Урок по биологии в 6 классе на тему: Стебель — осевая часть побега.

МБОУ СОШ № 22
Учитель биологии высшей категории
Шилова Н.М.
Урок биологии в 6 классе
Тема: Стебель - осевая часть побега.
Цель: 1. Актулизировать и углубить знания о побеге
2. Дать представления о внутреннем и внешнем строении стебля.
3. Показать взаимосвязь строения стебля с выполняемыми им функциями; дать представления о влиянии внешней среды на рост и развитие стебля, о тканях стебля.
Оборудование: таблица: «Внешнее строение стебля», «Внутреннее строение стебля», спилы деревьев березы.
Диск серия «1С: Школа» Биология. Издательство:Вента – граф, 6класс: Растения, бактерии, грибы, лишайники.
Ключевые слова: стебель. различные типы стеблей, функции стебля: опорная, транспортная, фотосинтезирующая, запасающая; кора, кожица, пробка, чечевички, луб, камбий, древесина, сердцевина, годичное кольцо.
ХОД УРОКА
Актулизация знаний.
Проверка домашнего задания.
Письменное задание «Угадайка» по теме «Лист»
1.Кожица листа – покровная ткань (ДА)
2 .Столбчатая ткань участвует в фотосинтезе (ДА)
3.Клевер листа-простой (НЕТ)
4.Стебель и лист –это надземные органы высших растений
(ДА)
5.Фотосинтез у растений происходит на свету (ДА)
6.Устьица у водных растений расположены на верхней части листа (ДА)
7.Жилки листа - проводящая ткань.(ДА)
8.Все клетки листа одинаковые по форме и размерам(НЕТ)9.Сетчатое жилкование- у двудольных растений (ДА)
10.Колючки у барбариса выполняют защитную функцию (ДА)
Изучение нового материала.
СТЕБЕЛЬ- часть побега.
Послушайте загадку и определите о каких друзьях в ней
говорится.
«Один - в земле копается,
Другой- в свету купается,
И хотя они друзья,
Поменяться им нельзя»Вы правильно поняли – (корни и листья).
А какой орган растения помогает им дружить, поддерживать их взаимосвязь. (Стебель)
Как осуществляется их взаимосвязь?
«Интерактивный рис № 15» 1с :Школа
. Итак , стебель - это орган растения, по которому движется (восходит) от корня вода и растворенные в ней минеральные вещества, а нисходят - органические вещества, образованные в листьях. Стебель - поддерживает листья, выносит их к свету.
Какие растения являются чемпионами мира по высоте и толщине стебля?
«То ли верить, то ли нет,
Обошла молва весь свет,
Что на пне под звон гитар,
Танцевали 20 пар»
Видеофрагмент №78 1с Школа « Биология» 6кл
Ствол секвойи гигантской может достигать в обхвате 48 м.
На пне одного такого растения помещается пианино, четыре музыканта и 16 танцующих пар.
Другое дерево- баобаб. Его ствол имеет диаметр4-10 метров и высоту до 20 метров, обычно полый. Внутри такого ствола могли бы свободно разместиться на ночлег20-30 человек.
Чем обусловлен рост стебля в толщину? (Делением
клеток камбия) .
Как можно определить возраст дерева по спилу?
«Вширь растет Ивашка,
Что ни год - рубашка,
Старую не сменит, новую наденет.
Сколько лет Ивашке?
Посчитай рубашки!
Сколько колец на пеньке, столько лет дереву; недаром говорят, что паспорт дерева в пеньке спрятан.
Выполнение лабораторной работы «Определение возраста дерева по спилу» Учебник «Биология» 6 кл. В.В. Пасечник
стр № 128, вопросы 7, 8, 9.
Побеги (стебли с листьями) могут иметь необычные видоизменения. О каких видоизменениях говорится в загадках:
« У лысой головки
Есть глазки и бровки
Глаза чуть-чуть раскосы,
А брови – безволосы. (Клубень картофеля).
«В земле веревочка-
А в ней - кладовочка» (Корневище пырея, ландыш,)
«Десять бочек тугоВставлены друг в друга,
И только дно у них – одно. (Луковица, общее дно, укороченный стебель).
Таблица №3,5. Диск 1c: Школа «Биология 6 кл»
Стебли бывают травянистые и одревесневшие, удлиненными и укороченными (подорожник, одуванчик, примула, луковица лука).
Используем: 1 .Электронное учебное издание»Биология 6-11кл Лабораторный практикум.
2. Издательский центр «Вента- Граф» 1с: Школа. Биология. 6кл.
Рис. № 192,193, 35, 49
Если срезать стебли разных растений и посмотреть срез можно
заметить, что многие стебли имеют различное поперечное сечение: округлое (у злаков), ромбические (крапива, яснотка), трехгранные (осоки), крылатые (чина лесная).
Электронное учебное издание «Биология 6-11кл.»
Давайте подумаем, какова функция стебля? Ответы учащихся.
1) Опорная
2) Фотосинтезирующая
3) Запасающая.
Какие ткани образует стебель?
Кора - покровная
Луб - проводящая, запасающая, механическая.
Камбий - образовательная
Древесина - основная, проводящая, механическая.
Сердцевина – основная, запасающая.
Какое значение для человека имеют стебли растений?
Ценнейший строительный материал.
Сырье для химической промышленности.
Кора пробкового дерева идет на изготовление спасательных
поясов, кругов, ценится как изоляционный материал.
Из стебля бамбука изготовляют посуду, палки, удочки.
Древесина используется в производстве мебели, шпал
для железныхдорог при изготовлении телеграфных столбов.
Сырье для химической промышленности.
Какие продукты дает древесина при химической переработке?
«В темном лесу зародилась,Белым холстом расстелилась» (Бумага)
«Не в поле, а лесочке
Выросли сорочки» (Искусственный шелк)
«Откуда мочало - берет начало (Лыко липы)
Стебли растений использует человек в пищу
«Зелень веток и плоды –
Ни скоту, ни людям;
В корне тоже нет еды,Что же есть мы будем. (Клубни картофеля)
«На грядке, за амбарами,Разросся стебель шаром.
Стебель - кубышкаВо вкусу - кочерыжка.(Кольраби)
Обобщение и закрепление знаний
Электронный диск «Вента-Граф» 1С «Биология» 6 кл.
Интерактивные рисунки №6 ,7, 18.
Домашнее задание: 26 .Знать новые понятия.