальная палитра» №3 2007, стр.33.
3.Калеева Т. Слово, музыка, движение. Учебно-методическое пособие.
УМИ , 2009
4.Гриер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учпедизд. 1990.
















15