Национальный осетинский мужской костюм

...

Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа

Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм ...

2.1. Головной убор

2.2. Башлык (басылыхъ) ..

2.3. Черкеска (цухъхъа)

2.4. Газыри (бжрцытж)

2.5. Бешмет (куыржт) .

2.6. Бурка (нымжт) ..

2.7. Ремень (рон)..

2.8. Ичиги (хждбынтж).

Глава 3. Практическая часть ..

Заключение ...

Библиография ...

Приложение ..















Введение.

Национальный осетинский костюм – это своеобразный мост между прошлым и будущим. Он несет в себе особенности традиций, обычаев и духовной культуры народа.
В своей работе мы показали самобытность национального мужского костюма.

Предмет исследования – национальный осетинский мужской костюм.

Методы исследования:
Анализ литературы и материалов сайтов в Интернете.
Наблюдения и беседы.

Цель работы – исследовать историю и особенности национального осетинского мужского костюма.

Основные задачи исследования:
- изучить литературу по истории народностей и их костюмов;
- дать характеристику отдельным частям осетинского мужского
костюма;
- исследовать уровень знаний учащихся 2-х классов на предмет знания
осетинского мужского костюма;
- подготовить презентацию работы.
Глава 1. Осетины – одна из народностей Северного Кавказа.

На Северном Кавказе живет ираноязычный народ – осетины. Они являются потомками древних сарматов, алан и скифов. В наши дни осетины живут на южном и северном склонах центральной части главного Кавказского хребта. Численность осетин – более 600 тыс. человек в мире (в Республике Северной Осетии - Алании 335 тыс. человек). Особенностью истории этого народа является то, что он в течение многих веков разделен на две части: северную и южную. Северная часть осетин составляет основное население Республики Северная Осетия - Алания, с центром в городе Владикавказе и входит в состав Российской Федерации.
В 13-14 веках нашей эры нашествие татаро-монгол привело к массовой гибели населения, уничтожения хозяйства и краху государства. Некогда великий народ Северного Кавказа оказался в изоляции в ущельях гор. Общение поддерживалось лишь с самыми близкими людьми и соседями. Однако в этом есть и свои преимущества, осетины смогли сохранить первозданность своих традиций, религии, культуры и языка.
В 18 веке Северная Осетия добровольно вошла в состав Российской Империи, и осетины получили возможность переселиться на равнину под прикрытием русской крепости Владикавказ (основанной в 1784г.). Расселение на равнине, сильно изменила жизнь осетин. Соседство с русскими селениями усилили доверие к России и открыли осетинам дорогу к образованию, русской культуре, государственной службе.
В религиозном отношении осетины в основном считаются православными христианами, и лишь несколько селений приняли ислам.
Осетинский народ подарил миру выдающихся деятелей литературы: осетинского поэта Коста Хетагурова, дважды Героя Советского Союза генерала армии Иса Плиева, одного из лучших дирижеров мира Валерия Гергиева, первую в мире женщину – дирижера Веронику Дударову, династию цирковых артистов Кантемировых и многих других выдающихся людей, оставивших свой след в истории. ( См. Приложение фото № 1-14)
Глава 2. Национальный осетинский мужской костюм.

Национальный костюм осетин, подвергавшийся постепенному изменению и усовершенствованию начал выходить из употребления, в первую очередь у равнинных осетин только к началу 40-х годов 20-го века.
Вся одежда – от головного убора до обуви – изготовлялась женщинами, среди которых было немало талантливых мастериц. Одежду шили в ручную, особенно в горах.
Особенностью национальной осетинской одежды являлось сходство верхнего мужского и женского платьев по крою и способу ношения. Сходство это, до недавнего прошлого, проявлялось в покрое бешмета, обуви, а в средние века и в головном уборе.
Современный национальный осетинский костюм сохранился лишь в качестве праздничного, а отдельные его элементы до сих пор входят в состав повседневной одежды осетин.
Национальная мужская одежда осетин состоит из бешмета, черкески, папахи, самодельной обуви, а также бурки и башлыка. Шилась она разным материалом, который должен был соответствовать возрасту, сословию мужчины. Повседневная одежда отличалась от выходной, а праздничная от траурной. ( См. приложение фото № 15-18)

2.1. Головной убор.
Голове – папаха, ногам – обувь, гласит народная пословица. Большим разнообразием отличались головные уборы. Носить их начинало все мужское население Осетии с трех лет, это означало, что мальчик стал настоящим мужчиной. Запрещалось играть головным убором, небрежно его носить, это был позор для себя, для семьи, для фамилии, всего села.
Головные уборы делились по временам года. Летом осетины носили войлочные шляпы(нымжт худ), обычно белого, серого или черного цвета, с большими полями, которым придавали самую различную форму. Особенно славились тонкие войлочные шляпы из белого козьего пуха(тинтычъи худ), они считались праздничными.
Зимним головным убором служили большие овчинные и барашковые папахи(ужлдзарм худ). ( См. приложение фото № 19-22)

2.2. Башлык (басылыхъ).
После головного убора, важное значение в одежде имел башлыкЕго носили как мужчины, так и женщины. Состоял он из трех частей: головного углубления и двух длинных завязок. Изготавливался он из козьего пуха и верблюжьей шерсти. Башлык считался одним из лучших подарков невесты для родственников жениха. А особенно для его брата. (См. приложение фото № 23-26)

2.3. Черкеска(цухъхъа).
Возникновение черкески у осетин относится к послемонгольскому периоду и связанно с появлением у них огнестрельного оружия. Черкеску шили из местного сукна различных цветов (черного, белого, серого, коричневого и даже красного). Степень достатка горца определялась по его черкеске и имевшимся на ней богатыми украшениям. Она шилась в талию с цельной спинкой, со вставными боковыми клиньями, без воротника. Рукава черкески делались широкими, прямыми, намного длиннее кисти руки. Длина черкески зависла от вкуса ее владельца и от ее назначения. Для верхней езды черкеска делалась более короткой. . ( См. приложение фото № 27-29)

2.4. Газыри (бжрцытж).
На каждой стороне груди черкески нашивались газыри – кожаные гнезда для деревянных трубочек, куда вкладывали патроны. Число газырей было не одинаковым. Вначале они достигали до шести или восьми штук. А позже до шестнадцати и двадцати. Богатые осетины отделывали газыри серебром и золотом. . ( См. приложение фото № 30)

2.5. Бешмет (куыржт).
Бешмет – это основная нательная одежда, длиной ниже колен, плотно облегающая тело до поясницы, а ниже поясницы спускавшийся свободными складками. К бешмету пришивался стоячий воротник. На концах рукавов и спереди до пояса бешмет застегивался мелкими пуговицами из тесьмы и петлями из нее же. Большим шиком считался белый бешмет с серой черкеской. ( См. приложение фото № 31)

2.6. Бурка (нымжт).
Бурка – это накидка с широкими плечами, часто длинная до пят. На шее она завязывалась или застегивалась на пуговицы. С буркой осетины не расставались целый год. Она защищала их от дождя, холода и жары, а для пастуха служила так же постелью. Различались бурки по качеству, плотности и легкости. Парадные бурки делались из белой шерсти. ( См. приложение фото № 32-35)

2.7. Ремень (рон).
Огромное значение имел головной убор для мужчин, но не менее значимым был ремень на талии. Ремень начинали носить в возрасте десяти лет. Было стыдно ходить распоясанным. Изготовлялись ремни из кусков крашенной кожи. Металлические бляхи делались из железа, меди, серебра и золота.
Находясь дома, или за работой у осетин на ремне обязательными были нож или кинжал. Но во время свадеб особо ценились на ремнях сабли и пистолеты. ( См. приложение фото № 36-38)

2.8. Ичиги (хждбынтж).

Кавказские ичиги - это нечто особенное. Они исконно являются элементом национального костюма осетин.

Кавказские ичиги – высокие сапоги из мягкой натуральной козлиной кожи, с мягким носком и внутренним жестким задником.
Изготовлялись без каблука, на мягкой подошве без застежки, так чтобы обувь плотно облегала голенище и фиксировалась ремешком под коленом.
Чтобы ичиги можно было носить в холодное время года изнутри их обшивали овчиной или войлоком.
Ичиги различались по цвету – в основном черные или коричневые.
На каждый случай жизни у осетин имелось особая пара сапог. ( См. приложение фото № 39-41)

Факт.

У Льва Николаевича Толстого было богатая коллекция обуви.
Но больше всего он обожал кавказские ичиги – бесшумные, мягкие и очень удобные, сделанные из тонкой кожи.
Их писатель использовал для верховой езды, а также вместо тапочек и ходил в них по дому.
Сейчас ичиги – это праздничная обувь, предназначенная для танцев и отдыха. Так же ичиги носят охотники и цирковые наездники.
Станцевать лезгинку на носках с гордостью и осанкой, выразить дух народа – большая честь и достоинство любого народа. ( См. приложение фото № 42-45)







































Дорогой друг!


Мы проводим опрос, в ходе которого хотим выявить твои знания об основных элементах национального осетинского мужского костюма.


АНКЕТА


1. Каким разнообразием отличается осетинский мужской головной убор? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой элемент имел важное значение после головного убора?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какой элемент одежды являлся показателем достатка?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В какой части черкески горцы хранили запас пороха?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какая основная нательная одежда для мужчин служила, так же одеждой для женщин?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Каково предназначение бурки?
____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Назовите обязательные атрибуты ремня.
____________________________________________________________________________________________________________________________________



Спасибо за участие!



Глава 3. Практическая часть.

Рассмотрев основные части национальной мужской одежды, мы убедились в том, что нельзя перечесть ее богатства красоты и значимости.

Выявление знаний учеников школы №46 об основных элементах национального осетинского мужского костюма.

В процессе исследования мы провели опрос среди учеников 2-х классов школы №46. В опросе приняло участие 87 человек (вопросы анкеты прилагаются). Обработав полученные сведения, мы выяснили, что:
75% опрошенных детей справились с заданием.
85% - правильно ответили на вопросы анкеты.
Как видно по результатам проведенного опроса, дети хорошо знают основные элементы национального осетинского мужского костюма.

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Заключение.

В ходе анализа литературы мы выяснили, что национальный осетинский мужской костюм обладает уникальным духовным наследием, так как в нем отражается быт, культура и традиции народа.
Осетинская национальная одежда имела много общего с костюмом горцев Северного Кавказа, но никогда не имела абсолютного сходства.
Современный осетинский мужской костюм сохранился лишь в качестве праздничного костюма.

































Библиография

Айдаров Измаил «Ирон Фарн», Владикавказ: Ир-1996г.
Андиев Б., Андиев Р. «Осетинский орнамент» Северо-Осетинское книжное издательство 1960г.
Челехсаты Казбек «Осетия и осетины» Владикавказ-Санкт-Петербург 1994г.
Материалы интернета:
http//nyhas.ru
http//www.osetins


















































































































Справились с заданием




Root EntryArial CyrЈ Ј Ј Arial CyrЈ Ј Ј Прав. Отв.0_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"р
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial CyrЈ Ј Ј