Разработка урока биологии в 6 классе Почвенное питание растений


У р о к № ________ Класс____________ Дата ________________
Тема: ПОЧВЕНнОЕ ПИТАНИЕ РАСТЕНИЙ
ЦЕЛИ:
изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности;
сформировать умение анализировать полученную информацию, оформлять ее графически, устанавливать причинно-следственные связи; отработать навыки ухода за растениями в виде полива и подкормки.
воспитывать интерес и позитивное отношение к растительному миру;
соблюдать здоровьесберегающий режим урока.
ТИП УРОКА: комбинированный (урок комплексного применения знаний с элементами инновационных технологий и дифференцированного подхода).
ФОРМА УРОКА: синтетический.
МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОЙ ТЕМЕ: текущий.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ СВЯЗЬ: химия, география, экология.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: мультимедийный комплекс (доска, компьютер, проектор), объемная модель «Корень растения», раздаточный материал (информационные, инструктивные и рефлексивные карты).БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ: минеральное (почвенное) питание, корень, корневые волоски, минеральные удобрения, растения – хищники, растения паразиты, гидропоника.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Информационно - рецептивный:а) словесный: рассказ - объяснение, описание, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом учебника;б) наглядный: иллюстрации, демонстрация, ТСО.Приемы обучения: изложение информации, объяснение, активизация внимания и мышления, получение из текста и мультимедийной презентации новых знаний, работа с раздаточным материалом.2. Репродуктивный. Приемы обучения: частичная подача материала в готовом виде, конкретизация, закрепление полученных знаний.3. Проблемно - поисковый: постановка проблемного вопроса.Приемы обучения: постановка взаимосвязанных проблемных вопросов, активизация внимания, развитие логического мышления.4. Визуальный: составление схем, логических цепочек.5. Суггестивный: демонстрация видео.
6. Игровой: применение элементов дидактической игры.
7. Перцептивный (восприятие и связь с жизнью).8. Релаксопедический: психологическая разгрузка.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в результате педагогического взаимодействия на уроке обучающиеся смогут
- давать определение понятиям,
- научатся сравнивать питание почвенное и воздушное,
- выделять соотношение между понятиями питание и органическое вещество.
Предметные: обучающиеся смогут
- дать определение понятиям: питание, минеральные удобрения, органические удобрения, растения – хищники, растения-паразиты, гидропоника; - объяснят: причины роста и развития растений;
- определят: существенные признаки почвенного питания растений;
- смогут составить схему обмена веществ в растении.
Метапредметные: обучающиеся должны
- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, качество и уровень усвоения;
- ставить оценку результатам своей работы;
- ставить вопросы; сотрудничать с учениками класса в поиске и сборе информации; разрешать конфликты, уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современными средствами коммуникации:
- демонстрировать умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, готовить сообщения и презентации.
Личностные: обучающиеся смогут называть, определять, распознавать, идентифицировать информацию, полученную в процессе обучения. Обучающиеся овладеют умением оценивать с эстетической точки зрения биологические объекты и явления.
Структура урока:
1. Актуализация знаний.
2. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.
3. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании растения.
4. Роль удобрений в почвенном питании растений.
5. Другие виды питания растений.
6. Закрепление. Подведение итогов урока.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
I. Организационный момент.
1. Релаксация.
2. Подготовка рабочего места.
3. Знакомство с классом.
СЛАЙД 1. Здравствуйте, ребята. Сегодня урок биологии буду вести я, Светлана Борисовна. Мне поможет этот симпатичный персонаж – профессор Знайкин. Надеюсь, по окончании урока ваше настроение будет таким же замечательным, как у моего помощника.
II. Актуализация опорных знаний обучающихся (эвристическая беседа).
СЛАЙД 2. Вспомните царства живой природы. Назовите их. На экране вы видите характерных представителей этих царств. Они разнообразны по форме, размерам, внешнему виду, образу жизни.
Существуют ли признаки, которые отличают живые организмы от тел неживой природы? (ответы детей).
СЛАЙД 3. Перед вами – схема основных признаков живых организмов. Чего здесь не хватает? (дети называют «питание», «дыхание»). А какое свойство должно находиться в центре схемы? (энергия организма).
СЛАЙД 4. Внимательно посмотрите слайд-шоу. Профессор Знайкин не случайно задает вам вопрос – каков тип питания у этих организмов?
СЛАЙД 5. Итак, верно – животные делятся на растительноядных и хищников. А к какому типу относят человека? (питание людей разнообразно). Но почему нажд растением стоит знак вопроса? Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Какова его тема? (дети называют тему урока).
ІІІ. Мотивация учебно – познавательной деятельности учащихся (постановка проблемы).
СЛАЙД 6. Тема урока: Почвенное питание растений.
Постановка проблемы: Как вы думаете, откуда растения берут силы для роста, развития, цветения, образования семян? Они ведь не едят, как животные?
Питание - уникальное, удивительное свойство организма которое всегда вызывало у людей интерес. Люди давно искали ответ: растения никто не кормит, а они растут - как же это происходит?
Итак, чем мы будем заниматься сегодня? (искать ответ на вопрос – как питаются растения)
Постановка цели урока: изучить сущность понятия «почвенное питание» растений как важнейшего процесса жизнедеятельности.
ІІІ. Восприятие и усвоение учащимися нового материала.
1. Типы питания живых организмов. Гетеротрофы и автотрофы.
СЛАЙД 7. В чем заключается сущность процесса питания? Запишите в тетрадь определение: питание – процесс получения организмом веществ и энергии (работа с учебником).
СЛАЙД 8,9. Являясь открытой, саморегулирующейся системой, организм должен постоянно получать энергию. По способу получения энергии организмы подразделяются на типы. Составим схему «Живые организмы по типу питания». Профессор Знайкин намеренно сделал ошибку. Найдите ее.
Обучающиеся отвечают на вопрос учителя и составляют схему.
Тип питания

автотрофное гетеротрофное
(растения) (животные, грибы, бактерии)
– Помимо растений, к автотрофному типу питания относятся еще и некоторые бактерии, в основном их относят к хемоавтотрофам, они питаются за счет энергии химических соединений.
– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы.
2. Почвенное питание растений. Роль корня в питании растений.
СЛАЙД 10. Итак, каковы же особенности питания растений?
В определении пропущены некоторые ключевые слова. Какие именно? (дети отвечают на вопрос и записывают определение в тетрадь).
Питание растений – это ПРОЦЕСС поглощения и УСВОЕНИЯ растениями из ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ химических элементов, необходимых для их жизни.
– Растения, являясь автотрофами, не только создают для себя пищу, но и могут использовать различные растворы минеральных солей, получаемые с помощью своей корневой системы. Каковы способы питания растений?
СЛАЙД 11, 12. Составьте схему в тетради:
Способы питания
растения

воздушное почвенное
питание питание (лист) (корень)
СЛАЙД 13. Как вы думаете, каково количество корней у взрослого растения? В 1937 году немецкому натуралисту Диттмеру удалось измерить и подсчитать все корни у одного экземпляра озимой ржи. В общей сложности рожь имела 13 835 143 корня суммарной площадью поверхности 225 кв. м и длиной до 600 км. Это расстояние можно сравнить с длиной дороги от Москвы до Санкт-Петербурга!
СЛАЙД 14. А теперь посмотрите видеофрагмент и вспомните строение корня (просмотр видеоролика «Рост корней в длину»).
СЛАЙД 15. Профессор Знайкин сегодня весьма рассеян и снова перепутал буквы в названиях зон корня. Давайте исправим его ошибки. (повторение материала о зонах корня, особое внимание уделить зоне корневых волосков).
СЛАЙД 16. С чем же связано почвенное питание растений? Конечно, оно связано с поглощением воды и минеральных веществ с помощью корневых волосков зоны всасывания корня. Куда поступают вода и минеральные вещества?
Обучающиеся составляют схему движения растворов веществ по растению:
Вода, минеральные вещества корневые волоски клетки корня сосуды корня сосуды стебля сосуды листа клетки листа.
СЛАЙД 17. Вся всасывающая сила корневых волосков создает особое корневое давление, благодаря которому вода с солями поднимается вверх по сосудам. Это сила, вызывающая одностороннее движение водных растворов минеральных веществ от корней к побегам. Давление усиливается, если вода теплая.
СЛАЙД 18. Какие вещества поглощает корень? Почвенное питание – это поступление воды и минеральных солей в растение из почвы через корень (запись в тетрадь)
3. Роль минеральных удобрений в почвенном питании растений (работа с информационными картами).
СЛАЙД 19, 20, 21. Значение элементов питания, содержащихся в почве, весьма велико . Рассмотрите информационную карту «Значение элементов питания» (приложение к уроку № 1) и поясните, какие элементы жизненно необходимы растению? (азот, фосфор и калий)
СЛАЙД 22. Какие виды удобрений вам известны? Составим схему «Удобрения».
Физпауза (восстановление работоспособности).
СЛАЙД 23, 24. Профессор Знайкин немного устал, поэтому предлагает вам провести физминутку
ІV. Осмысление объективных связей и взаимозависимостей в изученном материале.СЛАЙД 25. Если растения поглощают воду и минеральные вещества при помощи корней, то можно ли обойтись без почвы? Да! Гидропоника - особый метод выращивания растений при помощи питания специальными растворами (для закрепления корней служат гравий или песок).
СЛАЙД 26. А могут ли растения питаться еще каким – либо способом? В природе существуют особые способы питания растений – хищничество и паразитизм. Посмотрите слайд-шоу и поясните, почему растения приспособились к данному способу жизни? (растут на бедных азотом почвах).
СЛАЙД 27. Просмотрите видеофильм о росянке.
V. Обобщение и систематизация знаний (выполнение теста, составление синквейна).1. Тестирование.
СЛАЙД 28. А теперь проверим, как вы усвоили новую тему. Выполним небольшое тестовое задание.
Тест «Да-Нет»
1. Корневые волоски находятся на всем протяжении корня. (нет)
2. Корневые волоски – это длинные выросты клеток наружного слоя проводящей зоны корня. (да)
3. Поступление в корень воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания. (да)
4. Перегной относится к минеральным удобрениям. (нет)
5. Азот необходим для роста растения.(да)
Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и поставьте оценку. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Выставьте оценку себе в дневник.
2. Составить синквейн.
СЛАЙД 29. Сейчас я попрошу вас составить синквейн – небольшое стихотворение, составляемое по особым, но простым правилам:
1 слово – существительное (они уже подобраны для каждого варианта).
2 прилагательных.
3 глагола.
Предложение – характеристика.
Вывод (1 слово).
Дети выполняют синквейн в парах или самостоятельно.
Вариант 1 Вариант 2
ПИТАНИЕ (растений) УДОБРЕНИЯ
Воздушное, почвенное Минеральные, органические
Обеспечивает, восстанавливает, тонизирует Кормят, помогают, всасываются
Питание определяет жизнедеятельность растения Удобрения увеличивают плодородие почвы
Жизнь! Необходимы!
Выборочно (по желанию) зачитывают результаты.
VІ. Подведение итогов урока.СЛАЙД 30. 1. Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке и покажите всем ту рефлексивную карточку, какую считаете оптимальной (дети поднимают рефлексивную карточку, где изображены смайлы с улыбкой, огорчением или без эмоций, означающие самооценку урока)
Я узнал(а) много нового, интересного. Мне это пригодится в жизни.
На все возникшие вопросы я получил(а) ответы, но хотелось бы знать больше.
Ничего интересного для себя я не узнал(а).
2. Итоги изучения нового материала.
VІІ. Подача и объяснение домашнего задания.
СЛАЙД 31
Обязательный уровень – прочитать в учебнике стр. 94-95 и выучить опорный конспект.
Дополнительный уровень – решить биологические задачи (приложение к уроку № 2).
ВСЕМ – составить синквейн «РОСЯНКА»
СЛАЙД 32. Благодарю вас за внимание и замечательную работу на уроке. Надеюсь, теперь ваше настроение соответствует настроению профессора?