Научная работа на тему «Методика проведения психолого-педагогического исследования»


«Методика проведения психолого-педагогического исследования»
Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Структура и логика проведения психолого-педагогического исследования..............................................................................................4
Интерпретация, апробация полученных результатов исследования.........11
Внедрение результатов исследований в практику..................................14
Выводы……………………………………………………………..................17
Список использованной литературы………………………………………..18
Приложения…………………………………………………………………...19
Введение
Исследования в области психологии и педагогики — сложный процесс научно-познавательной деятельности, нацеленный на выявление, проверку и использование в педагогической практике новых способов, средств и приемов, совершенствующих систему воспитания, обучения и развития человека[1,c.24]. Современное состояние психологической и педагогической науки связанное с неизученностью определённого психического явления или процесса. Изучение психологических и педагогических явлений с позиций диалектики, т. е. науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, позволяет выявить их качественное своеобразие, связи с другими социальными явлениями и процессами. Все психолого-педагогические явления изучаются в их постоянном изменении и развитии, выявлении противоречий и путей их разрешения. В работе рассматривается применение методики педагогического исследования. Особую актуальность в системе образования уделяют вопросу качественной подготовки специалистов для решения психологических и педагогических задач в школе. Одной из таких задач является психологическое исследование, включающее изучение психологических особенностей обучающихся и их групп в образовательном процессе, а так же определение причин трудностей обучения и поведения с целью оказания психологической и педагогической помощи. Для ведения педагогических исследований применяются особые научные методы, знание которых необходимо всем участвующим в индивидуальном и коллективном научном поиске.
Исследовательской деятельностью занимается широкий круг творческих педагогов. На основе исследований они вводят новые методики или серьезно усовершенствуют элементы существующих методов, по-новому их комбинируют, добиваясь на этой основе положительных результатов. Деятельность педагогов Я.А. Каменского, Г. Песталоцци, А. Дистервега, К.Д. Ушинского, А.С. Шацкого и др. была направлена на развитием психолого-педагогической науки, несущей в практику новые идеи, новое содержание и обновляемую технологию, и составляет инновационный педагогический поток.
Объект изучения в работе – педагогическое исследование. Предмет исследования – методика педагогического исследования. Цель работы – раскрыть специфику организации методики педагогического исследования и определить применяемые в данном исследовании методы. Задачи, решаемые в ходе работы:- проанализировать понятие педагогическое исследование;- раскрыть основные методологические принципы педагогического исследования;- рассмотреть основные подходы к внедрению результатов исследований в практику.
Структура и логика проведения психолого-педагогического исследования
Методами педагогического исследования называют способы, с помощью которых изучаются педагогические явления и решаются задачи совершенствования и прогресса в области воспитания и обучения. В их число входят как формы логического мышления экспериментатора (общие способы, алгоритмы умственных действий), так и внешние действия и процедуры, обеспечивающие выполнение задач эксперимента.
Совокупность и последовательность применяемых методов и приемов образует систему методов, или методику эксперимента.
В психологическом исследовании термин «методика» часто применяется в более узком значении «процедуры» – совокупности действий экспериментатора, позволяющей получить ту или иную информацию об объекте. Например, социометрические методики – это система процедур опроса, предназначенных для определения характеристик групп и коллективов [1.c.43]
Разработка методики обязательна, так как она дает ответ, каким образом требуется реализовать возможности различных методов для достижения поставленной научной цели. Исходя из этого, в исследовании мало выбрать совокупность методов, необходимо их сконструировать и привести в систему.
Методику исследования необходимо рассматривать как совокупность приемов и способов исследования, определяющих порядок их применения и интерпретацию, полученных с их помощью результатов. Она зависит от характера объекта изучения, методологии, цели исследования, разработанных методов, общего уровня методов и общей квалификации исследователя. Методика каждого психолого-педагогического исследования всегда конкретна и уникальна. Нет методики вообще, есть конкретная методика исследования. И чем более оригинален исследователь, тем более оригинальные методики он создает, тем более он изящен в интерпретации его результатов. Для обоснования методик исследования необходимо определить, в каких внешних явлениях проявляется изучаемое, каковы показатели, критерии его развития соотнести методы исследования с разнообразными, проявлениями исследуемого явления. Только при соблюдении этих условий можно надеяться на достоверные, научные выводы.
Методика психолого-педагогического исследования, несмотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи имеет определенную структуру. [2, c.169] Ее основными элементами являются:
теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся методика;
исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
субординационные связи и зависимости между ними;
совокупность применяемых методов, их координация;
порядок применения методов и методических приемов;
последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.
Умелое определение содержания каждого структурного элемента мето- дики, их соотношения составляет искусство исследования. Хорошо продуманная методика организует исследование, определяет его основные этапы, базу, обеспечивает получение необходимого фактического материала, на основе анализа которого и делаются научные выводы. В ходе исследования, как правило, составляется программа исследования, в которой отражается: какое психолого-педагогическое явление исследуется, по каким показателям, какие критерии при этом выбираются и используются, какие методы исследования применяются. В программе исследования нередко указывается и цель применения тех или иных методов.
Методика - это модель исследования, причем развернутая во времени. Естественно, чем точнее и детальнее эта модель отражает действительность, тем результативнее, при прочих равных условиях, будет и само исследование [1,c.84]. Определенная совокупность методов продумывается для каждого этапа исследования. При этом учитываются рациональность применения разработанной методики, достаточность и соответствие ее задачам исследования. На выработку методики влияет много факторов и, прежде всего, предмет, цели и задачи исследования. Важно ясно и точно представлять то, что предстоит изучить, выявить. Рассмотрим это на конкретном примере.
Представим, что необходимо исследовать систему работы со слабоуспевающими детьми в 4 классе. В этом случае важно определить какие качества следует диагностировать у обучающихся, какими методами и в каком порядке. Обычно эту работу планируется проводить поэтапно.
На первом этапе – подготовительном – при изучении уровня успеваемости применяются беседа, анализ письменных работ, обобщение независимых характеристик и некоторые другие исследовательские методы.При изучении личных дел обучающихся, применяется, например, метод анализа документов, а для обработки полученных результатов – статистические методы исследования.
На втором этапе используются методы наблюдения, диагностических бесед, анкетирования и др. При этом можно использовать тестовые и проективные методики, в том числе метод профессиональной пробы, анализ результатов деятельности.
Третьим этапом отбора являются контрольные срезы. На этом этапе важно не только поставить оценку и выявить пробелы в знаниях, но и обратить внимание на личностные качества обучающихся.
Четвертый этап – работа психолого-педагогической комиссии по выявлению причины неуспеваемости и определения дальнейших форм обучения.
Приведенный пример создания методики профессионально-психологического исследования позволяет сделать вывод о необходимости тщательной проработки каждого элемента методики, что и обеспечивает высокий эффект исследования.
Представив порядок применения выбранных методов исследования на каждом этапе отбора, исследователь мысленно воссоздает всю его методику, как бы развернутую во времени, продумывая, все ли предусмотрено и учтено:
определены ли критерии и психологические признаки, которые составляют основное содержание профессиональной предрасположенности абитуриентов;
отобраны ли и апробированы методы диагностики, эффективность и порядок их применения на каждом этапе работы;
определен ли порядок обобщения информации, полученной в результате отбора [2,c.176].
Все эти вопросы входят в структуру методики исследования. Наиболее важным и значимым этапом реализации любой методики исследования является – поисково-преобразующий этап работы. Он связан, как правило, с введением в педагогический процесс запланированных нововведений (инноваций). Содержание поисково-преобразующего этапа психолого-педагогического исследования специфично, зависит от целей, предмета, характера изучаемых процессов, особенностей предполагаемых нововведений, степени готовности практики к их восприятию. На этом этапе исследования определяются содержательная сторона нововведений (что вносится, каковы ―носители нового), временные рамки и технологии нововведений. Это может быть, например, разработка и опробование новых образовательных программ, освоение нетрадиционных технологий или методик обучения, способов стимулирования и оценивания успехов в воспитании и развитии обучающихся и другие. При реализации поисково-преобразующего этапа исследования требуется осознать, что было сделано на предшествующих этапах, какие удалось создать условия, какие исследовательские задачи были решены, а какие – нет, каков уровень исследовательских подходов и умений у участников опытно-поисковой работы. Видимо, полезно сопоставить исследовательский проект, обозначенные в нем позиции и подходы с реально полученными результатами, конкретными трудностями, находками, ошибками [3,c.91].
Жизнь всегда богаче и разнообразнее схем. Где-то и в чем-то, возможно, придется отойти от первоначально намеченной программы, где-то вернуться назад, возникнут новые проблемы и препятствия, обнаружатся и новые способы решения задач. Нерешенные на предшествующих этапах задачи придется перенести на текущий этап.
Результатом этой работы становятся скорректированные, обогащенные представления о путях их решения, об осуществлении общего замысла, уточнение логики и процедуры исследования. Помимо учета непредвиденных обстоятельств на этом этапе просто необходима более детальная проработка внедренческих документов, последовательности исследовательских процедур, их координация и синхронизация. Нельзя, скажем, сначала вводить новые программы, а потом соответствующую замыслу технологию. Их следует вводить комплексно. Для прогнозирования результатов поисково-преобразующего этапа исследования необходимо вести речь о процедуре, аналогичной той, которая используется при выдвижении гипотезы и представляет собой мысленное преобразование объекта, построение модели потребного будущего.
Практическое преобразование предполагает ―запуск того новшества, ради которого велась вся подготовительная работа: новых предметов, обновленных программ, учебников, технологий, средств обучения и воспитания и т. п. Коррекция дальнейшей работы вытекает из анализа полученных результатов и оценки эффективности аппарата и процедур исследования. Вносятся изменения в практическую работу (компенсация недостатков, коррекция программ, уточнение тактики индивидуального подхода и др.), логику и методы исследования.
Психологический или педагогический эксперимент, предусмотренный методикой в рамках поисково - преобразующего этапа исследования, – наиболее сложная и длительная часть работы. Для проведения эксперимента разрабатывается специальная программа, в которой достаточно подробно прописываются все этапы деятельности исследователя:
– выбор и обоснование цели и частных задач, техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;
– планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.
– анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования. Особое внимание при проведении эксперимента обращается на условия и факторы, обеспечивающие представительность выборки и репрезентативность результатов [4,c.67].
Факты - строительный материал исследования. Они должны быть точными, отличаться новизной и содержательностью. Научный факт, в отличие от факта вообще, не ограничивается только внешней стороной явления, а в какой-то степени вскрывает и его внутренние связи, движущие силы, механизм этого движения. В нем неповторимая конкретность дополняется выявлением сходства, общего, устойчивого в самом явлении, или между отдельными явлениями. Научный подход к анализу фактов требует рассматривать их всесторонне, во всех отношениях, в многообразии диалектических связей внутри их и между ними. Сбор и накопление фактов – один из ответственных этапов психолого- педагогического исследования, так как только научные факты дают возможность прийти к определенным теоретическим выводам. И.П. Павлов, наставляя молодых исследователей, говорил, что, изучая, экспериментируя, наблюдая, старайтесь не оставаться на поверхности фактов[1.c.98]. Пытайтесь проникнуть в тайну их возникновения. Настойчиво ищите законы, ими управляющие. Реализация методики исследования позволяет получить предварительные теоретические и практические выводы. Эти выводы должны быть всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследования; целесообразными и правомерными; вытекать из накопленного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения; апробированными и реальными для внедрения в массовую педагогическую практику. При формулировании выводов важно не допустить две нередко встречающиеся ошибки: своеобразного топтания на месте, когда из большого и емкого эмпирического материала делаются весьма поверхностные, частного порядка, ограниченные выводы, или непомерно широкого обобщения, когда из незначительного фактического материала делаются неправомерно значимые выводы.
Оценка и интерпретация полученных результатов, прежде всего положительных, но также причин ошибок и неудач, позволяют сформулировать предварительные теоретические и практические выводы. Эти выводы необходимо осмыслить в общей системе уже известных теоретических положений и практических подходов. Предварительные выводы уточняются, проверяются опытной работой.
Таким образом, только после проверки результатов исследования появляется возможность, на основе теоретических выводов, выдвинуть практические рекомендации, определить условия их успешной реализации. Важно, чтобы эти рекомендации вытекали из материала исследования, были конкретными и реальными для психолого-педагогической практики.
2. Интерпретация, апробация и внедрение полученных результатов исследования
Заключительный этап исследования связан с систематизацией его результатов, их интерпретацией и изложением. Систематизация результатов заключается в их представлении в виде упорядоченной взаимосвязанной структуры, элементы которой должны соответствовать поставленным в исследовании задачам. Системно представленные результаты должны быть корректно интерпретированы.
Интерпретация (от лат. interpretatio) в науке – толкование, раскрытие смысла, разъяснение. По существу, интерпретация должна служить приближению к истине, т. е. к раскрытию сущности исследуемого процесса или объекта. В основе интерпретации лежит процедура объяснения полученных результатов на основе принятой в исследовании концепции, причем объяснения в чем-то нового, не тривиального. Процедура интерпретации, одна- ко, требует сверки принятого концептуального толкования с иными, альтернативными толкованиями, с проверкой разных версий истолкования результатов. Первоначальная интерпретация, как правило, связана с объяснением результатов на основе рабочей гипотезы, однако последующее выведение следствий, мысленное проигрывание ситуаций зависит от изменения влияющих факторов, а иногда и изменения гипотезы, уточнения концептуальных установок. В задачи интерпретации входит выявление объективного значения полученных результатов для теории и практики обучения и воспитания, степени их новизны и предполагаемой эффективности в использовании, а так- же выявление смысла, т.е. значения для самого исследования [5, c.203]. Особую трудность представляет интерпретация результатов парадоксальных, не соответствующих ожиданиям, принятой концепции. Возникает необходимость их перепроверки или пересмотра концептуальных оснований. Несет в себе опасность и полное совпадение полученных результатов с ожидаемыми результатами, ибо это не стимулирует дальнейшие поиски.
Необходимыми этапами созревания работы являются ее апробация и внедрение в педагогическую практику. Надежная апробация исследования – одно из условий его корректности, состоятельности, истинности результатов, один из самых реальных способов избежать серьезных ошибок, перекосов, преодолеть личные пристрастия исследователя, вовремя скорректировать и исправить допущенные промахи и недочеты [4.c.81].
Слово ―апробация латинского происхождения и дословно означает ―одобрение, утверждение, установление качеств. В современном понимании это установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методики и результатов работы. В роли ценителей, судей, критиков, оппонентов выступают отдельные компетентные в области исследования ученые и практики, а также научные и педагогические коллективы.
Апробация может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ. Официальная апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации). Основными формами информации о ходе и итогах научного поиска являются выступления исследователя с лекциями, научными сообщениями. Непосредственный контакт с массовой аудиторией позволяет ему облечь свои выводы в наиболее доступную и убедительную форму, показать их практическую значимость путем показных и инструктивных занятий и т.п. Одновременно анализируется реакция слушателей, проверяются и уточняются выдвинутые положения, сделанные выводы. Большие возможности для апробации полученных результатов исследования представляют научные практические и методические конференции, дискуссии, творческие диспуты и другие формы обсуждения проблемы исследования или смежных с ней тем. В ходе этих мероприятий демонстрируются, иллюстрируются, разъясняются материалы, раскрывающие суть предлагаемых новинок и показывающие их преимущества перед привычными, давно используемыми.
В результате исследователь обретает еще большую уверенность в силах, стремится активнее продолжать работу, внедрять научные результаты в жизнь.
Немаловажную роль играет и неофициальная апробация: беседы, споры со специалистами и коллегами. Естественно, что для апробации должен быть представлен хотя бы в первом варианте оформленный текст доклада, отчета, сообщения, проекта, диссертации (квалификационной или курсовой работы). Естественно, апробация включает осмысление и учет возникающих вопросов, позитивных и негативных оценок, возражений и советов. Она стимулирует доработку, более глубокое и аргументированное обоснование или пересмотр ряда положений исследования и способов доказательства, помогает либо утвердиться в признании истинности защищаемых положений, либо скорректировать или пересмотреть их. В данном случае речь идет об итоговой апробации исследования, хотя вообще-то очень полезна, нередко просто необходима поэтапная апробация исходных положений, гипотез, методики исследования, его промежуточных результатов.
Положительные отзывы, если они не носят комплиментарного характера, приносят удовлетворение, придают уверенность, помогают раскрыть перспективы дальнейших поисков. Менее приятны, но не менее полезны критические замечания, советы и предложения. Очень полезен глубокий анализ возникших вопросов. Есть основания утверждать, что полезны, в конечном счете, любые возникшие в процессе представления работы вопросы. Все связано с тем, как они воспринимаются и используются исследователем [6,c.238].
Среди вопросов можно выделить уточняющие, связанные с непониманием, неполным или неверным пониманием изложенного. Они побуждают к уточнению, поиску более четких формулировок, доработке стиля, т. е. помогают исследователю сделать изложение более конкретным и убедительным. Вопросы дополняющие представляют запрос на дополнительную информацию об источниках и перспективах развития, фактах, причинах, следствиях и т.д. Они побуждают исследователя ввести в оборот новые факты, дать дополнительные оценки и прогнозы. Такие вопросы расширяют диапазон оценок и подходов. Корректирующие вопросы побуждают к уточнению, усиливают аргументацию, устраняют двусмысленность. Проблемные вопросы вскрывают проблемы, нацеливают на более глубокую интерпретацию, выводят на новые проблемы и задачи.
Таким образом, итоги результатов исследования окончательно определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда. Его выводы становятся обязательными для организации их внедрения в массовую практику.
3. Внедрение результатов исследования в практику
Практика - критерий истины. Поэтому, обязательным элементом решения любой научной проблемы является внедрение разработанных положений и идей в педагогическую практику. Это – завершающий этап исследования и его следует отличать от внедрения результатов научной работы после ее завершения[8,c.189].
Первое – уточняет, развивает, совершенствует психолого-педагогическую теорию и методику,
второе – претворяет в жизнь уже проверенные, отработанные выводы и рекомендации.
Результаты научно-педагогического труда могут выполнять следующие функции:
– уточнять, конкретизировать отдельные, как правило, несущественные теоретические и практические положения;
– дополнять, расширять и углублять известные теоретические положения и практические рекомендации, открывая тем самым новые аспекты, грани проблемы, выделяя новые элементы, части, которые ранее не были известны;
– преобразовывать психолого-педагогическую действительность, то есть разрабатывать принципиально новые подходы, которых ранее в теории и практике не было, коренным образом отличающиеся от традиционных представлений в данной области науки и практики.
Успех внедрения результатов исследования в практику определяется, прежде всего, готовностью к этому теоретических и методических положений, доведенных до уровня конкретных нормативов, правил, предписаний и рекомендаций. Решающую роль в целенаправленном внедрении выводов и положений исследования играет исходная теоретическая концепция. Если она достигла высокой степени общности, хорошо систематизирована, выражена в форме психологических или педагогических принципов, правил, требований, отработана методика ее претворения в жизнь и определены условия эффективности, то можно считать, что теоретическая основа исследования вполне готова для внедрения в практику. Методические рекомендации воплощаются в педагогическую практику обычно путем разработки учебных, учебно-методических и методических пособий, методик обучения и воспитания. Широтой, глубиной и объемом внедрения результатов исследования в практику определяется их научная новизна, теоретическая и практическая ценность. Процесс внедрения результатов исследования в практику можно разделить на следующие этапы:
– ознакомление потребителей с выводами и рекомендациями исследо- вания;
– формирование положительного отношения, интереса к ним;
– практическое обучение преподавателей умению использовать, при- менять новые идеи, правила, методы и приемы в практике воспитания и обучения; – предъявление этим лицам требований об активном внедрении результатов исследования в образовательный процесс и контроль за выполнением этих требований [9, c.243]
Все эти звенья охватывают и информацию о результатах исследования и организацию их внедрения в массовую практику. Ознакомление общественности с материалами исследования - половина дела. После того как уяснена суть выводов и рекомендаций, необходимо научить руководителей, преподавательский состав практическому использованию предложенного, нового. Для этого используются показные, пробные, открытые занятия, воспитательные мероприятия и т.п.
Большую помощь в этом оказывают школы передового опыта, краткосрочные курсы повышения квалификации, университеты педагогического мастерства. После усвоения новых психолого-педагогических рекомендаций, к соответствующим руководителям образовательного процесса предъявляются требования активного применения нововведений, внедрения их в жизнь. Одновременно организуется действенная помощь и контроль. Итоги проверки результатов исследования в экспериментальном, опытном порядке, в ходе экспертизы окончательно определяют теоретическую и практическую значимость выполненного научного труда.
Его выводы становятся обязательными требованиями к работе педагогов, доводятся до кафедр в форме методических и научно-практических рекомендаций, приказов и указаний руководства вуза, требований нормативных документов. Разумеется, для выполнения всего комплекса работы по внедрению результатов исследования в массовую практику энтузиазма и усилий одного лишь автора научного труда недостаточно. Большая часть работы, определяющая роль здесь принадлежит руководству учебных заведений. Именно его всесторонняя поддержка нового, инициативность и смелость при внедрении результатов научных изысканий обеспечивает успех [10 ,c.311].
Таким образом, творческое использование результатов проведенного исследования, способствует распространению новых, более эффективных подходов и средств в образовательном процессе.
Выводы
Осуществление исследовательской работы представляется очень важным средством целенаправленного поиска эффективных путей образовательного процесса. Педагогика как любая наука развивается благодаря внедрению новых методик исследования и совершенствованию уже устоявшихся методов. Наряду с традиционными методами в педагогические исследования внедряються и новые методы, заимствованные из других наук – социологии, психологии, естествознания и прочие, что открывает новые возможности для развития педагогики.
В работе рассмотрен вопрос о методике проведения психолого-педагогического исследования. Как же из отдельных методов сложить обоснованную методику исследования, пользуясь которой можно решить поставленные задачи?
Прежде всего, необходимо исходить из положения о том, что сущность метода определяется не совокупностью приемов, а их общей нацеленностью, логикой движения ищущей мысли, следующей за объективным движением предмета, общей концепцией исследования. Метод — это, прежде всего схема, модель исследовательских действий и приемов, а уже затем — система реально осуществляемых действий и приемов, служащих доказательству и проверке гипотезы в плане определенной педагогической концепции.
Суть же методики в том, что это целенаправленная система методов, обеспечивающая достаточно полное и надежное решение проблемы. Тот или иной набор методов, объединенных в методику, всегда выражает планируемые способы обнаружения несоответствий, разрывов в научном знании, а затем служит средством устранения разрывов, разрешения выявленных противоречий.
Список использованной литературы
Федотова Г.А. Методология и методика психолого-педагогических исследований: Учебное пособие для студентов психолого-педагогических факультетов высших учебных заведений. - Великий Новгород: НовГУ, 2010. – 114 с.
Образцов П. И.. Методы и методология психолого-педагогического исследования. — СПб.: Питер.: ил. — (Серия «Краткий курс»), 2004.
-268 с.
3. ХуторскойА.В.  Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005.-227с.
4. Циулина, М.В. Методология психолого-педагогических исследований: учебное пособие [Текст] / М.В. Циулина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 239 с.
5. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогическогоисследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. -2-еизд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 208 с.
6. Абрамова Г.С. Общая психология. – М.: Академический проект, 2003.
– 435 с.
7. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования: Учеб. пособие. – СПб.:  РИО  СПб ГУ, 2001. – 75 с.
8. Немов Р.С.  Общая психология. – СПб.: Питер, 2005. – 386 с.
9. Першина Л.А. Общая психология. – М.: Академический проект,2004.– 411 с.
10. Лихачев Б.Т.Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.:Юрайт-М, 2001.-607с.