Планирование и методика обучения технике и тактике спортивных игр обучающихся старшего звена блока дополнительного образования.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа спортивного кружка по баскетболу «Мир спорта» разработана для учащихся 9 – 11 классов (юноши) на основе учебной программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов В.И. Ляха, А.А. Зданевича - Москва: Просвещение, 2011.,
учебного пособия А.И.Каинова «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации», Волгоград: Учитель, 2013.
Спортивная игра баскетбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств. Обучение сложной технике игры основывается на приобретении на начальном этапе простейших умений обращения с мячом. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Специально подобранные игровые упражнения создают неограниченные возможности для развития координационных способностей: ориентирование в пространстве, быстрота реакций и перестроение двигательных действий, точность дифференцирования, воспроизведение и оценивание силовых и временных параметров движений, способность к согласованию движений в целостные комбинации. Программа предусматривает  углубленное изучение данного вида спорта с овладением техникой двигательных действий и тактическими приемами по данной специализации.
Актуальность программы.
Рабочая программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, которая предусматривает проведение теоретических и практических занятий, сдачу занимающимися контрольных нормативов, участие в соревнованиях.
Процесс формирования знаний должен носить деятельностный характер: вырабатывать у обучаемых умение использовать полученные теоретические знания на практике при освоении технических приемов и тактических действий, развитии физических качеств, формировании и осуществлении здорового образа жизни. Система знаний имеет важное значение как, в общем, так и в профессиональном физкультурно-спортивном образовании.
Место программы в образовательном процессе.
В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье. Основной принцип работы кружка по баскетболу - выполнение программных требований по физической, технической, тактической теоретической подготовке. В возрасте 15 – 17 лет уменьшается объём общей физической подготовки и увеличивается объём тактической подготовки. Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий – приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для достижения спортивного результата. В процессе обучения спортивным играм, обучаемые должны освоить специальные знания – систему фактов и закономерностей, лежащих в основе правильной организации и осуществления спортивно-физкультурных занятий (организованных и самостоятельных).
Постоянное изменение обстановки в процессе игры обуславливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования.
Специальные знания условно делятся на три категории: значение спортивных игр в решении задач физического воспитания и спортивной подготовки; методике обучения технике и тактике спортивных игр; методике физической подготовки. В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических качеств.
Цели:
Формировать интерес и потребность школьников к тренировочным занятиям по баскетболу.
Содействовать популяризации игры в баскетбол среди учащихся.
Совершенствовать учащихся в приобретении необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на соревнованиях.
Задачи:
Развивать специальные физические способности, необходимые для совершенствования игрового навыка.
Повышать общую физическую подготовленность учащихся для дальнейшего изучения и совершенствования основ техники и тактики игры.
Прививать ученикам организаторские навыки.
Участвовать в спартакиаде школы и в городских соревнованиях по баскетболу.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям баскетболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Методы и формы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: метод упражнений; игровой; соревновательный, круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами: в целом, по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
Место кружка «Мир спорта» в учебном плане.
Рабочая программа предусматривает распределение учебно-тренировочного материала на два года обучения (2016/17г. – 2017/18), предусматривает 68 часов, 2 учебных часа в неделю. Программный материал усложняется по элементам сложности выполнения учащимися тактико-технических действий на протяжении двух лет обучения.
Содержание программы (1 год обучения).
Инструктаж по технике безопасности.
Понятие техники безопасности. Организация работы по технике безопасности в спортивном зале. Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения занимающихся в спортивном зале.
Состояние и развитие баскетбола в России.
История развития баскетбола в мире и в нашей стране. Достижения баскетболистов России на мировой арене. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Гигиенические требования к занимающимся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Общие представления об основных системах энергообеспечения человека. Дыхание. Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Функции пищеварительного аппарата. Особенности пищеварения при мышечной работе. Понятие о рациональном питании и общем расходе энергии. Гигиенические требования к питанию спортсменов. Гигиеническое значение кожи. Уход за телом, полостью рта и зубами. Гигиенические требования к спортивной одежде и обуви. Правильный режим дня для спортсмена. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Профилактика вредных привычек.
Специально-подготовительные упражнения.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Бег с максимальной частотой шагов на месте и перемещаясь. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Прыжки в глубину с последующим выпрыгиванием вверх (одиночные, сериями). Многократные прыжки с ногина ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги. Прыжки в стороны (одиночные и сериями) на месте через «канавку» и продвигаясь вперед, назад.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска. Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Упражнения для кистей рук с гантелями, булавами, кистевыми эспандерами, теннисными мячами (сжимание). Удары по летящему мячу (волейбольному и баскетбольному в прыжке, с места, с разбегу в стену, через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания в цель. Броски мячей через волейбольную сетку, через веревочку на точность попадания.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Ловля мяча после кувырка с попаданием в цель. Метание теннисного и баскетбольного мяча во внезапно появившуюся цель. Броски мяча в стену (батут) с последующей ловлей. Ловля мяча от стены (батута) после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Прыжки вперед и вверх с подкидного мостика с выполнением различных действий с мячом и без мяча в фазе полета (сохранить вертикальное положение туловища). Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой, ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча. Перемещения партнеров в парах лицом друг к другу, сохраняя расстояние между ними 2-3 м.
Упражнения для развития специальной выносливости. Многократные повторения упражнений в беге, прыжках, технико-тактических упражнениях с различной интенсивностью и различной продолжительностью работы и отдыха. Игры учебные с удлиненным временем, с заданным темпом перехода от защиты к нападению и обратно. Круговая тренировка (скоростно-силовая, специальная).
Тактическая подготовка.
Тактика нападения:
Выход для получения мяча. Выход для отвлечения мяча. Розыгрыш мяча. Атака корзины «Передай мяч и выходи».
Тактика защиты:
Противодействие получению мяча. Противодействие выходу на свободное место. Противодействие розыгрышу мяча. Противодействие атаке корзины. Система личной защиты.
Техническая подготовка.
Прыжок: толчком двух ног, толчком одной ноги.
Остановка: шагом, прыжком, двумя шагами.
Повороты: вперед и назад.
Ловля мяча: двумя руками на месте, двумя руками в прыжке двумя руками при встречном движении двумя руками при поступательном движении двумя руками при движении сбоку одной рукой на месте одной рукой в движении одной рукой в прыжке одной рукой при поступательном движении одной рукой при движении сбоку.
Передача мяча: двумя руками сверху двумя руками от груди двумя руками снизу двумя руками с места двумя руками в движении одной рукой от плеча одной рукой с места.
Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком, по прямой, зигзагом, со сменой ритма, со сменой высоты ведения.
Обводка соперника с изменением высоты отскока
Броски в корзину: с места ближние, с двух шагов в движении, одной рукой с отскоком от щита, одной рукой средние, штрафные.
Игровая подготовка и судейская практика.
Значение спортивных соревнований. Правила соревнований по баскетболу, жесты судьи в баскетболе. Тренировочные игры 1на1, 3 на 3, 5 на 5.
Соревновательная подготовка.
Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр.
Ожидаемые результаты работы первого года обучения:
1.Развитие природных данных обучающихся.
2.Овладение теоретическими и практическими основами игры в баскетбол.
3. Развитие специальных физических способностей, необходимых для совершенствования игрового навыка.
Ученик  будет:
Знать:
работу сердечно-сосудистой системы, понятие о телосложении человека;
основные правила игры в баскетбол,  жесты судей;
гигиенические требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями;
способы подсчета пульса;
способы регулирования и контроля физических нагрузок во время занятий физическими упражнениями.
      Уметь:
выполнять передачу мяча одной рукой снизу, сбоку;
выполнять приемы обыгрывания защитника: вышагивание, скрестный шаг, поворот, перевод мяча перед собой;
броски мяча в корзину со средних и дальних дистанций одной и двумя руками от головы, штрафной бросок одной и двумя руками от головы;
применять в игре командное нападение, взаимодействовать с заслоном, а так же применять  индивидуальные, групповые  и командные действия в защите в игре баскетбол.
Использовать:
приобретенные знания и умения в практической и игровой деятельности, в повседневной жизни для включения занятий  спортом в активный отдых и досуг.
 
Учащиеся будут уметь демонстрировать по технической подготовке
 
броски по кольцу с расстояния 1 м.
броски со средних и дальних дистанций.
броски по кольцу после ведения.
передачи мяча в парах.
передачи мяча в движении.
обводка стоек.
передача и ловля мяча от стены за 30 сек.
штрафной бросок.
 
Учащиеся должны демонстрировать по ОФП.
Контрольные нормативы мальчики
высокий выше среднего средний
Бег на 30 м. 4,5 4,9 5,3
Штрафной бросок в корзину из 10 возможных. 4 3 2
Передачи мяча в стену на скорость – 20 сек. 21 19 15
Прыжок в длину с места 220 205 190
 По окончании первого года обучения учащиеся должны владеть понятиями «Школа передач мяча», «Финт», «Владение мячом», «Школа бросков мяча по кольцу», «Групповые взаимодействия».
Содержание программы (2 год обучения).
Инструктаж по технике безопасности.
Правила техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Правила поведения занимающихся в спортивном зале. Правила обращения со спортивным инвентарем.
Состояние и развитие баскетбола в России.
Достижения баскетболистов России на мировой арене. Итоги и анализ выступлений сборных национальных, молодежных и юниорских команд баскетболистов на соревнованиях.
Гигиенические требования занимающихся спортом.
Понятие о гигиене и санитарии. Режим питания, регулирование веса спортсмена. Пищевые отравления и их профилактика. Значение сна, утренней гимнастики в режиме юного спортсмена. Режим дня во время соревнований. Рациональное чередование различных видов деятельности.
Влияние физических упражнений на организм спортсмена.
Понятия об утомлении и переутомлении. Причины утомления. Субъективные и объективные признаки утомления. Переутомление. Перенапряжение. Восстановительные мероприятия в спорте.
Профилактика заболеваемости и травматизма в спорте.
Простудные заболевания у спортсменов. Причины и профилактика. Закаливание организма спортсмена. Виды закаливания. Предупреждение инфекционных заболеваний при занятиях спортом. Меры личной и общественной профилактики.
Общеподготовительные упражнения.
Упражнения для шеи и туловища. Наклоны, вращения, повороты головы; наклоны туловища, круговые вращения туловищем, повороты туловища, поднимание прямых и согнутых ног в положении лежа на спине.
Упражнения для ног. Поднимание на носки: сгибание ног в тазобедренных суставах; приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем, заднем и боковом направлениях; выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног. Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со штангой (для юношей).
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса; отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Преодоление веса и сопротивления партнера. Упражнения со штангой: толчки, выпрыгивания, приседания. Упражнения с набивными мячами.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 100 м со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег с гандикапом с задачей догнать партнера. Выполнения общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Специально-подготовительные упражнения.
Упражнения для развития быстроты движения и прыгучести. Ускорения, рывки на отрезках от 3 до 40м из различных положений (сидя, стоя, лежа) лицом, боком и спиной вперед. Рывки по зрительно воспринимаемым сигналам: вдогонку за партнером, в соревновании с партнером за овладение мячом, за летящим мячом с задачей поймать его. Бег за лидером без смены и со сменой направления (зигзагом, лицом и спиной вперед, челночный бег, с поворотом). Бег на короткие отрезки с прыжками в конце, середине, начале дистанции. Многократные прыжки с ноги на ногу (на дальность при определенном количестве прыжков; на количество прыжков при определенном отрезке от 10 до 50 м). Прыжки на одной ноге на месте и в движении без подтягивания и с подтягиванием бедра толчковой ноги.
Упражнения для развития качеств, необходимых для выполнения броска.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах и круговые движения кистями. Отталкивание от стены ладонями и пальцами одновременно и попеременно правой и левой рукой. Передвижение в упоре на руках по кругу (вправо и влево), носки ног на месте. Передвижение на руках в упоре лежа, ноги за голеностопные суставы удерживает партнер. Бросок мяча в прыжке с разбега, толкаясь о гимнастическую скамейку. Бросок мяча в прыжке с подкидного мостика на точность попадания.
Упражнения для развития игровой ловкости. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе и беге, после поворота, кувырков, падения. Броски мяча в стену с последующей ловлей. Ловля мяча от стены после поворота, приседа, прыжка, перехода в положение сидя. Ведение мяча с ударом о скамейку; ведение с ударами в пол, передвигаясь по скамейке, ведение с перепрыгиванием препятствий. Ведение одновременно правой и левой рукой двух мячей, со сменой рук. Ведение мяча с одновременным выбиванием мяча у партнера. Комбинированные упражнения, состоящие из бега, прыжков, ловли, передачи, бросков, ведения с предельной интенсивностью. Бег с различной частотой шагов, аритмичный бег по разметкам с точной постановкой, ступни (наступая на разметки, ставя ступни точно у линии). Эстафеты с прыжками, ловлей, передачей и бросками мяча.
Тактическая подготовка.
Тактика нападения: тройка. Треугольник. Малая восьмерка. Скрестный выход. Сдвоенный заслон. Наведение на двух игроков. Система быстрого прорыва. Розыгрыш мяча.
Тактика защиты: система личной защиты, основы системы зонной защиты
Техническая подготовка.
Остановка: шагом, прыжком, двумя шагами, с поворотом на 90, с поворотом на 180, в стойку баскетболиста.
Повороты: вперед и назад, скручивание, обманные повороты.
Ловля мяча: двумя руками на месте, двумя руками в прыжке двумя руками при встречном движении двумя руками при поступательном движении двумя руками при движении сбоку одной рукой на месте одной рукой в движении одной рукой в прыжке одной рукой при поступательном движении одной рукой при встречном движении
Передача мяча: двумя руками сверху двумя руками от груди двумя руками снизу двумя руками с места двумя руками в движении одной рукой от плеча одной рукой с места, двумя руками в прыжке, двумя руками сверху, обманная передача, с отскоком от пола с места и в движении
Ведение мяча: с высоким отскоком, с низким отскоком, по прямой, зигзагом, со сменой ритма, со сменой высоты ведения, с сопротивлением 1 защитника, 2-х защитников.
Броски в корзину: с места ближние, с двух шагов в движении, одной рукой с отскоком от щита, одной рукой средние, штрафные, дальние, броски в прыжке с ближней дистанции.
Соревновательная подготовка.
Участие и проведение спортивных соревнований, товарищеских игр.
Ожидаемые результаты работы второго года обучения:
Совершенствование специальных физических способностей.
Приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на ответственных соревнованиях.
Умение управлять фазами технического приема в зависимости от конкретных вариантов противодействия соперника.
Освоение системы знаний второго года обучения происходит в процессе совершенствования технических приемов, тактических действий и физических качеств. Одновременно с техническим и тактическим совершенствованием игры продолжается процесс разностороннего развития координационных и кондиционных способностей, психических процессов, воспитание нравственных и волевых качеств.
Учитывая, что учащиеся второго года обучения должны владеть техникой основных приемов с мячом, для сопряженного воздействия на технику, тактику, развития способностей.
Демонстрировать броски в корзину одной рукой с места, в движении. Выполнять различные финты: индивидуальные, групповые и командные, тактические действия в нападении и защите, владеть правилами спортивной игры в баскетбол.
Владеть основными игровыми приемами, групповыми взаимодействиями в нападении и защите.
В процессе игры человек получает высокую эмоциональную нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение. Кроме того, существуют средства и методы интегрального воздействия, способствующие целостному проявлению навыков, качеств, знаний.
Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий – приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности для достижения спортивного результата.
Учащиеся должны демонстрировать:
Контрольные нормативы мальчики высокий выше среднего средний Бег на 30 м. 4,4 4,8 5,1 Штрафной бросок в корзину из 10 возможных. 4 3 2 Передачи мяча в стену на скорость – 20 сек. 26 25 23 Прыжок в длину с места 230 220 200
Список литературы:
Андреев В.И. Факторы определяющие эффективность техники дистанционного броска в баскетболе. Автореферат. — Омск, 2011.
Каинова А.И. «Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации», Волгоград: Учитель, 2013
Баскетбол. Броски по кольцу: Мастера советуют. Физкультура в школе №7. 2012.
Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры. Под редакцией Ю.М. Портнова. — М., Физкультура и Спорт, 2010. – С. 26.
Белов С. Баскетбол. Броски по кольцу. Физкультура в школе. 2011. – С. 24.

Тематическое планирование первого года обучения «Мир спорта» (юноши)
№ п/п Тема Элементы дополнительного содержания Дата проведения
по
плану по
факту
1 Ведение б/б мяча с изменением направления Инструктаж по Т.Б.по спортивным играм. Эстафеты на координацию. 2 Броски мяча в кольцо с двух шагов. Учебная игра. ОРУ без предметов. Упражнения с сопротивлением. Бег на 30 метров. 3 Передача и ловля высоколетящего мяча. Штрафной бросок. Упражнения для рук и плечевого пояса, для мышц шеи, для туловища и ног. 4-5 Индивидуальные действия, выход на свободное место с целью атаки и получения мяча. Выбор способа ловли мяча. Силовые упражнения.
6 Ведение с переводом мяча за спиной. Учебная игра. Игры с бегом, прыжками, метанием. 7 Броски в корзину. Передвижение бегом. Приставные шаги. 8-9 Финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок. Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов. 10 «Большая восьмерка». Ведение мяча правой левой рукой. 11-12 Совершенствование бросков с места, после ведения. Нападение быстрым прорывом. Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости. Судейство. 13-14 Взаимодействие двух нападающих против трех защитников. Остановка прыжком в два шага. Судейство. Прыжок в длину с места. 15 Индивидуальная защита. Передача мяча одной рукой от плеча. 16 Броски в корзину. Передача мяча двумя руками от груди. 17 Зонная защита. Учебная игра. Передача мяча снизу одной рукой на месте. 18-19 Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. Передача мяча одной рукой от плеча по высокой траектории на расстоянии 12-16 метров с места, а затем в движении. 20 Тактика нападения. Учебная игра. Ведение мяча правой левой рукой. 21 Тактика защиты. Учебная игра. Остановка прыжком в два шага. 22-23 Специальные упражнения и комбинации в нападении и защите. Передача мяча от груди в тройках двумя руками в движении по восьмерки, бросок от груди, бросок снизу двумя руками. 24-25 Противодействия при бросках мяча в корзину. Ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой при передвижениях игроков в парах и тройках. 26-27 Нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с заслонами. Ловля высоколетящих мячей в прыжке, на месте, в движении. Тест передачи мяча в стену на скорость. 28 Индивидуальная защита. Передвижение бегом. Приставные шаги. 29 Броски в движении после передачи. Прессинг. Ловля и передача мяча двумя руками в движении. Судейство. 30-31 Товарищеские встречи по баскетболу. Передача мяча на месте с отскоком от пола и ловля мяча. Судейство. 32 Взаимодействие двух игроков в защите. Передача и ловля мяча при встречном движении и с отскоком от пола. 33 Нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с заслонами. Броски в корзину от головы. Учащийся выполняет 15-20 бросков. 34-35 Противодействие выходу на свободное место для получения мяча. Ведение мяча по прямой с изменением направления и скорости. 36 Зонная защита. Передача мяча одной рукой от плеча. 37 Броски в корзину. Штрафной бросок. Тестирование. 38-39 Организация командных действий с использованием изученных групповых взаимодействий. Ловля и передача мяча двумя руками в движении. 40 Ведение с переводом мяча за спиной. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180 градусов. 41 Нападение быстрым прорывом. Броски в движении после двух шагов. 42-43 Организация командных действий против применения быстрого прорыва противника. Броски в корзину от головы. Учащийся выполняет 18-24 бросков. 44 Командные действия в учебной игре. Передача и ловля мяча при встречном движении и с отскоком от пола. 45 Броски в движении после передачи. Прессинг. Броски в корзину в прыжке с дальней и средней дистанции. 46 Ведение, передачи, броски. Техника нападения. Техника передвижения. 47-48 Применение изученных приемов техники нападения в зависимости от ситуации на площадке. Повороты в движении с сочетанием способов передвижения. 49 Обманные действия: финт на рывок, финт на бросок, финт на проход. Бег с изменением направления и скорости из различных исходных положений. 50-51 Бросок одной рукой от головы в прыжке. Техника владения мячом, ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком. 52 Штрафной бросок. Учебная игра. Прыжки толчком двух ног, толчком одной ноги. 53-54 Финты с мячом на ведение, на передачу, на бросок. Обманные действия, передача мяча скрытые (назад, вправо, влево). 55-56 Противодействия при бросках мяча в корзину. Бросок мяча одной рукой в прыжке с поворотом до 180 градусов. 57-58 Взаимодействие двух нападающих против трех защитников. Выбивание мяча при ведении, перехват мяча при ведении. 59 Взаимодействие двух игроков в защите. Действия защитника в обороне, в нападении. 60-61 Нападение с целью выбора свободного действия. Обводка противника способом, прикрывания мяча корпусом. 62 Позиционное нападение. Групповые действия. Передача мяча одной рукой из - за спины. 63 Круговая тренировка(5-6 станций). Сдача тестов. Перехват мяча в движении в стойке защитника, в роли нападающего. 64-65 Специальные упражнения и комбинации в нападении и защите. Накрывание мяча при броске с места, овладение мячом, отскочившим от кольца. 66 Тактика нападения. Групповые действия. Сочетание способов передвижения с техническими приемами игры в защите. 67-68 Товарищеские встречи по баскетболу среди сборной 9-11 классов. Действия защитника в обороне, в нападении. Календарно-тематическое планирование «Мир спорта» (юноши)
№ п/п Тема Элементы дополнительного содержания Дата проведения
по
плану по
факту
1 Индивидуальные действия в защите, перехват мяча. Правила по предупреждению травматизма на занятиях баскетболом. 2-3 Комбинация из освоенных элементов техники переме-
щений и владения мячом. Ведение с изменением направления, приставным шагом. Силовые упражнения. 4 Индивидуальные атакующие действия. Вырывание и выбивание мяча. Измерение ЧСС. 5-6 Взаимодействие двух игроков. Штрафной бросок. Ведение с обводкой. Зонная защита. Упражнения с отягощением. 7 Зонная защита. Учебная игра. Ловля мяча после отскока от щита. 8-9 Бросок мяча в движении после двух шагов разбега. Передача двумя руками из-за головы. Бросок одной в прыжке. 10 Прессинг. Зонная защита. Ведение мяча правой и левой рукой. 11-12 Бросок мяча от плеча. Учебная игра. Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. Судейство. 13-14 Взаимодействие двух нападающих против одного защитника. Совершенствование бросков с места, после ведения. 15-16 Броски мяча со штрафной линии. Учебная игра. ОРУ без предметов. Упражнения с сопротивлением. 17-18 Ведение с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита. Обводка противника с изменением скорости. Перехват мяча. Упр. с набивным мячом. 19 Школьные соревнования по баскетболу. Инструктаж по организации проведения соревнований. Судейство. 20-21 Взаимодействие трех игроков - «треугольник». Учебная игра. Передача двумя руками из-за головы. Бросок одной в прыжке. 22-23 Позиционное нападение. Учебная игра. Обводка противника без зрительного контроля. 24 Нападение быстрым прорывом. Бросок одной рукой от головы. 25 Круговая тренировка (5-6 станций). Ловля высоко летящих мячей в прыжке. 26-27 Сдача контрольных нормативов. Учебная игра. Броски в движении после передачи. Прыжок в длину с места. 28 Передачи мяча в движении скрытые (назад, вправо, влево). Передача мяча с отскоком от пола. 29-30 Организация командных действий по принципу выхода на свободное место. Индивидуальные действия по умению выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча. 31 Прессинг. Учебная игра. Передача мяча в тройках. 32-33 Бросок мяча от плеча. Учебная игра. Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. 34 Позиционное нападение. Ведение с разной высотой отскока. 35-36 Персональная защита. Учебная игра. Перемещение к стойке защитника вперед, в стороны, назад. 37 Варианты бросков мяча. Ведение с обводкой. Зонная защита. 38-39 Тактика нападения. Групповые действия. Ведение мяча с изменением направления движения и с изменением высоты отскока и скорости передвижения. 40 Ведение с обводкой. Бросок одной рукой от головы в прыжке. Зонная защита. Обводка противника с изменением скорости. Упражнения на пресс. 41 Позиционное нападение. Ведение с разной высотой отскока. Передача одной рукой из-за спины. 42-43 Бросок мяча в движении после двух шагов разбега. Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. 44 Варианты ловли и передач мяча. Ловля высоко летящих мячей в прыжке. 45 Действия против игрока с мячом. Передача одной рукой из-за спины. 46-47 Взаимодействие двух игроков. Штрафной бросок. Совершенствование бросков с места, после ведения. Судейство. 48-49 Нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с заслонами. Накрывание мяча при броске с места, овладение мячом, отскочившим от кольца. 50 Тактика защиты. Бросок одной рукой от головы. 51 Броски мяча со штрафной линии. Учебная игра. Различные передачи мяча в движении. 52 Финты. Судейство. Передача мяча с отскоком от пола. 53-54 Организация командных действий по принципу выхода на свободное место. Выбор места для овладения мячом при передачах и ведении. 55 Сдача контрольных нормативов. Передача мяча в стену за 20 секунд. 56-57 Персональная защита. Учебная игра. Передача одной рукой из-за спины. Индивидуальная защита. 58 Нападение быстрым прорывом. Ведение, обводка в заданном темпе. 59 Броски мяча в корзину из пяти точек. Учебная игра. Бросок одной рукой от головы. Упр. с набивным мячом. 60-61 Взаимодействие двух нападающих против одного защитника. Накрывание мяча при броске с места, овладение мячом, отскочившим от кольца. 62 Товарищеская встреча по баскетболу. Организационные действия, судейство. 63-64 Взаимодействие трех игроков - «треугольник». Индивидуальные действия по умению выбрать место и держать игрока с мячом и без мяча. 65 Нападение быстрым прорывом, взаимодействие двух игроков с заслонами. Бросок мяча одной рукой с места. 66-67 Нападение с целью выбора свободного действия. Броски в корзину в прыжке с дальней и средней дистанции. 68 Тактика нападения. Групповые действия. Держание игрока с мячом в защите. Подведение итогов второго года обучения.