Конспект урока по теме Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли


Тема урока «Аллотропия кислорода. Озон и значение озонового слоя Земли. Атмосферный воздух-смесь газов»
Цель урока углубление знаний о простых веществах.
Задачи урока А) образовательные: изучить строение, физические и химические свойства озона, значение озонового слоя, меры для защиты воздуха от загрязнения, формировать умение проводить поиск, обработку, анализ и систематизацию информации;
б) развивающие: развивать мышление, память, способность к анализу и синтезу; в) воспитательные: формировать навыки самоконтроля и работы в группе; способствовать формированию ответственного отношения к учению.
Критерии успешности Знать: строение и свойства озона, состав воздуха, значение озонового слоя;
уметь: записывать уравнения реакций, характеризующие химические свойства озона, способы получения
Тип урока Урок обучения умениям и навыкам
Форма урока Комбинированный
Ресурсы Учебник «Химия» 8кл., тетради, стикеры, флипчарт, фломастеры, «листы самооценки»
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационый момент Приветствие учителя. Проверка готовности класса к уроку. Психологический настрой учащихся. Создание коллаборативной среды.
Сообщение темы и целей урока. Готовятся к уроку.
Выполняют упражнение, делятся на группы.
Вызов
«Да – нет»
Кислород – самый распространённый элемент в земной коре.
Кислород поглощается в результате фотосинтеза.
Кислород вступает в реакцию  с водой.
Валентность кислорода равна 2.
Химический знак кислорода – О
Газ кислород обладает наименьшей среди всех веществ молекулярной массой.
Кислород хорошо растворим в воде.
Кислород поддерживает горение.
Соединения кислорода с металлами и неметаллами называются оксидами.
Назовите оксиды:
ZnO –
N2O3 –
As2O5 –
Закончите уравнения реакций, расставьте коэффициенты:
а) S +O2 =
б) Fe +O2 =
в) Ca + O2 =
г) Н2 +O2 = Выполняют задания
Осмысление В 1785 году был открыт газ – озон. Озон возникает в верхних слоях атмосферы на высоте 25 км от поверхности Земли в виде атмосферного озонового слоя.
Озон – газ голубоватого цвета, обладающий характерным запахом, в переводе с греч. «озо» - «запах». В воде озон малорастворим, имеет более высокие температуры кипения и плавления, чем у кислорода. При t= - 112C превращается в жидкость зеленоватого цвета, при t= -193C превращается в твердое вещество черного цвета. Озон в 1,5 раза тяжелее кислорода. Озон – сильный окислитель, обесцвечивает красящие вещества. Под действием озона погибают бактерии в питьевой воде, очищается воздух в помещениях. Озон образуется под влиянием электрических разрядов и молний, при работе электрических машин, кварцевых ламп, при разложении воды электролизом появляется характерный запах для озона «электрический запах». Его мы ощущаем после дождя, во время грозовых разрядов с молнией.
В лабораториях озон получают с помощью специального прибора – озонатора. Озонатор состоит из стеклянной трубки, обмотанной железной проволокой, через трубку по оси проведена другая проволока. Для получения высокого разряда концы проволок присоединяют к полюсам индукционных катушек. Через трубку пропускают газообразный кислород. При электрическом разряде он превращается в озон:
3O2 элетр.=заряд 2O3
Озон – непрочное соединение, легко разлагается:
O3 = O2 + ОИменно атомарный кислород обусловливает сильные окислительные свойства озона. Образующиеся атомы кислорода, присоединяясь друг другу, превращаются в молекулы кислорода:
О + О = О2
Явление, при котором один химический элемент может образовывать несколько разных простых веществ, называется аллотропией. Такие простые вещества являются аллотропными видоизменениями данного элемента.
Под действием озона разрушается каучук, органические красители обесцвечиваются. Спирт в присутствии озона возгорается. Озон окисляет такие благородные металлы, как золото и платина. Он легко вступает в реакцию с серебром, образуя оксид:
6Ag + O3 = 3Ag2O
Как сильный окислитель озон используется для обеззараживания сгнивших остатков и уничтожения бактерий. Эссе
1. «Значение озонового слоя»,
2. «Воздух – смесь газов»
Закрепление ГР Диаграмма Венна «Сходство и различие озона и кислорода» Составляют диаграмму Венна
Рефлексия «Листы самооценки» Отмечают
Дом/задание П. 21-26
Выбрать из перечня веществ оксиды и дать им названия.
KCl; MgO ; NaOH; SO2; AgNO3; ZnO; H2SO4; P2O5; ZnCl2; Cu(OH) 2; Fe2O3 ; ВеО; NH3; Fe(OH)2; Al2O3; HCl; N2O5; KH; CH4; CuSO4; BaO; PH3; KOH; HNO3; BaCl2; Al(OH)3; H2S; Mn2O7; AlBr3; CaO. Запись в дневниках, тетрадях